Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.


Автор: Перькова Нина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: Белгородская область город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Автор: Перькова Н. Г Организация: МБДОУ детский сад №12 Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи и м е е т с в о ю с п е ц и ф и ку, т а к ка к зд е с ь в о с п и т ат е л ь , к р о м е общеобразовательной, проводит коррекционно-развивающую работу. Причем последняя является ведущей. Что же представляет собой коррекционно- развивающая работа воспитателя? Это ряд специальных мероприятий, направленных на устранение у детей, имеющих общее недоразвитие речи, недостатков в развитии артикуляционной и пальцевой моторики, внимания, памяти, воображения, словесно-логического мышления, то есть всех процессов, тесно связанных с речью. Проводит воспитатель эту работу на занятиях по заданию логопеда, на фронтальных занятиях, на прогулках, в процессе всех режимных моментов, систематически контролируя поставленные звуки и грамматическую правильность речи детей. Предлагаем новый и интересный, на наш взгляд, подход к организации коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества коррекции развития детей. Дело в том, что, как показала практика, эффективным является использование в коррекционной работе специальных дидактических материалов, которыми насыщается развивающая среда. Эти материалы располагаются в строго определенном доступном для детей месте и предлагаются детям в утренние и вечерние часы, в перерывах между занятиями, во время индивидуальных занятий по заданию логопеда, как часть фронтального занятия, в любое свободное время, а в теплый период года выносятся на участок. Берут дети эти материалы, не спрашивая специального разрешения у взрослых. Обязательное условие – после игры материал сложить аккуратно и поставить на свое место. Оформляются эти материалы в виде привычной для детей игры. Таким образом дети получают весьма приятный и интересный для них дополнительный источник развития. При этом материал им не навязывается, они выбирают его по собственному желанию, что немаловажно для достижения положительного результата. Занимают игры с такими материалами, как правило, небольшой промежуток времени, но имеют, однако, высокий коэффициент полезного действия. Играют дети самостоятельно и нуждаются лишь в небольшой помощи взрослого. В процессе таких игр у детей, кроме прочего, укрепляется вера в собственные возможно сти, появляет ся интере с к з а н я т и я м ,
самостоятельность, деловитость, умение доводить начатое дело до конца, договариваться друг с другом, в конце игры наводить порядок на рабочем месте. Каждый ребенок находит интересное дело для себя, никто не чувствует себя одиноким, сглаживаются отрицательные переживания, связанные с речевым недоразвитием. К тому же, особо активные дети, которых в специализированных группах немало, не бегают без дела по помещению, а занимаются интересным и полезным делом. Вот некоторые дидактические материалы, которыми мы оборудовали развивающую среду в нашей логопедической группе: 1. «Буквы и шнурки». Эта игра представляет собой коробку, в которой находятся шнурки синего и красного цвета и картонная карточка с напечатанным на ней алфавитом, где буквы, обозначающие гласные звуки, выделены красным цветом, согласные – синим. Ребенок, глядя на карточку, а в дальнейшем по памяти, выкладывает на ковре из красных и синих шнурков буквы, слова. 2. «Хлопалки». Название этой игре дали сами дети. Для изготовления этой игры берем упаковочную полиэтиленовую пленку с пузырьками воздуха, нарезаем ее произвольно на небольшие куски. Ребенок берет один кусок и пальцами хлопает все пузырьки воздуха. Еще интереснее устраивать соревнования «Кто быстрее», где несколько детей берут одинаковой величины кусочки пленки и по счету начинают как можно быстрее хлопать пузырьки. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. 3. «Ловкие пальчики». Это поднос, на котором находится пинцет и две пластиковые небольшие баночки, в одной из которых насыпано несколько пластмассовых мелких шариков. Ребенок с помощью пинцета перекладывает шарики из одной баночки в другую. Можно проводить в виде соревнования. Тогда понадобятся несколько таких наборов. Шарики при этом можно посчитать, подобрать карточку с соответствующей цифрой, разложить по цвету. 4. «Горох в бутылку». Поставить на пол пластиковую бутылку с широким горлышком, дать детям по десять горошин. Стоя около бутылки, ребенок разжимает кулак и выпускает по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на высоте груди. Так поступают несколько детей по очереди. Побеждает тот, у кого в бутылке окажется горошин больше. 5. «Мотальщики». Берется 3-4-метровая веревка, на концах которой закреплены деревянные палочки, а на середине зафиксирован яркий бантик. Двое детей с разных концов берут в руки палочки и расходятся друг от друга на расстояние длины веревки, затем по общей команде начинают быстро наматывать веревку на палочку, продвигаясь вперед и стараясь быстрее добраться до бантика. Кому это удалось сделать быстрее, тот победил. 6. «Быстрые пальцы». К рейкам гимнастической стенки, укрепленной горизонтально, привязывают по десять шнурков одинаковой длины.
Соревнуются два игрока. По сигналу они завязывают бантики на всех десяти шнурках. Выигрывает тот, кто раньше сделает это. 7. «Собери созвездие». В коробке лежит черная фланелевая ткань, карточки черного или фиолетового цвета с нарисованными созвездиями (Большая Медведица, Малая Медведица, зодиакальные созвездия) и их названиями, маленькие блестки-звездочки. Ребенок выбирает любую карточку и по образцу выкладывает соответствующее созвездие на ткани, затем читает его название. 8. «Моя рука…моя нога». Таблички, на которых написаны названия частей тела человека: рука, нога, голова, шея, плечо, живот, грудь, спина, бедро и т. д. Дети стоят в кругу. Одному из детей предлагается лечь на коврик. Дети по очереди выходят в круг, берут одну табличку и кладут ее на лежащего ребенка, предварительно прочитав, что на ней написано: «рука» к руке, «голова» к голове и т. д. Аналогично можно изготовить игру «Этикетки», написав на табличках названия различных предметов, находящихся в групповой комнате и снабдив таблички шнурком. Ребенок ходит по группе и развешивает этикетки на соответствующие предметы, где можно, привязав их. Для детей, не умеющих читать или читающих плохо, на обратной стороне – изображение соответствующего предмета. 9. «Круглый год». Картонный круг, разрезанный на двенадцать секторов. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора круга перемешаны. Их надо упорядочить, прочитав названия месяцев. Когда фигура примет форму круга, зеленым цветом будет обозначена весна, красным – лето, желтым – осень, а белым – зима. Не читающие дети собирают год по цвету. Аналогично можно сделать игру «Круглые сутки», взяв четыре сектора с изображением частей суток. 10. «Карта мира». Два картонных полушария Земли голубого цвета с изображенными на них контурами частей света. Отдельно - зеленые картонные части света с написанными на них названиями по размеру соответствующие тем, что контурами изображены на полушариях. Нужно разложить части света по своим местам на полушариях. 11. «Найди на ощупь». Небольшая коробка, в которой находятся мелкие предметы. Ребенок раскладывает их на столе в определенной последовательности, например, шишка, орех, желудь, ракушка, морской камешек, каштан, птичье перо, фасолинка, сливовая косточка, горошинка. Отдельно коробка большего размера с единственным круглым отверстием такого размера, чтобы туда легко входила рука ребенка и в которой находятся такие же предметы. Ребенок на ощупь в строго определенной последовательности отыскивает в коробке сначала шишку, затем орех, желудь и т. д. и раскладывает их соответственно под теми, что лежат на столе.
12. «Пальчики читают». Фанерные таблички с наклеенными на них цифрами 1, …, 9, вырезанными из мелкой наждачной бумаги. Повязка для глаз. Играют двое детей: один с завязанными глазами сидит у стола, на котором вперемешку лежат три – четыре таблички с цифрами. Второй - ведущий называет одну из лежащих на столе цифр. Если первый ребенок с помощью пальцев находит правильно названную цифру, то дети меняются местами. Если попытка не удалась, пробует еще раз. 13. «Строим башню». Двое детей садятся на ковер возле коробки с кубиками, берут по одному кубику и по очереди ставят их друг на друга, строя одну общую высокую башню. На чьем ходу башня упадет, тот проиграл. 14. «Посчитай-ка». На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 лицевой стороной вниз и контейнер с маленькими ракушками. Ребенок переворачивает одну карточку и составляет группу из ракушек, которая соответствует цифре на карточке. Затем переворачивает следующую карточку и составляет группу из ракушек и т. д. 15. «Фигурки из пальцев». Карточки-образцы, на которых изображены фигурки животных, различных предметов, выполненные из пальцев. Дети стараются с помощью своих пальцев выполнить такие же. Аналогично предлагается выполнить фигурки по образцу из палочек. 16. «Составь пирамиду». Карточки, на которых изображены предметы, слова-названия которых содержат один, два, три или четыре слога. Дети считают слоги и раскладывают рядами один над другим карточки так, что1 ряд содержит предметы с односложными словами-названиями, 2 ряд – двусложными и т. д. Количество карточек таково, что при правильном выкладывании образуется пирамида. 17. «Расколдуй». На полу мелом еле заметно рисуем контуры снеговика (какого – либо животного, птицы). Сообщаем детям, что его заколдовала злая Непогода, снеговик почти растаял, предлагаем его «спасти» - выложить контуры из белой фасоли. Дети с радостью это делают. Все эти и многие другие игры используются в многолетней практике работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и наряду с другими мерами способствуют успешному ее исправлению. Работа воспитателя творческая, подобных игр можно придумать и изготовить великое множество. Все зависит от нашего желания, фантазии и любви к детям. Будем рады, если предложенный вариант организации коррекционно-развивающей среды заинтересует наших коллег, и приглашаем всех к сотрудничеству. Время от времени игры в развивающей среде следует заменять другими, чтобы поддерживать интерес детей к ним.
Использованная литература: 1. Васильева Н.Н., Новотворцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников». 2.Гаркуша Ю. Ф. «Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи». 3. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Игра и дети». 4. Селиверстов В. И. «Игра в логопедической работе с детьми». 5.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи». 6. Хилтунен Е. «Упражнения с Монтессори-материалом». 7. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь».


В раздел образования