Напоминание

«Русская изба затеями полна»


Автор: Назарова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 163" ОАО РЖД
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Долгосрочный проект по ознакомлению старших дошкольников с культурой России
Тема: «Русская изба затеями полна»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Долгосрочный проект по ознакомлению

старших дошкольников с культурой России

на тему: «Русская изба затеями полна»

Выполнила: Назарова Елена Валерьевна,

Воспитатель ЧДОУ «Детский сад №163» ОАО РЖД г.

Новосибирска

Проблема:

Многие дети нашей группы не знакомы с орудиями труда, бытом, игрушками,

праздниками наших предков. Даже у взрослых, к сожалению, поверхностные знания о

том, как жили, работали и отдыхали люди на Руси. Постепенно отошли на задний план

культура и традиции русского народа, теряя связь с национальными истоками.

Наблюдается повышенный интерес к западной культуре.

Тема проекта: «Русская изба затеями полна».

Актуальность:

По нашему мнению, возникает острая необходимость в том,чтобы дошкольники

почувствовали уникальность своего народа, знали обычаи, культуру своей родины.

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для погружения в истоки

национальной культуры и приобщения к её ценностям.

Наши маленькие Любознайки хотят всё знать и уметь. Именно мы, взрослые, можем

помочь им проникнуться чувствами гордости за свою родину, передать нашим детям

величие своего народа.

На

наш

взгляд,

метод

проектов является

доступным,

увлекательным

и

эффективным способом приобщения детей к истории русского народа.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: январь 2022г. – декабрь 2022г.

Участники проекта:

дети старшей - подготовительной группы, воспитатели,

родители.

Цель:

Формирование начальных представлений о культурно – историческом наследии

русского народа у старших дошкольников через знакомство с народными праздниками,

традициями, бытом и творчеством наших предков. Популяризация традиций и обычаев

русского народа среди педагогов и родителей.

Задачи:

Для детей:

1. Образовательные: создать предметную среду в группе для приобщения детей к

истокам русской культуры; познакомить детей с бытом и культурой наших предков

(народными играми, фольклором, обрядами, промыслами).

2. Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные способности; навыки

художественного творчества детей; умение планировать свою деятельность и доводить её

до конца; творческое воображение;

3. Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус; патриотическое сознание,

гордость за свою страну, богатую славными традициями;

желание

сотрудничать со

взрослыми и сверстниками.

Для воспитателей:

освоить алгоритм создания и реализации проекта, отталкиваясь

от запросов детей; повысить профессиональное мастерство и компетентность в вопросе

патриотического воспитания старших дошкольников.

Для родителей: стать непосредственными участниками образовательного процесса,

обогатить свой педагогический опыт, испытать чувства сопричастности и удовлетворения

от своих успехов и успехов своего ребенка.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных

мультфильмов, презентаций, видеороликов, прослушивание аудиозаписей);

- словесные (беседы, объяснение, мотивирующие вопросы, художественное слово,

пояснение, поощрение);

- практические (показ способов изображения и способов действия, самостоятельная

деятельность детей);

- игровые методы (игровая организация деятельности детей, дидактические,

подвижные и сюжетно-ролевые игры).

Предполагаемый результат: формирование у детей начальных представлений о

культурно – историческом наследии русского народа: быте, народных праздниках,

обрядах, фольклоре, промыслах. Личностный и профессиональный рост, самореализация

педагогов, мотивация на развитие, освоение и внедрение в педагогическую практику

проектного метода. Сплочение родителей, педагогов и детей.

Материально – техническое обеспечение:

1.

Методическая

и

художественная

литература,

энциклопедии,

видеоролики,

мультфильмы по теме проекта.

2. Технические средства: музыкальный центр, проектор, экран.

3. Настольные дидактические игры, атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых

игр, костюмы для драматизаций.

4. Наборы открыток, иллюстраций, сюжетных картинок, альбомы народных

промыслов России.

5. Художественные, природные и бросовые материалы для изготовления поделок и

рисунков.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (10.01.22г. – 28.01. 22г.).

Задачи:

- формирование проблемы, определение темы и актуальности, постановка

цели,

определение

задач,

составление

паутинки

проекта,

оформление

объявления;

-

анализ теоретических источников по изучаемой проблематике;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- составление плана достижения цели проекта;

- разработка содержания работы с родителями и детьми;

-

подбор

наглядно-демонстрационного

материала,

художественной

литературы,

пальчиковых,

подвижных

игр,

физминуток,

видеороликов,

мультфильмов, закличек, пословиц, загадок, колядок;

- акция «Принеси книгу русских народных сказок».

II этап – Практический (31.01.22г. – 30.11. 22г.).

Задачи:

- просвещение родителей по вопросам патриотического воспитания;

- проведение бесед, игр-занятий с детьми, развлечений;

- просмотр видеороликов, презентаций, открыток, иллюстраций;

- чтение художественной литературы и энциклопедий, составление рассказов

из личного опыта, отгадывание загадок, обсуждение пословиц;

- дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации;

- оснащение оборудованием и материалами центров «Искусств», «Сюжетно –

ролевых игр», «Грамоты и письма» в соответствии с темой проекта для

самостоятельной деятельности детей;

- изготовление продуктов проекта.

III этап – Заключительный (01.12.22г. – 16.12. 22г.).

Задачи:

- организация выставки детских работ «Народные промыслы»;

- презентация продуктов проекта – макеты «Русская изба», «Сельское

подворье», сделанные своими руками, библиотеки «Любимые русские

сказки»;

- фольклорные посиделки «При солнышке – тепло, при матери – добро!»;

- награждение активных участников проекта;

- проведение исследования оценки эффективности проекта.

Планирование взаимодействия с родителями

Эта

п

Содержание работы

Как именно достигается

Сроки

Подготовительный

Информирование

родителей

о

содержательных

аспектах

предстоящей

темы

проекта,

о

предполагаемых

сроках

каждого

этапа, о том, где и

как

будет

происходить

сбор

сведений,

какие

возможны

способы

участия родителей в

проекте,

способе

презентации проекта.

Размещение

понятной

информации

в

групповой

приёмной на стенде «Для вас,

родители!»

и

в

группе

в

WhatsApp.

Анкетирование

«Народная

культура в семье»

Консультации:

«Символы

русской культуры», «Воспитание

детей

на

традициях

русской

народной культуры».

10.01.22г. –

28.01. 22г.

Практический

Непосредственное

добровольное

участие членов семей

в

реализации

проекта.

Предложить

родителям

варианты участия в акциях и

мероприятиях проекта: конкурсы

«Лучший каравай», «Пасхальное

яйцо»; сбор экспонатов для мини

музея

группы

и

коллекции

ёлочных

украшений

«Игрушки

наших

бабушек»;

проведение

мастеркласса «Тряпичная кукла».

Фольклорные

посиделки

«При солнышке – тепло, при

матери – добро!»

Показать,

что

эрудиция,

талант,

жизненный

и

профессиональный

опыт

родителей,

может

стать

источником

информации,

реальной помощи и поддержки

ребенку и педагогам в процессе

работы над проектом.

31.01.22г. –

30.11. 22г

Заключительный

Участие

в

организации

выставки,

презентации проекта.

Поощрение

всех

членов

семей,

принявших участие в

проектной

деятельности,

благодарность

каждому

участнику

проекта за его вклад

персонально.

Вручение

благодарственных

писем, грамот.

Размещение

информации

в

группе в WhatsApp

.

01.12.22г. –

16.12. 22г.

Планирование взаимодействия с детьми

Этап

Содержание

работы

Как именно это достигается

сроки

Подготовительный

Введение детей в

проблему.

Выбор

темы.

Планирование.

Сбор сведений.

Проблемная ситуация: «Как жили,

работали

и

отдыхали

люди

на

Руси?».

«Модель трёх вопросов»: Что мы

знаем? Что хотим узнать? Как мы

можем это узнать?

Составление паутинки проекта.

Подбор литературы.

Акция «Принеси книгу русских

народных сказок».

Выяснение,

какие

материалы

нужны

для

создания

макетов

«Русской избы» и «Деревенского

подворья».

10.01.22г. –

28.01. 22г.

Практический

Введение детей в

игровую ситуацию.

Создание

условий

для

сотворчества

детей с педагогом

и самостоятельной

деятельности

детей.

Изготовление

продуктов проекта.

При

необходимости

оказание помощи.

Проведение бесед, игр-занятий с

детьми,

развлечений,

обсуждение

пословиц.

Просмотр

видеороликов,

презентаций,

мультфильмов,

открыток, иллюстраций.

Встреча с сотрудниками музея

Новосибирска,

познавательные

рассказы о быте наших предков.

Организация мини музея группы.

Чтение

художественной

литературы

и

энциклопедий,

составление рассказов из личного

опыта,

отгадывание

загадок,

разучивание

закличек,

колядок,

считалок.

Дидактические,

подвижные

и

сюжетно-ролевые

игры,

игры

драматизации.

Оснащение

оборудованием

и

материалами центров «Искусств»,

«Сюжетно

ролевых

игр»,

«Грамоты и письма» в соответствии

с

темой

проекта

для

самостоятельной

деятельности

детей.

Изготовление продуктов проекта

Правило «Спроси трёх».

31.01.22г. –

30.11. 22г

Заключительный

Презентация

конечных

продуктов проекта.

Подведение

итогов. Рефлексия.

Организация

выставки

детских

работ

«Народные

промыслы

России».

Создание библиотеки «Любимые

русские сказки».

Макеты

«Русская

изба»,

«Сельское

подворье»,

созданные

своими руками.

Поощрение, вручение грамот.

01.12.22г.

–16.12.22г.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное

развитие

Просмотр презентаций «Русская народная культура и

традиции», «Русская изба», «Обычаи, обряды и традиции

русского народа», «Откуда хлеб пришёл».

Чтение энциклопедий.

Знакомство

с

народным

календарём,

костюмами,

инструментами, играми, предметами быта.

Дидактические игры: «Составь узор», «Угадай, на чём

играю», «Одень куклу в национальный костюм», «Что

сначала - что потом», «Четвёртый лишний», «Какие

предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Социально –

коммуникативно

е развитие

Непосредственное общение со взрослыми и сверстниками

в процессе обсуждения темы, постановки цели, выборе

материалов.

Планирование совместной деятельности.

Объединение в группы.

Правило «Спроси трёх».

Участие в презентации продукта проекта.

Игры драматизации «Репка», «Теремок», «Кот, петух,

лиса».

Развлечения

«Святочные

Колядки»,

«Широкая

масленица»,

«Пасха»,

«Праздник

урожая»,

«Русские

посиделки».

Речевое развитие

Развитие диалогической речи: «Модель трёх вопросов»,

беседы: «Как жили наши предки?»,

«Русские промыслы

Хохлома,

Гжель,

Дымково»,

«Русские

народные

инструменты», «Элементы русского костюма».

Развитие связной речи: составление рассказов из личного

опыта «Как мы ходили в музей».

Обогащение

словаря:

изба,

чугунок,

ухват,

лапти,

береста, прялка, веретено, лапти, занавески, лавка,

коромысло,

колыбель,

рушник,

каравай,

фольклор,

скоморох,

ярмарка,

заклички,

колядки,

обряд,

самотканные, хлебосольный, обрядовая,

расшивать,

пестовать .

Чтение русских народных сказок, разучивание потешек,

закличек, колядок, пословиц.

Отгадывание загадок про символы русской культуры,

народные промыслы.

Физическое

развитие.

Мышечная

нагрузка

на

пальцы

при

работе

с

художественными материалами.

Пальчиковые

гимнастики

для

снятия

мышечного

напряжения: «Маланья», «Дождик – дождик, лей, лей,

лей..», «Братья», «Гости».

Зрительные

гимнастики

для

снятия

зрительного

напряжения: «Радуга», «Свинка Ненила», «Федя Бредя».

Подвижные

игры:

«Гори,

гори

ясно»,

«Блинчики»,

«Ручеёк»,

«Золотые

ворота»,

«Бабка

Ёжка»,

«Цепи

кованные», «Жмурки».

Художественно-

эстетическое

развитие

Рассматривание

фотографий,

иллюстраций

Прослушивание аудиозаписей «Русские народные песни».

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам

«Гуси - лебеди», «Царевна Лягушка», «Крошечка -

Хаврошечка» и др.

Разучивание частушек, игра на народных инструментов.

Проведение фольклорных посиделок «При солнышке –

тепло, при матери – добро!».

Создание

коллективных

творческих

работ:

«Макет

русской

избы»,

«Деревенское

подворье».

Выставка

рисунков и поделок «Народные промыслы».

Возможные риски проекта: недостаточный уровень компетентности

педагогов;

неприятие

со

стороны

отдельных

родителей;

пассивность

социальных партнёров; слабая материально – техническая база; задержка

сроков реализации проекта из-за большой загруженности участников проекта;

низкое качество продуктов проектной деятельности.

Ожидания:

установление партнёрских отношений с семьями

воспитанников, объединение усилий для познавательного и творческого

развития детей

;

заинтересованность педагогов и администрации ДОУ в

широком

применении

патриотического

воспитания

в

детском

саду;

привлечение новых социальных партнёров.

Перспективы: возможность дальнейшего использования проекта в

других возрастных группах, пополнение музея группы.

Использованная литература:

Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. – 256 с.

Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б.

Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.

Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю.

Картушина– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.

Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. –

365 с.

Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей

к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых

праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных

учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева,

О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.



В раздел образования