"Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками."
Автор: Сорина Галина Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Горютинская СОШ" Населённый пункт: Тверская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками." Раздел: среднее образование
5 класс. Урок русского языка.
Тема. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Цели: определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала.
Тип урока – комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы;
соблюдать основные правила орфографии.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме, способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
Умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю
общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому совершенствованию; воспитание чувства
патриотизма, гордости за свою малую родину.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор; раздаточный материал на
карточках; портрет поэта А. Дементьева.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя.
Результаты диктанта, основные орфографические и пунктуационные ошибки, которые представляют трудность для
большинства ребят. Ученики проверяют, допущены ли у них ошибки.
П. Актуализация задачи урока.
Таблица на экране:
ОЦЕНКИ ЗА ГРАМОТНОСТЬ: _________________________.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
Безударные
гласные в корне
Окончания
прилагательных
Ь после
шипящих
-тся и - ться в
глаголах
Е-И в
окончаниях
глаголов
Однородные
члены
Сложное
предложение
1
ОЦЕНКИ ЗА ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ____________________________________
Диагностика затруднений:
Фонетич. разбор
Морфемный разбор
Разбор глагола
Члены предложения
Части речи
Ш. Работа над типичными ошибками в группах.
Класс делится на группы по 4 человека. Всего 6 групп.
Материалы для каждой группы:
1. Табличка порядкового номера группы.
2. Лист самооценки.
3. Трафарет таблицы для заполнения по предложенной для подготовки орфограммой.
4. Задания для работы.
В каждой группе есть консультант (лидер), который распределяет задания, консультируется с учителем.
Группы и задания.
1 группа. Правописание безударных гласных в корнях слов. Орф. 1,2,12,13,24
Будь, Тверская земля,
Ты всегда молодой.
Пусть тебя не коснутся невзгоды.
Мы навеки с тобой
И в делах, и душой,
Мы с тобою на вечные годы.
Чем осложнено первое предложение?
2 группа. Окончания имен существительных. Орф. 17
Я родился на Волге,
где в погожие дни
нас баюкали волны
и будили они.
Почему в этом предложении поставлена запятая?
3 группа. Буквы Е-И в безударных окончаниях глаголов. Орф. 25
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Почему в выделенном предложении поставлена запятая?
4 группа. Окончания безударных окончаний имен прилагательных. Орф. 19
Осенний лес привычно одинок.
И краски все его печальны.
Как будто он от песен изнемог
И хочет тишины исповедальной.
Осенний лес таинственен и тих.
Хотя октябрь распахивает ставни.
Хранит он грустно на ветвях своих
Воспоминанья музыки недавней.
Он мне напомнил душу старика,
Где память вновь календари листает.
И листья в небе - словно птичьи стаи…
И счет идет до каждого листка.
В выделенном предложении назовите грамматическую основу.
5 группа. Правописание приставок. Орф. 10,11
Я вставал на рассвете,
лодку брал —
и айда!
Только Волга да ветер,
может, знали — куда...
Выходил, где хотелось,
шел созвездьями трав,
падал в мяту и вереск,
солнце на руки брал.
Слушал утренний гомон
и вечернюю тишь.
Лес глядел в тыщи окон
из-под зелени крыш.
Я любил его очень
за приветливый нрав,
за бессонницу сосен,
за безмолвие трав.
Чем осложнено выделенное предложение?
6 группа. Ь на конце слов после шипящих в разных частых речи. Орф. 8,20,22
Как живешь ты, отчий дом,
В светлой грусти о былом?
Я у дома, у крыльца родного
Встречи жду и вновь пою.
Здравствуй, милый отчий дом!
Будь за нас спокоен.
Где б я ни был —
Ты всегда, всегда со мною.
Я согрет твоим теплом.
Назовите грамматическую основу в выделенном предложении.
Таблица к 1 группе:
Гласные в корне,
проверяемые ударением
(орф.1)
Гласные в корне, написание
которых надо запомнить
(см.словарь, стр.151-153)
Чередующиеся гласные в
корне (орф. 12,13,24)
Таблица ко 2 группе:
Падежи
1 скл.
песня
2 скл.
озеро
3 скл.
вещь
На -ий
лекторий
На -ие
знание
На -ия
серия
Род.
Дат.
Предл.
Таблица к 3 группе:
Лицо, ед и мн. число
1 спряжение (скакать)
2 спряжение (гнать)
1лицо - Я
2 лицо - ТЫ
3 лицо - ОН, ОНА. ОНО
Мн. число
1 лицо - МЫ
2 лицо - ВЫ
3 лицо - ОНИ
Таблица к 4 группе:
Падежи
Красная ягода
Зеленый листок
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Таблица к 5 группе:
Приставки, которые надо
запомнить (орф. 10)
Приставки на -З, -С (орф.12)
Приставка - С
Таблица к 6 группе:
Существит.
1 и 2 скл.
(орф.8)
Существит. 3
склонения
(орф.8)
Ь в глаголах
неопредел.
формы
(орф.22)
Ь в глаголах
2 лица
един.числа
(орф. 22)
Ь в кратких прилагательных
(орф.20)
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
1. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ. ОБОЗНАЧИТЬ ОРФОГРАММЫ.
2. ПОДГОТОВИТЬ И РАССКАЗАТЬ ПРАВИЛО.
3. ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ И ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ПО НЕМУ.
4. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ (ИЛИ ПРОЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО) ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
1У. Защита минипроектов (проектной задачи).
У. Рефлексия.
1. Самооценка работы в группе; оценка деятельности учащегося в группе; трудности, которые еще остались.
Фамилия, имя
Выполненные задания
Какие затруднения остались
Самооценка
Итоговая
Оценка
Группы
Класс подводит итоги работы групп. Какая из групп справилась с заданием лучше всех? Ваши рекомендации.
У1. Заключительное слово учителя о работе класса.
Задание на дом: упр. 729 (предл. 1-5)
Вопрос: - Почему на протяжении всего урока перед вами был портрет поэта?
Сообщение заранее подготовленного ученика о А.Д. Дементьеве.
Андрей Дмитриевич Дементьев. Родился 16 июля 1928 года в Твери. Многие годы жизни поэта связаны с
Тверской землей и городом Тверь (ранее Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в
Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в
Литературном институте имени А.М. Горького (1949–1952), Андрей Дементьев вернулся в родной город,
работал в редакциях областных газет «Калининская правда» , «Смена» , затем на радио, был главным
редактором областного книжного издательства .Первая поэтическая публикация Андрея Дементьева
состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе «Родной край» и в областной газете. Здесь он
стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих
произведениях поэта, таких как известные на всю страну песни «Отчий дом», «А я без Волги просто не
могу», «Алёнушка».