Напоминание

"Звуки М,Мь"


Автор: Ольга Борисовна Юровских
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "д/с № 14"
Населённый пункт: г. Еманжелинск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема: "Звуки М,Мь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в старшей группе

для детей с ОНР на тему «Звуки М, Мь»

Коррекционно-обучающие задачи:

-Уточнить артикуляцию и произношение звуков М, Мь.

- Закрепить понятия : гласный, согласный звук, согласный глухой, звонкий,

твёрдый, мягкий; слог, слово, предложение.

- Продолжать учить детей выделять согласный звук в начале и в конце слова.

- Продолжать учить детей определять мягкость/твёрдость согласного звука в

слове.

- Учить детей делить слова на слоги.

- Учить детей выполнять анализ простого односложного слова.

- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы

существительного.

- Закрепить умение правильно употреблять предлоги НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

-Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, тактильную чувствительность кистей рук.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Продолжать учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.

- Воспитывать самостоятельность.

Словарная работа: звук , слог, слово, предложение; гласный звук, согласный

звук (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий).

Предварительная работа: Ознакомление детей с понятиями: гласный звук,

согласный звук (звонкий, глухой, мягкий, твёрдый), слог, слово, предложение.

Знакомство со звуками М, Мь, их аккустическими характеристиками. Обучение

делению слов на слоги. Обучение анализу обратных и прямых слогов,

односложных слов.

Оборудование: Игрушка Лунтик, большая бумажная ромашка с лепестками,

предметные картинки (машина, матрёшка, мяч, мишка, мотоцикл, мышка, гном,

дом, колокольчик, одуванчик, мак), корзинки (зелёная и синяя), панно с

прорезями с изображением комнаты с мебелью и игрушками, подносы с песком

для каждого ребёнка, карточки для обозначения количества слогов в слове,

фишки для звукового анализа, символы гласных звуков, зеркала, медальки для

детей.

Ход: 1) Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет на своё место тот, кто правильно назовёт

лишнее слово. Слушайте внимательно:

-Кукла, пирамидка, мяч, шуба.

- Яблоко, груша, банан, огурец.

- Тарелка, ложка, стакан, кровать.

- Помидор, морковь, капуста, апельсин.

- Кофта, брюки, носки, сапоги.

- Диван, стол, шкаф, шапка.

( Дети садятся за столы)

2) Психогимнастика «Хорошее настроение»

–Ребята, возьмите свои зеркала, посмотрите на себя и улыбнитесь. Посмотрите,

какие вы все красивые и весёлые. Покажите друг другу , какое у вас хорошее

настроение.

- Молодцы, а сейчас давайте сделаем зарядку для нашего язычка.

Все ребята по порядку

Дружно делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Качели, Вкусное варенье

- А теперь давайте вспомним и пропоём песенки гласных звуков А, О, У. Вдох

через нос, выдох через рот. (Логопед показывает детям символы гласных звуков,

дети их пропевают на выдохе).

- Почему мы называем их гласными?

3) – Ребята, сегодня у нас необычный гость. Отгадайте, кто он?

Загадка: Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты – фиолетовый зверёк,

Детям маленьким – дружок. (Лунтик)

- Правильно, это Лунтик. Он хочет поиграть с вами и даже приготовил для вас

задания. Лунтик очень любит цветы, и поэтому свои задания он написал на

лепестках большой ромашки. Но сначала, Лунтик приглашает вас сходить с ним в

его любимый игрушечный магазин. Вы согласны?

(Открывается доска с надписью «Магазин игрушек». На ней предметные

картинки: машина, матрёшка, мышка, мотоцикл, гном, дом)

- Дети, посмотрите, сколько в магазине разных игрушек. Давайте их назовём. На

какой звук начинаются слова: матрёшка, мотоцикл, машина, мышка?

- Сегодня мы с вами повторим звук М.

Характеристика звука М:

- Звук М гласный или согласный? Почему?

- Звук М глухой или звонкий согласный? Почему?

Повторение слоговых дорожек:

Ам-ом-ум ма-мо-му

Им-им-ом ми-ма-мо

Ум-ам-ом му-ма-ми

4) –Ребята, давайте посмотрим, какое первое задание приготовил для нас Лунтик.

(Логопед читает детям задание на первом лепестке ромашки.)

-Лунтик просит нас расставить игрушки правильно. На верхнюю полку нужно

поставить игрушки, в названии которых звук М стоит в начале слова. А на

нижнюю полку поставим игрушки, в названии которых звук М стоит в конце

слова.

(Дети выходят по одному, называют слово, определяют место звука в слове и

ставят картинку на нужную полку)

5) –А вот и следующее задание от Лунтика:- «Ребята, я очень люблю играть с

игрушками. Помогите мне научиться называть свои любимые игрушки ласково».

(Проводится игра с мячом «Назови игрушку ласково»)

6) – Пока мы с вами играли, в магазин привезли ещё игрушки: мишку и мяч.

Мы с вами знаем. Что согласный звук в разных словах может звучать по разному.

Он может быть твёрдым или мягким. Давайте поможем Лунтику выполнить

следующее задание. Игрушки, в названии которых звук М твёрдый, положим в

синюю корзинку. А игрушки, в названии которых звук мягкий Мь, положим в

зелёную корзинку.

(Дети раскладывают картинки по корзинкам).

7) Физминутка

Посмотрите, в магазине (сжимают-разжимают пальцы рук)

Все игрушки на витрине: (разводят руками перед собой)

Заводные зайчики, (загибают по одному пальчику,

Куколки и мячики начиная с большого)

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата.

Все на полочках сидят, (приседают)

Поиграть они хотят. (прыжки на месте)

И мечтают, чтобы мы (сжимают-разжимают пальцы рук)

В дом к себе их принесли. (шагают на месте)

8) – Посмотрите, ребята, а сейчас мы оказались у Лунтика в гостях.

(выставляется панно с изображением комнаты с мебелью и игрушками)

- Давайте возьмём следующий лепесток ромашки и узнаем, какое следующее

задание приготовил для нас Лунтик.

- Ребята, Лунтик очень торопился к нам в детский сад и забыл убрать игрушки у

себя в комнате. Видите, они разбросаны повсюду. Скажите, где лежит каждая из

игрушек. Составьте предложения правильно.

(Дети составляют предложения с предлогами НА,ПОД,ЗА,ПЕРЕД).

-Лунтик просит нас помочь ему навести в комнате порядок и сложить все

игрушки в корзину.

(Дети складывают игрушки в корзину).

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

9) –Давайте посмотрим, какое же следующее задание приготовил для нас наш

гость. Дети, Лунтик просит нас посчитать сколько слогов в словах: машина, мяч,

мишка.

(Дети считают количество слогов в каждом слове и показывют подходящюю

карточку).

- Какое из этих слов самое длинное? А какое самое короткое?

10) – Ну вот и последнее задание от нашего друга. Лунтик с Милой играли в

песке. Вдруг подул сильный ветер и засыпал то, чем они играли. Давайте

поможем Лунтику и Миле найти пропавшие предметы в песке.

( Дети подходят к подносам с песком. Выполняют упражнения с песком).

- Положите ладошки на песок и почувствуйте, какой он приятный на ощупь.

- Покажите ладошками, как идёт мишка по песку.

- Покажите ладошками, как машина едет по песку.

- Покажите пальчиками, как дождик капает по песку.

- Найдите в песке пропажу Лунтика и Милы.

( Деи находят в песке картинки с цветами).

- Вот что потеряли наши герои. Ребята, какие цветы вы нашли? (колокольчик,

одуванчик, мак)

- Название какого из этих цветов начинается на звук М? (мак)

- Давайте разберём слово МАК.

( Дети выполняют анализ слова МАК у себя на столах. Один ребёнок

выкладывает на доске)

11) Итог занятия

- Ребята, про какой звук мы сегодня с вами говорили? (звук М)

- Звук М какой? (согласный звонкий)

- Каким может быть звук М в словах? (мягким или твёрдым)

- Дети, Лунтику очень понравилось с вами играть. Вы все сегодня очень

старались, правильно отвечали, выполняли все задания. За это наш гость

приготовил вам подарки на память. Это медальки, на которых нарисован Лунтик

со своими друзьями.

( Логопед раздаёт детям медальки)



В раздел образования