Автор: Ольга Борисовна Юровских
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "д/с № 14"
Населённый пункт: г. Еманжелинск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема: "Звуки М,Мь"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в старшей группе
для детей с ОНР на тему «Звуки М, Мь»
Коррекционно-обучающие задачи:
-Уточнить артикуляцию и произношение звуков М, Мь.
- Закрепить понятия : гласный, согласный звук, согласный глухой, звонкий,
твёрдый, мягкий; слог, слово, предложение.
- Продолжать учить детей выделять согласный звук в начале и в конце слова.
- Продолжать учить детей определять мягкость/твёрдость согласного звука в
слове.
- Учить детей делить слова на слоги.
- Учить детей выполнять анализ простого односложного слова.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы
существительного.
- Закрепить умение правильно употреблять предлоги НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
-Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильную чувствительность кистей рук.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Продолжать учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.
- Воспитывать самостоятельность.
Словарная работа: звук , слог, слово, предложение; гласный звук, согласный
звук (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий).
Предварительная работа: Ознакомление детей с понятиями: гласный звук,
согласный звук (звонкий, глухой, мягкий, твёрдый), слог, слово, предложение.
Знакомство со звуками М, Мь, их аккустическими характеристиками. Обучение
делению слов на слоги. Обучение анализу обратных и прямых слогов,
односложных слов.
Оборудование: Игрушка Лунтик, большая бумажная ромашка с лепестками,
предметные картинки (машина, матрёшка, мяч, мишка, мотоцикл, мышка, гном,
дом, колокольчик, одуванчик, мак), корзинки (зелёная и синяя), панно с
прорезями с изображением комнаты с мебелью и игрушками, подносы с песком
для каждого ребёнка, карточки для обозначения количества слогов в слове,
фишки для звукового анализа, символы гласных звуков, зеркала, медальки для
детей.
Ход: 1) Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет на своё место тот, кто правильно назовёт
лишнее слово. Слушайте внимательно:
-Кукла, пирамидка, мяч, шуба.
- Яблоко, груша, банан, огурец.
- Тарелка, ложка, стакан, кровать.
- Помидор, морковь, капуста, апельсин.
- Кофта, брюки, носки, сапоги.
- Диван, стол, шкаф, шапка.
( Дети садятся за столы)
2) Психогимнастика «Хорошее настроение»
–Ребята, возьмите свои зеркала, посмотрите на себя и улыбнитесь. Посмотрите,
какие вы все красивые и весёлые. Покажите друг другу , какое у вас хорошее
настроение.
- Молодцы, а сейчас давайте сделаем зарядку для нашего язычка.
Все ребята по порядку
Дружно делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Качели, Вкусное варенье
- А теперь давайте вспомним и пропоём песенки гласных звуков А, О, У. Вдох
через нос, выдох через рот. (Логопед показывает детям символы гласных звуков,
дети их пропевают на выдохе).
- Почему мы называем их гласными?
3) – Ребята, сегодня у нас необычный гость. Отгадайте, кто он?
Загадка: Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты – фиолетовый зверёк,
Детям маленьким – дружок. (Лунтик)
- Правильно, это Лунтик. Он хочет поиграть с вами и даже приготовил для вас
задания. Лунтик очень любит цветы, и поэтому свои задания он написал на
лепестках большой ромашки. Но сначала, Лунтик приглашает вас сходить с ним в
его любимый игрушечный магазин. Вы согласны?
(Открывается доска с надписью «Магазин игрушек». На ней предметные
картинки: машина, матрёшка, мышка, мотоцикл, гном, дом)
- Дети, посмотрите, сколько в магазине разных игрушек. Давайте их назовём. На
какой звук начинаются слова: матрёшка, мотоцикл, машина, мышка?
- Сегодня мы с вами повторим звук М.
Характеристика звука М:
- Звук М гласный или согласный? Почему?
- Звук М глухой или звонкий согласный? Почему?
Повторение слоговых дорожек:
Ам-ом-ум ма-мо-му
Им-им-ом ми-ма-мо
Ум-ам-ом му-ма-ми
4) –Ребята, давайте посмотрим, какое первое задание приготовил для нас Лунтик.
(Логопед читает детям задание на первом лепестке ромашки.)
-Лунтик просит нас расставить игрушки правильно. На верхнюю полку нужно
поставить игрушки, в названии которых звук М стоит в начале слова. А на
нижнюю полку поставим игрушки, в названии которых звук М стоит в конце
слова.
(Дети выходят по одному, называют слово, определяют место звука в слове и
ставят картинку на нужную полку)
5) –А вот и следующее задание от Лунтика:- «Ребята, я очень люблю играть с
игрушками. Помогите мне научиться называть свои любимые игрушки ласково».
(Проводится игра с мячом «Назови игрушку ласково»)
6) – Пока мы с вами играли, в магазин привезли ещё игрушки: мишку и мяч.
Мы с вами знаем. Что согласный звук в разных словах может звучать по разному.
Он может быть твёрдым или мягким. Давайте поможем Лунтику выполнить
следующее задание. Игрушки, в названии которых звук М твёрдый, положим в
синюю корзинку. А игрушки, в названии которых звук мягкий Мь, положим в
зелёную корзинку.
(Дети раскладывают картинки по корзинкам).
7) Физминутка
Посмотрите, в магазине (сжимают-разжимают пальцы рук)
Все игрушки на витрине: (разводят руками перед собой)
Заводные зайчики, (загибают по одному пальчику,
Куколки и мячики начиная с большого)
Пушистые котята,
Матрёшки, медвежата.
Все на полочках сидят, (приседают)
Поиграть они хотят. (прыжки на месте)
И мечтают, чтобы мы (сжимают-разжимают пальцы рук)
В дом к себе их принесли. (шагают на месте)
8) – Посмотрите, ребята, а сейчас мы оказались у Лунтика в гостях.
(выставляется панно с изображением комнаты с мебелью и игрушками)
- Давайте возьмём следующий лепесток ромашки и узнаем, какое следующее
задание приготовил для нас Лунтик.
- Ребята, Лунтик очень торопился к нам в детский сад и забыл убрать игрушки у
себя в комнате. Видите, они разбросаны повсюду. Скажите, где лежит каждая из
игрушек. Составьте предложения правильно.
(Дети составляют предложения с предлогами НА,ПОД,ЗА,ПЕРЕД).
-Лунтик просит нас помочь ему навести в комнате порядок и сложить все
игрушки в корзину.
(Дети складывают игрушки в корзину).
-Молодцы, и с этим заданием вы справились!
9) –Давайте посмотрим, какое же следующее задание приготовил для нас наш
гость. Дети, Лунтик просит нас посчитать сколько слогов в словах: машина, мяч,
мишка.
(Дети считают количество слогов в каждом слове и показывют подходящюю
карточку).
- Какое из этих слов самое длинное? А какое самое короткое?
10) – Ну вот и последнее задание от нашего друга. Лунтик с Милой играли в
песке. Вдруг подул сильный ветер и засыпал то, чем они играли. Давайте
поможем Лунтику и Миле найти пропавшие предметы в песке.
( Дети подходят к подносам с песком. Выполняют упражнения с песком).
- Положите ладошки на песок и почувствуйте, какой он приятный на ощупь.
- Покажите ладошками, как идёт мишка по песку.
- Покажите ладошками, как машина едет по песку.
- Покажите пальчиками, как дождик капает по песку.
- Найдите в песке пропажу Лунтика и Милы.
( Деи находят в песке картинки с цветами).
- Вот что потеряли наши герои. Ребята, какие цветы вы нашли? (колокольчик,
одуванчик, мак)
- Название какого из этих цветов начинается на звук М? (мак)
- Давайте разберём слово МАК.
( Дети выполняют анализ слова МАК у себя на столах. Один ребёнок
выкладывает на доске)
11) Итог занятия
- Ребята, про какой звук мы сегодня с вами говорили? (звук М)
- Звук М какой? (согласный звонкий)
- Каким может быть звук М в словах? (мягким или твёрдым)
- Дети, Лунтику очень понравилось с вами играть. Вы все сегодня очень
старались, правильно отвечали, выполняли все задания. За это наш гость
приготовил вам подарки на память. Это медальки, на которых нарисован Лунтик
со своими друзьями.
( Логопед раздаёт детям медальки)