Автор: Колчина Татьяна Вениаминовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №218" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Как не стать чужим ребенку Раздел: дошкольное образование
ДЕТИ И ВРЕМЯ: 7 СПОСОБОВ НЕ СТАТЬ ЧУЖИМ РЕБЁНКУ
Сколько
времени
в
идеале
нужно
проводить
с
детьми?
Как
быть,
если
из-за
занятости родителям этого времени катастрофически не хватает? Чем интересно и полезно
заниматься
с
ребенком
в
разных
его
возрастах?
А
есть
ли
ситуации,
когда
участие
родителя в жизни чада как раз нежелательно? Вот что рекомендуют психологи Катерина
Дёмина и Евгения Пайсон.
Не думайте о времени
Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его
проводите.
В
английском
языке
есть
даже
специальное
понятие
quality
time
—
качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в
компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а
только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более
ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.
Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в
квартире
беспорядок,
в
Интернете
опять
кто-то
неправ.
Но
помытые
окна
опять
запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А
дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами
будет скучно.
Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine»
советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже
выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на
заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно
расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в
сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.
Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время
доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут минут
перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит
Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни
телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К
ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми,
когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете —
надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой.
Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите
время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и
ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время
можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были
высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».
Не перекармливайте заботой
Другая
родительская
крайность
—
стремление
каждую
минуту,
проведенную
с
ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно больше
«полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела,
как в зоопарке папа говорит дочери по-английски (с ужасным акцентом и ошибками):
«Look, this is a tiger! Look how big is he!» В зоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало
отвечает по-русски: «Я есть хочу». Или вот еще: на пляже мама занимается с сыном
математикой.
Мальчик
маленький,
математика
сложная,
мама
настойчивая.
Мальчик
вздыхает и решает… решает и вздыхает…
Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально развитым. А
значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки и экскурсии,
хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок сопротивляется. Почему? Да
потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.
«Как
только
возникает
мысль
про
“вложить”
—
начинается
агрессивное
взаимодействие,
—
говорит
Катерина
Дёмина.
—
Неагрессивное
взаимодействие
с
ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за
собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация собственных родительских
амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. А получается, что
свободы и выбора у него нет — мама все время его к чему-то тащит».
А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими «аниматорами»,
массовиками-затейниками.
Добросовестные
и
усердные
мамы
старательно
придумывают
для
своих
детушек
интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети — вместо
того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы
расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят заниматься ни домашними
опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы с
раскрытыми клювиками, и ждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да
еще капризничают, что она предлагает скучное. Как же так вышло? А все просто: эти
занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой,
она пытается накормить ребенка самым вкусным и занять самым интересным еще до того,
как он захочет есть и чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку,
обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть,
ей больше нечем заняться: после института не работала, а сейчас трудно подтверждать
квалификацию, да и работу трудно искать после тридцати и без стажа… И всю свою
бешеную энергию она выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.
Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые живут
насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих детей. Когда
человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают увлеченность от
родителей.
Наконец, у ребенка должна быть и своя жизнь — и родители не могут ему заменить
ровесников. «Водораздел — там, где кончается младшая школа, — поясняет Катерина
Дёмина. — Теперь ребенок должен развернуться в сторону сверстников, а с родителями
ему должно стать скучно. У детей и взрослых время течет по-разному: мы никак не
наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется с ним смотреть детское кино и играть
— а ребенок уже вырос. Его уже надо отпустить и заниматься своими делами. Когда
взрослые вспоминают, что они делали с мамой — они вспоминают не каждый день.
“Однажды мы с мамой были на море…”, “однажды мы сходили в кино…” Это было редко
и оттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, в состоянии
о р г а н и з о в а т ь
с е б е
н а с ы щ е н н у ю
ж и з н ь » .
Не замещайте бабушек и друзей
Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики, пускали
кораблики,
рыли
пещеры
в
снегу
и
прыгали
на
кучах
осенних
листьев.
Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может
передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков акации и пускать
кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. А дети приходят в гости к
друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы
родители познакомили детей с человеческим опытом. И родители делятся найденными в
интернете списками — сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком…
Но почему вам так важно поделиться с ребенком своим детством? Не получается ли, что
это нам нужнее, чем ребенку, что занятия с ним — просто хороший повод предаться
ностальгии?
Конечно, это умилительная картинка — когда дитя вопрошает маму — «расскажи,
мол, как ты была маленькой» — но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек и
дедушек. «Бабушки и дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о
жизни, о роде, о способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж
хочется, чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти
его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда дети там
быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».
Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей — научите
его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил пускать кораблики,
пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. — Возьмите ребенка и парочку его
друзей, научите их пускать кораблики и оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес,
покажите им, как делать что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами. Пусть
общение с родителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее с
друзьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные
знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их — и пусть играют».
Нет, это не значит, что с детьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие
в
детстве.
Просто
стоит
помнить,
что
мама
не
может
стать
товарищем
по
играм.
Увлеченной маме не стоит бегать с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и
н е у м е с т н о ,
и
н е б е з о п а с н о .
«В нашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, — говорит Евгения
Пайсон. — Сейчас есть скалодромы и веревочные парки — где можно и лазить, и бегать
безопасно; есть ролики, самокаты и велосипеды, — и совместное участие в таких делах
много говорит ребенку о родителях, а родителям о ребенке. Но прятаться под одеялом с
фонариком или делать дом из стульев лучше с друзьями. Родители не могут заменить
ребенку друзей — им надо позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы
о н и
м о г л и
с е б я
з а н я т ь » .
Не начинайте ничего без детей
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь,
с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь… Родительская фантазия
вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный выходной, и чем его занять?
Зависит от возраста.
Как
общаться
с
самыми
маленькими?
Далеко
не
все
родители
в
восторге
от
необходимости предаваться бесконечным ладушкам или катанию машинок со своими
малютками. «Ну да, теперь у мамы есть альтернатива — она бы посидела в соцсетях, —
иронизирует Катерина Дёмина. — Не хотите машинки? Возьмите слинг, коляску, езжайте
туда, где вам нравится. Ребенку тоже полезны новые впечатления».
Маленький ребенок, познающий мир вокруг себя — это домашние игры. Младший
дошкольный возраст — это возня с крупами и кастрюлями, бумагой и клеем, морковками и
яблоками, пластилином и красками, с кубиками и машинками. Это представления о форме,
цвете, весе, фактуре. О поведении вещей. О положении тела в пространстве. Это игры,
требующие управления своим телом и классификации предметов.
Старший дошкольный возраст — ребенок осваивает мир людей — мир вокруг него —
значит, мы играем с ним в ролевые игры, помогаем понять разные модели человеческого
поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим его по этому миру,
помогаем ему осваивать его, вступать в контакты с ним — делать покупки, брать книги в
библиотеке, ездить в транспорте. Сейчас очень полезно ходить на почту и следить, как
путешествуют письма, глядеть, как в магазин привозят товар, как в порту выгружают
контейнеры, как рыбаки тянут сеть, как сапожник чинит сапоги. Смотреть, как готовят еду
и шьют одежду, как водят машины и поезда, помощь в готовке и ремонте — это уже
сейчас, потом уже будет неинтересно. «Если вам нужно вкрутить лампочку или починить
кран — не начинайте ничего ремонтировать без детей», — советует Харли Ротбарт. Уже
начинаются мастер-классы и экскурсии на производство. Длинные вечерние прогулки без
особой цели — тоже прекрасное время для бесед и открытий.
Младший
школьный
возраст
—
изучение
того,
как
устроен
физический
мир.
Идеальное время для экскурсий в научные музеи и домашних опытов. Самое время
проращивать семена, устраивать извержения вулканов, запускать ракеты и строить лего-
миры. Разглядывать в микроскоп букашек и лунные кратеры в бинокль, изучать имена
травок и цветов, приманивать пчел медом, фотографировать страшных пауков на макро,
разбирать грибы на съедобные и несъедобные, строить эскимосские иглу и снежные
крепости.
А вот со среднего школьного возраста им уже становится не очень интересно с нами.
Им уже хочется общаться с ровесниками. И тут игры постепенно вытесняются чтением и
разговорами о том, что их волнует. Впрочем, играть все равно надо — хотя родители не
представляют,
во
что.
Между
тем
существует
множество
прекрасных
настольных,
напольных
и
командных
игр,
которые
интересны
и
взрослым,
не
только
средним
школьникам;
от
ассоциативного
«Дикси»
до
«Каркассона»,
от
смешного
подвижного
«Твистера» до коллективной «Шляпы» или «Крокодила» — где надо объяснять загаданные
слова описаниями, определениями, жестами, рисунками… Игры бесконечно полезны — и
развивают
моторику,
мышление,
социальное
поведение,
эрудицию,
творческие
способности ничуть не хуже, чем школьные занятия, а то и лучше. Специалисты советуют
играть с детьми и в их любимые компьютерные игры: совместная партия, скажем, в
«Конкистадора» онлайн — превосходное времяпрепровождение.