Напоминание

Контроль навыков и умений практического владения английским языком


Автор: Борисенко Наталья Сергеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: г. Котово, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Контроль навыков и умений практического владения английским языком
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области

«Контроль навыков и умений практического

владения английским языком»

Наталья Сергеевна Борисенко

учитель английского языка

МБОУ СШ №6 г. Котово,

Волгоградская область

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………. 3

Основная часть

1.1Контроль учащихся как важнейший компонент учебного процесса………… 4

1.2Функции контроля………………………………………………………………. .4

1.3Виды и формы контроля…………………………………………………………6

1.4Объекты контроля на уроке иностранного языка…………..............................8

1.5Основные требования к приемам контроля…………………………………… 8

1.6Средства контроля……………………………………………………………… 9

1.7Тестирование как один из видов контроля на уроке иностранного языка…. 10

Заключение…………………………………………………………………………. 11

Список используемой литературы……………………………………………… 12

2

Введение

Контроль навыков и умений практического владения английским языком.

Заинтересованность к этой теме проявляется в том, что контроль и оценка

знаний, умений и навыков учащихся являются неотъемлемым звеном

учебно-воспитательного процесса. Роль контроля в учебном процессе велика.

Во-первых, выявляется усвоение материала учащимися и пробелы в знаниях,

что

позволяет

правильно

планировать

учебный

процесс.

Во-вторых,

выясняются психологические особенности учащихся (внимание, память и т.

Д.). Это позволяет индивидуализировать процесс обучения. В-третьих,

необходимо отметить главную функцию контроля- обучающую. Таким

образом, в процессе текущего контроля осуществляется обратная связь,

являющаяся непременным условием формирования речевых умений языка.

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время

определённых

успехов

в

реализации

практической

роли

обучения

иностранному

языку

в

школе,

благодаря

чему

расширилась

сфера

приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния

на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации

самого контроля как составной части этого процесса.

Цель работы: определение важности контроля на уроке иностранного языка.

Задачи работы:

-изучить функции контроля;

-познакомиться с видами, формами и средствами контроля;

-познакомиться с основными требованиями к приемам контроля;

-показать важность контроля на уроке иностранного языка;

Объектом являются виды и формы контроля.

Предметом является контроль .

3

1.1 Контроль учащихся как важнейший компонент учебного процесса.

Контроль -

это

определение

уровня

владения

языком,

достигнутого

учащимися за определенный период обучения. Контроль - это и часть урока,

во

время

которой

преподаватель

оценивает,

как

учащиеся

усвоили

пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.

Контроль позволяет преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого ученика в

отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы

обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в

программу обучения);

Контроль позволяет учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об

успехах или неудачах в работе;

б)

более

прилежно

учиться,

вносить

коррективы

в

свою

учебную

деятельность.

Долгие годы основным объектом контроля считалось владение учащимися

системой языка, а не приобретаемая в ходе обучения способность к речевой

деятельности. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве

основной практической цели обучения иностранному языку способствовало

определению в качестве главного итогового объекта контроля речевых

умений, а владение языковым материалом рассматривать преимущественно в

качестве объекта текущего контроля.

1.2Функции контроля

Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как

учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе

практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение

4

способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах

общения. Поэтому контроль знаний системы языка не дает представления о

практическом

владении

языком,

т.е.

об

уровне

коммуникативной

компетентности. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по

языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения

действий и операций с языковым материалом при коммуникативном

обучении

должен

быть

направлен

не

столько

на

проверку

знания

лексических единиц и умение образовывать с их помощью грамматические

формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении

своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на изучаемом

языке. В современной литературе даже утверждается, что владение речевыми

навыками представляет собой объект контроля «более низкого ранга» в

сравнении

с

контролем

речевых

умений,

поскольку

при

этом

«контролируется только подготовка учащихся к речевой деятельности, но не

сама деятельность, свидетельствующая об обученности

иностранному

языку».

В свете сказанного предлагается оценивать успехи учащихся в отдельности

за овладение языковым материалом и за сформированность речевых умений.

На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля:

1. диагностическую – определяет уровень владения языком в соответствии с

программными требованиями. Объектами контроля здесь являются средства

общения и деятельность общения при ведущей роли последней;

2. обучающую – способствует повторению и закреплению пройденного

материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения

языку;

3. управляющую – обеспечивает управление процессом овладения языком

благодаря

использованию

специальных

учебных

материалов

и

разработанной методике их применения в ходе контроля;

5

4. корректирующую – проявляется во внесении преподавателем изменений

в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных;

5. стимулирующую – создает положительные мотивы учения. Проведение

или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся. Является

дополнительным фактором их учебной деятельности;

6. оценочную – позволяет вынести суждение о результатах деятельности как

обучаемого, так и обучающего. Эффективности самого процесса обучения.

1.3 Виды и формы контроля

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды

контроля.

Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению

деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень

владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические

качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание,

интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает

дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить

стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с

учетом подготовки и психологических развития учащихся.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком,

процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль

должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися

определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он

позволяет судить об эффективности овладения разделом программного

материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком,

достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в

конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в

6

его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной

компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с

достаточной степенью объективности оценить результаты обученности

каждого учащегося.

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он

соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным

языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются

его объективность,

регулярность (интенсивность работы учащихся и

длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят

от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а

также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. Контроль

может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из

перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор

той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид

речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).

Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма

контроля: проверяющий подает реплику, а испытуемый на неё реагирует.

Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого

устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы.

Соблюдение норм общения, чистота речи.

Для установления уровня владения монологической речью больше подходит

индивидуальный контроль, так как свидетельствует о достижениях каждого

ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения

языком

в

ходе

итогового

контроля.

Достоинство

индивидуального

контроля –

возможность

с

достаточной

глубиной

оценить

уровень

подготовки учащегося.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми

учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может

проводиться несколько раз в течение одного занятия.

7

Достоинства фронтального контроля:

1. возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы;

2. высокая активность учащихся;

3. высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от

трудности задания и готовности учащихся.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого

всем учащимся группы.

Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший

распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя

предложенное задание.

1.4 Объекты контроля на уроке иностранного языка.

Целевая установка действующей программы для школ требует от учащихся

не

только

знания

языкового

материала,

но

и

владения

речевой

деятельностью.

В

связи

с

этим

объектами

контроля

при

изучении

иностранных языков должны являться: 1) Усвоение материала языка, или

речевые навыки (уровень языковой компетенции); 2) Овладение речевыми

умениями (уровень коммуникативной компетенции).

Усвоение языкового материала включает в себя: лексику и грамматику с

навыками владения и произносительные навыки.

Владение речевыми умениями включает умения в области таких видов

речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо.

1.5 Основные требования к приемам контроля.

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он

соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным

языкам. Основными требованиями, предъявленными к контролю, являются

его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также

ясность и четкость формулировки контрольных заданий.

8

Объективность контроля означает соответствие полученных результатов

обучения некоему эталону, содержащемуся в перечне требований к уровню

овладения языком для разных этапов и профилей обучения. Предполагает

знание учащимися критериев оценки за разные виды деятельности,

соблюдение

учителем

этих

критериев

и

сведение

до

минимума

субъективизма в оценке деятельности учащегося.

Регулярность

контроля свидетельствует о том, что контроль носит

систематический характер. Известно, что интенсивность работы учащихся и

длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят

от частоты и регулярности контроля.

Дифференцированный характер контроля предполагает следование таким

требованиям: форма контроля должна соответствовать тому аспекту языка

или виду речевой деятельности, который проверяется. Так, оценка уровня

владения устной речью проверяется дифференцированно для диалогической

и монологической речи, а источником контроля является сама устная речь.

Для диалогической речи объектами контроля являются умения понять

собеседника и определить его коммуникативное намерение, а также

адекватно реагировать на реплику собеседника, умение инициировать диалог

(задать вопрос, выразить просьбу, и желание и т .д.). Для монологической

речи объектом контроля является умение построить связный текст разной

коммуникативной направленности (сообщение, описание, рассуждение)

форму контроля следует выбирать в зависимости от этапа обучения и

индивидуально- психологических особенностей учащихся.

Ясность и четкость формулировки контрольных заданий часто определяют

успех проведения контроли. В некоторых случаях контрольные задания

могут быть сформулированы на родном языке учащихся, а установка на

выполнения задания будет способствовать лучшему пониманию задания и

его реализации в отведенный временной интервал.

1.6 Средства контроля.

9

Средства контроля- это учебные материалы, которые используются для

проверки уровня владения языком. К их числу относятся раздаточный

материал, аудио и видео.

Раздаточный материал- это карточки с заданиями, которые в ходе занятий

используются

для

установления

готовности

учащихся

к

учебной

деятельности и уровня владения пройденным материалом.

Аудио

используются для работы в лингафонном кабинете с

индивидуальными

средствами

звукозаписи.

Они

дают

возможность

учащимся прослушать образцовый текст, записать на пленку свой голос и

сравнить его с образцовым. Такая запись становится объектом самоконтроля

и анализа со стороны преподавателя.

Видео используются в виде учебных рисунков и специальных учебных

пособий. Зрительный образ служит опорой для выполнения речевого

действия по предложенной программе.

1.7 Тесты как средство контроля.

Тест- это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать

уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты

также широко используются для определения способностей, умственного

развития и других характеристик личности. Основное различие между

традиционными

контрольными

заданиями

и

тестовыми

заданиями

заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с

использованием

специальной

шкалы

(матрицы).

Поэтому

оценка,

выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью

и независимостью от возможного субъективизма преподавателя.

В методической литературе получили распространение два виде тестов:

нормативно-ориентированные (сравнение учебных достижений отдельных

испытуемых) и критериально-ориентированный (оценка степени владения

испытуемым пройденным материалом).

10

Заключение

Проблемы контроля являются актуальными как для педагогической теории,

так

и

для

педагогической

практики,

так

как

повышение

качества

преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы

контроля. На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с

задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания

обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. При

рассмотрении вопросов организации контроля мы должны прежде всего

различать контроль, слитый с обучением, и контроль, отделенный от

обучения, - контроль как особую задачу урока. Первый вид используется как

при выполнении подготовительных, так и при выполнении речевых

упражнений, второй вид – только для контроля речевых умений. Контроль

будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут

выполнены

такие

требования,

как

регулярность,

всесторонность,

дифференцированность,

объективность

и,

конечно

же,

соблюдение

воспитательного

воздействия

контроля.

Методика

преподавания

иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и

практическим опытом в организации контроля. Современные тенденции

учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к

обучению

иностранным

языкам.

Поэтому

теперь

контроль

чаще

рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на

чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую

сторону речи или на её «строительный материал». Поэтому содержание и

организацию контроля речевых умений рассматривают в тесном единстве с

контролем их материальной основы, т. е. языкового материала. Такой ракурс

помогает учителю органично включить контроль в урок, ориентируясь на

новые нормы оценок, а это в свою очередь будет способствовать повышению

эффективности обучения иностранному языку в целом.

11

Список использованной литературы:

1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный

язык в школе. М.,1987.№1

2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным

языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.

Пособие для учителя. М.,2003

4.Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001

5. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностранный язык в

школе. М.,1984.№6 с.68-72.

6.Клычникова З. И. Психологические основы обучения чтению на

иностранном языке. М.,1983

7.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы

школьного учебника. М.,1974

8.Елухина Н.В., Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального общения

на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М.,1998.№2

9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней

школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981

10. Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности

иностранному языку. М.,1995

11.Рапопорт И.А. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива. М.,

1985

12.Пассов Е.И.Урок иностранного языка в средней школе. М., «Просвещение».,

12



В раздел образования