Напоминание

Повторение и обобщение изученного по теме "Второстепенные члены предложения" (8 класс


Автор: Тупицына Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Кудымкар, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Второстепенные члены предложения" (8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 8Д классе

Тема урока: Повторение и обобщение изученного

по теме «Второстепенные члены предложения»

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Цели: систематизировать знания о второстепенных членах предложения, уметь различать виды ВЧП по

значению, определять способы выражения ВЧП

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать основные единицы языка,

их признаки; уметь находить в

тексте определение, дополнение

обстоятельство, определять их

разновидность; определять

способы выражения; готовиться к

заданию 4 ОГЭ.

Уметь использовать

приобретенные знания, умения и

навыки в повседневной жизни;

использовать русский язык как

средство получения знаний по

другим предметам; уметь

анализировать информацию,

излагать свою точку зрения,

аргументировать её.

Понимать роль языка в развитии

интеллектуальных, творческих

способностей и моральных

качеств личности, его значения в

получении образования; развивать

способность к самооценке на

основе наблюдений за своей

речью и деятельностью.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

ученика

1. Организационный момент

-проверка готовности к уроку

-создание условий для мотивации к учебной деятельности

Демонстрируют готовность к

уроку

2. Актуализация знаний + мотивация к учебной деятельности

Сегодня работа осуществляется в специальных рабочих листах

(приложение 1). Пожалуйста, подпишите класс и ваши ФИ. Теперь

обговорим критерии оценивания (слайд 2). По окончании занятия вы

сможете оценить свою работу согласно набранным баллам.

Сейчас мы с вами вспомним теорию, решив кроссворд, после чего

попробуем сформулировать тему урока. Вопросы есть в ваших рабочих

листах.

Фронтальный опрос учащихся, в результате которого заполняется

кроссворд (слайды 3-14), в котором появляется часть темы урока

(Повторение).

Теперь оцените свои устные ответы по критериям, расположенным в

нижней части вашего рабочего листа.

Чего мы добились при помощи выполнения этого задания?

Подписывают рабочие листы.

Участвуют в обсуждении

критериев оценивания работы.

Устно отвечают на вопросы,

заполняя ячейки кроссворда.

Проводят анализ своей работы,

самооценку.

Подводят итог своей работе над

заданием

3. Постановка цели урока

Какое слово появилось в результате заполнения кроссворда? В

сочетании с какими другими терминами мы обычно используем это

слово? (обобщение)

Вы сейчас сформулировали первую часть темы, осталось дополнить её.

Какие темы мы повторяли, решая кроссворд? (второстепенные члены

предложение) Попробуйте теперь сформулировать тему полностью

(Повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные

члены предложения»). (слайд 15). Запишите её в ваших рабочих листах.

Давайте теперь скажем, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке.

В этом вам помогут слова-подсказки (слайд 16). Скажите, для чего нам

может пригодиться знание данной темы? (для сдачи ВПР, ОГЭ)

Устно отвечают на вопросы,

формулируют тему с небольшой

помощью учителя.

Записывают тему урока в рабочих

листах.

Формулируют цели урока.

Отвечают на вопрос, показывая

актуальность изучаемой темы

4. Первичное закрепление

Вспомним, с изучения какого ВЧП мы начали данную тему?

Правильно, это определение. Повторим ещё раз, что это такое, какие

виды определения бывают и каким способом может быть выражено.

Теперь посмотрите на задание, которое вам необходимо выполнить.

Внимательно прочитайте его и приступайте к выполнению.(слайд 17)

Задание: замените согласованные определения несогласованными, а

несогласованные на согласованные.

Мальчик из деревни – ________________________,

клубничное варенье – ________________________,

Отвечают на поставленные

вопросы.

Письменно выполняют задание.

крыша из соломы – __________________________,

листва берёз – _______________________________,

городские ребята – ___________________________,

школа из кирпича – ___________________________.

Поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте правильность

выполнения (ответы проговаривают отдельные учащиеся, выбранные

учителем) (слайд 18).

Какую тему мы отработали при помощи этого задания? Где нам

поможет алгоритм выполнения подобных заданий?

Следующее задание также по теме «Определение». Немного расширим

данное понятие и вспомним, что такое приложение и чем оно

отличается от несогласованного определения.

Выполним цифровой диктант (слайд 19) по данной теме.

Что мы повторили в данном задании, где могут пригодиться

полученные знания и отработанные навыки?

Выполняют взаимопроверку по

образцу, оценивают работу друг

друга.

Отвечают на вопрос, подводя итог

по заданию, выставляют баллы по

критериям.

Проговаривают, как можно

отличить несогласованное

определение от приложения.

Выполняют цифровой диктант.

Самопроверка по образцу (слайд

20).

Делают вывод по заданию,

проводят анализ своей работы,

оценивают себя.

5. Физминутка

Мы много работали, наши глаза устали, поэтому нужно дать им

отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз (слайд 21). Учитель

говорит, что они делают.

Выполняют движения в

соответствии со словами педагога.

4. Обобщение и систематизация знаний

Какой ВЧП мы с вами изучали следующим? Расскажите про него, по

плану, который был нами разработан на первых уроках по членам

предложения.

Устно выполним задание, имеющееся на ваших рабочих листах.

Задание: В предложениях найдите дополнения, определите их вид.

Свой ответ аргументируйте.

1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

2) Учёные доказали существование жизни в космосе.

3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

5) После теплой ясной погоды наступило ненастье.

6) Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и

свежий мягкий хлеб.

7) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.

8) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.

Оцените свою работу, укажите в правом столбце полученные баллы.

И остался последний ВЧП из изученных нами. Какой? Верно, это

обстоятельство. Назовите особенность данной части речи. (имеет

множество разрядов и способов выражения). Задание по

обстоятельству выполняете самостоятельно, используя в качестве

помощницы таблицу, составленную нами на предыдущем уроке.

Задание: В предложениях найдите и подчеркните обстоятельства,

определите их разряд.(слайд 23)

На закате солнце кажется огромным красным шаром.

Утомившись от долгой дороги я уснул.

Спортсмен пробежал дистанцию очень быстро.

Им придётся отложить поездку в случае ухудшения погоды.

Они справятся со всем, несмотря на трудности.

Поменяйтесь листами, оцените работу одноклассника.

Составляют устное высказывание

по уже известному плану.

Выполняют задание устно,

объясняя свой ответ (почему

именно так?). При необходимости

дополняют или исправляют

ответы одноклассников.

Оценивают свою деятельность,

ставят баллы в соответствующем

столбце.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают,

используя составленную ими

таблицу.

Проверяют работу друг друга, при

этом ответы формулируются

самими детьми. Оценивают

работу по критериям,

сформулированным в начале

урока.

Было ли полезно выполнение заданий по дополнению и

обстоятельству? Пригодятся ли нам полученные знания в дальнейшем?

В каких случаях?

Подводят итоги по выполненным

упражнениям.

6. Обобщение и систематизация знаний

Для подведения итогов по изучению темы выполним небольшой тест

(слайды 24-28).

Проверьте себя по ключам (слайд 29). Поставьте эти баллы в своем

рабочем листе.

Выполняют тест.

Выполняют самопроверку и

оценивают свою работу.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Добились ли мы поставленной в начале урока цели? Если нет, то в чем

возникла проблема?

Какие у вас возникли сложности при выполнении работы сегодня?

Как можно решить проблему с непониманием темы?

Отвечают на вопрос, поясняют

свой ответ.

Отвечают на вопрос (Примерные

ответы: подойти к учителю

индивидуально; подойти к тем, у

кого не возникло сложностей с

пониманием нужного задания)

8. Информация о домашнем задании

Вашим заданием будет следующее: подготовиться к контрольной

работе по теме «Второстепенные члены предложения». На уроке мы с

вами поработали с типовыми заданиями, которые содержатся в

контрольной работе.

Записывают домашнее задание в

дневник

9. Рефлексия

Подведем итог занятию. Подсчитайте полученные баллы, поставьте

оценку в соответствии с критериями (слайд 30).

Продолжите предложения: (слайд 32)

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось ….

Больше всего мне понравилось …

Мы вспомнили о …

Мы повторили ….

Я уверен(а), что …

Сегодня я получила удовольствие от работы с вами. Молодцы (слайд

33).

Составляют предложения,

оценивают свою работу.



В раздел образования