Автор: Чумакова Роза Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Степановская сош
Населённый пункт: п. Степановка, Ирбейский район, Красноярский край
Наименование материала: Направления деятельности социального педагога в образовательной организации
Тема: Профессиональная деятельность социального педагога в создании условий для успешной социальной адаптации и интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество
Раздел: полное образование
Профессиональная деятельность социального педагога
в создании условий для успешной социальной адаптации и
интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья в общество
Сегодня изменения, происходящие в современном образовании связаны с
ожиданиями
нового
качества
жизни.
Образовательным
организациям
принадлежит значительная роль в создании условий для включения детей с
особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс
системы инклюзивного образования, обеспечивающий их право на получение
качественного образования.
Теоретико-методологической
основой
моей
деятельности
являются
основы общей, социальной и специальной педагогики; нормативно-правовая
база современного специального образования федерального, краевого и
муниципального уровней; нормативно-правовая база в области социальной
защиты, локальные акты образовательной организации.
Целью своей профессиональной деятельности считаю своевременное
выявление негативных факторов социализации детей, содействие в создании
условий для успешной социальной адаптации и интеграции детей с проблемами
в развитии в общество; подготовку по результатам социально-педагогического
обследования рекомендаций; консультирование и просвещение родителей
(законных представителей), представителей образовательных организаций по
правовым
вопросам,
вопросам
организации
специальных
условий
для
получения образования детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность.
Свою работу по созданию условий для успешной социальной адаптации и
интеграции детей с проблемами в развитии в общество выстраиваю на основе
принципов единства диагностики и коррекции, коррекции и развития,
системности; комплексности и этиопатогенности, междисциплинарного и
этиопатогенетического, междисциплинарного и командного подходов.
Для достижения цели профессиональной деятельности в своей работе
выделяю
следующие
направления:
диагностико-консультативное,
коррекционное и информационно-просветительское.
Так содержание диагностико-консультативного направления обусловлено
широким возрастным диапазоном обследуемых детей в образовательной
организации,
их
особыми
образовательными
потребностями,
запросами
родителей (законных представителей).
Первичный диагностико-консультативный прием является первым этапом
помощи ребенку, ориентирующим родителей (законных представителей) на
варианты дальнейшего сопровождения. Выбор методов и приемов изучения
ребенка обусловлен его возрастными и индивидуальными особенностями.
Социально-педагогическое
обследование
провожу
с
использованием
стандартизированных
методик:
опросник
И.А.
Коробейникова
«Оценка
негативных факторов семейной социализации», шкала Е.Л. Иденбаум «Оценка
социопсихологической
адаптированности
(школьный
возраст,
дети,
воспитывающиеся в семье», шкала Е.Л. Иденбаум, М.Ю. Вандышевой «Оценка
социопсихологической адаптированности (школьный возраст, дети-сироты».
В ходе обследования выявляю наличие или отсутствие негативных
факторов
социализации
детей,
уровень
социопсихологической
адаптированности детей, воспитывающихся, как в родных семьях, так и в
опекунских.
В диагностической работе использую методику для изучения социальной
активности у детей «Выбери нужное лицо» Р.С. Немова, что позволяет
определить характер взаимоотношений ребенка и окружения, а также ситуации,
вызывающие наибольшее психотравмирующее воздействие. Для изучения
состояния коммуникативной деятельности и межличностных отношений
использую
методику
«Изучение
влияния
мотивов
на
результат
и
взаимоотношения
в
совместной
деятельности»
В.Г.
Нечаевой,
которая
позволяет
оценить
готовность
к
взаимодействию
и
сотрудничеству
со
сверстниками, способы межличностного взаимодействия, умение действовать
сообща.
После проведения обследования следует междисциплинарное обсуждение
на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, где
участвую в создании оптимальных условий для социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Консультирование
является
неотъемлемой
частью
диагностического
приема, позволяющее родителю (законному представителю), педагогу получить
информацию о результатах обследования ребенка и возможных способах
преодоления выявленных трудностей с опорой на потенциальные возможности
ребенка.
В рамках коррекционного направления оказываю помощь детям и их
родителям в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий. Основной целью занятий является содействие в создании условий для
успешной социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии
в общество.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы
использую на практике различные технологии: игротерапию, сказкотерапию,
игры
с
песком
и
водой,
элементы
театрализованной
деятельности,
нестандартные занятия – занятие-игра, занятие-путешествие, комбинированные
занятие и т.д. Здоровьесберегающие технологии являются частью каждого
занятия (различные формы организации взаимодействия, чередование видов
деятельности динамические паузы, релаксационные упражнения, упражнения
на дыхание, использование массажных мячей и массажных дорожек). Данные
технологии позволяют повысить эффективность коррекционно-развивающей
работы.
Планирование
коррекционной
работы
осуществляю
на
основе
адаптированных
основных
общеобразовательных
программ
раздела
«Социально-бытовая
ориентировка»,
«Сказкотерапия»
О.В.
Азаматовой,
«Социальное развитие» Е.А. Стребелевой. В занятиях с детьми использую
метод социо-игровой технологии А.Б. Павловой и В.С. Ситницы.
В коррекционной работе учитываю социальную ситуацию развития и
потенциальные возможности ребенка. Все родители (законные представители)
получают подробные рекомендации для дальнейшей работы с детьми, что
обеспечивает системность и непрерывность коррекционной работы и ведет к
устойчивой положительной динамики.
По
данным
психологического
мониторинга
межличностных
и
межгрупповых взаимоотношений, у детей, посещающих занятия, снизился
уровень тревожности. Увеличился процент детей, имеющих положительную
динамику социопсихологической адаптированности до 80%.
Умение обслуживать себя и развитие трудовых навыков, сформированных
в процессе реализации программы «Социально-бытовая ориентировка для
детей с ОВЗ младшего школьного возраста», способствуют адаптации
обучающихся в детском коллективе и дальнейшей реабилитация в обществе.
Информационно-просветительское
направление
профессиональной
деятельности реализую через следующие блоки:
- Работа с родителями (законными представителями). Реализуется
посредством подготовки рекомендаций, буклетов, материалов для стенда. Мною
разработаны тематические специализированные рекомендации и буклеты для
родителей (законных представителей), педагогов образовательной организации
с целью их использования в воспитании и обучении детей, имеющих трудности
социальной адаптации и интеграции в общество в следствие психического
дизонтогенеза; подготовлены материалы для информационных стендов в
образовательной организации («Педагоги и родители в системе социального
воспитания детей с особыми образовательными потребностями», «Общие
подходы к организации и содержанию по социальному развитию и воспитанию
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, «Условия
успешной социальной адаптации и интеграции обучающихся с особыми
образовательными потребностями и др.)
- Работа со специалистами образовательных организаций, организаций,
обеспечивающих социальное обслуживание реализуется посредством участия и
выступлений на семинарах, методических днях, методических объединениях,
межведомственных совещаниях.
- Научно-методическая работа. Принимаю участие в педагогических
советах и методических днях, проводимых в образовательной организации. Так
в декабре 2022 года выступила с докладом «Социокультурная реабилитация
детей, имеющих инвалидность: технологии, методики, успешные кейсы».
Таким образом, считаю, что работа, выстроенная на основе принципов
специальной
педагогики,
находящая
отражение
во
всех
направлениях
профессиональной деятельности педагога, его социальная компетентность,
позволяющая выстроить положительное деловое сотрудничество с коллегами,
родителями и педагогами образовательных организаций ведет к достижению
поставленной цели по созданию условий для успешной социальной адаптации
и
интеграции
детей
младшего
школьного
возраста
с
ограниченными
возможностями здоровья в общество.
Анализ реализации ожиданий, сделанный на основе отзывов коллег, родителей
(законных
представителей),
показал
признание
деятельности,
удовлетворённость формами и содержанием работы, желание сотрудничать в
интересах развития ребенка.