Напоминание

Профессиональная деятельность социального педагога в создании условий для успешной социальной адаптации и интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество


Автор: Чумакова Роза Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Степановская сош
Населённый пункт: п. Степановка, Ирбейский район, Красноярский край
Наименование материала: Направления деятельности социального педагога в образовательной организации
Тема: Профессиональная деятельность социального педагога в создании условий для успешной социальной адаптации и интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество
Раздел: полное образование





Назад




Профессиональная деятельность социального педагога

в создании условий для успешной социальной адаптации и

интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными

возможностями здоровья в общество

Сегодня изменения, происходящие в современном образовании связаны с

ожиданиями

нового

качества

жизни.

Образовательным

организациям

принадлежит значительная роль в создании условий для включения детей с

особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс

системы инклюзивного образования, обеспечивающий их право на получение

качественного образования.

Теоретико-методологической

основой

моей

деятельности

являются

основы общей, социальной и специальной педагогики; нормативно-правовая

база современного специального образования федерального, краевого и

муниципального уровней; нормативно-правовая база в области социальной

защиты, локальные акты образовательной организации.

Целью своей профессиональной деятельности считаю своевременное

выявление негативных факторов социализации детей, содействие в создании

условий для успешной социальной адаптации и интеграции детей с проблемами

в развитии в общество; подготовку по результатам социально-педагогического

обследования рекомендаций; консультирование и просвещение родителей

(законных представителей), представителей образовательных организаций по

правовым

вопросам,

вопросам

организации

специальных

условий

для

получения образования детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность.

Свою работу по созданию условий для успешной социальной адаптации и

интеграции детей с проблемами в развитии в общество выстраиваю на основе

принципов единства диагностики и коррекции, коррекции и развития,

системности; комплексности и этиопатогенности, междисциплинарного и

этиопатогенетического, междисциплинарного и командного подходов.

Для достижения цели профессиональной деятельности в своей работе

выделяю

следующие

направления:

диагностико-консультативное,

коррекционное и информационно-просветительское.

Так содержание диагностико-консультативного направления обусловлено

широким возрастным диапазоном обследуемых детей в образовательной

организации,

их

особыми

образовательными

потребностями,

запросами

родителей (законных представителей).

Первичный диагностико-консультативный прием является первым этапом

помощи ребенку, ориентирующим родителей (законных представителей) на

варианты дальнейшего сопровождения. Выбор методов и приемов изучения

ребенка обусловлен его возрастными и индивидуальными особенностями.

Социально-педагогическое

обследование

провожу

с

использованием

стандартизированных

методик:

опросник

И.А.

Коробейникова

«Оценка

негативных факторов семейной социализации», шкала Е.Л. Иденбаум «Оценка

социопсихологической

адаптированности

(школьный

возраст,

дети,

воспитывающиеся в семье», шкала Е.Л. Иденбаум, М.Ю. Вандышевой «Оценка

социопсихологической адаптированности (школьный возраст, дети-сироты».

В ходе обследования выявляю наличие или отсутствие негативных

факторов

социализации

детей,

уровень

социопсихологической

адаптированности детей, воспитывающихся, как в родных семьях, так и в

опекунских.

В диагностической работе использую методику для изучения социальной

активности у детей «Выбери нужное лицо» Р.С. Немова, что позволяет

определить характер взаимоотношений ребенка и окружения, а также ситуации,

вызывающие наибольшее психотравмирующее воздействие. Для изучения

состояния коммуникативной деятельности и межличностных отношений

использую

методику

«Изучение

влияния

мотивов

на

результат

и

взаимоотношения

в

совместной

деятельности»

В.Г.

Нечаевой,

которая

позволяет

оценить

готовность

к

взаимодействию

и

сотрудничеству

со

сверстниками, способы межличностного взаимодействия, умение действовать

сообща.

После проведения обследования следует междисциплинарное обсуждение

на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, где

участвую в создании оптимальных условий для социализации и адаптации

обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Консультирование

является

неотъемлемой

частью

диагностического

приема, позволяющее родителю (законному представителю), педагогу получить

информацию о результатах обследования ребенка и возможных способах

преодоления выявленных трудностей с опорой на потенциальные возможности

ребенка.

В рамках коррекционного направления оказываю помощь детям и их

родителям в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих

занятий. Основной целью занятий является содействие в создании условий для

успешной социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии

в общество.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы

использую на практике различные технологии: игротерапию, сказкотерапию,

игры

с

песком

и

водой,

элементы

театрализованной

деятельности,

нестандартные занятия – занятие-игра, занятие-путешествие, комбинированные

занятие и т.д. Здоровьесберегающие технологии являются частью каждого

занятия (различные формы организации взаимодействия, чередование видов

деятельности динамические паузы, релаксационные упражнения, упражнения

на дыхание, использование массажных мячей и массажных дорожек). Данные

технологии позволяют повысить эффективность коррекционно-развивающей

работы.

Планирование

коррекционной

работы

осуществляю

на

основе

адаптированных

основных

общеобразовательных

программ

раздела

«Социально-бытовая

ориентировка»,

«Сказкотерапия»

О.В.

Азаматовой,

«Социальное развитие» Е.А. Стребелевой. В занятиях с детьми использую

метод социо-игровой технологии А.Б. Павловой и В.С. Ситницы.

В коррекционной работе учитываю социальную ситуацию развития и

потенциальные возможности ребенка. Все родители (законные представители)

получают подробные рекомендации для дальнейшей работы с детьми, что

обеспечивает системность и непрерывность коррекционной работы и ведет к

устойчивой положительной динамики.

По

данным

психологического

мониторинга

межличностных

и

межгрупповых взаимоотношений, у детей, посещающих занятия, снизился

уровень тревожности. Увеличился процент детей, имеющих положительную

динамику социопсихологической адаптированности до 80%.

Умение обслуживать себя и развитие трудовых навыков, сформированных

в процессе реализации программы «Социально-бытовая ориентировка для

детей с ОВЗ младшего школьного возраста», способствуют адаптации

обучающихся в детском коллективе и дальнейшей реабилитация в обществе.

Информационно-просветительское

направление

профессиональной

деятельности реализую через следующие блоки:

- Работа с родителями (законными представителями). Реализуется

посредством подготовки рекомендаций, буклетов, материалов для стенда. Мною

разработаны тематические специализированные рекомендации и буклеты для

родителей (законных представителей), педагогов образовательной организации

с целью их использования в воспитании и обучении детей, имеющих трудности

социальной адаптации и интеграции в общество в следствие психического

дизонтогенеза; подготовлены материалы для информационных стендов в

образовательной организации («Педагоги и родители в системе социального

воспитания детей с особыми образовательными потребностями», «Общие

подходы к организации и содержанию по социальному развитию и воспитанию

младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, «Условия

успешной социальной адаптации и интеграции обучающихся с особыми

образовательными потребностями и др.)

- Работа со специалистами образовательных организаций, организаций,

обеспечивающих социальное обслуживание реализуется посредством участия и

выступлений на семинарах, методических днях, методических объединениях,

межведомственных совещаниях.

- Научно-методическая работа. Принимаю участие в педагогических

советах и методических днях, проводимых в образовательной организации. Так

в декабре 2022 года выступила с докладом «Социокультурная реабилитация

детей, имеющих инвалидность: технологии, методики, успешные кейсы».

Таким образом, считаю, что работа, выстроенная на основе принципов

специальной

педагогики,

находящая

отражение

во

всех

направлениях

профессиональной деятельности педагога, его социальная компетентность,

позволяющая выстроить положительное деловое сотрудничество с коллегами,

родителями и педагогами образовательных организаций ведет к достижению

поставленной цели по созданию условий для успешной социальной адаптации

и

интеграции

детей

младшего

школьного

возраста

с

ограниченными

возможностями здоровья в общество.

Анализ реализации ожиданий, сделанный на основе отзывов коллег, родителей

(законных

представителей),

показал

признание

деятельности,

удовлетворённость формами и содержанием работы, желание сотрудничать в

интересах развития ребенка.



В раздел образования