"Фольклор-источник народной культуры в музыкально-литературном и эстетическом развитии школьников"
Автор: Шакола Ксения Владимировна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1" Томской области Населённый пункт: с. Кожевниково Томской области Наименование материала: статья Тема: "Фольклор-источник народной культуры в музыкально-литературном и эстетическом развитии школьников" Раздел: полное образование
Фольклор - источник народной культуры в музыкально-литературном
и эстетическом развитии школьников
(из опыта работы)
Шакола Ксения Владимировна,
педагог-организатор,
руководитель коллектива «Сибирские узоры»
МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»
Кожевниковского района
Томской области;
Педагог-наставник:
Пичугина Наталья Валентиновна
«У каждого народа-
своя система воспитания.
Опыт других народов в деле воспитания
есть драгоценное наследие для всех,
но точно в том же смысле,
в котором опыт всемирной истории
принадлежит народам”.
К.Д.Ушинский
Одним
из
главных
показателей
формирования
личности
школьника
является
эстетическое
развитие
ребёнка,
его
приобщение
к
искусству
и
художественной деятельности, в том числе, народного искусства.
Развитие
культуры
современного
подрастающего
поколения
–
проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её
решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы,
Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для
здоровья
напитков,
сигарет,
показ
насилия,
а
также
современная
семья,
которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития
ребёнка - все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию
ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Кроме
того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и
нравственно-этическим
вопросам
воспитания,
крайне
мало
представлены
музыкально-эстетические занятия.
Придя в школу не так давно (мой педагогический стаж составляет всего
4 года), поняла, что ребятам доступно и понятно народное творчество, а
значит, и интересно. Администрация школы и педагог-наставник помогли мне
осуществить
полноценную
творческую
народную
деятельность:
я
стала
преподавать музыку в начальной школе, а также в 5-х, 6-х классах и вести
кружок
по
музыкальному
фольклору.
Постепенно
образовался
и
клуб
любителей фольклора – коллектив «Сибирские узоры».
Через фольклор и изучение народных песен ребёнок может развиться,
может
проявлять
свои
умения,
фантазию,
показывать
себя.
В
народных
праздниках
содержится
прекрасный
материал
для
развития
эстетических
1
чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного
уровня.
Основной задачей изучения народных традиций является раскрытие
значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его
основе
у
школьников
развивается
понимание
истинно
прекрасного,
появляется
потребность
приобщения
к
ценностям
народной
музыки
и
литературы, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к
песенному наследию предков.
К
сожалению,
в
современной
школьной
практике
знакомство
с
фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется, главным
образом,
через
разучивание
песен
и
восприятие
музыки.
Отсутствие
систематического
изучения
культурных
традиций
своего
народа
является
причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.
С уверенностью можно сказать, что большинство и взрослых, и детей, к
сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили
русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь
времен, вернуть утраченные ценности.
Таким
образом,
моей
первостепенной
задачей
стало
не
только
ознакомление школьников с репертуаром русских народных песен, хороводов,
игр, изготовлению необходимых атрибутов для исполнения народных песен,
продумывание элементов народного костюма, но и знакомство школьников в
рамках кружковой деятельности с культурой наших предков, организация и
проведение школьных фольклорных праздников, таких, как «Масленица»,
«Рождественские посиделки», «Вечер с Колядой» и др..
Музыка
играет
особую
роль
в
нравственном
и
эстетическом
воспитании
ребёнка.
Благодаря
своей
одухотворённой
энергии
музыка
вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других искусство, насыщая
ребёнка бесценным эмоциональным опытом.
Понимание
важности
музыкального
искусства
в
развитии
и
формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о
наиболее
эффективных
формах
организации
педагогического
процесса.
Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация
кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы,
наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.
Главная
задача
кружка
состоит
в
том,
чтобы
помочь
ребёнку
развиваться
как
уникальному
существу,
проявляющему
свой
творческий
потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Русская песня - это не только моё призвание и образование, это то, что
вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным
искусством, с фольклором. Обилие гласных, простой ритмический рисунок,
интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в
работе
над
протяжным
пением,
хорошей
дикцией.
Кроме
того,
русская
2
народная
песня
обладает
огромной
художественно-воспитательной
ценностью:
формирует
художественный
вкус
ребенка,
обогащает
речь
типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами.
Важное значение фольклора состоит в его глубинном литературном
значении
и
понимании.
Вчитываясь
в
фольклорный
текст
(особенно
18-
19в.в.), не всегда понятны некоторые слова, выражения, устойчивые обороты.
Безусловно, в «расшифровке» некоторых словосочетаний требуется помощь,
которую
мне
осуществляет
педагог-наставник,
опытный
фольклорист
и
этнограф.
Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие
при
условии,
если
и
семья,
и
школа
личным
примером
соблюдают,
поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка,
каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат,
соответствуют
народному
духу
и
народным
традициям,
выражают
её
истинные стремления, становятся прекрасным, поучительным нравственным
уроком и в семье, и в школе.
Значение фольклора, как важной части музыкального и литературного
воспитания, в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор
всегда
чутко
отзывается
на
запросы
людей,
будучи
отражением
коллективного разума, накопленного жизненного опыта.
Каждо е
фольклорно е
произведение
–
органичная
ч а с т ь
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
ч е л о в е к а
и
о бу с л о в л е н о
п р а к т и ч е с к о й
предназначенностью. Оно ориентировано на определенный момент народной
жизни.
Например, колыбельная песня поётся, чтобы успокоить, усыпить дитя.
Когда
ребёнок
засыпает,
песня
прекращается
–
в
ней
больше
нет
необходимости.
Так
проявляется
эстетическая,
духовная
и
практическая
функция колыбельной песни. Всё взаимосвязано в произведении: красоту
нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует
главную дыхательную мышцу- диафрагму- и вырабатывает при этом умение
постепенного
расходования
воздуха.
Таким
образом,
напевные
народные
песни являются певческим материалом, который необходимо использовать
для выработки нужных качеств певческого дыхания.
Особенно
нравится
детям
играть
на
детских
музыкальных
инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А. Широкова
«Рассказы о русских народных инструментах». Мне повезло тем, что в нашем
образовательном учреждении есть необходимые музыкальные инструменты:
ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы и др, которые используются
постоянно. Хочется отметить, работая именно в нашей школе, мне большую
помощь
оказывает
коллектив:
любое
мероприятие,
организованное
мной
находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Кроме того, я имею
наставника,
учителя
русского
языка
и
литературы
со
стажем,
которая
помогает мне освоить «тонкости» педагогического мастерства и помогает
3
проанализировать
тот
или
иной
фольклорный
текст
в
рамках
кружковой
деятельности и функционирования нашего коллектива.
Все
школьные
праздники
проводятся
на
основе
фольклорного
материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети
не утрачивают связь с историей прошлых лет.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали
активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей
действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке.
Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения
их
стали
более
раскованными,
более
выразительными,
а
это
значит
-
развилась
музыкальная
память,
слух,
чувство
ритма.
Родители
обратили
внимание,
что
дома
ребята
с
удовольствием
поют
и
играют
на
детских
музыкальных инструментах.
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и
любимыми
ими,
способствуют
пробуждению
любви
к
родной
природе,
национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а
значит
и
к
фольклору,
как
источнику
развития
народной
культуры
в
музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по
ознакомлению
с
народным
творчеством,
стараюсь
не
забывать
и
о
классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён,
песнями современных авторов.
Разрабатывая
сценарии
праздников,
стараюсь
их
делать
каждый
раз
неповторимым
с
прошлым
праздником.
Это
даёт
мне
толчок
работать
творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в в
школе. Увлечённость детей кружковой деятельностью делает коллектив более
сплочённым, организованным, способствует развитию у коллектива чувства
коммуникабельности, коллективизма, что очень помогает в работе.
Таким образом, идеи фольклора как источника народной культуры в
лучших
литературных,
музыкальных
проявлениях,
способствуют
патриотическому,
нравственному
воспитанию,
формированию
этических,
эстетических понятий современных школьников.
Литература:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка /Н.А. Ветлугина. –
М,1968. – 342 с.
2.Заволокина
Анастасия.
Играй,
гармонь
/
А.
Заволокина.
–
Новосибирск, 2002. – 72 с.
3.Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г.
Михайлова. М. - 2000. – 216 с.
4.Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М.,
2003. – 196 с.
5.Суханов,
И.В.
Обычай,
традиции
и
преемственность
поколений
[Текст] / И.В. Суханов. - М., 1976;
4
5