Индивидуальная программа развития молодого учителя
Автор: Черновская Елена Евгеньевна Должность: учитель немецкого и английского языков Учебное заведение: МБОУ "Тогурская СОШ" Населённый пункт: С. Тогур, Томская область, Колпашевский р-н Наименование материала: Методическая разработка Тема: Индивидуальная программа развития молодого учителя Раздел: полное образование
молодого учителя
Пояснительная записка
Профессионализм
педагога
становится
решающим
фактором
обеспечения
качества
образования.
Именно
поэтому
в
настоящее
время
возрастает роль наставничества. Приоритетным направлением деятельности
наставника является создание условий для развития личности
молодого
педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и
профессионального мастерства.
Целью наставничества в образовательной организации является оказа-
ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Основными задачами наставничества являются:
ускорить
процесс
профессионального
становления
учителя
и
развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
должностные обязанности
содействовать усвоению молодым педагогом лучших традиций коллектива
познакомить молодого
учителя с
требования законодательства в сфере
образования,
ведомственных
нормативных
актов,
определяющих
права
и
обязанности специалиста по занимаемой должности
разрабатывать
совме стно
с
молодым
специалистом
план
е го
профессионального становления
с учетом уровня его интеллектуального
развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по
предмету
оказывать
молодому
специалисту
помощь
в
овладении
педагогической
профессией,
технологиями,
приемами,
методами
находить
вместе
с
молодым специалистом пути устранения допущенных ошибок
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
привлекать
к
участию
в
общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить
итоги
профессиональной
адаптации
молодого
специалиста,
составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах
прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого
специалиста.
Анализ работы с молодым специалистом
Тамарой Николаевной Ч.
2013 – 2014, 2014 – 2015 уч.гг
Тамара Николаевна Ч., молодой специалист,
начала работать в
качестве учителя
иностранных языков в МБОУ ТСОШ
2013 – 2014
учебном году.
За период с сентября 2013 года по февраль
2014 года с Тамарой
Николаевной
были
проведены
следующие
виды
деятельности
по
реализации программы « Наставничество»:
мероприятия для скорейшей адаптации в коллективе
знакомство с контингентом обучающихся школы
знакомство со спецификой работы с детьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию
изучение нормативных документов, определяющих служебную
деятельность, структуру, особенности деятельности школы и
функциональные обязанности по занимаемой должности
Проведены консультации по темам:
составление рабочих программ
составление тематического плана
разработка сценария уроков разного типа
применение наглядности на уроках иностранного языка
виды проведения целеполагания на уроках
способы проведения рефлексии
знакомство с элементами критериальной оценки учебных результатов
активные формы работы на уроке иностранного языка
создание психологически комфортной среды на уроке
игровые ситуации на уроке
ролевые игры на уроке
Посещение уроков молодого специалиста - 1 раз в неделю. Проведено
обсуждение
каждого
урока.
В
феврале
2014
года
занятия
с
Тамарой
Николаевной были временно приостановлены в связи с уходом молодого
специалиста в отпуск по беременности и родам, а позднее – в отпуск по
уходу
за
ребёнком.
Находясь
в
отпуске
по
уходу
за
ребёнком,
Тамара
Николаевна работала по временному договору в школе № 2,
продолжая
получать консультации у наставника. В сентябре Тамара Николаевна вышла
из
отпуска
по
уходу
за
ребёнком
и
приступила
к
выполнению
своих
должностных обязанностей
За
указанный
период
Тамара
Николаевна
приобрела
определённый
опыт
для
самостоятельной
работы
в
качестве
учителя
немецкого
и
английского
языка.
Но
её
информационная
компетентность
оставляет
желать лучшего. Поэтому на период 2015 – 2016 года составлен следующий
план занятий с молодым специалистом.
План работы на 2015 – 2016 уч.год
Цель :
формирование
и
развитие
ИКТ-
компетентности
молодого
педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя
его профессионального мастерства
Задачи на 2015 – 2016 учебный год:
формировать у педагога положительную мотивацию к использованию
ИКТ
расширить спектр применения педагогом ресурсов сети Интернет
(включая применение социальных сервисов Web 2.0) и цифровых
образовательных ресурсов в педагогической деятельности
сформировать у педагога умения создавать собственные ЭОР и web –
ресурсы
развить умения разрабатывать занятия с применением ИКТ
организовать обмен опытом применения информационных технологий
привлечь молодого педагога к участию в профессиональных конкурсах
Одной из задач на 2015 – 2016
учебный год является привлечение
молодого педагога
к участию в
профессиональных конкурсах. Конкурс
является для педагога не только формой соревнования в профессиональном
мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении
качественного
результата,
но
и
условием
обнаружения
собственных
затруднений,
дефицита
профессионализма,
что,
в
свою
очередь,
служит
с т и м ул ом
ф о рм и р о ва н и я
п от р е б н о с т и
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о м
совершенствовании.
Это не только соревнование, но и возможность общения
с
другими
преподавателями,
организаторами,
членами
жюри
на
профессиональном уровне.
Ожидаемые результаты участия молодого педагога в профессиональных
конкурсах
развитие творческих способностей
развитие
профессионального
общения
в
педагогическом
сообществе
внедрение новых педагогических технологий в педагогический
процесс
повышение профессионального мастерства
Календарно – тематический план занятий с молодым специалистом
по овладению ИКТ
Тема
Учебный материал
Срок
проведе
-ния
Практическое
задание
Создание
интерактивной
презентации
Эффекты анимации и
триггеры при создании
интерактивной
презентации в среде Power
Point для повышения
интереса обучающихся к
самостоятельному
получению новых знаний с
помощью интерактивного
тренажёра или контроля
знаний при помощи
электронной викторины
октябрь
Создать
электронную
викторину в
виде
интерактивной
презентации с
использование
м анимации и
триггеров
Работа с
интерактивной
доской
Smartboard
Интерфейс программы
Smart Notebook,
инструменты. Создание
гиперссылки
.
Привязка
звука к объекту.
декабрь
Создание
презентации
для
интерактивной
доски с
использование
м гиперссылок
Создание
презентации
для
интерактивной
доски
SmartBoard
Вставка анимации.
Создание теста с ярлыками
для правильного ответа
январь
Создать тест с
ярлыками для
правильного
ответа
февраль
Разработка
Использование
ресурсов
библиотеки
программы
Smart
Notebook
Элементы библиотеки
программы
Smart Notebook
занятия с
использование
м библиотеки
программы
Smart Notebook
Использование
социальных
сервисов web
2.0 на уроках
Виды сервисов web 2.0 на
уроках. Создание
интерактивных
упражнений на сервисе
LearningApps.
март
Создать
интерактивные
упражнения на
сервисе
LearningApps
Публикация
материалов
учителя в сети
Интернет.
Публикация учебного
материала на сервисе
Calameo. Основы
методики «Открытый
класс»
Педагогические порталы в
сети Интернет.
апрель
Опубликовать
учебный
материал на
сервисе
Calameo.
или
педагогическом
портале
Создание
электронного
портфолио
Виды электронного
портфолио
май
Создание
модели
электронного
портфолио
Ожидаемые результаты
изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в
педагогической деятельности
формирование у молодого педагога положительной мотивации к
использованию ИКТ
расширение методов использования ресурсов сети Интернет и ЭОР в
педагогической деятельности
повышение уровня владения программными средствами для создания
собственных электронных средств обучения
Формы контроля усвоения материалов курса: контроль выполнения
практических заданий по теме каждого занятия
Результаты работы
с молодым специалистом Тамарой Николаевной Ч.
в 2015 – 2016 уч. году
В 2015 – 2016 учебном году улучшились показатели профессионального
мастерства
Тамары
Николаевны.
Успешным
было
освоение
элементов
ИКТ и применение их в образовательном процессе. Тамара Николаевна
освоила основные моменты работы с интерактивной доской SmаrtBoard. К
сожалению, применение интерактивной доски происходит эпизодически
ввиду недостатка материальной базы: в кабинете, где работает молодой
специалист, пока отсутствует интерактивная доска.
Наиболее
удачно
происходило
знакомство
молодого
учителя
с
элементами Интернет – технологий. Об этом говорит тот факт, что Тамара
Николаевна под руководством наставника не только сама освоила умение
создать
электронную
книгу,
содержащую
дидактические
материалы
и
размещённую в сети Интернет, но и
провела мастер-класс для своих
коллег по теме «Создание электронной 3 D- книги». Видеосюжет с данным
мастер-классом расположен в данный момент на сервисе Youtube.
Тамара
Николаевна
научилась
также
готовить
интерактивные
презентации
к
уроку,
использовать
в
процессе
обучения
наиболее
популярные сервисы Web2.0.
Молодым специалистом был дан открытый урок английского языка в
5
классе,
проведённый
с
учетом
требований
новых
ФГОС,
получивший
положительную оценку коллег и заведующего
школьным методическим
объединением учителей иностранного языка. Сценарий открытого урока был
составлен совместно с наставником.
Что касается предметных результатов обучающихся молодого учителя, то
их абсолютная успеваемость составляет в 2015 – 2016 учебном году 100%,
качественная
успеваемость
характеризуется
стабильностью,
в
отдельных
классах
присутствует
некоторая
положительная
динамика
результатов
обучающихся.
В 2015 – 2016 учебном году в деятельности Тамары Николаевны начался
новый этап –
по инициативе наставника она приступила к участию в
педагогических конкурсах. Её первый опыт был позитивным. Известно, что
участие в педагогических конкурсах является формой самоанализа. Прежде
всего, многие конкурсы помогают проанализировать цели и задачи своей
педагогической
деятельности,
способствуют
созданию
собственной
методической системы.
Именно
таким
является
Всероссийский
конкурс
эссе,
проведённый
Центром
новых
образовательных
технологий
томского
государственного
педагогического университета в 2016 году. При написании подготовке эссе
Тамарой Николаевной совместно с наставником были тщательно продуманы
и определены цели и задачи её педагогической деятельности, определены
проблемы,
стоящие
перед
педагогом,
намечены
пути
их
решения,
обоснован выбор технологий.
Эссе «Я - молодой специалист» было по
достоинству
оценено
компетентными
экспертами
и
удостоено
призового
места в данном конкурсе.
Позитивным было участие и в Региональном конкурсе «Лучший молодой
учитель
-
2015».
Учредителем
данного
конкурса
является
ОГБУ
«Региональный
центр
развития
образования»,
г.
Томск.
Хотя
на
данном
конкурсе Тамаре Николаевне не удалось занять призового места, участие в
нем
также
имеет
большое
значение
для
развития
профессиональных
компетенций молодого учителя, так как в процессе подготовки к конкурсу
Тамара Николаевна прошла
обучение на
трёх обучающих семинарах в
ОГБУ РЦРО.
Полученные
на обучающих семинарах знания и умения
помогут
ей
в
дальнейшей
деятельности.
Подготовка
к
конкурсу
учит
анализировать свой труд. И победа, и неудача создают мотивационную среду
для дальнейшего профессионального развития и роста.