Сценарий брейн-ринга ПТИЧИЙ БАЗАР для детей подготовительной к школе группы
Автор: Сычева Елена Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Росинка" Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск Наименование материала: Творческий отчет Тема: Сценарий брейн-ринга ПТИЧИЙ БАЗАР для детей подготовительной к школе группы Раздел: дошкольное образование
Цель:
Создание
условий
для
познавательного
взаимодействия
и
общения
со
сверстниками; развития у воспитанников умений применять имеющиеся знания в
новых условиях соревновательного типа.
Задачи:
Содействовать развитию любознательности и познавательной мотивации.
Способствовать систематизации и обобщению знаний воспитанников о птицах.
Развивать
логическое
мышление,
умение
мысленно
расчленять
сложное
контурное изображение объекта (птицы) и выкладывать его из геометрических
фигур.
Совершенствовать
умение
решать
арифметические
задачи,
выделять
первый
звук
в
словах
и
составлять
из
них
новое
слово,
упражнять
в
словобразовании.
Развивать
внимание,
умение
удерживать
в
памяти
задание
(инструкцию) и действовать в соответствии с ней. Способствовать становлению
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитывать умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное
развитие",
"Социально-коммуникативное
развитие",
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Предварительная работа:
Изготовление эмблем. Заучивание приветствия каждой из команд. Выбор
капитанов команд. Подбор иллюстративного материала.
Материалы и оборудование:
Колокольчик,
медиапрезентация
с
иллюстративным
рядом
(птицы,
контурное и схематическое изображение лебедя и гуся, иллюстративный материал
для составления слов по первым буквам картинок и решения задач), 12 наборов
геометрических
фигур
("Танграм"),
магнитная
доска,
магнитные
комплекты
эмблем команд (1 большая и 8-10 маленьких), простой карандаш и лист бумаги на
каждого
ребенка,
карта
с
природными
зонами
или
модели
природных
зон
(цветные
листы
бумаги
белого,
светло-зеленого,
оранжевого,
цветов
и
цвета
морской волны), 2 комплект магнитов (по 5-6 штук 2-х цветов),
комплект
карточек с цифрами от 2 до 7, разнос, песочные часы на 30 сек., 1 и 3 мин.,
медиапроектор,
экран,
ноутбук,
бэйджи
с
именами
детей,
3
иллюстрации
с
изображением птицы (для выбора членов жюри: крепятся на стулья в зале).
Ход брейн-ринга:
1-й ведущий: Добрый день, ребята! Весна - время пробуждения природы от
зимнего сна, время возвращения пернатых из теплых краев. Этому событию
посвящены два международных экологических праздника: Международный день
птиц
(он
отмечается
1
апреля)
и
Международный
день
мигрирующих
(перелетных) птиц - его отмечают во вторые выходные мая. Вот и мы решили
нашу встречу посвятить нашим пернатым друзьям - птицам. Вы согласны? (Да!).
2-й
ведущий: Мы приглашаем вас на игру "БРЕЙН-РИНГ", в которой
команды соревнуются в скорости ответов на вопросы ведущего, демонстрируя
свою эрудицию и быстроту реакции. Вы согласны принять участие в этой игре?
(Да!).
1-й ведущий: Я вижу, вы уже подготовились к нашей встрече, разбились на
2
команды.
Но
прежде
чем
приступить
к
игре,
нам
необходимо
выбрать
независимое жюри.
2-й ведущий: Уважаемые гости! Посмотрите, пожалуйста, на спинку своего
стула. Тех, кто стал обладателем птицы "Феникс", просим занять почетные места
жюри!
1-й ведущий: На интеллектуальный ринг я приглашаю команду «Умники» и
команду "Знайки". Расскажите о себе.
Представление команд:
Команда "Умники":
Команда "Знайки":
Мы - пытливые умы,
Мы с вопросами на "ты",
"Почему" - вопрос любимый
Помогает нам расти!
Мы - почти что мудрецы.
Много мы читаем,
Умники и умницы -
Много знать желаем!
2-й ведущий: Пусть победа и удача сопутствуют вам! Команды, занимайте
свои места!Перед тем как начать игру, я предлагаю познакомиться с правилами
игры и критериями оценки ответов.
1-й ведущий: Ребята, послушайте внимательно правила игры:
- команда начинает выполнение задания только после сигнала - звонка
колокольчика (показ);
- на обсуждение многих ответов дается определенное время, которое мы
сможем определить с помощью песочных часов;
- как только команда выполнит задание, капитан поднимает руку и называет
имя игрока, который будет отвечать;
- если команда в установленный срок не дает ответа или отвечает на вопрос
неправильно, право ответа переходит другой команде.
2-й
ведущий: Критерии
и
правила
оценки
ответов:
за
правильно
выполненное
задание
команда
получает
1
балл.
Жюри
оценивает
быстроту,
правильность и обоснование ответа.
1-й ведущий: Вопросы и задания для игры нам прислали птицы, а доставил
их почтовый голубь. И так, мы начинаем брейн-ринг "Птичий базар".
Первое задание - разминка "Четвертый лишний".
Вам необходимо как можно быстрее найти лишний объект и объяснить,
почему он лишний. На обдумывание и обсуждение в команде дается не более 30
секунд (полминутки). Вопросы каждой команде даются по очереди. Начинаем с
команды "Умники".
Звучит колокольчик. Ведущий по очереди задает командам вопросы, они в
картинках
дублируются
на
экране.
Жюри
фиксирует
правильность
каждого
ответа. По итогам ответов на все вопросы, определяют победителя. Результат
фиксируется на мольберте при помощи магнитных эмблем-баллов.
"Четвертый лишний":
Перечень слов
Примерный ответ детей
1
Л а с т о ч к а , снегирь,
жаворонок, скворец
Лишний - снегирь, потому что все остальные
- перелетные птицы, а снегирь - зимующая
птица
2
Глухарь, цапля ,
тетерев,
сова
Лишняя - цапля, потому что все остальные
птицы живут в лесу, а она - на болоте
3
У т ка
к р я к ва ,
л е б е д ь ,
ворона , гусь
Лишняя - ворона, потому что все остальные -
водоплавающие птицы, а ворона - нет
4
С и н и ц а ,
в о р о б е й ,
ласточка, дятел
Лишняя - ласточка, потому что все остальные
- зимующие птицы, а ласточка - перелетная
птица
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги, вопрос залу:
Что из изображенного на экране (гнездо, дупло, кормушка , скворечник) -
лишнее? ( Кормушка - она не является птичьим жилищем).
2-й ведущий: Слово предоставляется жюри.
1-й ведущий: Право выбрать следующее задание предоставляется капитану
команды «Умники» (капитан команды выбирает одну из карточек с номером
вопроса).
Задание №__ "Назови по-другому".
Скажите, как по-другому можно назвать птицу, у которой длинный хвост?
(Длиннохвостая).
Правильно,
длиннохвостая.
Как
по-другому
можно
назвать
птицу, у которой желтая грудь? (Желтогрудой). Задание понятно?
Начинаем с команды "Знайки":
Как можно назвать птицу, у которой:
1. Черные глаза - черноглазая
2. Красная грудь - красногрудая
3. Короткий хвост - короткохвостая
4. Розовые щеки - розовощекая
5. Кривые лапы - криволапая
6. Желтые крылья - желтокрылая
2-й ведущий: Молодцы! Справились успешно. Ждем решения жюри.
1-й
ведущий: Продолжаем
наше
интеллектуальное
состязание.
Право
выбора задания переходит к капитану команды "Знайки".
Задание №__ "Юные математики"
Каждой команде нужно решить по 2 задачи. На обдумывание и обсуждение
ответа дается не более 30 секунд. Первыми решают задачу "Умники".
Задачи для команды
"Умники"
"Знайки"
1.
Пять ворон на крышу сели
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?
(5+2=7)
1.
К серой цапле на урок
Прилетело 6 сорок.
А из них лишь две сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(6-2=2).
2.
Пять сорок пришли на урок
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок?
(5-1=4)
2.
Пять синиц на ветку сели
К ним две галки прилетели,
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц теперь на ветке?
(5+2=7)
2-й ведущий: Уважаемое жюри, вам слово!
1-й ведущий: Право выбрать следующее задание для команд предоставляю
одному из болельщиков.
Задание №__ "Конструкторское бюро"
В конструкторское бюро поступил заказ: "Создать из различных блоков
(геометрических
фигур)
изображения
водоплавающих
птиц
для
украшения
искусственного водоема в зоопарке". Поможем конструкторам?
Ваша задача по контурному рисунку определить водоплавающую птицу и
выложить ее из геометрических фигур. Выиграет та команда, которая не более чем
за
3
минуты
создаст
большее
количество
правильных
изображений
водоплавающих птиц.
Каждый
игрок
самостоятельно,
с
опорой
на
рисунок,
выкладывает
из
танграма гуся или лебедя. Члены команды могут помогать своим товарищам
только советом. После выполнения задания дети, с опорой на расчлененный
рисунок
(на
слайде
медиа
презентации),
выполняют
самоконтроль
создания
изображения.
2-й ведущий: Ребята, предлагаю вам проверить, правильно ли вы выложили
фигуру свою. Капитанов прошу сосчитать, сколько игроков команды выполнили
задание правильно.
2-й ведущий: Пока члены жюри оценивают качество работы помощников
конструкторов, я приглашаю вас на веселую разминку и предлагаю поиграть в
веселую игру "Сантики-фантики".
Проводится игра "Сантики-фантики" (физкультминутка).
2-й ведущий: Немного отдохнули? Ждем оценки жюри.
1-й
ведущий: Право определить следующее задание для команд передаю
взрослым болельщикам.
1-й ведущий:
Задание №__ "Вопросы из бочки"
Особенностью этого конкурса является то, что ответ необходимо дать без
обсуждения в команде. Отвечать может любой игрок, первым поднявший руку из
команды, которой задан вопрос. Начинают «Знайки":
1.
Какая птица самая любопытная? (сорока)
2.
Какая птица лечит деревья? (дятел)
3.
Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
4.
Почему воробей купается в пыли? (избавляется от насекомых)
5.
У какой птицы клюв в виде креста? (у клеста)
6.
Как
называют
перелетных
птиц,
которые
умеют
п л а в ат ь
(водоплавающие)
7.
Как называется дом птицы? (гнездо / скворечник / дупло - верен любой
из данных ответов)
8.
Как называются детеныши птиц? (птенцы)
9.
Когда люди вывешивают скворечники? (весной)
10. Назовите самую маленькую птицу в мире (колибри)
2-й ведущий: Уважаемое жюри, вам слово!
1-й ведущий: Право определить следующее задание передаю воспитателю
наших игроков - имя, отчество педагога.
Задание №__ "Конкурс капитанов"
Прежде
чем
капитаны
приступят
к
выполнению
задания,
мы
вместе
вспомним,
какие
природные
зоны
вы
проходили
на
занятиях
по
экологии?
(Арктика, тундра, тайга, пустыня, саванна, джунгли). Некоторые птицы обитают в
разных природных зонах, других мы можем встретить только в определенной
зоне.
Задача
капитанов
команд
расселить
птиц
по
природным
зонам.
Чтобы
различить, кто расселил ту или иную птицу, у капитанов будут магниты разного
цвета. Члены команд, будьте внимательны: у вас есть шанс исправить по 1 ошибке
капитанов. На выполнение задания дается не более 1 минуты.
Капитаны выполняют задание:
Тундра - куропатка, полярная сова.
Тайга - кедровка, дятел.
Джунгли - тукан, пеликан ара.
Саванна - птица-секретарь, страус.
Проверка задания с использованием медиа презентации.
2-й ведущий: Уважаемое жюри, вам слово!
1-й ведущий: У меня на разносе осталась одна карточка. И это значит, что
мы подошли к финалу. Перед проведением последнего задания давайте вместе
посчитаем,
сколько
очков
заработала
каждая
из
команд.
(В
зависимости
от
состояния игры, ведущий подбадривает проигрывающих и дает дополнительный
шанс свести игру к ничьей, увеличивая количество баллов за победу в финальном
задании).
Последнее задание "Разгадай ребус"
Ребята, задание очень сложное. Для его выполнения вам могут понадобится
бумага и карандаш. Задание выполняем по очереди, первыми начинают "Умники".
Внимание на экран! На нем изображены картинки. Вы должны из первых звуков
названий картинок составить слово. На выполнение задания дается 1 минута.
Время пошло. "Умники" выполняем задание, затем меняются местами.
1. Дом, яблоко, телефон, ель, ложка - (дятел) – "Умники"
2. Корова, лодка, ель, собака, торт - (клест) – "Знайки"
2-й ведущий: Просим жюри оценить выполнение задания.
1-й
ведущий: Вот
и
подошла
наша
игра
к
завершению.
Прежде
чем
объявить победителя, хотим узнать: Вам понравилась игра? Какое из заданий для
вас было самым сложным? С чем легче всего справились?
2-й ведущий: Для подведения итогов игры и награждения победителей,
слово предоставляем нашему компетентному жюри.
Жюри подводит итог и награждает команды медалями "Блестящий эрудит" и
"Интеллектуал".