Напоминание

"Экологические сообщества" 11 класс


Автор: Ольга Владимировна Петрова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №129
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: контрольная работа
Тема: "Экологические сообщества" 11 класс
Раздел: полное образование





Назад




Экологические сообщества

1. Термин «экосистема» ввел в науку:

а.

В.Н. Сукачев; б. А. Тенсли; в. В.И. Вернадский; г. К. Линней.

2. Что такое биотоп?

а.

однородное по условиям окружающей среды пространство в пределах частей биосферы,

которое занято одним биоценозом

б.

структурная единица биоценоза, означающая совокупность животных или растений

в.

совокупная масса всех видов живых организмов данного биоценоза

3. Выберите верное утверждение.

а.

понятия «экосистема» и «биогеоценоз» являются тождественными

б.

каждый биогеоценоз можно назвать экосистемой, но не каждую экосистему можно назвать

биогеоценозом

в.

биогеоценоз нельзя назвать экосистемой — нельзя и экосистему назвать биогеоценозом

4. Какой ученый обосновал учение о биогеоценозах?

а.

В. Иогансен; б. К. Мебиус; в. В. Н. Сукачев; г. К.А. Тимирязев.

5. Как называется исторически сложившаяся совокупность организмов, абиотической среды и

занимаемого ими участка?

а.

Биоценоз б. биотоп в. биогеоценоз

6. Выберите верное утверждение.

а.

биоценоз и экосистема вместе образуют биотоп

б.

экосистема и биотоп вместе образуют биоценоз

в.

биоценоз и биотоп вместе образуют экосистему

7. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем

а.

ее изменения

б.

ее устойчивости

в.

ее закономерного развития

г.

конкуренции видов

8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется

а.

наличием цветковых растений на мелководье

б.

замкнутым круговоротом веществ

в.

наличием производителей органического вещества - автотрофов

г.

постоянной численностью населяющих его популяций животных

д.

отсутствием разрушителей органики - редуцентов

е.

отсутствием хищных рыб

9. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) осуществляется саморегуляция численности популяций в экосистеме

Б) обитает большое количество видов

В) большую роль играет антропогенный фактор и преобладает

искусственный отбор

Г) пищевые цепи длинные

Д) круговорот веществ незамкнутый

Е) преобладают растения одного вида

ТИП ЭКОСИСТЕМЫ

1) природная экосистема

2) агроэкосистема

10. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К

устойчивым экосистемам относятся:

а.

таежный лес

б.

березовая роща

в.

вишневый сад

г.

пшеничное поле

д.

картофельное поле

е.

смешанный лес

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к агроэкосистемам?

а.

плантация оливковых деревьев

б.

верховое болото

в.

пойменный луг

г.

свекольное поле

д.

саванна

е.

виноградник

12. Установите соответствие между экосистемами и их особенностями: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А) преобладает один вид

Б) цепи питания разветвлённые

В) круговорот веществ замкнутый

Г) совместно обитает много видов

Д) требуется приток дополнительной энергии

Е) неустойчивая система

ЭКОСИСТЕМЫ

1) кукурузное поле

2) болото

13. Установите соответствие между видами экосистем и их примерами: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) аквариум

Б) фруктовый сад

В) лесополоса

Г) болото

Д) картофельное поле

Е) море

ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ

1) искусственная экосистема

2) естественная экосистема

3) агроэкосистема

14. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К

отличительным особенностям агроценоза относятся следующие признаки:

а.

естественный отбор

б.

отсутствие редуцентов

в.

неполный круговорот

г.

получение дополнительной энергии

д.

высокая продуктивность

е.

пищевые сети

15. Рассмотрите таблицу «Уровни

организации

живой

природы»

и

заполните пустую ячейку, вписав

соответствующий термин.

16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, а

после исправьте эти ошибки.

1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной

экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4.

В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. В агроценозах, как и в

любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется

действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро

разрушится и исчезнет.

17. Экологическая устойчивость агроценозов невелика. Поэтому без участия человека агроценозы зерновых и

овощных культур существуют не более 1 года, многолетних трав - 3-4 года, плодовых культур - 20-30 лет. В

чём причина неустойчивости агроценозов? Что происходит после того, как человек перестаёт поддерживать

агроценозы? Почему самые короткоживущие в таких условиях - агроценозы овощных и зерновых культур?

Ответы

1.б

2. а

3. б

4. в

5. в

6. в

7. б

8. абв

9. 112122

10. аве

11. аге

12. 122211

13. 131232

14. вгд

15. Биогеоценотический

16. 1) Агробиоценоз - неустойчивая экосистема, которая не может существовать без поддержки человека

2) В агробиоценозе помимо энергии солнечного света используется энергия, которая привносится в нее

человеком - антропогенная энергия (в виде удобрений)

5)

Агроценозы

характеризуются

малым

видовым

разнообразием,

короткими

цепями

питания,

неразветвленными (простыми) пищевыми сетями

17. 1) Агроценоз характеризуется небольшим видовым разнообразием, не способен к самовосстановлению и

саморегуляции

2) Культурные растения, не приспособленные к диким условиям, не выдерживают конкуренции с другими

видами:

агроценоз

распадается

или

отмирает,

начинается

сукцессия

3) Овощные и зерновые культуры - преимущественно однолетние (поэтому на следующий год, без

вмешательства человека, у них нет даже и шанса прорасти снова)



В раздел образования