Напоминание

«Развитие навыков чтения нот с листа на уроках фортепиано»


Автор: Зверева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Г. Кукуевицкого
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Развитие навыков чтения нот с листа на уроках фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методический доклад на тему:

«Развитие навыков чтения нот с листа на уроках фортепиано»

Выполнила:

ЗвереваТ.В.,

Преподаватель

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

Сургут 2022

Содержание

I.

Введение

II.

Основная часть

1.

Подготовительный период

2.

Освоение ритмической графики

3.

Освоение высотной графики

4.

Внутренний слух

5.

Зрительное восприятие нотного текста

6.

Ускоренное восприятие текста

7.

Вопросы аппликатурной техники

8.

Ошибки учащихся при чтении нот с листа

III.

Заключение

IV.

Список литературы

I.

Введение

Работа по обучению учащихся класса фортепиано чтению нот с листа

осуществляется в соответствии с программой учебного предмета ПО.01.УП.01.

«Специальность и чтение нот с листа». Этот предмет входит в учебный план

дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального

искусства

«Фортепиано»,

реализуемой

учреждениями

дополнительного

образования

на

основании

Федеральных

государственных

требований

к

минимуму содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой

программе

(утверждены

приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации от 12 марта 2012 года № 163).

Под чтением нот с листа подразумевается исполнение незнакомой пьесы в

темпе,

близком

к

требуемому,

без

предварительного

проигрывания

на

инструменте. Учащийся должен стремиться исполнить всё грамотно, ровно, без

остановок, воспроизвести все штрихи, играть правильными пальцами, применить

правильные приёмы звукоизвлечения. Такие навыки являются результатом

направленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания.

Преподаватель по фортепиано должен строить свои занятия таким образом, чтобы

его ученик приобрёл наряду с другими навыками и умениями также и навык

свободной игры по нотам.

Многие известные педагоги-музыканты прошлого и настоящего придавали и

придают большое значение развитию этого навыка, утверждая, что чтение нот с

листа способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных

навыков исполнителя. По воспоминаниям Буасье, Ференц Лист считал, что

успешное продвижение учащегося невозможно без всестороннего музыкального

развития, без постоянного расширения его музыкального кругозора.

При чтении нот с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают

в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряжённый интенсивный динамический

процесс.

Цель данного доклада – систематизировать основные методы и приемы

обучения чтению с листа на уроках специального фортепиано. Информация будет

полезна педагогам в сфере дополнительного образования, преподавателям

специального и общего фортепиано детских школ искусств.

II.

Основная часть

1.

Подготовительный период.

Формировать предпосылки к чтению нот с листа нужно начинать на раннем

этапе обучения пианистов. Для успешного чтения музыкального текста так же,

как и словесного, необходимо его звуковое осознание. Поэтому основная задача

педагога-музыканта

состоит

в

раскрытии

перед

учеником

элементарных

закономерностей построения музыкальной речи, научить слухом представлять

звуковой образ «музыкальных слов», научить их простейшему музыкальному

анализу ещё до знакомства с нотами.

На начальном этапе занятий учащийся слушает произведения в исполнении

педагога, знакомится с инструментом, усваивает навыки звукоизвлечения. С

помощью педагога учащийся подбирает на фортепиано знакомые мелодии, у него

накапливается слуховая база. На этом фоне он усваивает: различные темпы

(быстро-медленно), динамику (громко-тихо), регистры (высоко-низко), характеры

(грустно-весело), а также различные жанры музыки (марш, танец, песня).

Так как внимание учащегося в начале занятий фиксируется на ритмических

структурах песен, рекомендуется и работу над чтением с листа начинать именно с

ритма: с подчёркнуто-ритмизированного произнесения считалок, дразнилок,

стихотворений. Затем к декламации добавляются хлопки, постукивания. Во время

таких

занятий

учащийся

активный

участник

исполнения,

он

должен

организовано и сознательно управлять своими двигательными реакциями. Таким

образом, учащийся приобретает способность распределять внимание, учится и

слушать и активно действовать.

2. Освоение ритмической графики.

Даже несложный нотный текст заключает в себе большое количество

информации, это – ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и

членение, синтаксис музыкальной речи. Чтение нотной графики должно быть

целостным, структурным. Следовательно, от синтаксических единиц и от

ритмической графики нельзя отказаться. Но. поскольку звуковысотный слух у

большинства детей развивается в последнюю очередь, высотную запись мелодии

можно начать изучать позже.

Знакомство с ритмической графикой происходит при записывании знакомых

пословиц и песен. В зависимости от скорости хлопков при записи получаются

длинные и короткие палочки (короткие для большей наглядности можно

соединить перекладинкой). Затем для закрепления первоначальных зрительно-

слуховых связей вводятся вместо слов звуковые символы: ТА и ТИ.

I П I I I I П I

Та, ти-ти, та, та; та, та, ти-ти, та.

Где ТА- четвертные длительности, ТИ-ТИ – восьмые длительности

Параллельно объясняют ребенку, что такое пауза и что паузу нужно

прослушать. Для большего эффекта ребёнок может жестом показать паузу,

разворачивая ладошки вверх, показывая, что ничего нет – пусто.

3. Освоение высотной графики.

К концу 1,5 – 2 месяцев обучения ученик уже умеет:

записать ритм песенки;

прочесть ритмический рисунок;

узнать знакомую песню по её ритмической записи,

овладевает начальными пианистическими навыками.

На этом этапе начинается знакомство с первыми обозначениями высоты

звука. Ребёнок гораздо лучше читает текст, если звуковысотная графика

осваивается им не теоретически, а при помощи активных действий со звуками-

нотами: это пение и игра на фортепиано.

Считается, что интервал м.3 – самый удобный мелодический оборот, также

он удобен для восприятия зрением, отличается симметрией и не столь широк в

амплитуде. Не случайно, малая терция имеет преимущество перед другими

интервалами, ведь с ней дети встречаются очень часто, слушая и детские, и

народные песни. Терция ассоциируется у ребёнка с зовом кукушки. Подобрав на

клавиатуре «ку-ку» от разных клавиш, ребёнок с помощью педагога, записывает

этот интервал на двух линейках. Так в его арсенале появляются ноты «соль» и

«ми»,

постепенно

расширяясь,

двузначная

интонация,

обрастая

новыми

ступенями, становится многозвучной.

Обращение к ладам народной музыки приводит к знакомству со знаками

альтерации. Вначале диез и бемоль появляются возле нот, затем переносятся и

записываются возле ключа.

Первоначальный материал для чтения нот с листа должен быть простым и

коротким, чтобы ребёнок мог без особых усилий интонировать, а потом

проигрывать упражнение осмысленно, от начала до конца.

Первые пьесы должны быть выдержаны в одной позиции, в них преобладают

плавные движения 2, 3 пальцев, встречаются ходы 4,5.

4. Внутренний слух.

Очень важно перед началом чтения нот с листа, просмотреть и проговорить

вслух все нюансы упражнения, как бы проиграть произведение без инструмента,

мысленно (можно и вслух), при этом:

определить размер пьесы, соотношение длительностей;

определить знаки альтерации при ключе и встречные знаки;

сделать структурный анализ произведения: ритмические и мелодические

повторения, части, разделы;

проанализировать сопровождение;

просмотреть, продумать аппликатуру;

мысленно проиграть пьесу внутренним слухом;

обратить внимание на штрихи, динамику.

Такое «зрительное» проигрывание во много раз облегчит задачу прочтения

нотного текста и ограждает от грубых ошибок. Кроме того, предварительное

прочтение нотного текста глазами очень развивает внутренний слух, заставляя его

активно работать. Очень важно, чтобы ученик сумел услышать нотную запись без

проигрывания на инструменте.

На этом этапе работы можно предложить ребёнку выполнить задание:

педагог играет пьесу и умышленно останавливается; ученик во время игры следит

за нотным текстом и, когда педагог останавливается, он должен показать, в каком

месте в нотах была остановка. Таким образом у учащегося постепенно

укрепляется связь между зрением и слухом (вижу – слышу).

Более музыкально подготовленным учащимся даётся задание проследить за

построением и развитием музыкального сочинения, за ролью аккомпанемента и

функциями других голосов.

5. Зрительное прочтение нотного текста.

Способность видеть, прочитывать и запоминать нотный текст несколько

ранее его исполнения очень влияет на качество чтения нот с листа. Все

встречающиеся

особенности

нотного

текста

заранее

фиксируются

нашим

сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Овладение

этим навыком даёт нам возможность играть с листа без остановок.

Степень охвата зрением нотного записи зависит от многих факторов, но в

большей степени от развития музыкального кругозора учащегося. От его умения

догадываться

о

логическом

продолжении

музыкального

предложения.

В

некоторых случаях учащийся может опережать зрительно свою игр на такт или

два, но чаще всего удаётся прочесть только один аккорд или несколько звуков.

В таких случаях игра становится хаотичной, теряется представление о

музыкальной линии. С подобным явлением мы сталкиваемся при начальном

обучении детей чтению.

Прежде чем произнести слово, ребёнок прочитывает его глазами; так и в

музыкальных фразах (буква-слог-слово-предложение). Как только произойдёт

зрительное прочтение мелодического оборота – игра приобретёт осмысленный

характер.

6. Ускоренное восприятие текста.

Время приёма и переработки информации в процессе чтения нот с листа

ограничено, что создаёт ситуацию лимита времени, а отсюда необходимость

ускоренного восприятия текста.

Ускоренный

охват

нотного

текста

целесообразно

разделить

на

два

относительно самостоятельных вопроса:

1.

Восприятие по горизонтали.

2.

Восприятие по вертикали.

Учащийся

должен

научиться

читать

по

горизонтали

и

вертикали

одновременно, всё время помня о том, что необходимо неустанно смотреть

вперёд, максимально используя поле зрения (горизонталь).

Чтение нот по вертикали значительно сложнее чтения по горизонтали,

поэтому материал на начальном этапе должен ориентироваться на разложенную, а

не аккордовую структуру в упражнениях. В дальнейшем, конечно, аккорды

собираются в единое целое. Для выработки навыка чтения аккордов можно

предложить ученикам прочитать обыкновенное слово «в столбик».

При постоянном чтении нот с листа у учащихся вырабатывается навык

читать музыкальное произведение, ориентируясь на графический рисунок.

Графическое чтение преследует цель быстрого охвата нотного текста по

графическом рисунку, в таком чтении важным является определение первого

звука (исходящего). Сущность заключается в том, что читается не нота за нотой, а

контур движения мелодии.

7. Вопросы аппликатуры.

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от

аппликатурной техники, т.е. от доведённого до автоматизма умения выбирать

аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации.

Правильная аппликатура – это рациональное и удобное расположение

пальцев на клавиатуре. Выбор аппликатуры не должен быть случайным, всё

должно быть продуманно и целесообразно. Нужно стремиться к естественной

последовательности пальцев исходя из фактуры произведения. Самое главное –

это мысленно представить свои действия.

Существуют

общие

аппликатурные

закономерности

типовые

последовательности пальцев, которые отрабатываются при работе над гаммами.

Свободное

владение

формулами,

такими

как

арпеджированные

последовательности, двойные ноты, аккорды, должно быть усвоены настолько

прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или иную

техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой,

занимали нужную позицию.

Перед началом работы над новым произведением, желательно, выбрав из

основного материала отдельные мотивы, поучить их как упражнение, для

выработки навыка. После того как учащийся отработает эти последовательности

ему предлагается полный текст произведения, который он уже осмысленно

сможет играть, пользуясь приобретённым навыком.

В упражнениях в пределах одной позиции вырабатывается аппликатурная

реакция на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды. Здесь важно

воспитать навыки:

зрительно-слухового опознания интервалов и аккордов;

мгновенной реакции пальцев.

В вертикальном прочтении нот срабатывает относительное, обобщённое

чтение нот, а именно – расстояние между нотами. Различные интервалы играем

различными пальцами:

Секунда – соседние пальцы,

Терция – через палец,

Кварта – через два пальца,

Квинта

Секста первый и пятый пальцы

Септима

Октава

Для закрепления аппликатурных реакций на различные интервалы и

аккорды, можно прибегнуть к обобщающей таблице, которую учащийся

составляет с преподавателем. Работа с таблицей систематизирует полученные

навыки

и

помогает

осознать

определённые

закономерности.

Интервалы

прорабатываются разными вариантами аппликатуры, отдельными руками и двумя

руками вместе.

После того, как учащийся ознакомился с высотной графикой, аппликатурные

упражнения приобретают иной облик: цифровые указатели снимаются, остаются

только на первых мотивах, то есть меняется форма зрительного сигнала.

Упражнения, по мере взросления учащегося усложняются, выходят за пределы

одной позиции. Чем больше учащийся будет играть, тем больше разных форм

мелодических

оборотов

он

освоит,

доведя

координацию

движений

до

автоматизма, получив более уверенную способность читать текст.

9.Ошибки учащихся при чтении нот с листа.

Самыми

распространёнными

ошибками

учащихся,

которых

следует

стараться избежать при обучении чтению с листа, являются:

элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

потактовое, а то и по четвертное прочтение нот, т.е. остановки после

каждого такта или ритмической фигуры

пренебрежение знаками агогики;

неспособность отличить поступательное движение от скачков через

ступень;

отсутствие навыка читать одновременно оба ключа;

отсутствие умения быстро определить движение мелодии «вправо-вверх»,

«влево-вниз».

III.

Заключение

Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно

читать ноты с листа необходимы систематические занятия. Это должно стать

неотъемлемой частью ежедневных занятий каждого учащегося.

Подбор нотного материала для чтения нот с листа подчиняется двум

условиям:

Обеспечить широкую «начитанность» музыканта в различных стилях

фортепианной музыки.

Развивать динамичное музыкальное мышление, постоянную готовность к

любым, самым неожиданным речевым ситуациям.

Эти два фактора во многом определяют успешность обучения учащегося

чтению нот с листа.

Чтение нот с листа не следует отождествлять с изучением произведения.

Читая музыку с листа, учащийся имеет дело с произведениями, которые не

обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать, а исполнительском плане. Нет

необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом

плане. Но, как и при других видах исполнительской деятельности во время игры с

листа необходима концентрация воли, слуха, внимания – синтез слуха и

моторики.

Чтение нот с листа – один из наиболее перспективных путей в развитии

учащихся. Это умение создаёт базу для быстрого освоения нотного материала, и,

следовательно,

высвобождает

время

на

занятиях

для

решения

других

музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры.

IV.

Список литературы

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012.

2.

Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. - М., Советский композитор,1973.

3.

Блинов Е. А. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано.

4.

Камаева Т. Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано. - М., Классика ХХI,

2006.

5.

Серебровский И. Б. К вопросу о развитии чтения с листа, - Л., 1963.

6.

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. - М., Советский

композитор, 1989.

7.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., Классика-XXI,

2009.



В раздел образования