Автор: Мелекессова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: г.Гай, Оренбургская область
Наименование материала: Семейное право
Тема: Семейное право с использованием документов
Раздел: полное образование
Тема урока: Семейное право
Класс: 10
Учитель: Мелекессова Т.Н
Тип урока: Комбинированный
Дата урока:
Образовательные ресурсы:
1.
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, А.В.Белявский и др. под
ред.Л.Н.Боголюбов .- М.: Издательство «Просвещение», 2017 . – 350 с.
2.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.10 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 288 с.
3.
Обществознание 10 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Л.Н.Боголюбов / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2018. – 347 с.
4.
О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Тетрадь-тренажер.10 класс. –М.: Просвещение,2013. – 130 с.
5.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 10 класс: к учебнику «Обществознание.10 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 159 с.
6.
Лобанов И.А.Обществознание. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 10 класс. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 144 с.
7.
Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.
под ред.Л.Н.Боголюбов .- М.: Издательство «Просвещение», 2011 . – 160с.
8.
Коваль Т.В.ЕГЭ 2018. Обществознание.14 вариантов. Типовые задания от разработчиков ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 183 с.
9.
Баранов П.А. ЕГЭ 2018. Обществознание: 10 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 103 с.
10.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Е.С.Королькова.- М.:
Издательство «Экзамен», 2018. – 350 с.
План:
1.Права и обязанности супругов
2.Права и обязанности детей и родителей
3.Воспитание детей , оставшихся без попечения родителей
Цель урока:
сформировать представления о семейном праве
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с правами и обязанностями супругов, правами и обязанностями детей и родителей, а также детей оставшихся без родителей
Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать и обобщать, систематизировать
Воспитательные: воспитывать у учащихся патриотические чувства
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно - иллюстративный
Формы: индивидуальная, работа в группах
Основные термины и понятия: семейные правоотношения, семья, брак
Планируемые результаты:
1.учащиеся должны иметь представление о ключевых темах курса, выделять их существенные признаки;
2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами,
выполнению проблемных заданий, работе в группе
Формирование УУД:
Пред
метные:
знать, какие отношения регулируются семейным правом; какое имущество делится при расторжении брака; кем и как может осуществляться воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей
Метопредметные:
1) коммуникативные: составлять план действий; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной
работы
2) регулятивные: составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; ставить
учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
3) познавательные: объяснить, каковы условия заключения брака и что ему препятствует, на какие права распространяется принцип равенства супругов в браке, личные и
имущественные права ребенка в семье; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях семейных правоотношений, имеющих определенные юридические последствия;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права и приводить нормы соответствующей отрасли права, регулирующей
проявляющиеся в этом поведении семейно-брачных отношения; строить рассуждения, раскрывающие смысл высказываний о юридической стороне брака; решать познавательные
проблемные задания
Л
ичностные:
осознание значимости правового регулирования семейных отношений; понимание важности юридического оформления брака
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организации
совзаимодействия
на уроке
Организационный
момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие учителя, подготовка к уроку
Ф
И
РвГ
Проверка
домашнего задания
1.Что такое семья?
2.Что такое брак?
3.Назовите условия заключения брака?
4.Когда брак считается не действительным?
5.Причины расторжения брака?
Ответы учащихся
Ф
И
РвГ
Актуализация
знаний
Назовите виды семейных правоотношений?
Ответы учащихся
Ф
И
РвГ
Изучение нового
материала
1. Права и обязанности супругов
1.Семейный кодекс РФ ст.31,32 – приложение 1
-назовите права и обязанности супругов?
-укажите личные права супругов и их обязанности?
-назовите возможные варианты выбора фамилии при заключении брака?
2. Семейный кодекс РФ ст.33,34,36,37 – приложение 2
-перечислите, что относиться к совместной собственности супругов?
- что входит собственность каждого из супругов?
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа с документом
Ответы учащихся
Ф
И
РвГ
3. Семейный кодекс РФ ст.40,41,42,43 – приложение 3
-дайте определение понятию «брачный договор» и определите его содержание?
-каких положений не может содержать брачный договор?
4.Заполните таблицу по теме: «Права и обязанности супругов»
Права супругов
Обязанность супругов
2.Права и обязанности детей и родителей
1.Семейный кодекс РФ ст.54,55,56,57,60 – приложение 4
-перечислите права ребенка?
2.Работа с таблицей на стр.259
3. Семейный кодекс РФ ст.61,63,64,65,66,67– приложение 5
-перечислите права родителей?
4.Заполняют таблицу по теме: «Права и обязанности родителей и детей»
Права и обязанности родителей
Права и обязанность детей
3.Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
1.Опека и попечительство устанавливаются, согласно закону, для воспитания
несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
2.Закон отдает предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно
регламентирует его различные формы:
-опека
-попечительство
-усыновление (удочерение)
-приемная семья
Опека, попечительство
3. Семейный кодекс РФ ст.145– приложение 6
-в каком случае устанавливается опека?
-в каком случает устанавливается попечительство?
-с какого возраста опекуна выбирают с согласия ребенка?
-допускается ли передача братьев и сестер разным опекунам или попечителям?
-кто контролирует действия опекунов и попечителей?
4. Семейный кодекс РФ ст.146– приложение 7
-кто может стать опекуном (попечителем)?
-что учитывается при назначение опекуна (попечителя)?
-кого не назначают опекуном (попечителем)?
Работа с документом
Ответы учащихся
Заполняют таблицу
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа с таблицей
Работа с документом
Ответы учащихся
Заполняют таблицу
Заполняют таблицу
Слушают учителя
Слушают учителя
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа с документом
Ответы учащихся
Усыновление, удочерение
5.Работа с термином
Усыновление, удочерение
– форма семейного воспитания детей, лишенных
родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем
правовых (личных и имущественных) отношений
6.Работа со схемой
7.Семейный кодекс РФ ст.130 – приложение 10
-при каких условиях можно усыновить ребенка без согласия родителей?
8. Семейный кодекс РФ ст.125 – приложение 11
-как проходит порядок усыновления ребенка?
9.Работа со схемой
Работа с термином
Записывают термин
Работа со схемой
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа со схемой
Приемная семья
10.Работа с термином
Приемная семья
– это правовая форма принятия на воспитание в семью
несовершеннолетних детей, у которых нет родителей
11.Семейный кодекс РФ ст.151 – приложение 12
-как образуется приемная семья?
12.Семейный кодекс РФ ст.153 и п.6 о положении приемной семьи – приложение 13
-кто имеет право быть приемными родителями?
-кто не имеет право быть приемными родителями?
Работа с термином
Записывают термин
Работа с документом
Ответы учащихся
Работа с документом
13. п.20 о Положении приемной семьи – приложение 14
-кто передается на воспитание в приемную семью?
Ответы учащихся
Работа с документом
Ответы учащихся
Первичное
осмысление и
закрепление
Тест по теме: «Семейное право» - приложение 8
Задание 27 – приложение 9
Выполняют задание
Ф
И
РвГ
Итоги урока.
Рефлексия
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Оценивают работу на уроке всего класса
Домашнее задание
П.23, стр.256-262
Задание 26 – Назовите и проиллюстрируйте примерами права и обязанности
супругов
Задание 26 – Назовите и проиллюстрируйте примерами права и обязанности
родителей и детей
Задание 25 – Используя обществоведческие знания,
1)
Раскройте смысл брачный договор
2)
Составьте два предложения
Задание 29 по рубрике «Мысли мудрых»
Задание 27 – приложение
Записывают домашнее задание в дневник