Напоминание

Роль наставника в выявлении и поддержке одарённых детей


Автор: Борзунова Екатерина Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АмГУ"
Населённый пункт: Амурская область, г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставника в выявлении и поддержке одарённых детей
Раздел: полное образование





Назад




РОЛЬ НАСТАВНИКА В ВЫЯВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЁННЫХ

ДЕТЕЙ

Борзунова Е.Д., студент

ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск

Аннотация. Статья посвящена роли наставника в выявлении и поддержке

одарённых

детей.

Также

приводятся

эмпирические

данные,

свидетельствующие о важности и актуальности данной проблемы.

Ключевые слова и фразы: наставничество, одарённые дети, наставник,

психолого-педагогическое сопровождение.

THE ROLE OF A MENTOR IN IDENTIFYING AND SUPPORTING

GIFTED CHILDREN

Borzunova E.D., student

Amur State University, Blagoveshchensk

Annotation. The article is devoted to the role of a mentor in identifying and

supporting gifted children. Empirical data are also provided, indicating the

importance and relevance of this problem.

Key words and phrases: mentoring, gifted children, mentor, psychological and

pedagogical support.

В настоящее время поддержка талантливых детей и молодежи является

одной из ключевых задач государства, общества и образовательной системы.

Современная

образовательная

практика

требует

личностно-

ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской

одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

Централизованные программы поиска и поддержки одарённых детей в

масштабах всего государства, области, города, района, отдельной школы

приобретают особое значение.

Наставник играет особую роль в процессе формирования личности

учащегося. Это представляется возможным потому, что в основе отношений

наставника

и

наставляемого

лежат

принципы

диалога,

доверия

и

конструктивного

партнерства

и

взаимообогащения,

а

также

непосредственная передача личностного и практического опыта.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять её

для решения целого спектра задач в работе с одарёнными детьми.

Объект исследования: выявление и поддержка одарённых детей.

Предмет исследования: роль наставника в выявлении и поддержке

одарённых детей.

Задача: выявить и оценить индикаторы роли успешности наставника в

работе с одарёнными детьми.

Методы

исследования:

изучение

и

анализ

научной

и

учебно-

методической литературы, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование.

В

Российской

педагогической

энциклопедии

под

понятием одаренность подразумевается «системно развивающееся в течение

жизни качество психики, которое определяет возможность достижения

человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном

или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта,

знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей

через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и

партнерстве.

Эмпирическое исследование роли наставника в выявлении и поддержке

одарённых

детей

проводилось

на

базах

МАОУ

«Лицей

№11»

г.

Благовещенск, ЦВПОД «Вега», «Кванториум 28», шахматный клуб «Ход

конём» г. Благовещенск и шахматный клуб «Храбрая пешка» г. Белогорск.

Общее число диагностируемых составило 127 человек.

Цель работы – провести диагностику, направленную на представление

оценки роли наставника в выявлении и поддержке одарённых детей.

Для определения оценки индикаторов роли успешного наставника в

работе с одарёнными детьми была проведена следующая методика: анкета

наставляемого на основе целевой модели наставничества для представления

портрета наставника.

Анкета наставляемого на основе целевой модели наставничества для

представления портрета наставника.

Рисунок 1- Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

Рисунок 2 - Ощущение безопасности при общении с наставником

Рисунок 3 - Помощь наставника

Диаграмма на 1-3 вопросы показывает нам хорошие результаты по

работе наставнических пар. Наставляемый доволен своместной работой.

Также ребёнок чувствует безопасность рядом с наставником, что очень

важно в работе с детьми. Тем временем большой процент опрошенных

считает, что помощь наставника несомненно оказывается.

Рисунок 4 - Насколько комфортно было общение с наставником?

Анализ ответов на данный вопрос говорит нам о том, что у

большинства опрошенных хорошие отношения друг с другом, тем самым

наставляемые испытывают комфорт при общении с наставником.

Рисунок 5 - Ощущение поддержки от наставника

Рисунок 6 - Насколько полезными/интересными были личные встречи с

наставником?

Диаграмма ответов на два последних вопроса показывает нам, что у

наставнических пар продуктивные и интересные встречи по достижению

результатов, а также наставник поддерживает одарённого ребёнка.

Таким образом, большой процент респондентов высоко оценили

взаимоотношения

со

своими

наставниками,

что

очень

важно

для

плодотворной работы и достижения высоких результатов.

А также последний вопрос показал то, что для детей очень важны как

личные, так и профессиональные качества наставников.

Таким

образом,

наставник

играет

особую

роль

в

процессе

формирования личности учащегося. Это представляется возможным потому,

что в основе отношений наставника и наставляемого лежат принципы

диалога, доверия и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а

также непосредственная передача личностного и практического опыта.

Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы ставим здесь

своей целью лишь приоткрыть дверь в этот мир, познакомить читателя хотя

бы с малой частью его проблем.

Решение проблем в обучении и воспитании одаренных детей является

большой ответственностью и лежит на учителях и детских психологах.

Главное, что должен сделать педагог для решения проблем – это

сместить

акцент

с

процесса

целенаправленного

развития

качеств

одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для

естественного роста и совершенствования одаренного ребенка.

Педагог

должен

знать

способы

решения

проблем

в

работе

с

одаренными детьми. Так как одаренные дети имеют более высокий уровень

умственного интеллектуального развития, вследствие которого у них

возникают определенные проблемы в ходе учебной деятельности, учитель

должен использовать специальные методы преподавания.

После

проведения

исследования

мы

смогли

выявить

портрет

успешного наставника. Диагностики нам показали, что наставничество с

одарёнными детьми играют важную роль в достижении высоких результатов,

а также формируются различные навыки через работу с наставниками.



В раздел образования