Автор: Борзунова Екатерина Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АмГУ"
Населённый пункт: Амурская область, г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставника в выявлении и поддержке одарённых детей
Раздел: полное образование
РОЛЬ НАСТАВНИКА В ВЫЯВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЁННЫХ
ДЕТЕЙ
Борзунова Е.Д., студент
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск
Аннотация. Статья посвящена роли наставника в выявлении и поддержке
одарённых
детей.
Также
приводятся
эмпирические
данные,
свидетельствующие о важности и актуальности данной проблемы.
Ключевые слова и фразы: наставничество, одарённые дети, наставник,
психолого-педагогическое сопровождение.
THE ROLE OF A MENTOR IN IDENTIFYING AND SUPPORTING
GIFTED CHILDREN
Borzunova E.D., student
Amur State University, Blagoveshchensk
Annotation. The article is devoted to the role of a mentor in identifying and
supporting gifted children. Empirical data are also provided, indicating the
importance and relevance of this problem.
Key words and phrases: mentoring, gifted children, mentor, psychological and
pedagogical support.
В настоящее время поддержка талантливых детей и молодежи является
одной из ключевых задач государства, общества и образовательной системы.
Современная
образовательная
практика
требует
личностно-
ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской
одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
Централизованные программы поиска и поддержки одарённых детей в
масштабах всего государства, области, города, района, отдельной школы
приобретают особое значение.
Наставник играет особую роль в процессе формирования личности
учащегося. Это представляется возможным потому, что в основе отношений
наставника
и
наставляемого
лежат
принципы
диалога,
доверия
и
конструктивного
партнерства
и
взаимообогащения,
а
также
непосредственная передача личностного и практического опыта.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять её
для решения целого спектра задач в работе с одарёнными детьми.
Объект исследования: выявление и поддержка одарённых детей.
Предмет исследования: роль наставника в выявлении и поддержке
одарённых детей.
Задача: выявить и оценить индикаторы роли успешности наставника в
работе с одарёнными детьми.
Методы
исследования:
изучение
и
анализ
научной
и
учебно-
методической литературы, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование.
В
Российской
педагогической
энциклопедии
под
понятием одаренность подразумевается «системно развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта,
знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей
через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
Эмпирическое исследование роли наставника в выявлении и поддержке
одарённых
детей
проводилось
на
базах
МАОУ
«Лицей
№11»
г.
Благовещенск, ЦВПОД «Вега», «Кванториум 28», шахматный клуб «Ход
конём» г. Благовещенск и шахматный клуб «Храбрая пешка» г. Белогорск.
Общее число диагностируемых составило 127 человек.
Цель работы – провести диагностику, направленную на представление
оценки роли наставника в выявлении и поддержке одарённых детей.
Для определения оценки индикаторов роли успешного наставника в
работе с одарёнными детьми была проведена следующая методика: анкета
наставляемого на основе целевой модели наставничества для представления
портрета наставника.
Анкета наставляемого на основе целевой модели наставничества для
представления портрета наставника.
Рисунок 1- Насколько Вы довольны вашей совместной работой?
Рисунок 2 - Ощущение безопасности при общении с наставником
Рисунок 3 - Помощь наставника
Диаграмма на 1-3 вопросы показывает нам хорошие результаты по
работе наставнических пар. Наставляемый доволен своместной работой.
Также ребёнок чувствует безопасность рядом с наставником, что очень
важно в работе с детьми. Тем временем большой процент опрошенных
считает, что помощь наставника несомненно оказывается.
Рисунок 4 - Насколько комфортно было общение с наставником?
Анализ ответов на данный вопрос говорит нам о том, что у
большинства опрошенных хорошие отношения друг с другом, тем самым
наставляемые испытывают комфорт при общении с наставником.
Рисунок 5 - Ощущение поддержки от наставника
Рисунок 6 - Насколько полезными/интересными были личные встречи с
наставником?
Диаграмма ответов на два последних вопроса показывает нам, что у
наставнических пар продуктивные и интересные встречи по достижению
результатов, а также наставник поддерживает одарённого ребёнка.
Таким образом, большой процент респондентов высоко оценили
взаимоотношения
со
своими
наставниками,
что
очень
важно
для
плодотворной работы и достижения высоких результатов.
А также последний вопрос показал то, что для детей очень важны как
личные, так и профессиональные качества наставников.
Таким
образом,
наставник
играет
особую
роль
в
процессе
формирования личности учащегося. Это представляется возможным потому,
что в основе отношений наставника и наставляемого лежат принципы
диалога, доверия и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а
также непосредственная передача личностного и практического опыта.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы ставим здесь
своей целью лишь приоткрыть дверь в этот мир, познакомить читателя хотя
бы с малой частью его проблем.
Решение проблем в обучении и воспитании одаренных детей является
большой ответственностью и лежит на учителях и детских психологах.
Главное, что должен сделать педагог для решения проблем – это
сместить
акцент
с
процесса
целенаправленного
развития
качеств
одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для
естественного роста и совершенствования одаренного ребенка.
Педагог
должен
знать
способы
решения
проблем
в
работе
с
одаренными детьми. Так как одаренные дети имеют более высокий уровень
умственного интеллектуального развития, вследствие которого у них
возникают определенные проблемы в ходе учебной деятельности, учитель
должен использовать специальные методы преподавания.
После
проведения
исследования
мы
смогли
выявить
портрет
успешного наставника. Диагностики нам показали, что наставничество с
одарёнными детьми играют важную роль в достижении высоких результатов,
а также формируются различные навыки через работу с наставниками.