Напоминание

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы


Автор: Константинова Августина Гаврильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ"Баппагайинская сош им. М.А.Алексеева"
Населённый пункт: с. Илбенге, Вилюйский улус, РС(Я)
Наименование материала: Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Тема: Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Раздел: полное образование





Назад




Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях

общеобразовательной школы

Константинова А.Г., учитель математики высшей категории Баппагайинской СОШ

Вилюйского улуса

Сегодня для государства чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и

поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны

не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в

целом. Одаренные, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей

эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и

социальные задачи.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие этапы:

1.

Этап выявления одаренных детей. Работу с одаренными учащимися я начинаю с

диагностики. Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и

внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и

интересы учащихся. Так же использую исследования школьного психолога,

применяющего методики для определения уровня интеллектуального развития,

творческих наклонностей школьников.

2.

Этап развития творческих способностей на уроках ( через работу в парах, в малых

группах; применяю разноуровневые и творческие задания; дискуссии; игры).

3.

Этап развития способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа). Работу по подготовке к олимпиадам школьного и

муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. С

талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи,

создаем исследовательские работы, проекты. Мои ученики принимали участие:

Название конкурса, олимпиады

Участник

Результат

1.

2000 г. улусная олимпиада по

математике

Платонов Семен,

11 кл

1 место

(победитель)

2.

2001 г. улусная олимпиада по

математике

Алексеева

Марина, 9 кл.

2 место (призер)

3.

2004 г. улусная олимпиада по

«Дьо5ур»

Данилов Василий,

6 класс

Вошел в десятку

лучших,

рекомендован на

регион олимп

Дьо5ур

4.

2006 г. улусная олимпиада по

«Дьо5ур»

Текеянова

Александра, 8 кл.

1 место

(победитель),

рекомендована на

регион олимп

«Дьо5ур»

5.

2012 г. международный

математический конкурс

«Кенгуру-2012»

16 учащихся

Харлампьев Х. 12

место, 55 баллов

6.

2012 г. улусная олимпиада по

«Дьо5ур»

Харлампьев

Харлампий, 5 кл

3 место (призер)

7.

2014г. всероссийский

математический конкурс «Ребус»

Самсонов

Дьулустан, 9 кл

3 место (призер

8.

2015 г. улусная олимпиада

Харлампьев

2 место (призер)

«Дьо5ур», региональная олимп

Харлампий, 8 кл.

3 место (призер)

9.

2015г. международный конкурс

по математике «Молодежное

движение»

Харлампьев

Харлампий, 8 кл.

Самсонов

Дьулустан, 10 кл

1 место (диплом)

3 место (диплом)

10

2016 г. VII республиканская

политехническая НПК «От

ученических исследований до

научных открытий»

Харлампьев

Харлампий

3 место (диплом)

11.

2017 г. V всероссийская онлайн-

олимпиада по математике(январь)

Иванова Мария, 5

кл, Николаев

Саргылан, Петров

Ринат, оба 6 кл.

1 место (диплом

победителя) все

трое

Мария 49 из 90,

Саргылан 40,

Ринат – 50б)

12.

2018 г. улусная олимпиада по

математике «Умники и умницы»

Харлампьев

Харлампий, 11 кл.

2 место ( грамота)

13.

2018 г. республ.весенние

образовательные курсы-2018

НОЦ «Академия успеха»

Сидорова

Анастасия, 11 кл.

Грамота за успехи

по математике

14.

2017, 2018, 2019, 2020 гг. улусная

олимпиада по математике и по

«Дьо5ур»

Петров Ринат, 6,7,

8,10, 11 кл.

Призер (дипломы,

грамоты)

15.

25.04.2019 г. республиканская

дистанционная онлайн

метаолимпиада «Тобул»

Петров Ринат, 8

кл.

2 место (призер)

16.

22.04.2020 г. республиканская

дистанционная онлайн

метаолимпиада

Иванова Мария, 8

кл.

2 место (призер)

17.

2018, 2019, 2020 гг. улусная

олимпиада по математике и по

«Дьо5ур»

Иванова Мария, 7,

8, 9 кл.

Призер

Победитель,

Призер

18.

2021г.улусная олимпиада по

«Дьо5ур», матбой

Регион.олимп и матбой

Харлампьев

Давид, 7 кл.

2 место (призер)

3 место

2 место

19.

2021 г. улусная физико-

математическая олимпиада в

форме ОГЭ

Иванова Мария, 9

кл.

2 место (призер)

20.

28.04.2021 г. улусная олимпиада

по естественным предметам

Яковлева Рада, 7

кл.

1 место

(победитель)

21.

5 мая 2021 г. республиканская

дистанционная олимпиада по

математике

Иванов

Дьулусхан, 7 кл.

призер

22.

17.12.2020г. республиканский

математический диктант

Иванов

Дьулусхан,

Харлампьев

Давид, Яковлева

Рада, 7 кл.

Иванова Мария, 9

кл.

Сертификат ( 7 из

10)

10 из 10

23

2022 г.улусная олимпиада по

«Дьо5ур» и физматбой

Иванов

Дьулусхан,

3 место

Регион физматбой

Яковлева Рада, 8

кл.

24.

2022 г. улусная олимпиада для

сельских школ по естественным

предметам

Яковлева Рада, 8

кл.

3 место

25.

2020 г. международная олимпиада

«Инфоурок» по математике

(углубленный уровень)

Иванова Мария, 9

кл.

Сертификат ( 6 из

20 баллов), общее

место -15, место в

регионе -2

26.

2021 г муниципальный этап

ВсОШ по математике

Петров Ринат, 11

класс

3 место

27

2022 г. республиканская

дистанционная олимпиада по

математике и физике,

посвященная к 105-летию М.А.

Алексеева

Иванов Дьулусхан

Харлампьев Давид

Яковлева Рада ( 8

класс)

2 место

2 место

2 место

28

2023г. Всероссийский конкурс –

игра «Смарт Кенгуру

Алексеева Июлия

Барашков

Арылхан ( 5 кл.)

Саввин Тускун

Степанова Эдина

Яковлева Рада ( 9

кл.)

49 б

27 б

34 б

20 б

25 б

29.

В своей работе стараюсь не просто изложить знания в определенной системе, а учу

школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы,

добывать новые знания, опираясь на уже известные, развиваю исследовательские

навыки, творчества. Работу на уроках строю на основе следующих принципов:

- усложнение содержания учебной деятельности (усиление материала заданиями

более сложного уровня при решении уравнений, при построении графиков

функций, при преобразовании графиков квадратичной функции).

- ориентация на потребности ребенка (использую разноуровневые карточки-

задания по темам).

- максимальное расширение круга интересов (работа с дополнительными

источниками информации: справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсы,

сведения из истории математики).

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным

усвоением знаний (учащиеся стремятся решить задачу своим методом или решить

задачу несколькими способами).

- со

четание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с ее

полноценными формами.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся

использую творческие задания, занимательные материалы и задачи. Использую

развивающие задачи, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале

урока. На решение таких задач отвожу не более 1 минуты и требую обязательно

подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю

подсказки, подробно разбираем задачи.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы с одаренными

детьми. Цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся и

развитие их математических способностей.

В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание учащимся 5-6

классов, так как именно в этом возрасте важно создать условия для

самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей,

проявления творческих способностей.

Для учащихся 7-8 классов продолжаю развивать устойчивый интерес к своему

предмету с помощью внеаудиторных занятий. Для учащихся 10-11 классов

большую роль отвожу профильному обучению. Провожу внеаудиторный курс

«Интеграл», на этих занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной

программы.

Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в

процессе ее выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот, предполагает

руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы – это

фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель

на уроке. Это подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых

знаний, расширение и углубление их, формирование вычислительных навыков и

другие задачи. Дифференцированный подход к учащимся в опыте многих учителей

осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся, так как, когда дети

работают самостоятельно, можно учесть их индивидуальные способности.

Работаю в следующих направлениях:

- разноуровневый подход к детям.

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок

должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на

оценку «3», »4» и «5».

1 уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они

были изложены в учебнике или раскрыты учителем (оценка «3»).

2 уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся

учебной ситуации (оценка «4»).

3 уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной

ситуации (оценка «5»).

Использовать разноуровневые задания необходимо не тольео на уроках, но и в

виде домашнего задания.

- обучение самостоятельной работе

Учить работать самостоятельно с учебником, дополнительной литературой,

проводить исследовательскую работу.

- обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие

задания можно предлагать, как дополнительные (т.е. не обязательные для

выполнения) всему классу, но для одаренных учащихся эти задания являются

обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если

учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется).

Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу,

выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т.д. Большую возможность в этом

направлении дает разработка проектов.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить

главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить

результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-

раскладушка и т.д.

Но самое главное – это защита. Защита – это венец исследовательской работы. Она

должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию,

сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку

зрения.

На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие

работы идут на школьную практическую конференцию.

Формы работы:

-олимпиады по предметам;

- научно-практические конференции;

- выступления и доклады;

- активная внеклассная работа;

- предметные недели;

- вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины;

- классно-урочная работа (разноуровневые задания, творческие задачи);

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссии, интеллектуальные марафоны;

- различные конкурсы и викторины;

- проекты по различной тематике.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Для

целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо

рассматривать на дополнительных занятиях, или предлагать для самостоятельного

обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач,

логические задачи, математические ребусы, инварианты, геометрические задачи,

арифметические задачи, текстовые задачи в течение всего учебного года.

С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи.

На консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной

деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их

слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании развития работы своего

интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулирования или

сдерживании интеллектуальных операций.



В раздел образования