Опыт работы с родителями в объединении "Сувенир и дизайн игрушки МБОУ ДО Цтр "Октябрьский"
Автор: Антонян Асмик Фредиковна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Центр творческого развития "Октябрьский" Населённый пункт: город Ижевск Наименование материала: научно - исследовательская работа Тема: Опыт работы с родителями в объединении "Сувенир и дизайн игрушки МБОУ ДО Цтр "Октябрьский" Раздел: дополнительное образование
Содержание
Стр.
1.
Введение 3
2.
Работа с родителями в объединении «Сувенир
и дизайн игрушки» ЦТР «Октябрьский» 5
3. Формы работы с семьёй в условиях
дополнительного образования 7
4. Эффективность взаимодействия
с родителями в объединении «Сувенир и дизайн игрушки» 14
3.
Заключение 17
4.
Список используемой литературы 18
5.
Приложения 19
1
1. Введение
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю его существования. В прочной, надежной семье нуждается
каждый
человек.
Именно
в
семье
воспитываются
новые
поколения,
формируется творческая личность. Сегодня особенно актуально стоит задача
взаимодействия
с
родителями.
Успешно сть
в о с п и т ат е л ь н о го
процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами,
обучающимися и родителями.
Дополнительное образование детей выполняет государственный заказ
по социализации обучающихся, способствует их духовно - нравственному
становлению,
создаёт
дополнительные
предпосылки
и
возможности
для
воспитания, интеллектуального и творческого развития. [1]
Воспитание ребенка в учреждениях дополнительного образования и
воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В организации этой
работы большую роль играет педагог. С первого года обучения он должен
привлекать
родителей
стать
активными
соучастниками
педагогического
процесса.
Работа с
родителями, на мой взгляд, очень важна, т. к. роль семьи в
жизни обучающегося занимает первое место. Родители могут положительно
повлиять на успех - выступая в содружестве с ребенком, верить в его успех,
оказывать обходимую помощь.
Если
педагог
и
родители
в
воспитательном
процессе
действуют
согласованно - как в объединении, так и в семье осуществляется правильно и
более
эффективно.
В
создании
благоприятного
климата
в
объединении
огромную
роль
играют
совместные
культурно
-
досуговые
мероприятия,
тематические
мастер
-
классы
и
другие
совместные
мероприятия
с
обучающимися и их родителями.
Проблема заключается в том, что родители обучающихся не считают
нужным
посещение
в
учреждение
дополнительного
образования.
Установление взаимодействия педагога и родителей требует решения ряда
2
проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей
семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение,
использование разнообразных форм общения с родителями.
Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в
отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися,
их родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на
основе
свободы
выбора.
И,
как
правило,
большинство
родителей
не
чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически
общаться
с
педагогами,
вследствие
чего
обнаруживается
проблема
неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
Цель моей исследовательской работы:
Обобщение
педагогического
опыта
по
работе
с
родителями
в
дополнительном образовании.
Объектом
исследования является
работа
с
родителями
в
детском
объединении «Сувенир и дизайн игрушки».
Предмет – обобщить педагогический опыт по работе с родителями в
детском объединении.
В
соответствии
с
целью
были
поставлены
следующие задачи
исследования:
1.
Изучить различные формы работы с родителями.
2.
Обобщить педагогический опыт по работе с родителями.
3.
Оценить эффективность работы с родителями.
3
2. Работа с родителями в объединении
«Сувенир и дизайн игрушки» ЦТР «Октябрьский»
Работа с родителями в дополнительном образовании является одним из
важных
моментов
в
воспитании
учащегося.
Отношения
между
обучающимися, их родителями и педагогами в дополнительном образовании
построены
на
основе
свободы
выбора.
И,
как
правило,
большинство
родителей
не
чувствуют
необходимости
и
не
обременены
обязанностью
систематически
общаться
с
педагогами,
вследствие
чего
обнаруживается
проблема неэффективного взаимодействия с семьёй обучающегося.
Значительная
часть
родителей
обучающихся
-к
занятиям
в
дополнительном
образовании
относятся
как
чему-то
несерьезному.
Часть
родителей
-
сразу
рассматривают
эти
занятия
как
начальную
профессиональную подготовку. Ещё часть - заинтересована в том, чтобы
ребенок занимался «полезным делом». При объединении усилий семьи и
дополнительного
образования
можно
добиться
успеху
воспитательного
процесса.
Успешное
решение
задач
воспитания,
возможно
только
при
объединении усилий обучающихся, педагогов и родителей.
На мой взгляд, здесь не малую роль играет педагог дополнительного
образования.
Одна из главных задач педагога — способствовать единению,
сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков
их совместной деятельности и общения.
Он должен приложить больших усилий для привлечения родителей
обучающихся в совместный воспитательный процесс, чтобы в дальнейшем
сотрудничестве
добиться
успеху,
насладиться
своей
деятельностью.
Привлечение родителей обучающихся в совместный воспитательный процесс
с педагогом дополнительного образования требует и педагогического такта и
приёмов. Здесь педагог должен тонко чувствовать внутренний мир не только
обучающихся, но и их родителей.
4
Основная
цель
моей
педагогической
работы
с
родителями
обучающихся - стремление к партнерству с семьей, включая родителей в
образовательный процесс, создавая единую гуманную и доброжелательную,
воспитательную
среду.
В
своей
педагогической
деятельности
я
активно
сотрудничаю
с
родителями
обучающихся.
Установление
взаимодействия
педагога и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия,
знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на
семейные
ценности,
партнерское
общение,
использование
разнообразных
форм общения с родителями и развитие навыков общения.
5
3. Формы работы с семьёй в условиях дополнительного образования
В
системе
дополнительного
образования
активно
используются
следующие формы работы с семьей. [Приложение 1]
1.
Интерактивная
- анкетирование
- индивидуальная консультация (беседа)
- книга отзывов
2.Традиционная
- родительское собрание
- дни открытых дверей
- культурно – досуговые мероприятия
- тематические мастер - классы
3.Просветительская
-
разработка
и
ведение
личного
сайта
педагога
дополнительного
образования
- наглядная информации.
Остановимся подробно на тех формах, которые используются в моей
педагогической практике.
Интерактивная форма работы с родителями
Д л я
в ы я с н е н и я
з а п р о с о в
р о д и т е л е й
и
о б у ч а ю щ и х с я ,
удовлетворенностью моей работой один раз в год проводится а
нкетирование.
Заполненные
анкеты
хранятся
в
течение
учебного
года.
Обобщённые
результаты анкетирования,
которые
помогают
скорректировать
свою
педагогическую деятельность
хранятся в течение 5 лет (меж аттестационный
период).
Самой интересной, практически новой формой работы с родителями для
меня
является работа
с
книгой
отзывов.
[Приложение
2]
Так
как
с
её
помощью
можно
выявить
пожелания
и
предложения,
удовлетворённость
обучающихся и их родителей моей работой, внесения корректировок в свою
педагогическую
деятельность.
Письменные
отзывы
родителей
о
моей
6
деятельности составляются в свободной форме, хранятся в папке «Отзывы».
Данный
момент
можно
вывести
как
новизну
в
работе
с
родителями
в
педагогической практике.
Индивидуальная
консультация
(бе седа).
Э т а
ф о р м а
с а м а я
распространенная
и
эффективная.
Для
меня
общение
с
родителями
воспитанников всегда было и остаётся актуальной темой. Суть этого вопроса
– поиск путей сотрудничества, необходимых как мне, так и родителям. Успех
беседы
во
многом
зависит
от
такта,
чуткости
педагога. Консультации
проводятся
или
по
моей
инициативе,
или
по
инициативе
родителей
обучающихся. Как заметила – в индивидуальных беседах родители более
открыты,
что
способствует
к
знакомству
с
микроклиматом
в
семье,
обговорить волнующие родителей и меня проблемы. Эту форму считаю очень
эффективной.
Традиционная форма
Основной формой работы с родителями это родительское собрание. За 2
недели до собрания передаются родителям «Приглашение на родительское
собрание» [Приложение 3]. Это позволяет им заранее спланировать своё
время и узнать тему родительского собрания.
Родительское собрание конечно достаточно традиционная форма. И без
неё,
безусловно,
не
обойтись.
Но
есть
возможность
из
рядового
родительского
собрания
сделать
необходимую
встречу
с
родителями,
обсудить
необходимые
вопросы
воспитания
и
обучения
в
творческой
обстановке.
Традиционно – родительские собрания проводятся 2 раза в учебном
году. Первое собрание проводится - в начале учебного года, для ознакомления
родителей с образовательной программой, с планом мероприятий на учебный
год, с расписанием, с правилами поведения в учреждении и в объединении,
требованиями
к
форме
для
занятий,
с
методами
обучения
специальным
навыкам по направлениям деятельности, о контроле за знаниями, умениями и
навыками. Выбираются члены в родительский комитет и попечительский
7
совет. А следующее собрание проводится в конце учебного года, как отчётное
мероприятие. Обучающимися оформляется выставка итоговых работ.
На
собраниях
создаётся
особый
настрой
на
доброжелательный,
откровенный, деловой разговор, необходима тщательная подготовка, так как
выступление
должно
быть
хорошо
подготовленным,
эмоциональным,
доброжелательным. Моё выступление обязательно начинается с рассказа о
положительных фактах в жизни ЦТР и объединения. Моя главная задача - в
процессе собрания поддержать интерес каждого родителя.
На
родительских
собраниях
очень
важно
выразить
благодарность
родителям, кто оказывает помощь объединению, за воспитание детей, за
участие в подготовке и проведении общих мероприятий.
На собрание обсуждаются вопросы, которые нуждаются в решении
родительского большинства. По результатам принятого решения на собрании
составляется протокол.
Протоколы
родительских
собраний
хранятся
в
специальной
папке
«Протоколы родительских собраний». [Приложение 4]
А с родителями выпускников проводится дополнительное собрание.
Обсуждается план проведения защиты творческих проектов, о награждении и
поощрении активных обучающихся.
Особо хочется остановиться на такой форме работы с родителями, как
дни открытых дверей. Это
возможность встречи с родителями, познакомить
их
с
образовательной
программой,
условиями,
видами
деятельности.
Показать
уютный
оборудованный
кабинет,
где
будут
проходить
занятия,
выставки детских работ. Кроме этого предлагаются родителям и их детям
буклеты «Объединение Сувенир и дизайн игрушки» (достижения учащихся,
фото совместных мастер-классов детей с родителями, культурно - досуговых
мероприятий).
Данные
мероприятия
проходят
в
форме экскурсии. Первая
встреча с обучающимися и их родителями важна, т.к. они имеют возможность
соприкасаться
с
выставочными
работами,
оборудованием,
задавать
8
интересующиеся вопросы и т.д. Это даёт возможность объективно оценить
деятельность объединения и сделать выбор.
Творческие
встречи
(защита
творческих
проектов)
важны,
как
для
обучающихся,
так
и
для
их
родителей.
По
окончании
образовательной
программы,
каждый
обучающиеся
выполняет
творческий
проект
(композицию
на
любую
тему,
из
любых
материалов)
и
защищает
в
присутствии администрации ЦТР и родителей. Защита проектов позволяет
продемонстрировать
родителям
творческие
возможности,
успехи
и
достижения
обучающихся.
Родители
активно
помогают
детям
в
поиске
информации, а также оформлении их творческих работ. Решают вопросы
организационного
плана,
связанные
с
награждением
и
поощрением
обучающихся.
Присутствие родителей на защите творческих проектов благоприятно
влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Они более уверенны и
раскованны. [Приложение 5]
Одной из популярных и востребованных форм работы с родителями в
объединении
«Сувенир
и
дизайн
игрушки»,
является организация
совместных
досуговых
мероприятий
(«День
матери»,
«День
пожилого
человека», новогодние мероприятия, праздник «8 Марта» и т.д.)
Даже
единичные
коллективные
дела,
проводимые
совместно
с
родителями, приводят к хорошему эффекту. К сожалению, многие родители
настолько
перегружены
основной
работой,
что
не
в
состоянии
уделить
достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они
включаются в общение с ним.
В культурно - досуговых мероприятиях – появляется ещё один повод
для общения в «семейной обстановке» и обсуждения важных вопросов.
Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность
в тематических мастер - классах.
Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-
воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от
9
традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создания
равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер
- классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в
деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель
является субъектом той же деятельности.
Цель проведения тематических мастер – классов - создание условий для
творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость
совместного творческого труда.
Тематические мастер – классы открывают дорогу в прекрасный мир
искусства - создания сувенира. В мастер - классах всегда царит атмосфера,
располагающая
к
совместному
творчеству
и
результативной
работе.
Наблюдаются взаимопомощь, хорошие, доброжелательные отношения - как
между взрослыми, так и разновозрастными обучающимися. Это сплочает
обучающихся и родителей разных групп и возрастов. Самое главное, что у
каждого участника появляется возможность создать что-то подобное дома и
вносить в семейную традицию изготавливать подарки для родных и близких
своими руками.
Проводимые
мною
тематические
мастер
–
классы
имеют
некоторые
особенности в отличие от тех, которые наверняка используются педагогами
дополнительного образования: [Приложение 6]
Во-первых, мноюразработан и успешно реализуется на протяжении двух
лет цикл тематических мастер – классов. Знакомство с разными техниками
изготовления
различных
эффектных,
полезных
изделий
посредствам
декоративно
–
прикладной
деятельности,
установление
сотрудничества
«ребенок – родитель – педагог». Актуализация потребности в совместной
деятельности обучающихся и их родителей является основной целью данного
цикла.
Во-вторых,
сама
структура
каждого
мастер
–
класса
предполагает
проведение
не
только
практической
части,
но
и
просмотр
презентаций,
организация выставки по данной теме. Мастер – классы реализуются как в
10
выходные дни, так и каникулярное время.
На мастер – классах всегда полный
аншлаг. Дети и родители с нетерпением ждут мастер – классов. По окончании
мастер
–
класса
участники
делятся
впечатлениями,
оставляют
свои
письменные
отзывы
о
мероприятии,
фотографируются
с
выполненными
работами, планируют следующие мероприятия.
Просветительская
В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм
общения
в
нашу
жизнь,
педагоги
стали
использовать
возможности
сети
интернет для освещения деятельности своего творческого объединения.
Являясь членом Всероссийского сообщества взаимопомощи учителей, я
активно
следую
за
информацией
педагогов
и
учителей
от
проекта
«Инфоурок».
Мною
создан
свой
авторский
сайт,
где
представлены
мои
методические разработки как для обучающихся и их родителей, так и для
педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных
школ.
Также
представлены
пошаговые
мастер
–
классы,
сценарии
и
конспекты проводимых мною тематических мастер – классов, фото отчёты
мастер – классов. Самая большая гордость - награды и достижения моих
воспитанников. Представлены фото моих работ и работ моих обучающихся.
Частые
гости
моего
сайта
не
только
педагоги
и
учителя,
а
также
обучающиеся
и
их
родители.
Кроме
этого
имею
доступ
к
курсу
дополнительного
образования
«Тайны
нашего
познания».
Также
веду
переписку с автором проекта «Инфоурок». Благодаря членству в сообществе
всегда держу руку на пульсе происходящих событий. Обучающиеся всегда
своевременно
информированы
о
предстоящих
международных
и
всероссийских
конкурсах.
Это
способствует
своевременной
подготовке
и
участия в них. Как уже отметилось, на моём сайте каждый родитель чётко
видит
результативность,
достижения
обучающихся
в
объединении,
знакомится с положениями о предстоящих мероприятиях, имеют доступ ко
всем
моим
методическим
разработкам
предназначенных
для
детей
и
их
11
родителей, имеют возможность по моим мастер - классам дома со своими
детьми изготавливать какие - либо подарки.
Наглядная
информация.
Формы
работы
по
педагогиче скому
просвещению разнообразны. В объединении «Сувенир и дизайн игрушки»,
благодаря
родителям
обучающихся
создаются
буклеты
(брошюры).
[Приложение
7]
В
них
просвещаются
жизнь
объединения,
достижения
обучающихся, фото отчёты проведённых мастер – классов, о досуге и т.д.
Наглядная информация в виде буклетов имеет визуализация объединении.
12
4.
Эффективность взаимодействия с родителями в объединении
«Сувенир и дизайн игрушки »
Как
показывает
мой
многолетний
опыт
работы
с
родителями,
их
интересует в большей степени именно совместная деятельность со своими
детьми. Это даёт им возможность проводить время рядом со своим ребёнком,
а так же оценить возможности своего ребёнка в новых видах деятельности. А
у
педагога
в
этом
случае
появляется
возможность
ближе
общаться
с
родителями обучающихся для привлечения в совместном воспитательном
процессе ребёнка. [ Табл.1]
Таблица 1
Количество мероприятий и формы работы совместно
с родителями обучающихся за три года
Формы работы с родителями
Годы обучения
2012 -
2013
2013-
2014
2014-
2015
Родительское собрание
2
2
2
Собрание родительского комитета
2
3
3
Совместные мастер-классы с родителями,
детьми
3
5
6
Участие родителей в мероприятиях
организованных образовательным
учреждением
2
2
4
Индивидуальные беседы (по
необходимости)
3
8
12
Участие родителей в защите творческих
проектов
12
15
17
Совместные посещения выставок
2
3
5
Общее количество мероприятий
15
23
32
Количество вовлечённых родителей
92
137
148
Из таблицы видно, что количество мероприятий совместно с родителями за
последние три года стабильно увеличивается.
13
Таблица 2
Формы работы с родителями
№
п /п
Формы работы
Содержание
1
интерактивные
анкетирование, консультации, беседы, книга
отзывов
2
традиционные
родительское собрание, день открытых дверей,
культурно - досуговые мероприятия,
тематические мастер - классы
3
просветительские
разработка и ведение личного сайта педагога
дополнительного образования, наглядная
информация
Данная
форма
работы
с
родителями
позволила
определить
эффективность влияния на отношения между родителями и детьми.
Таблица 3
Вовлечённость родителей в тематических мастер – классах
в объединении «Сувенир и дизайн игрушки»
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Общее количество обучающихся
131
174
144
Количество вовлечённых родителей в
тематических мастер – классах
91
133
142
% вовлечённых родителей в
тематических мастер – классах
69,5 %
76,4 %
98,6 %
Из
представленной
таблицы
видно,
что
процент
вовлечённости
в
тематических мастер - классах родителей за последние три года увеличился,
практически все родители принимают участие в мероприятиях объединения
«Сувенир и дизайн игрушки».
Таким образом, в объединении «Сувенир и дизайн игрушки» работа с
родителями через тематические мастер – классы становится традиционной.
Данная форма работы с родителями позволила определить эффективность
влияния на отношения между родителями и детьми.
14
И
так,
за
последние
три
года
участие родителей в мероприятиях
организованных образовательным учреждением, совместные мастер-классы с
родителями и их детьми увеличились в два раза. Количество индивидуальных
бесед
по
сравнению
с
2012-2013
учебным
годом
увеличилось
в
4
раза.
Стабильно увеличивается количество участия родителей в защите творческих
проектов, культурно – досуговых мероприятиях. Вовлечённость родителей в
тематических мастер - классах за последние три года увеличился в 1,5раза.
Практически все родители принимают участие в мероприятиях объединения
«Сувенир и дизайн игрушки». Результаты анкетирования показывают, что
родители заинтересованы и полностью поддерживают желание своих детей
заниматься в объединении, а также в развитии коллектива и готовности к
сотрудничеству.
15
Заключение
Подводя
итоги,
продуктивного
сотрудничества
с
родителями
обучающихся, можно сделать вывод, что совершенствование формы работы с
родителями обучающихся даёт хороший результат.
Активное
сотрудничество
с
родителями
обучающихся
способствует
большей
результативности
обучающихся
и
развитию
объединения.
Взаимодействие с родителями обладает рядом преимуществ: возможностью
индивидуального
подхода,
постоянством
контактов,
непосредственностью,
наличием «обратной связи».
В процессе совместного время препровождения происходит духовное
сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений.
Для
меня,
как
педагога
важно
установление
доверительных,
партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и
общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.
В
результате
всего
привлечена
семья
в
единое
образовательное
пространство,
создана
атмосфера
сотрудничества
и
сотворчества.
Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы
для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Такая
благоприятная
атмосфера
с
успехом
создается в объединении
«Сувенир и дизайн игрушки» Центра творческого развития «Октябрьский».
Таким образом, можно сделать вывод, что использование различных
форм работы с родителями способствует развитию стабильного интереса
родителей
обучающихся
к
деятельности
учреждения
дополнительного
образования, в частности в объединении «Сувенир и дизайн игрушки».
16
Список используемой литературы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001
г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г.
№ 212
3.
Варова Т.И., Мастер-класс «Работа с родителями» 2011г.
4.
«Дополнительное образование и воспитание» 2012 №1 (147)
5.
Третьякова Л.В. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного
образования. Аукцион методических идей. 2009г. 218 стр. Изд.
«Учитель»
17
Приложение 1
Формы работы с семьёй
Интерактивная
Традиционная
Просветительская
Разработка и
ведение сайта
Индивидуальная
консультация
(беседа)
Родительское
собрание
Дни открытых дверей
Культурно - досуговые
мероприятия
Анкетирование
Наглядная
информация
Книга отзывов
Тематические мастер -
классы
18
Приложение 2
Книга отзывов
19
Приложение 3
Приглашение на родительское собрание и
приглашение на защиту творческих проектов
20
Приложение 4
Папка протоколов родительских собраний
21
Приложение 5
Защита творческих проектов
22