Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографии
Автор: Афанасьева Елена Анатольевна Должность: преподаватель хореографии Учебное заведение: МАУ ДО городского округа Певек "Детская школа искусств" Населённый пункт: Певек Наименование материала: Статья Тема: Основные задачи и принципы здоровьесбережения в хореографии Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕВЕК «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая работа
Основные задачи и принципы
здоровьесбережения в хореографии.
Выполнила:
Преподаватель хореографии
Афанасьева Е.А
г Певек 2016г.
Цель:
Определить значимость физического развития ребенка в становлении
гармонично-развитой личности.
Обосновать влияние уроков хореографии на формирование основ
здорового образа жизни
Задачи:
Показать роль уроков хореографии в становлении физического здоровья
учащихся.
Содержание:
1. Введение
2. Основные задачи и принципы здоровьесбережения в
хореографическом коллективе.
3. Здоровьесберегающие правила методики преподавания в хореографии
4. Травматизм в танце: возрастные особенности, профилактика,
рекомендации
5. Заключение.
6. Список литературы.
1 . ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший
показатель благополучия общества и государства, отражающий не только
настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если научить
ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье,
то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и
особенно детей и подростков, — неопровержимый факт, реальность нашего
времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных
деятелей во всем мире.
Человек, безусловно, абсолютная ценность общества, а его здоровье —
гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности
и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь может это
оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса
недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к
решению самой проблемы здоровья.
Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в
динамично ухудшающихся экологических условиях стала предметом
пристального внимания науки и практики, не случайно так много
специалистов разных профессий занялись поиском и разработкой путей её
решения.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ.
Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и
«здоровье», пока нет.
Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной
организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние
физического, психологического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье — состояние органов и систем органов,
жизненных функций организма.
Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего
благополучия (согласованности) личности.
Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих
поведение.
Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических
и обрела социальное значение. Бесспорно, что успешность обучения в школе,
да и дальнейшая успешность в жизни определяется уровнем состояния
здоровья человека.
Хореография – один из важнейших видов искусства. И, конечно,
занятия хореографией способствуют укреплению здоровья и физическому
развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем,
безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей при
условии правильно организованного учебно — воспитательного процесса.
Но также как и спорт, хореография является одним из самых
травмоопасных видов деятельности, а со временем, нагрузка на организм
даёт о себе знать, и появляются нежелательные эффекты: начинают болеть
суставы, возникают судороги и многое другое.
Возникает вопрос: как сохранить и укрепить здоровье обучающихся?
К сожалению, специально этому педагогов не обучают, а в литературе по
хореографии вопрос здоровьесбережения не освещён. И далеко не все
педагоги задумываются о том, как правильно организовать учебно –
воспитательную работу, чтобы дети не получали физических и
психологических травм, и как максимально направить усилия ученика на
укрепление своего здоровья.
Думаю, что каждый хореограф должен способствовать процессу
формирования здоровой личности. Поэтому я для себя определила ряд
основных задач:
создать
организационно-педагогиче ские,
с а н и т а р н о -
гигиенические и другие условия здоровьесбережения;
«обучить здоровью» — сформировать у обучающихся знания,
умения
и
навыки,
необходимые
для
укрепления
собственного
здоровья;
«сформировать
здоровье»
—
сохранить
и
укрепить
здоровье
обучающихся;
воспитать
у
обучающихся
культуру
здоровья
и
устойчивый
интерес к двигательной деятельности.
В своей работе я использую следующие принципы:
принцип «не навреди!» — все применяемые методы, приемы,
используемые средства должны быть обоснованными,
проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и педагога;
принцип триединого представления о здоровье как о
совокупности физического, психологического и социального
здоровья;
принцип формирования ответственности за свое здоровье —
только в этом случае ребёнок реализует свои знания, умения и
навыки по сохранности здоровья;
принцип системности — работа ведется не от случая к случаю, а
каждый день и на каждом занятии;
принцип субъектного взаимоотношения с учащимися —
учащийся является непосредственным участником
здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в
процессуальном;
принцип соответствия содержания и организации обучения
возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки,
сложность материала должны соответствовать возрасту
учащихся;
принцип приоритетности позитивных воздействий
(подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Успех порождает успех — акцент делается на хорошее, в любом
поступке, действии сначала выделяется положительное, а только
потом отмечаются недостатки;
принцип сочетания охранительной и тренирующей
(повышающей адаптационные возможности человека) стратегии
обучения.
Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных
на сохранение и укрепление здоровья учащихся целесообразно проводить по
следующим параметрам:
гигиенические требования;
организация здоровьесберегающей деятельности;
организация образовательного процесса по принципам
здоровьесбережения;
эмоционально — психологический климат в коллективе;
грамотность педагога по вопросам здоровья и его нервно –
психическая устойчивость».
3.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ПРАВИЛА
МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ В ХОРЕОГРАФИИ .
Общие правила:
1.
Необходимо выбирать упражнения, соответствующие степени
подготовленности и физическому развитию детей.
2. Обязательно соблюдать методику выполнения и четко объяснять суть
упражнения.
3. При выполнении травмоопасных упражнений должна быть соблюдена
полноценная страховка.
4. Для занятий необходима хорошая подготовка специальной одежды,
обуви и снятие всех элементов бижутерии;
5. Следует следить за исправностью оборудования, необходимых для
занятий.
6. Во время занятий необходимо пить достаточно воды.
7. Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку,
чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы.
Правила для суставов:
1. Не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно.
2. Не приседать и не вставать слишком резко.
Правила для позвоночника:
1. Необходимо незамедлительно избавляться от первых появившихся
неприятных ощущений в области позвоночника. Поменять позу, совершить
легкое движение утомившейся частью тела, походить, растянуть
«зазвучавшие» мышцы, отдохнуть лежа.
2. Глубокие наклоны полезны, а полунаклоны вредны. Это касается как
шейного отдела, так и поясничного. Иначе: глубокие наклоны лечат, а
полунаклоны калечат! Если человек наклонится вперед так, чтобы кончиками
пальцев рук суметь достать до пола, сила, сдавливающая поясничные диски,
становится гораздо меньше, чем если бы он стоял в положении,
соответствующем правильной осанке.
Это удивительное обстоятельство объясняется тем, что в положении
глубокого наклона мышцы, удерживающие корпус в вертикальном
положении или близком к тому, выключаются из работы. Туловище как бы
зависает на растянутых мышцах и связках, что не ведет к какому-либо
существенному приросту внутридискового давления: коль мышцы не
сокращены, а растянуты, они не стягивают между собой смежные позвонки.
3. Необходимо избегать однообразных движений (особенно в полунаклоне
вперёд), а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник.
Однотипные движения в позвоночнике ведут к утрате гибкости и отложению
солей. Одни мышцы хронически перегружены и начинают уставать,
передавая эту усталость на органы и костные ткани. В итоге происходит
сжатие одного сегмента позвоночного столба и, как следствие, проблемы со
здоровьем.
При утомлении мышц какого-либо участка позвоночника, а,
следовательно, уменьшении их мощности автоматически увеличивается
нагрузка на остальные опоронесущие элементы этого участка позвоночного
столба (напомним, плохо восстанавливающиеся элементы), что повышает
риск их необратимого повреждения. Например, попытка совершить обычный
для иного случая энергичный разворот туловища переутомленными
мышцами грозит превратить действие в неподготовленное. В результате
развившаяся мощность мышц, сдерживающих инерцию разворота, может
оказаться опасно недостаточной.
4. При выполнении мостика не следует выпрямлять колени. В этом случае
основная нагрузка переносится на поясничную область позвоночника и
может произойти смещение позвонков.
Правила стретчинга:
1. Никогда не растягиваться без предварительного разогрева.
Это означает, что каждое занятие стретчингом необходимо начинать с
10 – 15 минутного комплекса упражнений, которые позволят привести
двигательный аппарат в «рабочее» состоянии. В разогреве необходимы
следующие упражнения: упражнения для разогрева голеностопа, коленного и
тазобедренного суставов, для этого может быть использованы упражнения,
заимствованные из классического или джаз – модерн танца; упражнения для
разогрева отдельных мышц ног. Это может быть статическое напряжение
икроножной, четырёхглавой, внутренних паховых и других мышц ног;
общеразогревающие аэробные упражнения. Это могут быть различные
варианты бега, подскоков, небольших прыжков;
2. Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно. В растягиваемых
мышцах должно возникать лишь лёгкое напряжение. Если мышца
перенапряжена, может возникнуть обратный эффект: вместо того, чтобы
расслабиться, она рефлекторно сократится.
3. Растягивать следует только расслабленные мышцы. Это правило
подразумевает, что при растягивании все мышцы должны быть расслаблены.
Если при растяжении мышцы напрягаются и они вибрируют (ногу трясёт), то
растяжение необходимо ослабить.
4. Каждую позу растягивания необходимо держать в течение 30 – 60
секунд, в любом случае так долго, чтобы исчезло даже лёгкое напряжение.
Если этого не происходит, значит растяжение было слишком сильным, и его
надо ослабить, чтобы добиться требуемого ощущения.
5. Дышать следует медленно, глубоко и ровно, нельзя задерживать
дыхание. Каждое новое растягивание следует начинать с вдоха. Лишь при
наклонах всегда нужно сначала выдохнуть.
6. Во время растягивания необходимо сохранять устойчивое положение,
нельзя растягиваться в неустойчивых позах, иначе мышцы напрягутся, в
таком состоянии они неэластичны. Если растяжение недостаточное, то
следует продолжить движение и увеличить растяжение.
7. Нельзя допускать резких движений во время стретчинга. При резкой
растяжке мышцы рефлекторно и с адекватным усилием работают в обратном
направлении – « на разрыв». Стретчинг признает только очень медленные,
плавные движения и постепенную адаптацию к степени растяжки.
8. Минимальное удержание мышцы в растяжке – 20 дыхательных циклов
(вдох — выдох).
9. После работы над одной мышцей или группой мышц, следующим
обязательно должно быть упражнение, задействующее мышцы –
антагонисты, нагрузка распределяется поочерёдно на противоположные
мышцы и связки.
Правила дыхания при стретчинге:
1.
Вдох выполняется через нос, выдох – через рот.
2.
Наиболее рационально использовать глубокое диафрагмальное
дыхание, а не короткое грудное. То есть вдох необходимо направлять в живот,
в диафрагму, а уже затем в грудь.
3. Выдох должен быть спокойным и до полного освобождения лёгких.
4. Необходимо стараться координировать движение и дыхание.
Например, наклон лучше выполнять при выдохе, а подъём на вдохе.
4.ТРАВМАТИЗМ В ТАНЦЕ: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
ПРОФИЛАКТИКА, РЕКОМЕНДАЦИИ
Когда мы говорим о танцах, мы должны также говорить и о травмах.
Давайте честно признаемся, что со всеми случается – и когда мы только
учимся, и когда уже научились.
Если вы только начинаете танцевать, то непременно узнаете, что танцу
сопутствуют травмы и боль – в клубе, на соревнованиях, на тренировках и
даже если вы просто стоите и наблюдаете за другими.
.
Основные особенности физического развития в подростковом возрасте.
Физическое развитие. Основная особенность подросткового возраста
связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время.
Он
характеризуется
бурным
созреванием
желез
внутренней
секреции,
значительными
нейрогормональными
перестройками
и
интенсивным
развитием всех физиологических систем организма подростка.
Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие
регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс
внутреннего
торможения.
Усиливается
функция
коры
головного
мозга,
направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых
анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).
К
13-14
годам
в
основном
завершается
морфологическое
и
функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому
после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в
значительно меньшей степени
Научные
данные
говорят
о
том,
что
в
этот
период
подростки,
не
имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в
младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.
В
возрасте
11-13
лет
у
детей
может
развиваться
и
достигать
высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная
точность движений и их размеренность во времени.
У
подростков
13-14
лет
при
изучении
сложных
по
координации
движений
иногда
заметно
тормозящее
влияние
пубертатного
периода.
Следует
отметить,
что
динамические
стереотипы
двигательных
навыков,
приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и
способны сохраняться в течение многих лет.
В
подростковом
возрасте
происходят
значительные
изменения
в
психике.
Наблюдаются
высокая
эмоциональность,
неуравновешенность
настроения,
немотивированные
поступки,
вспыльчивость,
преувеличение
своих возможностей. Источник этого явления — интенсивное физическое
развитие,
половое
созревание,
появление
так
называемого
чувства
взрослости.
При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте
оказывают
положительное
влияние
на
формирование
организма
занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в
виде
повышенного
прироста
антропометрических
признаков,
и
как
функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности.
Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг,
роста
—
4-б
см,
окружности
грудной
клетки
—
2-5
см.
Происходит
дальнейшее
формирование
скелета.
К
14
годам
срастаются
кости
таза,
устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части,
происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.
Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы
в
этом
возрасте
целесообразно
осуществлять
осторожно,
используя
кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического
характера.
Основное
внимание
должно
быть
сосредоточено
на
укреплении
мышечных
групп
всего
двигательного
аппарата,
особенно
слаборазвитых
мышц
живота,
косых
мышц
туловища,
отводящих
мышц
верхних
конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.
У
подростков
11-14
лет
увеличивается
сила
сердечной
мышцы,
возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-
летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно
увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже,
чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам
— 117/ 73 мм рт. ст.
Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется
большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях
должна занимать не более 8-10 мин.
Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм подростка в основном
сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной
физической тренировке. Развиваться физически и духовно ребенку помогает
танец.
Но здесь нужно помнить что занятия танцами как и в спорте сопряжены
с
получением
различных
травм.
Танцевальному
травматизу
особенно
подвержены
мышцы
спины
и
ног.
Травмы
могут
проявляться
в
виде
растяжения мышц, разрывов связок, деформации суставов и позвонков.
Травмы и их профилактика.
В
обязанности
преподавателя
входит
профилактика
травм
за
счет
тщательной подготовки к проведению занятий.
К причинам возникновения повреждений относят:
1.
неправильную организацию тренировочного процесса, недостатки в
методике ведения занятий;
2.
неблагоприятные условия окружающей среды, неудовлетворительное
состояние помещений для занятий;
3.
нарушение
занимающимися
техники
безопасности
выполнения
элементов,
неудовлетворительное
состояние
обуви
занимающихся,
нарушение правил врачебного контроля.
Профилактика травм включает:
1. Анализ индивидуальных особенностей человека:
возраст, выбор интенсивности и продолжительности нагрузки;
вес, выбор амплитуды и скорости движений;
общее
состояние
организма,
запрещается
тренировка
в
случае
заболевания;
образ
жизни,
выбор
нагрузки
в
соответствии
с
наличием
или
отсутствием стресса;
уровень
тренированности,
выбор
нагрузки
в
соответствии
с
физическими
качествам
занимающихся
и
их
психическими
возможностями;
техническая подготовленность, выбор координационной сложности и
техники движений с учетом уровня технического мастерства.
2. Анализ окружающей среды:
температура помещения, влияет на длительность разминки, уровень
нагрузки;
время суток, влияет на длительность разминки, уровень нагрузки;
покрытие пола, влияет на выбор техники движений, на амплитуду
перемещений;
размеры помещения, в совокупности с числом занимающихся влияют
на амплитуду движений и широту перемещений;
обувь, влияет на выбор техники движений;
использование атрибутов танца — платок, трость, канделябр, меч,
повышает риск острых травм в связи с возникновением
дополнительной нагрузки.
Не спешите растянуться за один раз! Это невозможно!
Увеличивайте амплитуду постепенно и лучше регулярно, чем время от
время.
Будьте
внимательны
во
время
упражнений
на
растягивание,
«слушайте» ощущение в своих мышцах. Делайте упражнение до чувства
«легкого дискомфорта» в мышцах, но не до боли. Растяжка как правило
происходит в конце тренировки когда Вы уже устали, поэтому помните об
этом и не теряйте бдительности во время упражнений. Это Ваши мышцы,
контролируйте их состояние.
Тренируйтесь на матах!
Когда
вы
тренируете
какое-нибудь
удивительное
движение,
которому
невероятно сложно научиться, всегда делайте это в безопасном месте. Если в
студии – замечательно! Но еще лучше, если в этой студии есть что-нибудь
мягкое,
на
что
не
страшно
падать.
В
некоторых
случаях
при
обучении
движению вы, падая, падаете быстро и глобально, поэтому маты, например,
могут избавить вас от травм и боли.
Тренируйтесь поэтапно!
Помимо того, что покрытие должно быть мягче и безопаснее, чем
дерево,
вы
всегда
должны
обдумывать
и
проигрывать
в
уме
движение,
которое собираетесь исполнить. Всегда думайте, как будут вести себя руки,
голова, ноги, корпус. Никогда не знаешь, как поведет себя тело по окончании
движения,
поэтому
лучше
все
серьезно
продумывать,
иначе
можно
закрутиться волчком или что-нибудь сломать – у себя или вокруг себя.
Чем основательнее вы изучаете движение перед его исполнением, тем
лучше. Также всегда пробуйте его исполнить шаг за шагом, постепенно, и
никогда – на одном дыхании. Повторяйте все по кусочкам. Начнете с малого –
закончите целым.
Растягивайтесь перед тренировкой!
Да, да, вы уже об этом знаете. Перед тренировкой всегда делайте
разминку, а потом растягивайтесь. Помните, что танцы – это спорт, и, как и в
спорте,
в
танцах
нужно
растягиваться.
Особенно
если
вы
пытаетесь
научиться
движениям,
которые
делаются
при
помощи
многих
мышц
и
суставов. Растяжка должна занимать 20-30 минут.
Рекомендации
при
повреждении
связок
и
растяжении
мышц
и
с у хож и л и й .
Ч т о
п р е д с т а в л я ю т
с о б о й
э т и
п о в р е ж д е н и я ?
Повреждения связок, входящих в состав укрепляющего аппарата суставов,
могут быть неполными (надрывы) и полными (разрывы). Растяжение — это
повреждение
мышцы
или
сухожилия.
Такие
повреждения
обычно
излечиваются без хирургического вмешательства.
Каковы причины повреждений?
Повреждения связок обычно являются результатом резкого
перекручивания. Повреждения мышц и сухожилий могут быть острыми (в
результате сильного перенапряжения или перегрузок мышц) и хроническими
(в результате повторяющихся перегрузок).
Каковы симптомы повреждений?
При разрывах и надрывах связок появляется локальная боль
(усиливающаяся при движении), потеря мобильности (обычно развивается
через несколько часов после повреждения) и кровоподтеки в результате
истечения крови в окружающие ткани. Чаще всего страдает голеностопный
сустав.
В острых случаях растяжение мышц или сухожилий вызывает резкую
быстропроходящую боль (пострадавший может услышать характерный звук),
быстро
развивается
отек.
Когда
острая
боль
проходит,
остается
болезненность. Через несколько дней появляется кровоподтек. Хроническое
перегружение мышц и сухожилий приводит к ограничению подвижности,
воспалению, болезненности.
Как диагностируются повреждения?
Обычно диагноз ставится на основании анамнеза (учитывается
недавняя травма или хроническое перенапряжение), клинической картины и
результатов физикального обследования. Рентгенологические исследования
позволяют исключить переломы.
4.
САМОПОМОЩЬ
Как наложить эластичную повязку
Повязка эластичным бинтом оказывает равномерное давление на ткани
вокруг
поврежденных
связки,
мышцы
или
сухожилия,
способствует
предотвращению опухания и обеспечивает поддержку. Ниже объясняется, как
наложить
эластичную
повязку
на
голеностопный
сустав.
Так
же
можно
бинтовать колени, запястья, локти и кисти рук.
Этапы:
1.
Одной рукой придержите свободный конец эластичного бинта между
подъемом стопы и пальцами. Другой сделайте два витка вокруг стопы,
постепенно перемещаясь вверх, по направлению к лодыжке. Следите,
чтобы каждый виток бинта только частично покрывал предыдущий.
2.
После того как вы дважды обернули бинт вокруг стопы, возьмитесь
одной рукой за пятку. Второй рукой сделайте виток вокруг ноги в виде
восьмерки, оставив пятку свободной. Сделайте еще одну <восьмерку>.
3.
Теперь
делайте
спиральные
витки
вокруг
икры,
постепенно
перемещаясь к колену. Последующий слой бинта должен частично
перекрывать
предыдущий.
Закончить
повязку
следует
чуть
ниже
колена.
Закрепите
конец
бинта
металлическим
зажимом
или
пластырем.
Повязка не должна быть очень тугой!
Старайтесь наложить повязку так, чтобы она удобно обхватывала ногу, но
не была тугой. В противном случае повязка будет ухудшать кровообращение.
Если вы будете растягивать материал повязки, она получится слишком тугой.
По крайней мере, два раза в день разбинтовывайте ногу и накладывайте
повязку
заново.
Если
вы
почувствуете
онемение
или
покалывание,
немедленно
снимайте
повязку.
Когда
симптомы
исчезнут,
можно
снова
наложить повязку. Если онемение или покалывание не пройдут, обратитесь к
врачу.
Как лечат повреждения связок и растяжения мышц и сухожилий?
При повреждении связок назначают болеутоляющие и средства для
снятия отечности, сустав иммобилизуют, чтобы ускорить заживление. Чтобы
уменьшить
отечность,
суставу
придают
возвышенное
положение
(выше
уровня сердца), в течение 12-48 ч регулярно прикладывают лед (упаковку с
кусочками льда следует класть поверх полотенца, чтобы не обжечь ткани
льдом).
Для
иммобилизации
сустава
используют
эластичный
бинт
или
гипсовую повязку, в серьезных случаях это может быть шинная гипсовая
повязка.
В
тяжелых
случаях
врач
может
назначить
кодеин
или
другое
болеутоляющее.
Если
поврежден
голеностопный
сустав,
пострадавшему
могут понадобиться костыли.
Повреждения
мышц
и
сухожилий
в
о ст рой
фазе
л еч ат
болеутоляющими,
холодом
в
течение
первых
48
ч,
затем
прикладывают
тепло.
Если
мышца
разорвана
полностью,
может
потребоваться
хирургическое вмешательство.
5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего
поколения
является
одним
из
основных
методов
коррекции
здоровья.
Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные
эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.
Правильно организованные занятия танцами совершенствуют пластику,
развивают
музыкальный
слух
и
чувство
ритма,
тренируют
и
закаляют
функциональные
системы
организма.
Классический
экзерсис
у
станка
укрепляет
весь
суставно-мышечный
аппарат
тела,
дает
правильную
постановку головы, рук и ног, вырабатывают точность, свободу, эластичность
и координацию движений.
Регулярные
физические
нагрузки
в
ходе
занятий
по
хореографии
способствуют
совершенствованию
нервной
системы,
положительным
сдвигам
в
ее
состоянии.
Это
связано
с
мощным
потоком
афферентных
импульсов, изменениями во внутренней среде организма. Звуковой ритм,
музыкальная
синхронизация
оказывают
благоприятное
влияние
на
ритм
сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных
рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и
нормализующее влияние на показатели иммунитета.
В
проце ссе
систематиче ских
занятий
у
детей
ул у ч ш а е т с я
нейрогуморальная
регуляция
дыхания,
увеличиваются
резервные
возможности, возрастает жизненная емкость легких, кислородтранспортная
функция кровообращения, а также способность продолжения физических
нагрузок в выраженных гиперкапнических и гипоксемических состояниях.
Обучение хореографией целесообразно начинать с занятий по ритмике.
Занятия ритмикой закладывают своеобразную базу для дальнейших занятий
хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с
музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение
двигаться под музыку сохраняя и укрепляя здоровье.
Как
и
любая
дама,
Терпсихора
требует
от
своих
поклонников
определенных жертв. И это выражается не только в преданности занятиям и
регулярном их посещении. Одним из главных испытаний, которые придется
пережить танцору, являются различного рода травмы. Ученики, безусловно,
должны
внимательно
следить
за
преподавателем,
однако
не
помешает
прислушиваться
к
собственному
телу
и
голосу
разума.
Они
должны
подсказать,
что
новое
движение
слишком
сложное
для
немедленного
воспроизведения и необходимо разогреть мышцы и как следует растянуть их.
Иначе неизбежны травмы.
Перед тем как идти на танцы, сделайте растяжку травмированной зоны.
Потяните
лодыжки.
Убедитесь,
что
хорошо
отдохнули.
Травма
и
боль
высасывают из тебя энергию ,Берегите свое тело, соблюдайте элементарные
правила
техники
безопасности,
входя
в
танцевальный
зал.
И
поверьте
Терпсихора будет к вам благосклонна , вы избежите не приятных сюрпризов в
виде травм и сможете танцевать на радость себе многие года.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Лукьянова Е.А. «Дыхание в хореографии» Учебное пособие для
высших и средних учебных заведений искусства и культуры.-М.:
«Искусство», 1979г.;
2.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» – Учебник для вузов
-Спб.: Издательство «Лань» 2001г.;
3.
Захлинская Л., Мей В. «Первые шаги» –«ЛОГОС», 2003г.;
4.
Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». – «Искусство»,
1983г.;
5.
Есаулов И. Г. «Устойчивость и координация в хореографии». Ижевск:
Изд-во Удмуртского ун-та 1992г.