Автор: Бондаренко Лилия Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ
Населённый пункт: Город Тында , Амурская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изображение стеклянных фактур в живописи с натуры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.
Детская художественная школа
Методическая разработка по теме « Изображение стеклянных фактур
в живописи с натуры»
разработала
Бондаренко Л.Г.
План-конспект
открытого урока - живопись на тему:
«Этюд натюрморта со стеклянными предметами» в материале – гуашь.
Урок живописи в 6 классе художественной школы.
Преподаватель художественной школы Бондаренко Лилия Геннадьевна.
Цели урока.
1. Обучающие:
- познакомить и закрепить с учащимися многообразие форм изображения
мира вещей; научить видеть целостность натюрморта, познакомить и
закрепить знания о материальности предметов, научить передать фактуру
стеклянного предмета с помощью бликов и рефлексов.
- закрепить понятие «дополнительные цвета», «контрасты» и их виды,
«рефлексы»; и умение применить эти знания в работе с натюрмортом.
-закрепить
умение
изображать
стеклянные
предметы,
во
всех
их
многообразиях с окружающей средой.
2. Развивающие:
-продолжать формировать навыки самостоятельной работы с гуашью, и
развивать творческий потенциал учащихся.
- развивать чувства цветовой гармонии;
- умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в
самостоятельной работе над натюрмортом;
3. Воспитывающие:
-Воспитать у учащихся чувство гармонии, прекрасного, сознательного
отношения к работе, аккуратность в выполнении задания и стремления
довести начатое до конца.
- воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей Родине, чтить
традиции своих предков, не забывать о своих корнях.
Задачи урока:
-расширить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, об
особенностях натюрморта в живописи;
-научить видеть целостность натюрморта, познакомить и закрепить знания о
материальности предметов, понятие фактура и текстура и уметь передавать
в живописи фактуру стеклянных предметов с помощью бликов, отражений и
рефлексов на стеклянных поверхностях;
- расширить и закрепить знания о цветовом единстве и гармонии цвета,
влияние цвета одного предмета на другой, взаимосвязь между предметами, и
взаимосвязь предметов с окружающей средой;
-лепка формы предметов, цветовые и тональные отношения:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: для преподавателя: Таблица по смешению цветов , таблица
с цветовым кругом, репродукции картин этюдов натюрмортов известных
художников , а также натюрморты с изображением прозрачных и цветных
предметов из стекла. Экран с показом репродукций, поэтапное выполнение
натюрморта в рисунке и в цвете, доска, мольберт, гуашь, кисти, емкость с
водой, палитра. Для учащихся: натюрморт из двух стеклянных предметов
разных по цвету, лист формата А4, ,гуашь, кисти, палитра, емкость с водой,
тряпочка.
Освещение: верхнебоковое, теплый свет софита.
Общее деление урока 3 часа.
Структура урока:
1.Организационный момент- 3 м. (техника безопасности).
2.Беседа и закрепление на тему: « Натюрморт и его характерные особенности
в передаче фактуры и материальность стеклянных предметов». Историческая
справка о происхождении российской смальты благодаря М.В. Ломоносову.
Историческая справка о Никольском стекольном заводе. -10м.
3.Повторение прошлой темы (о композиции и построении рисунка) -5м.
4.Обьяснения нового материала. И опрос по законам цветоведения-10м.
5.Самостоятельная, практическая работа синхронно с преподавателем – 73м.
6.Подведение итогов (закрепление, анализ, оценки)-7м.
7.Организованное окончание урока-2м.
Ход урока.
Беседа в форме диалога.
Преподаватель. Давайте вспомним, что такое натюрморт? Что означает это
слово, как оно переводится?
Ученик. Рассказывает «Что такое натюрморт?»
А давайте вспомним какие типы и виды натюрморта мы с вами знаем.
Преподаватель показывает репродукции известных художников.
Учащиеся по очереди отвечают –что это за вид натюрморта и почему у него
такое название. (Цветочный, фруктовый , завтрак, охотничий, обманка,
натюрморт в пейзаже, натюрморт в интерьере ,сюжетно тематический….)
Преподаватель натюрморты различаются –по цвету, по колориту, есть
тематические, учебные….
Преподаватель. Мы сегодня будем с вами писать этюд.
А что такое этюд?
Ученик. Слово это имеет французское происхождение и переводится как
«изучение» ,«упражнение».
В живописи – это рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры с
целью её изучения и служащие подготовительным материалом для работы
над большой картиной или скульптурой.
А теперь давайте ребята попробуем вспомнить основные требования к
этюду?
Ответы учащихся…..
Одним словом, здесь нет рецепта, как должен выглядеть написанный
натюрморт. В этюде отсутствуют жесткие рамки, нет признанных образцов и
эталонов для его написания, приветствуется свобода, эмоциональность,
живость, яркость мазков и линий.
Очень большое значение в написании этюдов имеет освещение. И еще
освещение
должно находиться справа или слева, т.е. сбоку. Так легче
выявить форму предметов.
Работу над этюдом лучше начинать с небольшого формата, тогда целью
будет не перекрытие плоскости краской, а написание этюда.
Размещаем предметы на плоскости ,берем кисть и тут очень важный момент .
Что помогает передать настроение в натюрморте?
Ученик. Цвет.
Преподаватель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, -
мощное средство выразительности.
И так все об этюде мы с вами вспомнили и повторили. Теперь давайте
вспомним о материальности и фактуре предметов.
Ученик. Предметы, состоящие из разных материалов, имеют характерные для
них градации светотени.
Правильно гипсовый предмет цилиндрической формы имеет плавные
переходы от света через полутень, тень и рефлекс Когда мы с вами пишем
металлический
предмет
он
характеризуется
в
основном
бликами
и
рефлексами, так же и с написанием стекла. Стеклянный цилиндрический
сосуд не имеет ярко выраженных градаций светотени. На его форме
только блики и рефлексы.
При восприятии материальных качеств предметов наше сознание опирается
главным образом на их тональные и цветовые отношения (различия).
Поэтому, если характер светотени, тональные и цветовые отношения
переданы
соответственно
зрительному
образу
натуры,
мы
получаем
правдивое изображение материальных качеств предметов натюрморта .
Фактура — характерные особенности поверхности предметов из различного
материала как в натуре, так и в изображении (рельеф красочного слоя
мазков). Фактура может быть гладкой, шероховатой, рельефной, зеркальной
или матовой и т. д.
В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из
стекла, пластмассы, кожи, металла. Наглядное представление о материале
дает
фактура-состояние
поверхности
массы
материала.
Благодаря
Голландским
художникам
отличительная
особенность
которых была – удивительная материальность предметов в натюрмортах,
тщательность передачи деталей. Мы сейчас можем судить о людях их
культуре, о быте этой эпохи.
Давайте сейчас с вами рассмотрим несколько работ известных мастеров ,как
они
в своих произведениях изображали стекло.
Мастерство художника
заключается в правильном определении и выражении тональности предмета,
что позволит одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность.
XVII в. Питер Клас. Гирв Альфред Александрович (1880-1918)
«Натюрморт с арбузом»
К.С. Петров-Водкин. «Утренний Федор Петрович Толстой «Ветка
Натюрморт» 1918г. сирени и канарейка» 1819г.
Натюрморт он может быть, как самостоятельным, так и являться составной
частью жанровой картины или пейзажа.
Иван Хруцкий Иван Фомич (1810-1885) « Портрет неизвестной с цветами и
фруктами»
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая
великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но
вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства.
Ну прежде чем приступить к работе над этюдом,как вы уже наверное
догадались речь сегодня пойдет о стекле.
Все мы с вами знаем что такое стекло. Но порой даже не задумываемся какое
большое значение имеет стекло в нашей жизни. Наибольшее применение
стекло находит в изделеях , обслуживающих повседневные нужды человека.
Например в быту, кто мне скажет какие вещи нас окружают зделанные из
стекла …
Стекло применяется в декоративном искусстве, как например в мазаике и
витражах о которых я вам уже расказывала.
Современная наука о стекле могла бы и не появиться на свет без русского
гения,
ученого-естествоиспытателя
мирового
значения,
Михаила
Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних времен. Бусы и кольца, вазы и
чаши – их делали тысячелетия назад из непрозрачного, часто окрашенного
стекла. Изготовить цветное стекло проще, чем прозрачное.
Для получения прозрачного стекла необходимы чистые материалы, а
стеклоделы древности пользовались тем, что имелось. В результате стекло
получалось грязно-зеленого цвета из-за примесей различных металлов,
которые находятся в песке, мраморе и других материалах, применяемых при
варке стекла. Если в стекло добавляли некоторые металлы, то оно
приобретало какую-либо другую окраску и становилось красивым, как
драгоценный камень. Способы производства цветного стекла держались в
секрете и переходили по наследству. Стеклодувам было безразлично, почему
получается тот или иной цвет, им необходимо было только знать рецепт
варки для получения равномерной окраски стекла.
Но вечно так продолжаться не могло. Этой проблемой очень заинтересовался
М.
В.
Ломоносов.
Причиной
его
интереса
считаются
впечатления,
полученные им от итальянских мозаичных картин, которые он увидел в 1746
году. Ученый приходит к решению создать нечто подобное не из природных
материалов, а из стекла. Михаил Васильевич Ломоносов был очень
талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы
он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он часто
смотрел на него, как на способ красиво и привлекательно выражать свои
научные взгляды и мысли, т. е. заставлял поэзию служить утилитарным
целям. Так, например, он написал И. И. Шувалову послание в стихах «О
пользе стекла».
«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу».
В 1748 году была создана и получила необходимое оборудование химическая
лаборатория. Ученому это стоило трех лет титанических усилий. Все
приборы и оборудование изготовлено по чертежам М. В. Ломоносова, и он
начал проводить в ней различные опыты, связанные с химией, технологией
силикатов, теорией растворов и обжигом металлов В течение четырех лет
исследователь изучал в лаборатории химию стекла, провел уникальное для
своего времени научное исследование влияния различных веществ на
свойства стекла и внедрил методику варки цветных стекол.
Несокрушимая энергия М. В. Ломоносова, который в то время уже был
профессором Академии и ученым с мировым именем, помогла в создании
мозаичной мастерской на Васильевском острове, в специальной пристройке к
его дому. В ней он начинает заниматься с первыми учениками, Матвеем
Васильевичем
Васильевым
и
Ефимом
Тихоновичем
Мельниковым.
Благодаря безошибочному художественному чутью, этот великий творец
очень
быстро
становится
руководителем
коллектива
художников,
прославившихся
созданием
прекрасных
мозаичных
картин.
По отзывам современников, набранный из крупных, неправильной формы,
кусков смальты в 1754 году, портрет Петра I «является драгоценной
реликвией» и «дает один из самых выразительных, одухотворённых образов
Петра». Из мастерской М. В. Ломоносова вышло множество мозаичных
полотен, самое известное
и главное достижение мозаичной мастерской М. Л стало монументальное
полотно «Полтавская баталия». На создание этого панно шириной 6.4 и
высотой 4.8 метров ушло 2 года (1762-1764г) На нее пошло 1 300000 кубиков
разноцветной смальты. Картина с панорамой Полтавского сражения была
лишь одной из 12 задуманных мозаик.
Так вот ребята -
Ломоносов создал 112 оттенков смальты.
Сма
́
льта — цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным
технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки
различной формы, полученные из него методом колки или резки.
Кубики
или
пластинки
из
цветного
непрозрачного
стекла
для
мозаичных работ.
Прошу вас ребята на перемене записать этот новый термин о котором вы
сейчас узнали.
А вот еще хочу поделится с вами интересной информацией о очень
талантливом самородке нашей русской земли.
Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764
году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II –"делать хрустальную
и стеклянную посуду самым добротным мастерам…". Из европейских стран
сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться
местным
бахметьевским
мастерам.
И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не
только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство
стеклянных изделий свою неповторимую манеру. Очень много сложных
выдувных форм...
Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку,
обработку
алмазной
гранью,
роспись
золотом,
серебром,
красками.
Применяли и древнюю технику декорирования – филигрань (венецианскую
нить).
Стекольный виртуоз А. Вершинин
В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым
незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого
мастера уникальны. Но он проявил себя не только, как виртуозный
стекольщик, но также и как химик, и как художник.
Вершинин
изготавливал
сервизы
по
заказу
царской
семьи,
бокалы,
декорированные
на
тему
войны
1812
года,
рюмки
и
графины
с
великокняжескими гербами...
За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70
персон, государь-император "пожаловать соизволил мастеру Вершинину
золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя
доведена
до
такого
совершенства”.
Но больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами,
которые теперь так и называют–«вершининские». Вот о них и пойдет речь...
Знаменитые стаканы Вершинина.
Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – точно не известно.
Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают»
на
аукционах,
несколько
штук
хранятся
в
музеях.
Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его
гордостью.
На стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке
усадьбы Бахметьевых кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют
дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная
идиллия… Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что
вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек,
мха, бумаги и находится внутри стекла. Как такое можно было сделать и не
сжечь макет, когда стаканы изготавливают при очень высокой температуре?
К сожалению, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996
года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.
Секрет уникальных стаканов Вершинина
Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей
загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана,
имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки,
и
композиция
размещена
не
в
стекле,
а
между
стенками.
И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в
восхищении и недоумении: Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу –
стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким
образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не
съехала – зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал
стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.
В последние годы чисто теоретически предложены варианты, как можно
было это сделать. В качестве клея можно использовать лед. Сначала картинка
наносится на мокрую поверхность, которую потом замораживают. В
дальнейшем, когда стаканы будут вставлены друг в друга, лед растапливают.
Для того чтобы вставить один стакан в другой, наружный стакан нагревают,
а внутренний охлаждают. Зазор между ними увеличивается, и стаканы
осторожно вставляют один в другой, используя в качестве направляющих,
допустим, соломинки.
А для сварки краев стекла можно обмазать их фосфором и поджечь
наподобие фейерверка. Выделится большое количество тепла, которое будет
достаточным для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а
просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, все равно это
весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему
виртуозу. Но пока никто не пробовал это повторить.
Так вот ребята какие гениальные и великие люди жили на шей русской земле
и я считаю, и в этом вы со мной согласитесь. Мы должны знать о таких
людях, помнить и гордится.
Физкульт минутка.
Ход урока.
Вводная беседа , повторение.
Преподаватель. Сегодня мы с вами будем писать этюд с двумя стеклянными
предметами.
(
как
пример
моя
работа)
И так мы с вами говорили, что в этюде важно передать свои чувства, и в
нашем случае сегодня в этом этюде очень важно передать материальность
стекла, а также добиться «живости» в изображении цветочков и дольки
апельсина.
В итоге весь ваш этюд должен восприниматься единым целым и
законченным, он должен передавать не только увиденное вами, но и
прочувствованное. Все ваши эмоции которые вы ощутили только взглянув на
натюрморт. По окончании нашего урока мы рассмотрим ваши этюды,
проанализируем их, постараемся угадать кто какое настроение вложил в свой
натюрморт. Оценим степень законченности этюда и насколько каждый из вас
справился с поставленными целями и задачами.
Давайте вспомним, с чего начинается работа над натюрмортом с натуры?
И так начинаем работу . Рисунок это основа основ искусства, и поэтому мы с
вами в начале
сделаем карандашный рисунок, со всеми поисками и
построениями.
1.
Изучаем натуру и определяем, как будет расположен наш лист (по
горизонтали или вертикали) .
2.
Компоновка на листе общей массы натюрморта. №1
3.
Выполняем подготовительный рисунок с построения вначале большой
баночки, а потом маленькой с соблюдением пропорций. Все предметы
должны стоять или лежать на плоскости. Детализация, теневые части,
блики и отражения, как для акварельной работы мы не показываем. №2
4.
Убираем лишние линии построения.
Учащиеся на примере преподавателя выполняют поэтапно работу в
карандаше.
Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру различных предметов,
необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве,
которые мы изучали с вами ранее - это законы линейной и воздушной
перспективы, расположение светотени на предметах, их тональность.
Постановка задач.
Прежде чем преступить к работе в цвете давайте вспомним на какие группы
делятся все цвета? Сколько основных цветов? Из скольких цветов состоит
спектр? Каких цветов не бывает в спектре? Какой цвет необходимо добавить
в спектр чтобы он «замкнулся» в цветовой круг? Какие цвета называются
дополнительными, а какие родственные?
Ответы учащихся…
Вот теперь я знаю, что вы говоры приступить к цветовому решению нашей
задачи.
Прежде чем приступить к живописи на большом формате, как правило мы
должны выполнить с вами небольшой « нашлепок» - маленький поиск
цветового решения. В данной ситуации дальнейшая наша работа это и будет
являться «нашлепком» только чуть большего размера, что и называется
этюдом.
И так с чего начнем работу? Так как окружающий фон драпировки
менее определен по цвету, поэтому, начав с него, мы можем написать его
ярче и цветней, чем он в действительности по отношению к целому, и тогда
сразу нарушились бы цветовые отношения натюрморта.
Цвет дольки , маленькой банки и ее крышки, нужно взять в полную силу.
Это сразу задаст тон общему колориту, так как наряду с насыщенными
цветами в свету и в полутенях здесь есть и сильные тени. №3
Сразу увлечься одним предметом от начала до конца не допустимая
ошибка. Все предметы нужно видеть в целом, а не по отдельности. Поэтому
первые шаги работы - находим каждому предмету цвет и тон постепенно
маленькими пятнами «завязываем узелок» отношений между предметами.
На втором
этапе работы в цвете, моделируем объем и форму
апельсиновой дольке , маленькой банке в частности ее крышки и передаем их
освещенность. Всякий положенный мазок сверяем с натурой, попеременно
переводя глаза, с изображаемого, на натуру. Изображая цветные оттенки на
свету, в полутени в тени, постепенно приводит нас к точной моделировки
формы к изображению пространства и освещенности. №4
Большая банка у нас из прозрачного стекла, поэтому мы пока не
показываем в ней стебли цветов, а только цвет банки. Ее цвет будет состоять
из цвета фона только плотнея и из рефлексов от окружающих предметов.
Маленькая банка из цветного стекла ,но она не прозрачная, лепим ее форму
по принципу светотеневой градации, но весьма условна. Как уже было
сказано раньше, берем в полную силу ее цвет, но стекло пишем в основном
опираясь на блики и рефлексы., а вот ее крышку можно лепить опираясь на
светотеневую градацию №5
Одновременно помним, что краска по высыханию высветляется, и по
этому нужно брать ее несколько сильнее, чем она вам представляется в
натуре.
Нужно также внимательно следить, за тем, чтобы рефлексы и отражения
не разрушали форму предметов, а предметы в свету и в тени под влиянием
рефлексов сохраняли бы свои материальные качества и отличие. Следует
также помнить при работе принцип «от общего к частному» и «от частного к
общему».
На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо выделить какие-то
части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, нужно погасить.
Прорисовываем стебли цветов, Над банкой ярче и активнее и слабея по тону
в банке особенно в воде преломляя стебли. Показываем толщину светлой
банки,
выделяем
эллипс
воды,
также
показываем
рефлекс
с
противоположной стороны блика. Подчеркиваем резче или смягчаем
контуры некоторых предметов. Расставляем блики №6
Физкульт минутка.
Самостоятельная работа.
Преподаватель на первых этапах начинает работу на своем формате ,
помогая
своим
примером
учащимся
найти
правильное
решение
в
композиции, поиск всех предметов на плоскости цветовые отношения. Также
работа педагога заключается в индивидуальной помощи учащимся. Если
преподаватель наблюдаем одну и ту же ошибку у большинства учащихся,
нужно прервать работу и еще раз объяснить ту или иную задачу. Также в
течении всего урока, преподаватель напоминает и даже настаивает в
индивидуальном порядке, чтобы каждый из учеников вставал и на
расстоянии анализировал свою работу .
Подведения итогов.
Краткий опрос по пройденному материалу(что сегодня узнали нового и
чему научились на этом уроке, с какими трудностями столкнулись),
закрепление. Выставляем все работы. Анализ работ и комментарий к
выставленным оценкам. В работе оценивается: композиционное решение,
тональный разбор, материальность и характер предметов, перспектива,
теплохолодность, единство цветового решения, эмоциональная передача
этюда.
Организационный момент, по уборке своего рабочего места.
Домашнее задание.
Придумать натюрморт из бытовых 2х, предметов с
присутствием одного стеклянного предмета. Написать этюд.
1, 2.
3,4.
5, 6.Поэтапную работу над натюрмортом выполнила Оспанкулова Эльмира
16л.
Лоншакова Ксения 13лет. Крестов Егор 12лет.
Кравцова Анастасия 13лет. Шхалахова Полина 11лет.
Крицкая Екатерина 12лет. Мельникова Дарья 12лет.
Бирюкова Виктория 12лет. Старостина Виолетта 12лет.
Список используемой литературы.
1.Н.Н.Ростовцев: Учебный рисунок. – М.:Просвещение,1979г.
2.У. Погейни: Искусство рисования. – Минск: Попурри, 2001г.
3. В.А. Могилевцев "Основы живописи" 2012г.
4.Смирнов Г.Б. Живопись: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1975.
5.Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство,
1993. Т. 3.
6.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись. – М.: Просвещение, АО «Учебная
литература», 1995.