Автор: Лариса Николаевна Ринус
Должность: магистрант
Учебное заведение: ОМГПУ
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Разработка программы внутрикорпоративного обучения педагогов в ДОО
Раздел: полное образование
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО
Процесс
модернизации
отечественного
образования
ориентирует
педагогов дошкольного образования на реализацию креативного подхода к
образованию
и
воспитанию
дошкольников.
Согласно
современного
законодательства педагогам сегодня дано право на выбор образовательной
программы,
оценку
ее
эффективности,
исходя
из
методов
воспитания
и
обучения
детей,
предлагаемых
той
или
иной
программой,
а
также
на
разработку своей программы и дидактических материалов к ней. Но это
предусматривает
усложнение
социально-профессиональных
функций
педагога, становится очевидной проблема профессиональной квалификации,
на
первый
план
выходят
требования
к
уровню
его
профессиональной
компетентности.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(далее
ФГОС
ДО)
требует
от
воспитателей
дошкольных
образовательных
организаций
(далее
ДОО)
замены
традиционных подходов к обучению и воспитанию детей на нетрадиционные
и инновационные, что, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска
наиболее
результативных
способов
повышения
профессиональной
компетентности самих педагогов.
Исходя из этого, создание результативной программы корпоративного
обучения педагогов ДОО является одним из важных условий реализации
ФГОС ДО.
Цель исследования: проанализировать систему работы по организации
корпоративного обучения в МБДОУ «Снегурочка» г.Сургут.
Задачи:
- определить уровни и критерии исследования;
-
на
основе
показателей
и
критериев
определить
уровень
развития
профессиональной компетентности педагогов МБДОУ;
-
проанализировать
работу
методической
службы
по
организации
корпоративного обучения сотрудников МБДОУ;
- разработать программу корпоративного обучения педагогов МБДОУ
«Снегурочка».
Наше
исследование
проходило
в
три
этапа.
Первый
–
определение
уровня
развития
профессиональной
компетентности
педагогов.
Второй
–
анализ
работы
методической
службы
по
организации
корпоративного
обучения
сотрудников.
Третий
–
разработка
программы
корпоративного
обучения педагогов.
В своем исследовании мы исходили из того, что система методических
мероприятий
по
корпоративному
обучению
в
ДОО
основа
на
дифференциации деятельности, которая опирается на системный анализ. Это
помогает выявить противоречия в деятельности, определить главную цель и
задачи дальнейшей работы, а это, в свою очередь, позволяет разработать план
действий
по
реализации
целенаправленного
руководства
и
контроля
деятельности педагогов, которые осуществляются посредством диагностики,
или иными словами – мониторинга.
Для
диагностики
образовательных
потребностей
и
уровня
профессионального
развития
педагогов
дошкольной
образовательной
организации, а также возможностей самой дошкольной организации в их
реализации использовался комплекс взаимодополняющих методик:
Для
отслеживания
изменений
в
профессиональной
деятельности
педагогов использовался кадровый мониторинг.
Кадровый мониторинг как инструмент управления профессиональным
развитием
педагогов
-
это
«непрерывный
процесс,
включающий
в
себя
получение объективного знания, позволяющего контролировать, оценивать,
прогнозировать результат, управлять процессом оптимального развития» [2,
с.16].
Для
определения
уровня
развития
личностно-мотивационного
компонента
профессиональной
компетентности
педагогов
дошкольной
образовательной организации
применялась: методика
изучения мотивации
профессиональной деятельности педагогов (К. Замфир в модификации А.А.
Реана) [5].
Для
диагностики
когнитивного
компонента
профессиональной
деятельности
педагогов
использовалось:
анкетирование
«Уровень
сформированности профессиональной компетентности»
Представим
названные
методики
и
анализ
их
результатов
более
подробно.
Кадровый мониторинг осуществляется ежегодно на начало учебного
года
для
определения
соответствия
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования к кадровым условиям.
В
ходе
анализа
определяется
характеристика
педагогического
коллектива ДОО, которая включает следующие критерии:
1.
кадровый состав
2.
уровень профессионального образования;
3.
уровень квалификации педагогов;
4.
педагогический стаж;
5.
профессиональная
подготовка
(периодичность
повышения
квалификации);
6.
профессиональная
активность
(результативность
участия
в
методических
мероприятиях,
профессиональных
конкурсах,
наличие
публикаций).
С этой целью так же используются индивидуальные информационно-
аналитические
карты
профессиональной
деятельности
педагога,
где
рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные
умения,
результаты
педагогической
деятельности,
педагогический
стаж
педагогов дошкольной образовательной организации.
Методика
изучения
мотивации
профессиональной
деятельности
[3,
с.240].
Цель
данной
диагностики
заключается
в
определении
мотивации
профессиональной деятельности педагогов.
Анкетирование
«Уровень
сформированности
профессиональной
компетентности» [4, с. 90]. Цель опроса
- изучение психолого-
педагогического
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
дошкольной организации.
Следующим этапом исследования профессиональной компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации, стали результаты
диагностики
знаний
программных
целей
и
задач
работы
педагогов
по
каждому разделу программы.
Умение
прогнозировать
развитие
процесса
образовательной
деятельности воспитанников по каждому разделу программы, системность и
целенаправленность
планирования
непосредственно-образовательной
деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальной и
коррекционной
работы
с
детьми.
Анализ
плана
воспитательно-
образовательной
работы
с
детьми,
анализ
планирования
воспитателя
по
разделам
программы.
Реализация
разделов
программы
в
полном
объеме.
Повышение уровня освоения детьми образовательной программы
Диагностика владения методами и приемами работы по каждому из
разделов программы включает в себя анализ, насколько применяемые методы
соответствуют целям и задачам содержания изучаемой темы.
Своевременно
ли
педагог
вносит
коррективы
в
методы
обучения
и
воспитания
в
зависимости
от
сложившейся
ситуации.
Соответствуют
ли
применяемые
методы
и
приемы
условиям
и
времени,
отведенному
на
изучение
определенной
темы
дошкольниками.
Насколько
обоснованно
использует
педагог
на
занятиях
информационно-коммуникационные
технологии.
Диагностика умений педагога по организации процесса мониторинга
достижений
детьми
планируемых
результатов
по
разделам
программы
включает
в
себя:
наличие
системы
педагогического
мониторинга,
отражающей
соответствие
уровня
развития
воспитанников
требованиям
основной
общеразвивающей
программе
дошкольной
образовательной
организации. Владеет ли педагог разными формами мониторинга (беседа,
наблюдение и др.), знает ли технологию проведения мониторинга, может ли
разработать свою методику мониторинга, используя научные подходы к её
составлению. Оперативно ли вносятся изменения в образовательный процесс,
учитывая результаты мониторинга. Так же имеет ли педагог все необходимые
материалы
педагогической
диагностики
воспитанников
(схемы,
графики,
диаграммы,
таблицы
с
комментариями
к
ним).
Используемые
диагностические
методики
имеют
ли
контрольно-
измерительный
инструментарий.
Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности
педагогической
компетентности
педагогов
дошкольной
образовательной
организации позволила сделать вывод, что выбранная модель методической
службы МДОУ «Снегурочка» не позволяет в полной мере обеспечивать
развитие
педагогической
компетентности
и
творческого
потенциала
каждого
педагога,
а
также
осуществлять
на
высоком
уровне
образовательный процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов
родительской общественности, методическая работа в отношении которых,
должна носить системный и целенаправленный характер.
На
основании
проведенного
анализа
системы
обучения
персонала
МБДОУ «Снегурочка», можно выделить следующие проблемы:
1)
текучесть кадров и желание персонала сменить место работы.
2)
отсутствие
четкого
определения
потребности
в
обучении
персонала;
3)
отсутствие планирования обучения персонала в подразделениях.
На
основе
исследований
М.В.
Кларина
мы
определили
следующие
принципы организации корпоративного обучения. Наши рекомендации по
осуществлению
корпоративного
обучения
основаны
на
принципах
андрагогики, которые включают в себя:
обучение тому, что пригодится в конкретной деятельности на
практике;
обучение через деятельность;
цикличность обучения: теоретическая подготовка – практика –
самообразование – профессиональное общение.
Среди преимуществ данной системы корпоративного обучения мы
выделили:
Наличие
возможности
гибкого
реагирования
на
изменение
ситуации в образовании.
При
разработке
содержания
обучения
в
рамках
предлагаемой
программы учитываются образовательные потребности педагогов МБДОУ
«Снегурочка».
Обучение
проводится
на
основе
деятельностного
подхода
в
процессе получения новых знаний.
Обучение на рабочем месте.
Возможность контролировать процесс обучения.
Наличие
возможности
распространения
передового
опыта
педагогов МБДОУ «Снегурочка» и других ДОО, в том числе и посредством
использования ИКТ.
Небольшие затраты на обучение.
Этапы реализации корпоративного обучения:
1 – Диагностико-коррекционный.
2 – Деятельностный.
3 – Контрольный.
4 – Рефлексивно-коррекционный.
Подробно перечисленные этапы представлены в таблице (таблица 6).
Таблица 6. – Этапы корпоративного обучения педагогов в ДОО
Этапы
Содержание
Сроки
«Организационное
собрание»
Анализ педагогической деятельности за последний период
(результаты, достижения и пр.). Мониторинг реализации
основной образовательной программы ДОУ.
сентябрь
(диагностический,
проектировочный)
Результат изучения уровня владения трудовой функцией
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования»
на
основе
методики
М.П.
Нечаева. Цели и задачи деятельности ДОУ на учебный
год.
Определяются
целевые
ориентиры
профессионального
развития
педагогов,
которые
необходимы
для
реализации цели и задач ДОУ.
Каждый
педагог
представляет
визитную
карточку
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): чем
владеет, что изучил, над чем будет работать в учебном
году, какие планирует получить результаты, какие новые
технологии и методики будет осваивать, в какой форме
предпочитает
предъявить
результат
коллегам,
акая
методическая
помощь
нужна
и
т.д.
Визитная
карточка
ИМО может быть представлена в любой форме: слайды,
ролик, брошюра, буклет, стенд и т.д.
«Установочная
сессия»
(деятельностный)
Практикум
по
определению мотивов
профессиональной
деятельности
педагогов
(мини-лекция
«Мотивация,
мотивы и потребности», проектная методика «Деревья» и
пр.).
Используя ресурсы ДОУ как «обучающейся организации»
проводятся семинары, практикумы по темам, выявленные
при
изучении
уровня
владения
трудовой
функцией
и
представлении визитки ИОМ.
Занятия проводятся по графику «Установочной сессии».
Предпочтение
интерактивным
формам
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов:
мастер-классы,
организационно-деятельностная
игра,
фокус-группа, шеринг, тренинг, переговорная площадка,
мозговой штурм, образовательный ретренинг и пр.
сентябрь-
март
«Контрольно-
зачетная сессия»
(контрольный)
Открытые
мероприятия.
Педагог
демонстрирует,
какие
профессиональные компетентности усовершенствовал, что
разработал, внедрил и т.д. (педагогические инициативы).
апрель
«Экзамен»
(рефлексивный,
коррекционный)
Визитная карточка ИМО. Педагог раскрывает реализацию
задач, которые поставлены в начале учебного года, анализ
достижений и результатов. Отзывы и комментарии коллег.
май-июнь
Более подробно работа представлена в таблице 7.
Таблица
7.
-
Программа
корпоративного
обучения
педагогов
МБДОУ
«Снегурочка»
Этапы
Задачи
Сроки
Действия
Предполагаемый
результат
Информационный
Изучить
требования
профессиональных
стандартов
педагога,
сопоставить
с
требованиями
к
кадрам ФГОС ДО
июль-
август
2022 г
Самостоятельное
изучение педагогами
содержания
профессиональных
стандартов.
Проведение
общего
собрания
трудового
коллектива
Констатация
актуальности
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов.
«Введение
профессиональных
стандартов
в
ДОУ»:
разъяснение
документа,
сравнение
традиционного
содержания
должностных
обязанностей,
определяемых
квалификационными
характеристиками,
с
трудовыми
функциями,
заложенными
профессиональным
стандартом.
Диагностико-
аналитический
Изучить
уровень
соответствия
профессиональных
компетенций
педагогов
требованиям
Профстандарта
педагога (трудовая
функция
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования»)
август
2022 г
Изучение
уровня
соответствия
профессиональных
компетенций
педагогов
требованиям
Профстандарта
педагога
(трудовая
функция
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования».
(Методика
Нечаева
М.П.)
Определены
уровни
владения
трудовой функцией
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования».
Выявлены
ресурсы
для
реализации
корпоративной
модели повышения
профессиональной
компетентности
педагогов ДОУ.
Мотивационно-
целевой
Способствовать
повышению
мотивации
педагогов
на
непрерывное
развитие.
Определить
целевые
ориентиры
по
развитию
профессиональной
компетентности
педагогов.
сентябрь
2022
Практикум
по
определению
мотивов
профессиональной
деятельности
педагогов
(мини-
лекция
«Мотивация,
мотивы
и
потребности»,
проектная
методика
«Деревья» и пр.)
Выявлены
актуальные
потребности
профессиональной
деятельности
педагогов.
Определены
целевые ориентиры
развития
профессиональной
деятельности
педагогов.
Планово-
проектировочный
Разработать
модель
корпоративного
обучения в ДОУ
Спроектировать
индивидуальные
образовательные
маршруты
(ИОМ)
развития
сентябрь
2022
Разработка
и
презентация
модели
корпоративного
обучения.
Консультирование
педагогов
по
проектированию
ИОМ.
Модель
корпоративного
обучения.
Программы
ИОМ
педагогов.
профессиональной
компетентности
педагогов.
Организационно-
исполнительский
Реализовать
модель
корпоративного
обучения
педагогов в ДОУ.
Создать
условия
для
реализации
ИОМ педагогов.
сентябрь-
апрель
Реализация
модели
корпоративного
обучения педагогов в
ДОУ.
Методическое
сопровождение
педагогов
по
реализации ИОМ.
Организация
презентаций
педагогического
опыта.
Информационно-
методический банк
реализации
модели
корпоративного
обучения педагогов
в ДОУ.
Педагогические
продукты
(сценарии,
методические
разработки,
педагогические
проекты,
публикации и пр.).
Педагогические
инициативы:
введение
в
практику
современных
методик
и
технологий
дошкольного
образования.
Рефлексивно-
оценочный
Оценить
результаты
реализации
модели
корпоративного
обучения
педагогов в ДОУ.
Повторно
изучить
уровень
соответствия
профессиональных
компетенций
педагогов
требованиям
Профстандарта
педагога (трудовая
функция
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования»)
Оценить
уровень
соответствия ДОУ
«обучающейся
организации»
май 2022
г
Изучение
уровня
соответствия
профессиональных
компетенций
педагогов
требованиям
Профстандарта
педагога
(трудовая
функция
«Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования».
(Методика
Нечаева
М.П.)
Исследования
наличия
признаков
«обучающейся
организации».
творческие
отчеты
педагогов,
презентации
портфолио
достижений,
педагогических
продуктов.
Положительная
динамика
развития
профессиональной
компетентности
педагогов.
Портфолио
достижений
педагогов. Наличие
признаков
«обучающейся
организации».
Предполагаемы результаты:
- создание образовательной среды ДОО, способствующей творческой
самореализации
педагогов
и
соответствующая
интересам
и
профессиональным запросам педагогов;
-
обеспечение
развития
профессиональных
компетенций
педагога
в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и Профессионального стандарта
«Педагог», а также соответственно целям стратегического развития МЮДОУ
«Снегурочка»;
-
создание
условий
развития
корпоративной
культуры
педагогов
МБДОУ «Снегурочка»;
- формирование потребности в профессиональном саморазвитии
и
повышении квалификации педагогов МЮДОУ «Снегурочка».
Таким
образом,
процесс
повышения
уровня
развития
профессиональной
компетентности
педагогов
является
непрерывным.
Предлагаемые нами рекомендации, прежде всего, ориентированы на цели и
задачи ДОО, в нашем случае МБДОУ «Снегурочка».
Литература
1.
ФЗ
«Об
образовании»
№
3266-1
от
10.07.1992
г.,
ст.
32
«Компетенция и ответственность образовательного учреждения».
2.
Введенский
В.Н.
Профессиональная
компетентность
педагога:
Пособие для учителя. — СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. -
159 с. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А.Ребера. В.
2-х т. -М.: Вече, 2000. 592 с.
3.
Зимняя
И.А.
Ключевые
компетентности
как
результативно-
целевая
основа
компетентностного
подхода
в
образовании.
Авторская
версия.
М.:
Исследовательский
центр
проблем
качества
подготовки
специалистов, 2004. - 39 с.
4.
Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. - М., 2011. -
151 с.
5.
Сластенин
В.А.,
Подымова
Л.C.
Педагогика:
инновационная
деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.