Автор: Токарева Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ лицей № 82 Населённый пункт: п. Каменоломни, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие "ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ" Раздел: начальное образование
Воспитательные цели:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений,
взаимопонимания, умения работать друг с другом;
воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы
На сцене установлен стенд с буквами славянского алфавита. Выходят двое ведущих.
1 ВЕДУЩИЙ- Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы отмечаем Праздник славянской
письменности и культуры.
- 24 мая каждый год все славянские страны отмечают этот замечательный праздник. Этот
день посвящается создателям славянского алфавита, великим просветителям – Кириллу и
Мефодию.
Можно утверждать, что письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми
сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет
назад... Вот картинка из прошлого!
Появляются: Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска
Гобрий.
Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно
мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных Скифов. Уже
столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку!
Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а
птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и
отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий. Нет, мой царь, я воевал со Скифами и знаю их характер. Скорее всего, это
послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не
зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под
ударами наших стрел».
Затем, оба, пожав плечами, уходят.
2 ВЕДУЩИЙ
Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно...
Ведущий достает следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными
нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.
А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки
— племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали
прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого —
серебро, красного — воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих
предметов.
достается новый предмет — бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.
1 ВЕДУЩИЙ А это — тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в
Европе.
. Посмотрите на этот слайд, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности.
Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что
обмениваться посланиями — дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет
речь...рисовать. (На слайде рисунок пещеры, следы ног)
Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко:
1) входить в пещеру нельзя;
2) в пещеру можно войти.
2 ВЕДУЩИЙ Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у
древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или
даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить
такие депеши было неудобно , и понять эти знаки можно было по-разному.
1 ВЕДУЩИЙ. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали
называть буквами. Так зародилась письменность.
СЛАЙД с изображением Кирилла и Мефодия)
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру
Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который
находится в Греции.
2 ВЕДУЩИЙ Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они
были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их
отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий,
латинский языки.
1 ВЕДУЩИЙ Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли
дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской
миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их
языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863
года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)
2 ВЕДУЩИЙ Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки
«Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица»
названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи
церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали
кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского
алфавита.
(Изображение первых книг)
1 ВЕДУЩИЙ В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного».
Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской
цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в
извести, высушивали, потом втирали мёд.
(Изображение: Берестяные грамоты)
2 ВЕДУЩИЙ На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки
на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется
литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(Изображение:. АЗБУКА)
сценка
(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)
- О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)
Ваня:(удивлённо) Вы кто?
Буквы:
Я - буква ИЖИЦА.
Я - ФИТА
Я - ЮС МАЛЫЙ
Я - ПСИ
А я ЯТЬ
Запомни: как правильно нас читать.
Ваня:
Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной,
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего вы исчезли письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.
Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на
фронт.
3. Ну вот!
Ваня:
Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить,
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
Мы светом грамоты их путь освещали.
(уходят)
1 ВЕДУЩИЙ Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами
наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди,
буки, аз, земля.
2 ВЕДУЩИЙ Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые
забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
1 ВЕДУЩИЙ народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с
азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Оказывается, каждая буква кириллицы имеет свое «толкование».
«Б» – Буки – переводится как «Буква»
«В» – Веди, означает «Знание»
«О» – Он –означает и просто местоимение «он», и , по мнению ученых, иносказательно
означает Бога: «Им свет стоит»
«И» исполняет функцию союза.
«Т» – Твердо – обозначает: твердь, крепкий, нерушимый, стойкий, уверенный, верный,
прочный.
2 ВЕДУЩИЙ: Русская азбука - уникальное явление среди всех известных способов
буквенного письма. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность
кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ.
АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается
следующая фраза:
(Слайд)
АЗ БУКИ ВЕДИ - я знаю буквы.
ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ - слово – это достояние.
ЖИВЕТЕ - значит жить в труде, а не прозябать.
ЗЕЛО – усердно
ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.
И – союз и
ИЖЕ – те, которые, они же.
КАКО – как, подобно.
ЛЮДИ – существа разумные.
Эта часть азбуки означала:
Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает
людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание
1 ВЕДУЩИЙ 9: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!
Эти буквы алфавита заучивали наизусть дети той поры. Школы были при церквях и
монастырях. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, счету, основам
веры. Появились переводы с греческих и болгарских книг. С 11 века на Руси стали учить и
девочек.
Слайд:
На экране проецируется репродукция картин по теме
«КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ».
2 ВЕДУЩИЙ Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?
Длинный стол, между столом и стеной лавка, не стене полка с книгами и обязательная
плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для
простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все
следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем - то провинившийся,
ожидает наказания.
1 ВЕДУЩИЙ Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и
продолжались до самого вечера ( с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до
темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно.
Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги –
зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все
следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу
сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Послушайте стихотворение
КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ
Ученик:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
2 ВЕДУЩИЙ А чем же отличается азбука от алфавита? Слово "азбука" произошло от
названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): Азбука
ЧТЕЦ:
А слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
Альфа + Вита: Алфавит.
1 ВЕДУЩИЙ Алфавит гораздо старше азбуки. В 9 веке азбуки не было, и славяне не
имели собственных букв. Поэтому не было и письменности. Славяне не могли писать на
своём языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и от куда появилась наша азбука и
почему её называют "кириллицей"?
2 ВЕДУЩИЙ славянский князь Ростислав обратился к греческому царю Михаилу за
помощью, и тот послал братьев к славянам в ответ на просьбу.
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую
азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.
1 ВЕДУЩИЙ Ведущий В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они
воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской
письменности и культуры.
2 ВЕДУЩИЙ Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира.
Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех
кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем
нужна грамота.
1 ВЕДУЩИЙ Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику
святых.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и
удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33.
2 ВЕДУЩИЙ.Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли
латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый
человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых
славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.
ЧТЕЦ: По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Нынче братья Кирилл и Мефодий,
За труды свои прославляются.
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы,
Слава вам, правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Песня