Напоминание

Внеклассное мероприятие "ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ"


Автор: Токарева Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей № 82
Населённый пункт: п. Каменоломни, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ"
Раздел: начальное образование





Назад





Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Воспитательные цели:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы На сцене установлен стенд с буквами славянского алфавита. Выходят двое ведущих. 1 ВЕДУЩИЙ- Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы отмечаем Праздник славянской письменности и культуры. - 24 мая каждый год все славянские страны отмечают этот замечательный праздник. Этот день посвящается создателям славянского алфавита, великим просветителям – Кириллу и Мефодию. Можно утверждать, что письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого! Появляются: Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий. Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел. Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди? Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.) Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных Скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу! Гобрий. Нет, мой царь, я воевал со Скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». Затем, оба, пожав плечами, уходят. 2 ВЕДУЩИЙ Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Ведущий достает следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков. А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки — племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого —
серебро, красного — воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. достается новый предмет — бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней. 1 ВЕДУЩИЙ А это — тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. . Посмотрите на этот слайд, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями — дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь...рисовать. (На слайде рисунок пещеры, следы ног) Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. 2 ВЕДУЩИЙ Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было неудобно , и понять эти знаки можно было по-разному. 1 ВЕДУЩИЙ. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. СЛАЙД с изображением Кирилла и Мефодия) Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. 2 ВЕДУЩИЙ Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. 1 ВЕДУЩИЙ Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита. (Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица) 2 ВЕДУЩИЙ Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки
«Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита. (Изображение первых книг) 1 ВЕДУЩИЙ В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд. (Изображение: Берестяные грамоты) 2 ВЕДУЩИЙ На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком. С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. (Изображение:. АЗБУКА) сценка (Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.) - О, какие буквы дивные! Красивые, видно старинные! Были они когда-то важны, Теперь уже никому не нужны. (Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.) Ваня:(удивлённо) Вы кто? Буквы: Я - буква ИЖИЦА. Я - ФИТА Я - ЮС МАЛЫЙ Я - ПСИ А я ЯТЬ Запомни: как правильно нас читать. Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, Но наш алфавит стал иной, Мне очень жаль и скорбно весьма, Что из нашего вы исчезли письма. Буквы:
1. Что значит исчезли? Что мы не важны, А старые вещи вам не нужны? 2. Керосиновая лампа - это тоже старьё, Но ты не выбросил её. Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт. 3. Ну вот! Ваня: Эти вещи стали редкость, Это память о наших предках. 4. Ну и мы такая же память, Нас нельзя забыть и нельзя оставить, Нас Пушкин, Лермонтов писал, Мы светом грамоты их путь освещали. (уходят) 1 ВЕДУЩИЙ Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. 2 ВЕДУЩИЙ Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». 1 ВЕДУЩИЙ народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. Оказывается, каждая буква кириллицы имеет свое «толкование». «Б» – Буки – переводится как «Буква» «В» – Веди, означает «Знание» «О» – Он –означает и просто местоимение «он», и , по мнению ученых, иносказательно означает Бога: «Им свет стоит» «И» исполняет функцию союза. «Т» – Твердо – обозначает: твердь, крепкий, нерушимый, стойкий, уверенный, верный, прочный. 2 ВЕДУЩИЙ: Русская азбука - уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: (Слайд) АЗ БУКИ ВЕДИ - я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ - слово – это достояние. ЖИВЕТЕ - значит жить в труде, а не прозябать.
ЗЕЛО – усердно ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне. И – союз и ИЖЕ – те, которые, они же. КАКО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть азбуки означала: Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание 1 ВЕДУЩИЙ 9: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так: Я ЗНАЮ БУКВЫ: ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЯНИЕ. ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ, КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ, ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ! НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО: ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ! ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ! Эти буквы алфавита заучивали наизусть дети той поры. Школы были при церквях и монастырях. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, счету, основам веры. Появились переводы с греческих и болгарских книг. С 11 века на Руси стали учить и девочек. Слайд: На экране проецируется репродукция картин по теме «КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ». 2 ВЕДУЩИЙ Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной лавка, не стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем - то провинившийся, ожидает наказания. 1 ВЕДУЩИЙ Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера ( с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат». Послушайте стихотворение КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ Ученик: В старину учились дети – Их учил церковный дьяк, - Приходили на рассвете И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – глагол. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. 2 ВЕДУЩИЙ А чем же отличается азбука от алфавита? Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): Азбука ЧТЕЦ: А слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: Альфа + Вита: Алфавит. 1 ВЕДУЩИЙ Алфавит гораздо старше азбуки. В 9 веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Поэтому не было и письменности. Славяне не могли писать на своём языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и от куда появилась наша азбука и почему её называют "кириллицей"? 2 ВЕДУЩИЙ славянский князь Ростислав обратился к греческому царю Михаилу за помощью, и тот послал братьев к славянам в ответ на просьбу. И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. 1 ВЕДУЩИЙ Ведущий В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. 2 ВЕДУЩИЙ Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
1 ВЕДУЩИЙ Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. 2 ВЕДУЩИЙ.Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. ЧТЕЦ: По широкой Руси нашей матушке Колокольный звон разливается. Нынче братья Кирилл и Мефодий, За труды свои прославляются. Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы. Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам Чтоб научить нас читать. Буква к букве - будет слово, Слово к слову - речь готова. И напевна, и стройна, Музыкой звучит она. Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Песня


В раздел образования