Напоминание

Развитие автономности и самостоятельности обучаюшихся в образовательном процессе


Автор: Ольховская Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие автономности и самостоятельности обучаюшихся в образовательном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе.
Технологии и организационные формы обучения,

способствующего развитию автономности.

«Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность:

учащихся нужно приучать не только

к мышлению, но и к хотению».

Н.А.Умов
Важными характеристиками учащегося и как личности и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся, которых условно можно назвать
«автономными» и «зависимыми».

«Автономные»
проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для
«зависимых»
же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога на уроке зависит от учета им этих типов учебной деятельности, от адекватного выбора способов педагогического взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них «автономности — зависимости». Например, применение по отношению к учащемуся явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, способствующим успешному выполнению им учебной деятельности. Однако, по отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроле) деятельности учащегося педагогом, на постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но, скорее всего, будет иметь явные негативные последствия и будет тормозить развитие такого важнейшего личностного качества, как самостоятельность. Вот несколько определений учебной автономии, предлагаемых российскими учёными. Н.Ф. Коряковцева определяет автономию учащегося в образовательной деятельности как «способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личностного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать данную деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодейство- вать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. ответственность за процесс и продукт данной деятельности, как результата самоопределения и саморазвития личности». Исходное определение автономии учащегося в области иностранного языка было предложено X. Холеком . Основные его положения сводятся к следующему: «Автономия учащегося понимается как «умение/способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности: установление целей, определение содержания, и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата». Умение и способность «брать на себя ответственность за свою учебную деятельность» определяется через понятие «учебная компетенция» Д. Литтл определяет автономию учащегося в учебной деятельности как «способность к неза- висимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений. Эта способность включает в себя и в то же время предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает известное психологическое отношение к процессу и содержанию учебной деятельности. Способность личности к автономии проявляется как в способе учения, так и в способе переноса учащимся результатов учения на более широкий контекст». Итак, что отличает самостоятельных, автономных учащихся? – Они:  сознательно планируют и регулируют свои учебные действия;  владеют и апробируют различные когнитивные стратегии;  в состоянии устанавливать взаимосвязь нового знания с уже имеющимися знаниями;  могут отслеживать процесс собственного обучения;  могут анализировать свой мыслительный процесс и ход учебно-познавательной деятельности, делать выводы из проведенного анализа;  могут переструктурировать и реорганизовать свои знания,  обладают обширными и хорошо организованными знаниями, умеют гибко их применять. Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности. Автономной личность может стать лишь приобретая значительный спектр способностей и качеств. С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий. В рамках традиционного подхода к развитию системы образования в качестве основной цели в первую очередь становится приобретение знаний, а не умение проявлять творческую самостоятельность в нестандартных ситуациях. В условиях новой образовательной парадигмы необходимым представляется формирование нового содержания обучения, формирование не столько знаний (хотя без этого не обойтись), сколько творческого
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. мышления и способов действия с новой информацией, особенно актуальной при овладении компетенциями.
Ведущей

тенденцией

современного

образования

является

гуманизация
, переход к новой личностной парадигме, при которой главной целью образования является направленность на развитие личности, удовлетворение её духовных, культурных и жизненных потребностей. Личность в современной педагогике (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Полат, Е.С. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская) рассматривается как активный субъект учебной деятельности, существенным признаком которого является способность к самостоятельной и независимой деятельности. Личностно-ориентирован- ная технология обучения, по определению Е.В. Бондаревской, способствует развитию «личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъек тивных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.)». Именно личностно-ориентированное образование позволяет удовлетворить потребность современного постиндустриального общества в том, чтобы «его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни». В связи с этим появляется понятие «новая культура обучения», основой которой является способность самостоятельно пополнять свои знания и совершенствовать умения, то есть проявлять себя как автономная личность. В.И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности:
Мотивационно-творческая активность
и направленность личности. Она передается в любознательности, интересе, чувстве увлеченности, эмоциональном подъеме, стремлении к творческим достижениям, к лидерству, получению высокой оценки, личной значимости творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию.
Интеллектуально-логические -
проявляется в способности анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать и классифицировать.
Интеллектуально-эвристические
- состоят в способностях генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь независимость суждений, критичность мышления.
Самоуправление личности
проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать и корректировать, быть прилежным.
Коммуникативные
передаются в способностях использовать опыт других, сотрудничать с ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Кроме названных способностей в самостоятельную (автономную) личность включаются мировоззренческие качества (убежденность, способность отстаивать свои творческие позиции), нравственные качества (честность, скромность, смелость, решительность), эстетические свойства (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений), индивидуальные особенности (темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля деятельности).
Деятельность педагогов по развитию автономности учащихся
В нашей стране долгие годы понятие самостоятельности ограничивали только самостоятельностью в учебе, обрекая истинно самостоятельного ученика на изоляцию, на противоречивое и асоциальное поведение. Эту ограниченность и вызванные ею крайности поведения учащихся возможно преодолеть, если развитие самостоятельности направлять не только на успешное эффективное обучение, но и на развитие личности в социальном и культурном плане. Но для этого не достаточно давать учащимся самостоятельную работу на дом и ограничиваться просто организацией проектной и групповой учебно-познавательной деятельности. Предпосылкой для становления самостоятельности может стать развитие и тренировка таких качеств как:  ответственность и обязательность выполнения полученного задания к определенному сроку через отчет за проделанную работу перед соучениками;  саморегулирование через выполнения графика запланированной работы;  анализ собственной учебно-познавательной деятельности посредством рефлексии;  самооценка и взаимооценка, например, посредством учебных заданий, к которым имеются ключи. Для того, чтобы это осуществить необходимы следующие дидактические элементы:  формулирование и учет потребностей учащихся;  совместное обсуждение и запись учебных целей;  превращение этих целей в содержание занятий;  анализ проведенных занятий. Примечательным в этом подходе является то обстоятельство, что происходит включение обучающихся в процесс принятия решений относительно целей, путей и результатов обучения (в традиционном образовательном процессе это исключено), а вместе с решениями и принятие на себя ответственности. И выше названный алгоритм педагогического взаимодействия имеет следующие результаты:  Цели, содержание и подходы к организации обучения не просто известны учащимся, но и приняты ими.  Учащиеся могут ориентироваться в учебном процессе, т.к. они знают что, почему, где, когда и как будет изучаться учебный материал.  Совместное обсуждение и принятие решений включает в себя также и принятие на себя обязательств и ответственности за их выполнение, прежде всего перед учебным коллективом.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе.
«Скажите мне – я забуду,

Покажите мне – я запомню,

Вовлеките меня – я пойму».

( Китайская пословица)



«Развитие школьника происходит

более результативно,

если он включен в деятельность».

Н.А.Умов

Метод проектов в технологическом образовании школьников.
Движение человека к намеченной цели невозможно без фантазии, без мечты, без хорошо развитого творческого воображения. Творческое воображение можно развить на уроках технологии. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Одной из наиболее
эффективных

образовательных

технологий
, позволяющих обучающимся овладевать обучением автономно как в аудиторных, так и во внеаудиторных условиях, является проектная технология. Метод проектов позволяет моделировать условия деятельности, которые максимально приближены к реальным, для формирования целого набора ключевых компетенций обучающихся, в том числе и двух важнейших — информационной и коммуникативной. Е. П. Марычева отмечает, что «проектная технология обучения в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое дается на группу обучаемых, непосредственно связывает овладение определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет учащимуся выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным». М етод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке-от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности
Под методом проектов
понимается способ организации познавательно-трудовой деятельностью учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качество, определенно реального спроса на рынке товаров. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Проектное обучение
своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнания (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Цель проектного обучения
— создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей; 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении; 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося; 5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы

действий

преподавателя

и

учащихся.
С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Характеристика основных этапов проектного обучения.

Этапы

выполнения

проекта

Задачи, решаемые

учащимися

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Формы и методы

обучения.

1.

Поисковый
-поиск и анализ проблемы; -выбор темы проекта; -планирование проектной деятельности по этапам; -сбор, изучение обработка и анализ информации по теме проекта. -обсуждают проблему с учителем и сверстниками; -формулируют задачи; -уточняют и анализируют информацию; -устанавливают цели и выбирают план действий; -проводят исследования, фиксируют результаты. -мотивирует учащихся; -ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение; -объясняет цели проекта; -наблюдает, консультирует. - проблемная беседа; -рассказ; -консультация; -самостоятельная работа; -экскурсия.
2. Конструкторский
-поиск оптимального решения задачи проекта; -исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; - выбор технологии изготовления; -экономическая оценка; -экологическая экспертиза; -составление конструкторской и технологической - работает с информацией; -проводят синтез, анализ и оценку идей; -выполняют графические работы; -оформляют документацию. -организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; -высказывает предположения; -помогает в выборе решений; -советует (по просьбе); -рекомендует, наблюдает, -беседа, дискуссия; -«мозговой штурм»; -дизайн-анализ; -ролевая игра; -самостоятельная работа.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. документации. консультирует.
3.Технологический
-составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных технологических операций; -текущий контроль качества; -внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. -выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; -осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; -проводят контроль качества обработки деталей изделия. -обеспечивают материальную базу; -косвенно руководит деятельностью учащихся; -организует и координирует процесс изготовления; -знакомит с новыми приемами обработки материалов; -консультирует, советует. -беседа; -показ; -упражнение; -самостоятельная работа; -практическая работа.
4.Заключительный
-оценка качества выполнения изделия; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; -изучение возможности использования результатов проектирования. -осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования; -готовят документацию к защите; -защищают проект; -участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта -консультирует; -оказывает помощь; -организует защиту и обсуждение проектов; -слушает, участвует в анализе и оценке результатов проекта; -аргументировано оценивает работу учащихся над проектом. -беседа; -дискуссия; -консультация; -деловая (ролевая) игра; -имитационно- деятельностная игра. Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса,
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно- популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.


В раздел образования