Развитие автономности и самостоятельности обучаюшихся в образовательном процессе
Автор: Ольховская Татьяна Владимировна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №44 Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край Наименование материала: Статья Тема: Развитие автономности и самостоятельности обучаюшихся в образовательном процессе Раздел: среднее образование
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
Технологии и организационные формы обучения,
способствующего развитию автономности.
«Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность:
учащихся нужно приучать не только
к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов
Важными характеристиками учащегося и как личности и как субъекта учебной деятельности
являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п. В
некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не
абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. В
связи с этим по стилю учебной деятельности возможно выделение двух полярных групп учащихся,
которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».
«Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость,
целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному
выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не
обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны
педагога, с ориентацией на советы, подсказки. Успешность деятельности педагога на уроке зависит
от учета им этих типов учебной деятельности, от адекватного выбора способов педагогического
взаимодействия с учащимися в зависимости от степени выраженности у них «автономности —
зависимости».
Например,
применение
по
отношению
к
учащемуся
явно
выраженного
«зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» может оказаться эффективным способом
педагогического
взаимодействия,
способствующим
успешному
выполнению
им
учебной
деятельности. Однако, по отношению к учащемуся «автономного» типа подход, основанный на
поэтапной
регламентации
(в
том
числе
и
контроле)
деятельности
учащегося
педагогом,
на
постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но, скорее
всего, будет иметь явные негативные последствия и будет тормозить развитие такого важнейшего
личностного качества, как самостоятельность.
Вот несколько определений учебной автономии, предлагаемых российскими учёными.
Н.Ф. Коряковцева определяет автономию учащегося в образовательной деятельности как
«способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность,
направленную на создание личностного образовательного продукта, рефлексировать и оценивать
данную деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодейство-
вать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
ответственность за процесс и продукт данной деятельности, как результата самоопределения и
саморазвития личности».
Исходное определение автономии учащегося в области иностранного языка было
предложено X. Холеком . Основные его положения сводятся к следующему:
«Автономия учащегося понимается как «умение/способность брать на себя ответственность за
свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности: установление
целей, определение содержания, и последовательности, выбор используемых методов и приемов,
управление процессом овладения, оценка полученного результата».
Умение
и
способность
«брать
на
себя
ответственность
за
свою
учебную
деятельность»
определяется через понятие «учебная компетенция»
Д. Литтл определяет автономию учащегося в учебной деятельности как «способность к неза-
висимым
и
самостоятельным
действиям,
критической
рефлексии,
принятию
решений.
Эта
способность включает в себя и в то же время предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает
известное
психологическое
отношение
к
процессу
и
содержанию
учебной
деятельности.
Способность личности к автономии проявляется как в способе учения, так и в способе переноса
учащимся результатов учения на более широкий контекст».
Итак, что отличает самостоятельных, автономных учащихся? – Они:
сознательно планируют и регулируют свои учебные действия;
владеют и апробируют различные когнитивные стратегии;
в состоянии устанавливать взаимосвязь нового знания с уже имеющимися знаниями;
могут отслеживать процесс собственного обучения;
могут
анализировать
свой
мыслительный
процесс
и
ход
учебно-познавательной
деятельности, делать выводы из проведенного анализа;
могут переструктурировать и реорганизовать свои знания,
обладают обширными и хорошо организованными знаниями, умеют гибко их применять.
Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее
ее
стремление
к
самоактуализации,
раскрытию
своих
способностей,
к
самостоятельной
деятельности.
Автономной
личность
может
стать
лишь
приобретая
значительный
спектр
способностей и качеств.
С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с
необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности,
ответственности,
свободы
выбора,
навыков
самоконтроля,
мотивации
к
овладению
новыми
знаниями
и
способами
действий.
В
рамках
традиционного
подхода
к
развитию
системы
образования в качестве основной цели в первую очередь становится приобретение знаний, а не
умение проявлять творческую самостоятельность в нестандартных ситуациях. В условиях новой
образовательной
парадигмы
необходимым
представляется
формирование
нового
содержания
обучения, формирование не столько знаний (хотя без этого не обойтись), сколько творческого
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
мышления и способов действия с новой информацией, особенно актуальной при овладении
компетенциями.
Ведущей
тенденцией
современного
образования
является
гуманизация ,
переход
к
новой
личностной парадигме, при которой главной целью образования является направленность на
развитие личности, удовлетворение её духовных, культурных и жизненных потребностей.
Личность в современной педагогике (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Полат, Е.С.
Сериков,
А.В.
Хуторской,
И.С.
Якиманская)
рассматривается
как
активный
субъект
учебной
деятельности,
существенным
признаком
которого
является
способность
к
самостоятельной
и
независимой деятельности. Личностно-ориентирован- ная технология обучения, по определению
Е.В. Бондаревской, способствует развитию «личностных структур сознания (ценностей, смыслов,
отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъек тивных свойств
(автономности, самостоятельности, ответственности и др.)».
Именно
личностно-ориентированное
образование
позволяет
удовлетворить
потребность
современного
постиндустриального
общества
в
том,
чтобы
«его
граждане
были
способны
самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни». В связи с этим появляется понятие «новая культура обучения», основой которой
является способность самостоятельно пополнять свои знания и совершенствовать умения, то есть
проявлять себя как автономная личность.
В.И.
Андреев
выделяет
следующие
способности,
свойственные
человеку
как
субъекту
самостоятельной деятельности:
Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Она передается в
любознательности,
интересе,
чувстве
увлеченности,
эмоциональном
подъеме,
стремлении
к
творческим
достижениям,
к
лидерству,
получению
высокой
оценки,
личной
значимости
творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию.
Интеллектуально-логические -
проявляется в способности
анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения,
объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать и классифицировать.
Интеллектуально-эвристические - состоят в способностях генерировать идеи, выдвигать
гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации
знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь
независимость суждений, критичность мышления.
Самоуправление личности проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении
планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать
и корректировать, быть прилежным.
Коммуникативные передаются в способностях использовать опыт других, сотрудничать с
ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
Кроме названных способностей в самостоятельную (автономную) личность включаются
мировоззренческие качества (убежденность, способность отстаивать свои творческие позиции),
нравственные качества (честность, скромность, смелость, решительность), эстетические свойства
(способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений), индивидуальные
особенности (темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля деятельности).
Деятельность педагогов по развитию автономности учащихся
В нашей стране долгие годы понятие самостоятельности ограничивали только
самостоятельностью
в
учебе,
обрекая
истинно
самостоятельного
ученика
на
изоляцию,
на
противоречивое
и
асоциальное
поведение.
Эту
ограниченность
и
вызванные
ею
крайности
поведения учащихся возможно преодолеть, если развитие самостоятельности направлять не только
на успешное эффективное обучение, но и на развитие личности в социальном и культурном плане.
Но для этого не достаточно давать учащимся самостоятельную работу на дом и
ограничиваться
просто
организацией
проектной
и
групповой
учебно-познавательной
деятельности.
Предпосылкой для становления самостоятельности может стать развитие и тренировка таких
качеств как:
ответственность и обязательность выполнения полученного задания к определенному сроку
через отчет за проделанную работу перед соучениками;
саморегулирование через выполнения графика запланированной работы;
анализ собственной учебно-познавательной деятельности посредством рефлексии;
самооценка и взаимооценка, например, посредством учебных заданий, к которым имеются
ключи.
Для того, чтобы это осуществить необходимы следующие дидактические элементы:
формулирование и учет потребностей учащихся;
совместное обсуждение и запись учебных целей;
превращение этих целей в содержание занятий;
анализ проведенных занятий.
Примечательным
в
этом
подходе
является
то
обстоятельство,
что
происходит
включение
обучающихся в процесс принятия решений относительно целей, путей и результатов обучения (в
традиционном образовательном процессе это исключено), а вместе с решениями и принятие на
себя
ответственности.
И
выше
названный
алгоритм
педагогического
взаимодействия
имеет
следующие результаты:
Цели, содержание и подходы к организации обучения не просто известны учащимся, но и
приняты ими.
Учащиеся могут ориентироваться в учебном процессе, т.к. они знают что, почему, где, когда
и как будет изучаться учебный материал.
Совместное обсуждение и принятие решений включает в себя также и принятие на себя
обязательств и ответственности за их выполнение, прежде всего перед учебным коллективом.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я запомню,
Вовлеките меня – я пойму».
( Китайская пословица)
«Развитие школьника происходит
более результативно,
если он включен в деятельность».
Н.А.Умов
Метод проектов в технологическом образовании школьников.
Движение человека к намеченной цели невозможно без фантазии, без мечты, без хорошо
развитого
творческого
воображения.
Творческое
воображение
можно
развить
на
уроках
технологии.
Основной
целью
изучения
учебного
предмета
«Технология»
в
системе
общего
образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем технологиях.
Одной
из
наиболее эффективных
образовательных
технологий ,
позволяющих
обучающимся
овладевать
обучением
автономно
как
в
аудиторных,
так
и
во
внеаудиторных
условиях,
является
проектная
технология.
Метод
проектов
позволяет
моделировать
условия
деятельности, которые максимально приближены к реальным, для формирования целого набора
ключевых компетенций обучающихся, в том числе и двух важнейших — информационной и
коммуникативной.
Е.
П.
Марычева
отмечает,
что
«проектная
технология
обучения
в
новой
образовательной
парадигме
становится
процессом
самостоятельного
автономного
овладения
системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое дается на группу
обучаемых, непосредственно связывает овладение определенным предметным знанием с реальным
использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет
учащимуся выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и
навыки
и
приобретая
новые.
При
этом
ориентация
на
создание
проекта
как
личностного
образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым,
личностно-мотивированным».
М
етод
проектов
позволяет
школьникам
в
системе
овладеть
организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке-от идеи до ее
реализации
в
модели,
изделии,
услуге,
интегрировать
знания
из
разных
областей,
применять
их
на
практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельностью
учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
в
соответствии
с
этими
потребностями,
изготовление
изделия
или
оказание
услуги,
оценку
качество, определенно реального спроса на рынке товаров.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать
задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена
тем,
что
он
позволяет
детям
выбрать
деятельность
по
интересам,
которая
соответствует
их
способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты,
школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно
находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям,
восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
При
использовании
данного
метода
существенно
изменяются
и
роли
участников
педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель,
консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса
проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании
учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над
проектом
предполагает
обязательную
рефлексивную
деятельность:
оценку
того,
что
каждый
приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались
причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько
метазнания (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть
успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем,
что
он
позволяет
учащимся
выбрать
деятельность
по
интересам
и
через
дело,
которое
соответствует
их
развивающимся
способностям,
дает
знания
и
умения
и
способствует
устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки
мышления,
поиска
информации,
анализа,
экспериментирования,
принятия
решений,
самостоятельной работы и работы в группах.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные
умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления
проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,
имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой
уровень развития;
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию
основных физиологических и психических функций учащегося;
5)
глубоко
осознанное
усвоение
базовых
знаний
обеспечивается
за
счет
универсального
их
использования в разных ситуациях.
Системы
действий
преподавателя
и
учащихся. С
целью
выделения
систем
действий
преподавателя
и
учащихся
предварительно
важно
определить
этапы
разработки
проекта.
К
настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного
задания,
разработка
самого
проекта,
оформление
результатов,
общественная
презентация,
рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Характеристика основных этапов проектного обучения.
Этапы
выполнения
проекта
Задачи, решаемые
учащимися
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Формы и методы
обучения.
1.
Поисковый
-поиск и анализ проблемы;
-выбор темы проекта;
-планирование проектной
деятельности по этапам;
-сбор, изучение обработка
и анализ информации по
теме проекта.
-обсуждают проблему
с учителем и
сверстниками;
-формулируют
задачи;
-уточняют и
анализируют
информацию;
-устанавливают цели
и выбирают план
действий;
-проводят
исследования,
фиксируют
результаты.
-мотивирует
учащихся;
-ставит перед
участниками
проблему и
организует ее
обсуждение;
-объясняет цели
проекта;
-наблюдает,
консультирует.
- проблемная
беседа;
-рассказ;
-консультация;
-самостоятельная
работа;
-экскурсия.
2. Конструкторский
-поиск оптимального
решения задачи проекта;
-исследование вариантов
конструкции с учетом
требований дизайна;
- выбор технологии
изготовления;
-экономическая оценка;
-экологическая экспертиза;
-составление
конструкторской и
технологической
- работает с
информацией;
-проводят синтез,
анализ и оценку идей;
-выполняют
графические работы;
-оформляют
документацию.
-организует,
активизирует и
направляет поиск
и выработку идей;
-высказывает
предположения;
-помогает в
выборе решений;
-советует (по
просьбе);
-рекомендует,
наблюдает,
-беседа, дискуссия;
-«мозговой
штурм»;
-дизайн-анализ;
-ролевая игра;
-самостоятельная
работа.
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
документации.
консультирует.
3.Технологический
-составление плана
практической реализации
проекта, подбор
необходимых
инструментов, материалов
и оборудования;
- выполнение
запланированных
технологических
операций;
-текущий контроль
качества;
-внесение при
необходимости изменений
в конструкцию и
технологию.
-выполняют
необходимую
подготовку и
изготавливают
изделие;
-осуществляют
самоконтроль и
корректировку своей
деятельности;
-проводят контроль
качества обработки
деталей изделия.
-обеспечивают
материальную
базу;
-косвенно
руководит
деятельностью
учащихся;
-организует и
координирует
процесс
изготовления;
-знакомит с
новыми приемами
обработки
материалов;
-консультирует,
советует.
-беседа;
-показ;
-упражнение;
-самостоятельная
работа;
-практическая
работа.
4.Заключительный
-оценка качества
выполнения изделия;
- анализ процесса и
результатов выполнения
проекта;
-изучение возможности
использования результатов
проектирования.
-осуществляют
самоанализ и
самооценку
результатов
проектирования;
-готовят
документацию к
защите;
-защищают проект;
-участвуют в
коллективном
обсуждении и оценке
результатов проекта
-консультирует;
-оказывает
помощь;
-организует
защиту и
обсуждение
проектов;
-слушает,
участвует в
анализе и оценке
результатов
проекта;
-аргументировано
оценивает работу
учащихся над
проектом.
-беседа;
-дискуссия;
-консультация;
-деловая (ролевая)
игра;
-имитационно-
деятельностная
игра.
Выполнение
проектов
должно
базироваться
на
определенной
материально-технической
основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с
привлечением
образовательных
ресурсов
дополнительного
образования,
социума,
производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и
отходов
производства,
рациональное
планирование
и
организация
учебного
комплекса,
Ольховская татьяна Владимировна. Развитие автономности и самостоятельности обучающихся в
образовательном процессе.
информационно-методическое
обеспечение,
включающее
учебную,
справочную
и
научно-
популярную
литературу,
наглядные
пособия,
образцы
проектной
конструкторской
и
технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом
классе
есть
ученики
с
различными
способностями.
Следует
учитывать
индивидуальные
особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более
глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие.
Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны
учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества
идей
и
изготавливать
несложные
изделия.
У
каждого
учащегося
может
быть
свой
запланированный
конечный
результат.
Желательно,
чтобы
учитель
обговаривал
с
детьми
ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый
учащийся
закончил
то,
что
было
запланировано
и
согласовано
с
учителем.
Занятия
по
проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества
учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей
каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.