Напоминание

Инновационные технологии в инженерной графике


Автор: Маркина Алена Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" в городе Борисоглебске
Населённый пункт: г. Борисоглебск Воронежской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в инженерной графике
Раздел: высшее образование





Назад




На современном этапе развития общества как никогда возросла

социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.

Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в

умении конструировать и оценивать, рационализировать технику. Решение

этих проблем зависит от содержания и технологии обучения будущих

специалистов в системе среднего специального образования, а в частности

системы преподавания общеобразовательной дисциплины “Инженерная

графика”. Применение инновационных технологий в “Инженерной графике”

позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с

программой ГОС СПС, современными требованиями производства и

требованием выбранной специальности. [1] В учебном заведении при устном

изложении учебного материала в основном используются словесные методы

обучения, такие как лекции. Лекция выступает в качестве основного звена

всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного

теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность

его восприятия студентами. Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из

них заключается в том, что за счет лекции восприятие изучаемого материала

становится менее интересным. [2] Вместе с тем последние достижения

техники приносят значительные изменения в понимание роли и способов

использования информационно-коммуникационных технологий. Всяческие

игровые приставки, DVD-плееры, мультимедийные плееры, мобильные

телефоны, и т. п. — все это играет на сегодняшний день значительную роль в

жизни учащихся. В результате преподаватели стали понимать, что для

большей заинтересованности молодежи в учебный процесс и для улучшения

обучения необходимо использовать эти технологии в применении к

учебному процессу. В настоящее время большинство учебных заведений

стремится модернизировать, изменить систему образования в лучшую

сторону на основе широкого использования технологий коммуникативных и

информативных,

которые

сегодня

предлагают

новые

перспективы

и

возможности для обучения. Информатизация образования сравнивается с

пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные

продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных

образовательных ресурсов широкий и разнообразный. Какие бы методы не

применялись

для

повышения

эффективности

профессионального

образования нужно создать такие психолого-педагогические условия, в

которых

студент

покажет

себя

как

субъект

учебной

деятельности.

Формирование информационно-технологических знаний и умений на уроках

“Инженерной графики” способствует использованию в процессе обучения

мультимедийных инструментальных систем. Мультимедийная технология

представляет возможность синкретического обучения, т. е. одновременно

зрительного и слухового восприятия материала. Эти системы позволяют

воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства

различной

природы

и

выразительности.

Таким

образом,

создание

электронного

обучающего

мультимедийного

ресурса

в

“Инженерной

графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала,

существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает

качество образования. Улучшению графической подготовки студентов в

технических вузах способствуют проводимые исследования в области

педагогических и компьютерных технологий, а также их системное и

эффективное использование на занятиях. Необходимость внедрения в сферу

образования

различных

современных

образовательных

технологий,

в

частности

компьютерных

технологий,

способствует

более

активному

управлению

учебно-познавательной

деятельностью

студентов.

Методы

обучения можно подразделить на методы преподавания, методы учения и

методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в

педагогическом процессе и позволяет оценивать, стимулировать, развивать,

обучать, диагностировать и воспитывать. Компьютер является неотъемлемой

частью обучения студентов. При изучении курса инженерной графики

рассматриваются

различные

виды

конструкторской

документации,

изучаются

правила

составления

и

оформления

чертежей

некоторых

соединений и деталей в соответствии с действующими стандартами Единой

системы конструкторской документации (ЕСКД). Целью данной работы

является освоение способов построения сборочных чертежей и составление

спецификации с применением знаний единой системы конструкторской

документации, приобретение навыков пользования справочно-технической

литературой. [3] Поиск новых форм и методик организации учебного

процесса способствовал разработке альбома заданий для выполнения

сборочных чертежей. Варианты заданий выполнены с помощью графической

системы Компас 3D, AutoCAD, Paint3D, Microsoft Visio, Lego Digital Designer

и другие. Альбом содержит изображения аксонометрических проекций

сборочных единиц, отдельные изображения всех входящих в ее состав

оригинальных

деталей.

Дидактический

материал,

базирующийся

на

теоретических аспектах, направлен на получение знаний, умений и навыков

для освоения способов построения сборочных чертежей с применением

знаний конструкторской базы резьбовых изделий и соединений. Учитывая

уровень теоретической подготовки студентов и ограниченный объем

учебного

времени,

предусмотренный

для

выполнения

студентами

графической работы по теме «Сборочный чертеж», важным является

разработка методики и алгоритма выполнения графической работы. Цель

первого практического занятия сбор и анализ информации по результатам

исследования графического задания, обсуждение полученной информации

(наименование

графического

задания,

его

содержание,

методические

указания к его выполнению, требования к оформлению графической работы).

При этом возможно индивидуальное и групповое участие в учебном

процессе. Для перехода от одного этапа работы к другому применяются

визуальные средства – схема процесса создания сборочного чертежа; –

изображение аксонометрической проекции сборочной единицы с четвертным

вырезом; – выполненные надписи, поясняющие наименования составных

частей сборочной единицы; – указание параметров стандартных изделий и

соответствующие

им

номера

стандартов.

Студентам

необходимо

проанализировать чертежи, сравнить и выбрать нужные стандартные

изделия,

провести

компоновку

сборочного

чертежа

стандартными

резьбовыми изделиями (деталями), входящими в сборочную единицу. [4] По

всему

вышесказанному

можно

сделал

вывод

необходимо

внедрять

мультимедийные технологии в такую общеобразовательную дисциплину как

«Инженерная графика» для более лучшего восприятия материала и умения

применять современные технологии компьютеризации в тех или иных видах

черчения.



В раздел образования