Автор: Маркина Алена Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" в городе Борисоглебске
Населённый пункт: г. Борисоглебск Воронежской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в инженерной графике
Раздел: высшее образование
На современном этапе развития общества как никогда возросла
социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в
умении конструировать и оценивать, рационализировать технику. Решение
этих проблем зависит от содержания и технологии обучения будущих
специалистов в системе среднего специального образования, а в частности
системы преподавания общеобразовательной дисциплины “Инженерная
графика”. Применение инновационных технологий в “Инженерной графике”
позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с
программой ГОС СПС, современными требованиями производства и
требованием выбранной специальности. [1] В учебном заведении при устном
изложении учебного материала в основном используются словесные методы
обучения, такие как лекции. Лекция выступает в качестве основного звена
всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного
теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность
его восприятия студентами. Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из
них заключается в том, что за счет лекции восприятие изучаемого материала
становится менее интересным. [2] Вместе с тем последние достижения
техники приносят значительные изменения в понимание роли и способов
использования информационно-коммуникационных технологий. Всяческие
игровые приставки, DVD-плееры, мультимедийные плееры, мобильные
телефоны, и т. п. — все это играет на сегодняшний день значительную роль в
жизни учащихся. В результате преподаватели стали понимать, что для
большей заинтересованности молодежи в учебный процесс и для улучшения
обучения необходимо использовать эти технологии в применении к
учебному процессу. В настоящее время большинство учебных заведений
стремится модернизировать, изменить систему образования в лучшую
сторону на основе широкого использования технологий коммуникативных и
информативных,
которые
сегодня
предлагают
новые
перспективы
и
возможности для обучения. Информатизация образования сравнивается с
пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные
продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных
образовательных ресурсов широкий и разнообразный. Какие бы методы не
применялись
для
повышения
эффективности
профессионального
образования нужно создать такие психолого-педагогические условия, в
которых
студент
покажет
себя
как
субъект
учебной
деятельности.
Формирование информационно-технологических знаний и умений на уроках
“Инженерной графики” способствует использованию в процессе обучения
мультимедийных инструментальных систем. Мультимедийная технология
представляет возможность синкретического обучения, т. е. одновременно
зрительного и слухового восприятия материала. Эти системы позволяют
воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства
различной
природы
и
выразительности.
Таким
образом,
создание
электронного
обучающего
мультимедийного
ресурса
в
“Инженерной
графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала,
существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает
качество образования. Улучшению графической подготовки студентов в
технических вузах способствуют проводимые исследования в области
педагогических и компьютерных технологий, а также их системное и
эффективное использование на занятиях. Необходимость внедрения в сферу
образования
различных
современных
образовательных
технологий,
в
частности
компьютерных
технологий,
способствует
более
активному
управлению
учебно-познавательной
деятельностью
студентов.
Методы
обучения можно подразделить на методы преподавания, методы учения и
методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в
педагогическом процессе и позволяет оценивать, стимулировать, развивать,
обучать, диагностировать и воспитывать. Компьютер является неотъемлемой
частью обучения студентов. При изучении курса инженерной графики
рассматриваются
различные
виды
конструкторской
документации,
изучаются
правила
составления
и
оформления
чертежей
некоторых
соединений и деталей в соответствии с действующими стандартами Единой
системы конструкторской документации (ЕСКД). Целью данной работы
является освоение способов построения сборочных чертежей и составление
спецификации с применением знаний единой системы конструкторской
документации, приобретение навыков пользования справочно-технической
литературой. [3] Поиск новых форм и методик организации учебного
процесса способствовал разработке альбома заданий для выполнения
сборочных чертежей. Варианты заданий выполнены с помощью графической
системы Компас 3D, AutoCAD, Paint3D, Microsoft Visio, Lego Digital Designer
и другие. Альбом содержит изображения аксонометрических проекций
сборочных единиц, отдельные изображения всех входящих в ее состав
оригинальных
деталей.
Дидактический
материал,
базирующийся
на
теоретических аспектах, направлен на получение знаний, умений и навыков
для освоения способов построения сборочных чертежей с применением
знаний конструкторской базы резьбовых изделий и соединений. Учитывая
уровень теоретической подготовки студентов и ограниченный объем
учебного
времени,
предусмотренный
для
выполнения
студентами
графической работы по теме «Сборочный чертеж», важным является
разработка методики и алгоритма выполнения графической работы. Цель
первого практического занятия сбор и анализ информации по результатам
исследования графического задания, обсуждение полученной информации
(наименование
графического
задания,
его
содержание,
методические
указания к его выполнению, требования к оформлению графической работы).
При этом возможно индивидуальное и групповое участие в учебном
процессе. Для перехода от одного этапа работы к другому применяются
визуальные средства – схема процесса создания сборочного чертежа; –
изображение аксонометрической проекции сборочной единицы с четвертным
вырезом; – выполненные надписи, поясняющие наименования составных
частей сборочной единицы; – указание параметров стандартных изделий и
соответствующие
им
номера
стандартов.
Студентам
необходимо
проанализировать чертежи, сравнить и выбрать нужные стандартные
изделия,
провести
компоновку
сборочного
чертежа
стандартными
резьбовыми изделиями (деталями), входящими в сборочную единицу. [4] По
всему
вышесказанному
можно
сделал
вывод
необходимо
внедрять
мультимедийные технологии в такую общеобразовательную дисциплину как
«Инженерная графика» для более лучшего восприятия материала и умения
применять современные технологии компьютеризации в тех или иных видах
черчения.