Создание условий для формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Автор: Горбунова Татьяна Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ № 3" Населённый пункт: Елань Наименование материала: статья Тема: Создание условий для формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. Раздел: начальное образование
Горбунова Татьяна Анатольевна, учитель первой квалификационной категории
Создание условий для формирования коммуникативных УУД у учащихся школы на
уроках литературного чтения.
Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только
имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает
внутренней культурой. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения
учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению
общаясь».
В формировании этой компетенции нам помогают уроки литературного чтения.
Первое и важное условие для развития коммуникативной культуры ученика – это эмоциональный
настрой учащихся.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке я использую
игровые приёмы,
задания,
направленные на развитие литературных способностей и
творческого воображения:
1. «Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица героя или от имени предмета: например,«Цыплёнок Цып»Г.Юдин.
2. «Комплимент»
сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали), «Маленький тигр» Г.Цыферов.
3. «Сказка в заданном ключе»
введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить
новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки»
придумать другое окончание сказки, рассказа «Кот, петух и лиса» русская народная сказка.
Помогает мне на уроках в организации общения работа в парах и группах , т.к. каждый ребёнок
имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий
организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, взаимопонимания,
сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях создаёт доброжелательное
отношение между детьми, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые
робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Работая в группах, парах, стараемся с детьми придерживаться единых правила ведения
диалога:
любое мнение ценно;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
голос – твой дар, умей им владеть.
Для формирования диалогового общения друг с другом я использую следующие упражнения:
1. Ролевое чтение
2. Ролевые диалоги
Интересен такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся
предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик.
Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания кто говорит. Учащиеся
устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою
точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно
читают отрывок. Большое впечатление произвело на ребят произведение В.Драгунского
«Заколдованная буква».
3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения). Отрывки из
произведения Г.Остера «Котёнок по имени Гав».
4. Придумать разговор героев произведения по телефону.
5. Инсценирование произведения, драматизация (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является
использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее
интересным и плодотворным для учащихся.
Чтобы ввести приём драматизации, я начинаю работу с самых простых упражнений:
анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на
ней героев;
постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (момент из произведения,
запечатленный в позе, выражении лица;
произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов,
движений;
чтение по ролям;
драматизация развернутой формы.
Пока для инсценировки выбираем знакомые детям рассказы. К.Чуковский « Муха – Цокотуха»
6.Работа с поговорками и пословицами.
Большую работу проводим на уроках с пословицами и поговорками. Использую этот приём на
разных этапах разбора художественного произведения. Например, перед началом чтения
произведения:
- Прочитайте пословицу (поговорку). Объясните ее смысл. Попробуйте догадаться, о чем будет
произведение (на какую тему), которое мы начнем читать сегодня на уроке. В.Сутеев «Под
грибом» Пословица « В тесноте, да не в обиде»
- После анализа произведения возможна работа в парах. Каждой паре дается часть пословицы и ее
окончание в двух вариантах. Каждая пара, обсудив задание, должна выбрать нужное окончание,
объяснить смысл пословицы и подумать над тем, подходит ли она к тексту, и если подходит, то
объяснить почему. Н.Носов «Затейники»
У страха глаза велики.
Волка бояться - так и в лес не ходить.
Глаза страшатся, а руки делают.
Осторожного коня и зверь не берёт.
Помогают мне на уроках чтения творческие игры, которые способствуют формированию
коммуникативных умений.
Типы коммуникативных игр
1.Игры учебного характера
«Авторская сказка»
«От первого лица»
2.Игры, имитирующие телевизионные игры
Предметная игра «Что? Где? Когда?»
«Цветик - семицветик»
2.Детские игры
«Угадай, кто я?»
«Фраза по кругу»
«Испорченный телефон»
«Цепочка»
3. Ролевые игры.
«Магазин»
Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке
волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль –
действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, я использую
вопросно–ответную форму урока , как одно из средств формирования коммуникативных
способностей учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся по типу «ученик – ученик» может
проходить в виде игр «Шапка вопросов» или «Ящик вопросов», «Заморочки из бочки».
Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку
или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его
классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.
Большое внимание на уроке я отважу на развитие умения самостоятельно составлять и задавать
вопросы к тексту. Например:
Игра «Почемучка».
Задай вопрос, который бы начинался со слова почему.
Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
Интересны для детей игры мимики и жестов . Тематика таких игр может быть разнообразна.
Например:
Игра, «Какой на вкус». При помощи невербальных средств общения покажи кислый лимон,
сладкую конфету и др.
Игра « Минутки радости и грусти»
Представь, что тебе дарят подарок, вырази с помощью невербальных средств общения свое
удовольствие. Вырази радость при получении красивого букета, жалость при виде бездомного
щенка и т.п.
Игра «Как говорят части тела?»
Как говорят плечи «я не знаю»
Как говорит палец «иди сюда»
Как говорит нога малыша, требуя «я хочу»
Подводя итог урока, я прошу ребят задать вопросы друг другу:
Дима, узнай у Саши, какое задание ему показалось самым легким и почему.
Алёна, спроси у Полины, какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему.
Алеша, расскажи ребятам, какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему.
Ребята, кто сегодня на уроке задал самый интересный вопрос?
Ребята, кто хочет сказать хорошие, добрые слова об ответе своего товарища?
Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям? Какой отрывок они читали? и т.п.
Вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования
коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Таким образом: создание в школе реальных условий для развития коммуникативной компетенции
позволит обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для дальнейшего успешного
обучения. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении
диалога. Активно и эмоционально участвовать в диалоге. Внимательно слушать собеседника,
уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы. Грамматически
правильно оформлять свои высказывания.