Напоминание

Бронзовый солдат


Автор: Черепанова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: конспект
Тема: Бронзовый солдат
Раздел: дошкольное образование





Назад





Департамент образования

Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ВОЛОШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Бронзовый солдат»

старший дошкольный возраст

Подготовила: воспитатель

Черепанова Ольга Николаевна


Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества. 2. Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления. 3. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. 4. Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы. 5. Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.
Материал :
Иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине, рассказ “Бронзовый солдат” Н.И. Подлесовой, звезда для игры, д/и “Что нужно современному солдату?” - карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава) – на каждого ребенка, пословицы, запись песни “Алеша” музыка Э.Колмановского. К.Ваншенкина.
Предварительная работа:
Чтение произведений о ВОВ; заучивание стихов; рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины; экскурсии к памятникам; беседы о Родине; рассматривание иллюстрации памятника Неизвестному солдату.
Ход образовательной деятельности:

1 часть.
Дети сидят полукругом пред мольбертом. Выставляется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке, русскому солдату с девочкой на руках. Дети рассматривают картину . - Что вы видите на картине? (Это солдат, воин, мужчина) - Почему вы думаете, что это солдат, воин? (Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч) - Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках? (Ребенок, маленькая девочка) - Почему девочка на руках у солдата? (Воспитатель выслушивает высказывания детей) - Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих.
Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л.Кассиль “Памятник советскому солдату”) Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам послушать песню “Алеша”. Звучит отрывок песни. - Почему приносят цветы к памятнику? (Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям) В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
2 часть.
Воспитатель предлагает послушать рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”. “Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног. - Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат? - Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история…. - Расскажи, - попросил Андрейка. И вот, что рассказал папа. Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался .и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались. Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее: -прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.
Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил. Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат: - Мало нас , не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте. А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать. - Что это у тебя? – спросили товарищи. И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели. И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое. Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился. И прогнали они врага. Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал. Стали допрашивать его враги: - Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать. Решили убить солдата враги. Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце. Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней. Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок. Папа замолчал. - Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?
- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас. Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал: - А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”  Кто главный герой этого рассказа?  Почему Человек не смог усидеть дома?  Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?  Какими словами можно сказать о характере героя?  Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.  Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу? «Всякому мила родная сторона». «Родная землица и во сне снится».
3 часть
. Физкультминутка: “Каким должен быть воин?” Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
4 часть.
 Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Без чего солдат не сможет воевать? (Солдату нужны пушки, сабли, ружье, пистолеты)  Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!  Давайте поиграем в игру “Что нужно современному солдату?”. Кружком закройте оружие и то , что нужно богатырю в старину. Назовите, какие предметы остались? Кому и для чего они нужны?  Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти! “Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись. Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись. Кто бы ни был ты – Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни: Здесь лежит твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня он сделал все, что мог; Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!” (М.Исаковский)
Список литературы: 1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. 2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006. 4. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.


В раздел образования