Напоминание

"Использование театральной деятельности в развитии речи дошкольников"


Автор: Голикова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №9
Населённый пункт: город Батайск, Ростовской области
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: "Использование театральной деятельности в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад №9

Опыт работы

Тема:

«Театр, как средство речевого развития

дошкольников»

Голикова Ольга Дмитриевна

Воспитатель

Первая квалификационная категория

г.Батайск

2022г.

Слайд 2

Актуальность

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве

является овладение родной речью. Ведь речь – это не только

средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение

связной монологической речью является высшим достижением

речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь – это

залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий,

в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства,

желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не

стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает

организация театрализованной деятельности.

В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт

свои творческие замыслы, получает удовлетворение от

деятельности. Театрализованная деятельность способствует

раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого

потенциала. Ребёнок имеет возможность выразить свои чувства,

переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Слайд 3

Театрализованная деятельность – это…

…не просто игра!

Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей,

обогащение словаря, развитие мышления, воображения, творческих

способностей, а так же социально-коммуникативных навыков.

Слайд 4

Свою работу я строю в соответствии с программой «Театр-

творчество-дети» под редакцией Натальи Феликсовны Сорокиной и

Людмилы Григорьевны Миланович.

Так же о развитии коммуникативных и речевых навыков, системе

построения занятий можно узнать из следующих источников:

Елены Валерьевны Мигуновой «Организация

театрализованной деятельности в детском саду»

«Методика и организация театрализованной

деятельности дошкольников и младших школьников»

Эльвиры Геннадьевны Чуриловой

«Театральная деятельность в детском саду» Анатолия

Васильевича Щеткина

«Театрализованные игры в детском саду» Татьяны

Ивановны Петровой

А так же

Натальи Феликсовны Сорокиной «Сценарии театральных

занятий», «Куклы и дети»

Слайд 5

В процессе игровой деятельности детей, наблюдая за детьми, я

сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к

театрализованной деятельности, слабо владеют речью,

способностью понимать эмоциональное состояние другого

человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ

и использовать мимику, жесты, движения.

Поэтому я поставила перед собой цель:

Улучшить речь дошкольников, посредствам использования

театрализованной деятельности.

Для достижения цели определила последовательность действий:

Изучение научно-методической литературы по теме;

Создание развивающей предметно-пространственной среды

для реализации театрализованной деятельности в работе с

детьми дошкольного возраста;

Разработка

перспективного

плана

работы

с

детьми

по

театрализованной деятельности;

И взаимодействие с родителями воспитанников по созданию

единого образовательного пространства.

Слайд 6

Планируя

театрализованную

деятельность

с

детьми,

руководствуюсь следующими факторами:

возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

доступность содержания деятельности;

сохранение положительного эмоционального настроя детей,

активизация любознательности;

постепенное усложнение;

цикличность.

Слайд 7

Ожидаемые результаты:

Умение владеть навыками звуковой культуры речи,

выразительной речи, строить грамматически правильные

предложения, вести диалог;

Умение передавать различные чувства, используя мимику,

жесты, интонацию;

Передавать образы сказочных персонажей характерными

движениями;

Позитивное взаимодействие детей в коллективе;

Умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед

аудиторией;

Приобретение детьми знаний о театре – как увлекательном

искусстве;

Повышение уровня родительской компетенции в вопросах

речевого развития и воспитания детей;

Укрепление института семьи.

Слайд 8

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на

две группы: игры-драматизации и режиссёрские. В играх-

драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью

комплекса средств выразительности (интонация, мимика,

пантомима), производит собственные действия исполнения роли,

исполняет какой - либо сюжет с заранее существующим сценарием,

не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах

которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без

предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя,

действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем

не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут

исполняться без зрителей или носить характер концертного

исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной

форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме

массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных

персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким

произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без

предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их

заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и

режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и

комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной

выразительности. Виды режиссерских игр определяются в

соответствии с разнообразием театров, используемых в детском

саду.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт

игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр

импровизированного

концерта, спектакля. При этом накапливается

опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В

режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем,

действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и

режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Слайд 9

В разных возрастных группах свои особенности игр.

В первой младшей –

Пальчиковые игры – представляют замечательную возможность

поиграть вместе с ребёнком.

Игры с пальчиковыми куклами – помогают малышу лучше

управлять движениями собственных пальцев.

Играя вместе со взрослыми, ребёнок овладевает ценными навыками

общения, разыгрывает различные ситуации с куклами, которые

ведут себя как люди, развивая воображение ребёнка.

Во второй младшей группе –

Театр кукол на столе – это самый простой и доступный театр.

Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи,

поролона (они не должны быть большими).

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек

по размеру (кошка должна быть выше мышки).

В средней возрастной группе –

Переходя к более сложному театру – театру с «живой рукой»,

знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами.

Но прежде чем дети начнут работать за ширмой, надо дать

поиграть с игрушкой, помочь детям освоить приёмы

кукловождения.

Ну а в старшем дошкольном возрасте –

Знакомство детей с марионетками. Марионетками называют кукол,

которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Такие куклы

приводятся в движение с помощью ваги (т.е. деревянной

крестовиной). Здесь уже воспитывается устойчивый интерес к

театрализованной деятельности. И подводим детей к созданию

выразительного игрового образа в этюдах.

Слайд 10-11

Свою работу опробовала ещё с ребятами старшего возраста, моими

выпускниками. И набрав ребят младшего возраста, решила

продолжить эту увлекательную работу.

Слайд 12-13

В группе я оборудовала театральный уголок. А поскольку

предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и

свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого

произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила

разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-

бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того,

периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы

детей.

В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой

активности «Речевичок», который наполнен: художественной

литературой, альбомами с иллюстрациями знакомых произведений,

картотеками артикуляционной гимнастики и пальчиковых

упражнений, потешек.

Для работы по развитию речи я подобрала картотеки

дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи - «Телефон»,

«Давайте хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем

рифму», «Загадка-описание» и т.д.

– В работе над звуковой стороной речи - «Из какой сказки

персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

– На развитие связной речи - «Подскажи словечко», «Кто может

совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что

происходит в природе?».

Подобрала картотеку Театрализованных игр: «Не хочу манной

каши!» «Как варили суп», «Медвежата», «Моя Вообразилия» и др.

Слайд 14

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального

напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые

игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи

детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-

выручалочка» помогает соблюдать один из важнейших принципов

«от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка –

левая», «Семья», «Игрушки»), которые я показывала, а дети

повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от

ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками

скребёт», «Капустка», «Апельсин»).

Слайд 15

В своей работе я использую такие виды театров как:

Пальчиковый

Костюмированный

Масочный

Кукольный

Настольный

Слайд 16

Работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи.

Только в тесном контакте с родителями можно добиться

положительных результатов. Поэтому свою работу я направляю и

на повышение компетентности родителей в данном вопросе. На

родительском собрании, знакомлю родителей с содержанием и

значением театрализованной деятельности для детей дошкольного

возраста; провожу консультации на такие темы: «Как устроить

домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в

воспитании детей дошкольного возраста», «Расскажи детям

сказку». В родительском уголке помещаю рекомендации по

развитию речи и театрализованной деятельности, различные

памятки, буклеты по теме. Большинство родителей проявили

интерес и стали принимать участие в изготовлении: театральных

атрибутов и декораций. Участвовали в совместных выставках

поделок по сказкам.

Слайд 17

Вся проведённая работа дает положительные результаты:

1. У детей повысился уровень развития речи, а именно:

Умение владеть навыками звуковой культуры речи,

выразительной речи. Ребята строят грамматически

правильные предложения, ведут диалог;

Умеют передавать различные чувства, используя мимику,

жесты, интонацию;

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно

принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают

небольшие сценки. Передают образы сказочных персонажей

характерными движениями;

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных

навыков. В коллективе более позитивное взаимодействие между

детьми; Они научились владеть своими чувствами, держаться

уверенно перед аудиторией.

А так же повысился уровень родительской компетенции в

вопросах речевого развития и воспитании детей;

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной

деятельности на развитие речи неоспоримо.

С помощью театрализованных занятий можно решать

практически все задачи программы развития речи и наряду с

основными методами и приёмами речевого развития детей можно и

нужно использовать этот богатейший материал словесного

творчества народа.

Слайд 18

Благодарю за внимание!

А сейчас предлагаю перейти к практической части



В раздел образования