Автор: Гричкосей Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №5 "Теремок"
Населённый пункт: ГО ЗАТО Комаровский Оренбургская область
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: "Ложка, как средство творческого развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Ложка, как средство творческого развития дошкольников»
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том,
чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного,
творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка,
то есть способствовать всестороннему развитию его личности. C введением
ФГОС эта задача стала более реализуемой, так как данный стандарт во главу
угла ставит не передачу знаний детям, а развитие у детей инициативности,
самостоятельности, любознательности, уверенности в своих силах,
способности выбирать себе род занятий, участников совместной
деятельности.
ФГОС требует от воспитателя переосмысления и переоценки своей
деятельности. Педагогу необходимо создать условия для проявления
способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала
дошкольника. Дошкольник – это увлечённый исследователь, который с
радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети
дошкольного возраста удивительны, неповторимы; это возраст почемучек,
исследования мира, активного познания. Для того, чтобы отвечать на сто
тысяч «Почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем
мире, о том, что происходит в стране, ближайшем окружении,
интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный
уровень.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,
искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского
поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное
состояние. Познавательный интерес является фундаментом для развития у
ребенка мышления, речи, психических процессов. Внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает
условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как
процесс саморазвития. Задача педагога – стимулировать любознательность
ребенка, активно развивать малыша в этот период. На помощь воспитателю
приходят различные педагогические технологии. Одной из них является
технология проблемного обучения.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает
познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность
находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у
дошкольников? Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним
из эффективных направлений повышения познавательной активности у
дошкольников являются дидактические игры, но не обычные дидактические
игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими
руками.
Как уже было сказано, дошкольник – это увлечённый исследователь,
который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.
Причем, объектом, побуждающим стремление детей к исследованию, поиску
ответов, может стать даже обычная ложка. Не верите? Попробую вам это
доказать.
Наблюдая за игрой детей, я часто замечаю, что привычные предметы не
вызывают у них познавательного интереса. Ну что может быть интересного в
столе, стуле или обычной столовой ложке?
Свой педагогический «эксперимент» я начала с игры «Чудесный мешочек».
Дети стали делать предположения, что же в нем может быть? Варианты
ответов были разные и вот, наконец, предмет угадан. Торжественно достаю
ложку из «волшебного мешочка». И вижу некоторое разочарование в глазах
детей. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать
ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды.
Договариваемся с детьми, что они подумают, спросят у родителей, где еще
можно найти применение этому предмету. На следующий день ребята уже с
порога делились тем, что нового они узнали. Лиза сказала, что на ложках
можно играть, Егор заявил, что ложку можно использовать в эстафетах,
Айлина рассказала, что из пластмассовых ложек можно сделать цветок.
Карим предположил, что ложки можно считать, то есть использовать в
качестве счетного материала.
В ходе образовательной деятельности мы убедились, что Карим был прав.
Действительно, ложки можно посчитать, с ними удобно закреплять цвет,
можно даже сравнить их по количеству. Было принято решение опытным
путем проверить все варианты использования ложки.
Например, попробовать вместо хлопков отстукивать ложками количество
слогов в слове.
Необычное решение. Берем деревянные ложки и …стучим. Действительно,
интересно. Дети просят задавать им как можно больше слов. И такое, ранее
не очень любимое задание: определить количество слогов в слове,
становится чуть ли ни самым любимым в группе.
Оказывается, с ложками можно экспериментировать.
Предлагаю детям две ложки: металлическую и деревянную. Задаю вопрос:
какая из ложек дольше держит тепло? Какая ложка не утонет или они утонут
обе, а может, будут плавать? Дети начинают предлагать варианты ответов.
Проверяем опытным путем: прикладываем ложки к телу – оказывается,
дерево дольше держит тепло; а если погрузить эти предметы в воду, то
металлическая ложка утонет сразу, деревянная будет плавать. Дети
задумываются, почему так происходит. Предлагаю искать объяснение.
Оказывается, дерево теплее и легче металла и не тонет в воде.
Дальше – больше, Настя увидела в соседней группе кукольный театр из
ложек. С утра первым делом она поделилась с ребятами этой новостью. Если
взять ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, а также нарядное
платьице, то у нас получится куколка. И вот опять работа кипит: дети
рассматривают примеры такого театра, обсуждают. Без помощи родителей не
обойтись, они тоже с удовольствием трудятся, мастерят, перевоплощают
ложки в различных персонажей.
А знали ли вы, что ложку можно использовать в изобразительной
деятельности, самостоятельно придумывать узор и расписывать ее, как
настоящие художники? А еще в рисовании мыльными пузырями ложка
просто необходима. Для такой работы нам понадобятся материалы: вода,
жидкое мыло, гуашь, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложка.
В небольшом количестве воды растворяем гуашь. Чем больше краски
добавим, тем ярче получится цвет пузырей. Затем берём трубочку для
коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы
образовались пузыри). Поднявшиеся пузыри аккуратно снимаем ложкой и
выкладываем на лист. Ну а дальше мы фантазируем, на что же похожи наши
изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб, у третьих - на
причудливые облака. Такой вид рисования развивает у детей творческое
воображение. А еще это очень весело! Что может быть интересней игры с
мыльными пузырями?
Пришло время проверить предположение Айлины, что из пластмассовых
ложек можно сделать цветы, тем более и повод нашелся: День мам. Стали
решать, какой цветок будем делать, предложения детей были разные:
тюльпаны, розы, белые ромашки. В итоге ребята выбрали цветок. И вот уже
красивые букеты ждут любимых мам.
А как не порадовать бабушек и мам праздничным выступлением оркестра!
Тем более и ложки деревянные, расписные у нас есть. Мы с детьми
попробовали играть на ложках в ритм музыке, и получилось неплохо, а еще и
весело!
Ложки, оказывается, могут быть использованы инструктором по физической
культуре для проведения упражнений с предметами, эстафет.
Наш учитель – логопед Елена Михайловна раскрыла секрет, что ложками
можно выполнять логопедический массаж. Удивлению детей не было
предела. Мы попробовали… и нам понравилось. Дети с восторгом
рассказывали родителям вечером о таком необычном использовании ложки.
В итоге наши ребята узнали очень многое об использовании этого
удивительного предмета. Можно сказать, что обычная ложка стала
универсальным средством всестороннего развития ребенка. Таким образом,
ложку можно использовать:
-в дидактических играх «Сочини сказку», «Одень куклу», «Футбол»,
- как пособия для занятий, разложи цифры, эмоции, цветы,
- как атрибуты к праздникам (веера, ложки), а также для декора интерьера
(светильник, картина, павлин).
Таким образом, с использованием элементов проблемного обучения мной
было отмечено, что существенно повысился интеллектуальный уровень
детей, обогатился их опыт, дети стали более любознательными. Все знания
были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем.
Наблюдая за работой воспитанников, могу отметить, что дети были
заинтересованы решением проблемной задачи, активно включались в работу,
у них горели глаза, каждый подтвержденный способ применения ложки
вызывал у них восторг и желание рассказать об этом всем: педагогам, детям,
родителям.
Ребята стали более целеустремленными, самостоятельными, прибрели
неоценимый опыт общения со сверстниками.
Дети раскрыли свои способности и реализовали через театрализованную,
изобразительную, музыкальную деятельность свой творческий потенциал.
Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к
народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным
инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных
технологий.
Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие
физические качества как ловкость, быстрота, координация.
Таким образом, этот простой, на первый взгляд, предмет – ложка, может
использоваться в разных дидактических играх, применяться в различных
видах деятельности с детьми дошкольного возраста для достижения многих
целей.
Моя педагогическая находка рекомендуется воспитателям, педагогам-
психологам, учителям –логопедам, музыкальным руководителям.
Давайте же будем поддерживать в маленьких исследователях интерес к
познанию даже внешне простых и понятных предметов!