Напоминание

"Ложка, как средство творческого развития дошкольников"


Автор: Гричкосей Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №5 "Теремок"
Населённый пункт: ГО ЗАТО Комаровский Оренбургская область
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: "Ложка, как средство творческого развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ложка, как средство творческого развития дошкольников»

Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том,

чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного,

творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка,

то есть способствовать всестороннему развитию его личности. C введением

ФГОС эта задача стала более реализуемой, так как данный стандарт во главу

угла ставит не передачу знаний детям, а развитие у детей инициативности,

самостоятельности, любознательности, уверенности в своих силах,

способности выбирать себе род занятий, участников совместной

деятельности.

ФГОС требует от воспитателя переосмысления и переоценки своей

деятельности. Педагогу необходимо создать условия для проявления

способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала

дошкольника. Дошкольник – это увлечённый исследователь, который с

радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети

дошкольного возраста удивительны, неповторимы; это возраст почемучек,

исследования мира, активного познания. Для того, чтобы отвечать на сто

тысяч «Почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем

мире, о том, что происходит в стране, ближайшем окружении,

интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный

уровень.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,

искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского

поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное

состояние. Познавательный интерес является фундаментом для развития у

ребенка мышления, речи, психических процессов. Внутреннее стремление к

исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает

условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как

процесс саморазвития. Задача педагога – стимулировать любознательность

ребенка, активно развивать малыша в этот период. На помощь воспитателю

приходят различные педагогические технологии. Одной из них является

технология проблемного обучения.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает

познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность

находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у

дошкольников? Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним

из эффективных направлений повышения познавательной активности у

дошкольников являются дидактические игры, но не обычные дидактические

игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими

руками.

Как уже было сказано, дошкольник – это увлечённый исследователь,

который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны

познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Причем, объектом, побуждающим стремление детей к исследованию, поиску

ответов, может стать даже обычная ложка. Не верите? Попробую вам это

доказать.

Наблюдая за игрой детей, я часто замечаю, что привычные предметы не

вызывают у них познавательного интереса. Ну что может быть интересного в

столе, стуле или обычной столовой ложке?

Свой педагогический «эксперимент» я начала с игры «Чудесный мешочек».

Дети стали делать предположения, что же в нем может быть? Варианты

ответов были разные и вот, наконец, предмет угадан. Торжественно достаю

ложку из «волшебного мешочка». И вижу некоторое разочарование в глазах

детей. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать

ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды.

Договариваемся с детьми, что они подумают, спросят у родителей, где еще

можно найти применение этому предмету. На следующий день ребята уже с

порога делились тем, что нового они узнали. Лиза сказала, что на ложках

можно играть, Егор заявил, что ложку можно использовать в эстафетах,

Айлина рассказала, что из пластмассовых ложек можно сделать цветок.

Карим предположил, что ложки можно считать, то есть использовать в

качестве счетного материала.

В ходе образовательной деятельности мы убедились, что Карим был прав.

Действительно, ложки можно посчитать, с ними удобно закреплять цвет,

можно даже сравнить их по количеству. Было принято решение опытным

путем проверить все варианты использования ложки.

Например, попробовать вместо хлопков отстукивать ложками количество

слогов в слове.

Необычное решение. Берем деревянные ложки и …стучим. Действительно,

интересно. Дети просят задавать им как можно больше слов. И такое, ранее

не очень любимое задание: определить количество слогов в слове,

становится чуть ли ни самым любимым в группе.

Оказывается, с ложками можно экспериментировать.

Предлагаю детям две ложки: металлическую и деревянную. Задаю вопрос:

какая из ложек дольше держит тепло? Какая ложка не утонет или они утонут

обе, а может, будут плавать? Дети начинают предлагать варианты ответов.

Проверяем опытным путем: прикладываем ложки к телу – оказывается,

дерево дольше держит тепло; а если погрузить эти предметы в воду, то

металлическая ложка утонет сразу, деревянная будет плавать. Дети

задумываются, почему так происходит. Предлагаю искать объяснение.

Оказывается, дерево теплее и легче металла и не тонет в воде.

Дальше – больше, Настя увидела в соседней группе кукольный театр из

ложек. С утра первым делом она поделилась с ребятами этой новостью. Если

взять ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, а также нарядное

платьице, то у нас получится куколка. И вот опять работа кипит: дети

рассматривают примеры такого театра, обсуждают. Без помощи родителей не

обойтись, они тоже с удовольствием трудятся, мастерят, перевоплощают

ложки в различных персонажей.

А знали ли вы, что ложку можно использовать в изобразительной

деятельности, самостоятельно придумывать узор и расписывать ее, как

настоящие художники? А еще в рисовании мыльными пузырями ложка

просто необходима. Для такой работы нам понадобятся материалы: вода,

жидкое мыло, гуашь, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложка.

В небольшом количестве воды растворяем гуашь. Чем больше краски

добавим, тем ярче получится цвет пузырей. Затем берём трубочку для

коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы

образовались пузыри). Поднявшиеся пузыри аккуратно снимаем ложкой и

выкладываем на лист. Ну а дальше мы фантазируем, на что же похожи наши

изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб, у третьих - на

причудливые облака. Такой вид рисования развивает у детей творческое

воображение. А еще это очень весело! Что может быть интересней игры с

мыльными пузырями?

Пришло время проверить предположение Айлины, что из пластмассовых

ложек можно сделать цветы, тем более и повод нашелся: День мам. Стали

решать, какой цветок будем делать, предложения детей были разные:

тюльпаны, розы, белые ромашки. В итоге ребята выбрали цветок. И вот уже

красивые букеты ждут любимых мам.

А как не порадовать бабушек и мам праздничным выступлением оркестра!

Тем более и ложки деревянные, расписные у нас есть. Мы с детьми

попробовали играть на ложках в ритм музыке, и получилось неплохо, а еще и

весело!

Ложки, оказывается, могут быть использованы инструктором по физической

культуре для проведения упражнений с предметами, эстафет.

Наш учитель – логопед Елена Михайловна раскрыла секрет, что ложками

можно выполнять логопедический массаж. Удивлению детей не было

предела. Мы попробовали… и нам понравилось. Дети с восторгом

рассказывали родителям вечером о таком необычном использовании ложки.

В итоге наши ребята узнали очень многое об использовании этого

удивительного предмета. Можно сказать, что обычная ложка стала

универсальным средством всестороннего развития ребенка. Таким образом,

ложку можно использовать:

-в дидактических играх «Сочини сказку», «Одень куклу», «Футбол»,

- как пособия для занятий, разложи цифры, эмоции, цветы,

- как атрибуты к праздникам (веера, ложки), а также для декора интерьера

(светильник, картина, павлин).

Таким образом, с использованием элементов проблемного обучения мной

было отмечено, что существенно повысился интеллектуальный уровень

детей, обогатился их опыт, дети стали более любознательными. Все знания

были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем.

Наблюдая за работой воспитанников, могу отметить, что дети были

заинтересованы решением проблемной задачи, активно включались в работу,

у них горели глаза, каждый подтвержденный способ применения ложки

вызывал у них восторг и желание рассказать об этом всем: педагогам, детям,

родителям.

Ребята стали более целеустремленными, самостоятельными, прибрели

неоценимый опыт общения со сверстниками.

Дети раскрыли свои способности и реализовали через театрализованную,

изобразительную, музыкальную деятельность свой творческий потенциал.

Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к

народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным

инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных

технологий.

Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие

физические качества как ловкость, быстрота, координация.

Таким образом, этот простой, на первый взгляд, предмет – ложка, может

использоваться в разных дидактических играх, применяться в различных

видах деятельности с детьми дошкольного возраста для достижения многих

целей.

Моя педагогическая находка рекомендуется воспитателям, педагогам-

психологам, учителям –логопедам, музыкальным руководителям.

Давайте же будем поддерживать в маленьких исследователях интерес к

познанию даже внешне простых и понятных предметов!



В раздел образования