Напоминание

«Времена года» А. Вивальди. Зима.


Автор: Карпенко Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад «Сказка», с. А.- Мелентьево
Населённый пункт: с. А.- Мелентьево
Наименование материала: Конспект отрытого интегрированного занятия
Тема: «Времена года» А. Вивальди. Зима.
Дата публикации: 05.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Сказка» с. А.- Мелентьево Неклиновского района Ростовской области

Конспект отрытого интегрированного занятия по теме:

«Времена года» А. Вивальди. Зима.

разработала

Карпенко Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад «Сказка»,

с. А.- Мелентьево

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе детского

сада «Сказка» с.А-Мелентьево-«Времена года». Время проведения-зима 2023

года.

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление. Приобщение к культурному наследию.

Особое место в жизни ребенка старшего дошкольного возраста занимает

приобщение его к миру музыки, развитие его фантазии, воображения,

творческих способностей, воспитание чувства прекрасного, любви к родной

природе, развитие ценностно-смыслового восприятия и понимание им

произведений музыкальной, поэтической и художественной культуры мира.

1.2.

Тема

воспитательного

мероприятия

и

обоснование

ее

выбора

(актуальность)

4 марта 2023 года исполняется 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди,

итальянского

композитора,

скрипача-виртуоза,

педагога,

дирижера,

католического священника. Его скрипичный цикл «Времена года» является

одним из шедевров мировой классики. Регулярное прослушивание музыки

Вивальди улучшает свойства памяти у детей (доказано опытным путем).

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/

класса)

Интегрированное

занятие

разработано

для

воспитанников

старшей

и

подготовительной к школе групп. (5-7 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога

(связь с другими мероприятиями, преемственность) Изучение шедевров

мировой музыкальной, художественной и литературной классики помогает

сформировать эстетический и музыкальный вкус у детей, расширить их

кругозор, развить образное мышление, обогатить содержание и воспитание в

ДОУ.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Формировать основы музыкальной культуры у детей старшего дошкольного

возраста через призму восприятия произведений зарубежного композитора

А. Вивальди. Задача-продолжать знакомить ребят с классической музыкой,

развивать

эмоциональную

сферу,

умение

слушать,

воспринимать,

анализировать. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми

(присутствие на открытых мероприятиях).

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее

выбора Интегрированное открытое занятие проводится в форме беседы,

обзора, диалога, просмотра видео и аудио материала с элементами игры.

1.7.

Педагогическая

технология/методы/приемы,

используемые

для

достижения планируемых результатов

Использованные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,

рассказ педагога, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

детей, создание игровой ситуации.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

(кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Предварительное знакомство с итальянским композитором, его краткой

биографией.

Оборудование:

интерактивная

доска,

иллюстрации

музыкальных

инструментов и героев сказок, презентация о композиторе, видео материалы,

фотография поэта И. Сурикова, султанчики из дождика, зимнее украшение

зала.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике

работы педагогов ДОУ

Данное

интегрированное

занятие

рекомендовано

для

детей

старшей

возрастной категории ДОУ Продолжительность -30 минут.

2. Основная часть

Открытое занятие в старшей группе

из цикла занятий "Времена года" Антонио Вивальди. «Музыка зимы».

Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, здравствуйте. Добрый день, добрый день, песни петь нам не

лень(попевки).

- Ребята, сегодня мы с вами снова будем знакомиться с музыкой, которая

умеет рассказывать нам удивительные истории. Давайте вспомним, о чем

нам с вами уже поведала музыка?

Ответы детей.

Правильно, о детских играх и игрушках, о сказочных героях(картинки).

- Ребята, а ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена

годы вы знаете?

Ответы детей:

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь угадать, о каком

времени года оно рассказывает.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

При накрылся чудной

И заснул под нею. Крепко, непробудно.

Это стихотворение написал замечательный русский поэт Иван Суриков

(портрет).

А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? Дети,

вы любите зиму? Почему?

Ответы детей.

А теперь давайте послушаем, как об этом замечательном времени года

рассказывает музыка, которую написал великий композитор А. Вивальди.

Слушание «Зимы» А. Вивальди (видеоролик).

Какую зиму вы себе представили, слушая этот отрывок? Какая по характеру

музыка? Правильно, музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают

легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.

А теперь мы с вами поиграем (пальчиковая гимнастика). Да-да-да –

(сжимание и разжимание пальцев)

Зимою холода. - (потирание ладоней друг о друга). Да-да-да(сжимание и

разжимание пальцев).

Превратилась в лед вода. - (ритмичное соединение подушечек пальцев). Ды-

ды-ды- (сжимание и разжимание пальцев). В инеи кусты (перекрещивание

ладоней с широко расставленными пальцами).

Ди-ди ди (сжимание и разжимание пальцев). Метели замели-(круговые

вращения больших пальцев обеих рук). .Ду-ду-ду-(сжимание и разжимание

пальцев).

Я на лыжах иду (круговые вращения указательных пальцев рук). Ды-ды-ды-

(сжимание и разжимание пальцев).

На снегу есть следы. - (круговые вращения рук согнутых в локтях).

Давайте вспомним стихи о зиме, которые соответствуют этой музыке

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит…

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна… (С.Есенин)

Разукрасила Зима…

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках

А теперь познакомимся с историей жизни выдающегося итальянского

композитора Антонио Вивальди, которому в этом году исполняется 345 лет

со дня рождения. Узнаем, как он жил, учился и работал.

Просмотр тематической презентации «Антонио Вивальди».

Друзья мои! А теперь повторим с вами:

- Какую зиму нарисовала нам музыка? Мягкую, блестящую, пушистую. А

всегда ли у зимы такой характер, или она бывает другой? Какая зима во

время вьюги, бурана, метели?

- Ребята, взгляните, какие у меня есть красивые серебряные дождики.

Давайте теперь представим себе, что мы с вами помощники зимы и

отправляемся в лес, чтобы укрыть все белым покрывалом до весны.

Попробуйте движениями, пластикой передать характер музыки.

Танцевальная импровизация воспитанников.

Вопросы по теме – кто такой композитор, на каких инструментах

исполняется цикл «Времена года», выбрать нужные для исполнения этого

произведения карточки (индивидуальный опрос ребят). Подведение итогов

занятия: «О чем мы сегодня беседовали, о жизни и творчестве какого

композитора узнали, как в музыке А. Вивальди передал зимнее настроение?»

Музыкальная викторина.

Угадывание частей «Зимы» по темпу и характеру (1,2,3).

Вот и подошло наше занятие к завершению, сейчас мы нарисуем на доске

иллюстрацию к музыке А. Вивальди «Зима».

Общий рисунок на интерактивной доске на память.

Музыкальное прощание (попевка).

До свидания! Спасибо за внимание и старание! Молодцы ребята! Все

старались и хорошо отвечали на вопросы, активно принимали участие в

занятии.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия. Сложность в

подготовке представляет сбор материала по теме для детей ДОУ, видео и

аудиозаписи, а также презентация об А, Вивальди. Детям специальных

знаний не требуется.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект,

дидактическая карта мероприятия и др.)

1. Вход детей в музыкальный зал. Приветствие.

2. Диалог с вопросами о картинках зимы и сказочных персонажах в музыке.

3. Слушание отрывка «Зима» А. Вивальди (видеоролик). 4. Пальчиковая

гимнастика.

5. Презентация о композиторе.

6. Танцевальная импровизация.

7. Подведение итогов с вопросами по теме.

8. Работа с карточками и музыкальная викторина.

9. Окончание занятия



В раздел образования