"Литературная композиция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."
Автор: Мельник Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9 Населённый пункт: Ростовская область, Октябрьский сельский район, поселок Нижнедонской Наименование материала: методическая разработка Тема: "Литературная композиция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
Литературная композиция
по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Автор: Мельник Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы
Адрес: п.Нижнедонской Октябрьского (сельского) района,
Ростовской области
2016 год
1
Литературная композиция по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
«Не затем на смерть идешь,
Чтобы кто-нибудь увидел,
Хорошо б. А нет… ну что ж…»
А. Твардовский.
1.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А. Твардовский.
2.
Ведущий. Время действия повести – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд, в
стороне от которого немцы круглосуточно бомбят мурманскую дорогу; на западе –
позиционная война, на севере – ожесточенная война за морские пути, на юге –
блокированный Ленинград.
Название повести является полной противоположностью и этой общей картине событий, и
событиям самой повести.
…На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы –
девушки, а командует ими старшина Федот Васков. Преследуя вражеских диверсантов в
лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против
шестнадцати…
Героически сражаясь, они гибнут одна за другой.
/На сцене появляются девушки в военной форме. Они весело разговаривают. Слышится
возглас: «Старшина идет!» Девушки выстраиваются в шеренгу. Старшина проходит,
останавливается возле Елизаветы Бричкиной./
Васков. – Откуда будешь, Бричкина?
Бричкина. – С Брянщины, товарищ старшина. В колхозе работала, а больше отцу помогала, он у
меня лесник.
/Свет направлен на девушку, она походит вперед./
…Все 19 лет я прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро меня обжигало нетерпеливое
предчувствие ослепительного счастья. В меня было вложено столько человеческих жизней, что
2
представлению о смерти просто не хватало места. Жизнь была понятием реальным и ощутимым.
Она скрывалась где-то в сияющем завтра. Она пока обходила стороной этот затерянный в лесах
кордон, но я знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для меня и что
миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня.
…От гостившего у нас охотника, уехавшего домой в город, я получила письмо: «Тебе надо учиться,
Лиза. В лесу совсем одичаешь. В августе приезжай: устрою в техникум с общежитием.»
…Но началась война, и вместо города я оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной
части и попала на 171-й разъезд.
/Сцена освещается полностью/
Старшина. – Боец Бричкина! Дорогу назад хорошо помнишь?
Доложишь там обстановку.
Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.
/свет направлен на девушку. звук метронома./
Бричкина . Перед тем, как лезть в болото, я затаенно прислушалась. Сняв одежду и привязав ее к
вершине шеста, шагнула в болото.
Огромный мыльный пузырь гулко вспучился передо мной. Это было так неожиданно, что я
инстинктивно рванула в сторону. Всего на шаг в сторону, но ноги потеряли опору, сухая жердина
хрустнула, и я лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.
- Помогите! На помощь! Помоги-ите!
Ведущий. Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным болотом.
Над деревьями медленно всплыло солнце, и Лиза последний раз увидела его свет – теплый,
нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это
завтра будет и для нее…
/минута тишины. сцена освещается./
Старшина . – Немцев идем ловить – не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели.
Да, вот еще. Может, кто немецкий знает?
Соня Гурвич. – Я знаю. Боец Гурвич.
/свет направляется на девушку, она медленно выходит вперед./
…У нас была большая и очень дружная семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина
сестра. Еще в университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестер, и долго не
замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ. А заметила,
сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе со мной в
3
читальном зале. Через пять дней после нашего единственного и незабываемого вечера в Парке
культуры, он подарил мне тоненькую книжечку со стихами Блока и ушел добровольцем на фронт.
…Да, я и в университете носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как
кольчуги… Недолго, правда, носила, всего год. А потом надела форму. Сапоги – на два номера
больше.
В части меня почти не знали: я была незаметной и исполнительной, и попала в зенитчицы
случайно. Переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали на 171-й разъезд.
/пауза/
…Вернувшись за кисетом старшины Васкова, который забыли на прежнем месте, я нарвалась на
немецкий патруль и была убита двумя ударами ножом в грудь. Умирая, я успела вскрикнуть.
/звук метронома/
Ведущий. Сонин крик услыхал только старшина. Пробежав назад, остановился, словно на стену
налетел. Осторожно подняв камешек: черная густая капля свернулась на нем, как живая. Бережно
положил его, шагнул за скалу, в расщелине, скорчившись, лежала Соня Гурвич. Старшина
подхватил ее, положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.
Гимнастерка на ее груди была густо залита кровью…
Соня. Меня похоронили здесь же, наспех вырыв яму и сделав холмик из камней.
Ведущий. Отличница была… Стихи читала, а главное, что могла нарожать ребятишек, а те бы
внуков и правнуков… А теперь не будет этой ниточки, маленькой ниточки в бесконечной пряже
человечества, перерезанной ножом.
/минута тишины, свет направлен на исполнительницу роли Гали Четвертак./
Галя. Я была подкидышем. И даже фамилию мне в детском саду дали: Четвертак. Потому что
меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.
Детдом размещался в бывшем монастыре. В 10 лет я стала знаменитой, устроив скандал, какого
монастырь не знал со дня основания. Однажды ночью я подняла весь дом отчаянным визгом.
Выдернутые из постелей воспитатели нашли меня на полу в полутемном коридоре, и я им очень
толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить меня в подземелье. Меня долго
презирали, а я взяла и сочинила сказку… А позже, переодевшись ведьмой, стала по ночам пугать
малышей, но быстро поймалась с поличным.
После этого я примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь
в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях, всеобщем поклонении…
Война застала меня на 3-м курсе библиотечного техникума, и вся наша группа явилась в
военкомат. Группу взяли, а меня – нет, потому что не подходила под армейские стандарты ни
ростом, ни возрастом. Но я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что
ошалевший от бессонницы подполковника в порядке исключения направил меня в зенитчицы.
Реальный мир оказался суровым и будни были совсем не похожи на мои представления о фронте.
/паузу, метроном./
4
…Отправившись с Васковым в поиск, нарвавшись на немцев и, поняв, что силы неравны и бой
принимать не следует, мы затаились.
Чувствуя приближения немцев, я не помнила ни о чем, кроме одного: перед глазами стояло серое
заострившееся лицо Сони, затвердевшая от крови гимнастерка. Страх сковал сердце.
- А – а – а!
Ведущий. Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую напряженную в беге спину, и
Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук…
/пауза, свет направлен на исполнительницу роли Жени Камельковой./
Женя. Красивое белье было моей слабостью. От многого я могла отказаться с легкостью, потому
что характер был весел и улыбчив, но подаренные матерью перед самой войной
умопомрачительные гарнитуры таскала в армейских вещмешках, получая за это постоянные
выговоры, наряды вне очереди.
…Мы хорошо понимали друг друга с отцом.
- Дочь красного командира ничего не должна бояться, - говорил он. И я ничего не боялась. Скакала
на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на мотоцикле по
военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку, пела под гитару и крутила романы с
затянутыми в рюмочку лейтенантами. Легко крутила – для забавы, не влюбляясь.
/метроном/
…И сейчас, уводя немцев от Риты Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится
благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и
неправдоподобно умирать в 19 лет.
Ведущий. А немцы ранили Евгению Камелькову вслепую сквозь листву. И она могла бы затаиться,
переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла пока были патроны, стреляла лежа, уже не
пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом
долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.
Ведущий . Риту Осянину старшина давно выделил: строга. Не засмеется никогда, только чуть
поведет губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются.
Рита. Из всех довоенных событий я ярче всего запомнила школьный вечер: встречу с героями-
пограничниками, и с ним – застенчивым лейтенантом Осяниным. Я тоже была не из бойких. И
оказались мы с лейтенантом случайно рядом, боясь шевельнуться, и строго глядя перед собой. А
потом школьные затейники организовали игру, и нам опять выпало быть вместе. А потом был
общий фант: станцевать вальс. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел меня
провожать, и я страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. Лейтенант уехал на заставу
и каждую субботу я получала очень короткое письмо. А потом он приехал на три дня, и мы
поженились.
А потом… Потом – война. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. Узнав о гибели
мужа, я попросила направить меня после окончания полковой зенитной школы на тот участок, где
5
погиб муж. Оставив маленького сына бабушке, я, командуя отделением, состоящим из
молоденьких девушек, была направлена на 171-й разъезд. При выполнении боевого задания
тяжело ранена в неравном бою.
Старшина Васков, оставив мне наган с двумя патронами и завалив еловыми ветками, ушел в
разведку.
/луч света направляется на девушку, звук метронома/
Рита. Я знала, что рана смертельна и что умирать я буду долго и мучительно. Я не жалела себя,
своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важней, чем я сама.
Сын мой оставался сиротой, и я гадала, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.
Я выстрелила в висок, и крови почти не было. Вернулся Васков, боясь поверить в случившееся,
замер. Потом отнес меня сторону и похоронил на том месте, где я до этого лежала.
/загорается свет, девушки замерли – каждая в момент гибели:
Лиза – на коленях, подняв вверх руку или держась за шест с узелком.
Соня – стоя, прижав к груди томик Блока.
Галя – сидя на камне.
Женя – сидя чуть дальше от Гали.
Рита – в глубине сцены.
Выходит Васков с гранатами в руках./
Ведущий. Сердце Васкова переполнено яростью. И такое чувство у него было, словно именно за
его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евфграфович Васков, был сейчас ее
последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да
Россия.
Васков. – Лягайт! Лягайт!
Что взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было…всего пятеро!!! А не прошли
вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично каждого убью, лично, даже если
начальство помилует! А потом пусть судят меня! Пусть судят…
/свет гаснет, все покидают сцену. Когда свет загорается, на сцене появляются дети: один
постарше, держит за руку младшего. Они проходят, осматриваются./
Дети . А здесь, оказывается, воевали. Воевали, когда нас еще не было на свете.
Мы разыскали могилку – она за речкой, в лесу.
… А зори здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые – чистые как слезы.
6
7