Напоминание

Методические рекомендации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»


Автор: Надежда Александровна Мохначёва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "ОЦ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"
Населённый пункт: челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Тема: Методические рекомендации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 11.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

«Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»

.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольные годы жизни ребенка имеют решающее значение в

становлении его личности, поэтому важно правильно организовать

воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни,

продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его

социальной действительности. Им доступно чувство любви к родному

городу, родной природе, к своей малой Родине. А это и есть начало

патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе

целенаправленного воспитания.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника

есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые

усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. Очень важно

вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в

народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая

ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать

естественную среду для овладения языком родного народа, его народными

традициями, укладом жизни и таким образом формируя любовь к малой и

большой Родине.

Реализация данной работы предполагает последовательное,

систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с

окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального

восприятия. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может

стать основой формирования патриотизма. Чувство патриотизма

многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за

свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Отбор содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию

проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом

познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников,

психологических особенностей данной возрастной категории (острота

восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать

и обобщать).

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

Образовательные:

1. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников

с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем.

2. Учить ориентироваться в природной среде обитания.

3. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции своей малой Родины.

2

Развивающие:

1. Средствами патриотического воспитания развивать интеллект ребенка,

формировать образно-наглядное мышление, творческие способности,

элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и

сверстниками. 2.

Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Развитие интереса к русским и кубанским традициям и промыслам.

4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:

1. Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое

отношение к природе и людям, своему краю, стране.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, району, краю.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми

и сверстниками.

Условия, которые необходимы для реализации этой работы:

1.Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка.

2.Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация

воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем.

3. Обогащение содержательной деятельности путем включения

культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-

психологического и других компонентов.

Динамичность работы:

1. Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка.

2. Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных

институтов воспитания.

3. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры.

4. Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Средства обучения:

1. Специально подобранный материал.

2. Игрушки, карточки, книги, карты-путешествия, иллюстрации и др.

3.Звукозапись, видеозапись.

4.Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-

творческая игра.

3

5.Разучивание стихов, песен.

6. Инсценировка сказок, стихов, песен.

7. Игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.

Этапы построения занятий:

1. Организационный – нацелен на формирование у детей познавательного

интереса, связанного с новой областью знаний. Дети учатся выражать

свои интересы, свое настроение, понимать желание и потребности других

детей.

2. Практический – дети применяют на практике раннее полученные знания и

умения, приобретают новые.

3. Заключительный – целью является осмысление детьми полученных

знаний и умений, т.е осознание ими возможности использования

приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.

При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:

1. Создание положительной познавательной мотивации детей.

2. Организацию внимания.

3.Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса

дошкольников.

4. Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по блокам,

включая занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность

детей, по некоторым темам — праздники.

БЛОК 1.

«Формирование знаний о семье в системе патриотического воспитания

детей».

Цель: Расширять область социально- нравственных чувств и отношений

детей.

Задачи:

1. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним

доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

2. Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

3.Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых

мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и

привязанность к своей семье.

БЛОК 2.

4

«Изучение микросоциума в системе патриотического воспитания

дошкольников».

Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию

значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

1. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать

свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

2. Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей

действительности.

3. Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно,

понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему

детскому саду.

БЛОК 3.

Изучение социальной сферы в системе патриотического воспитания

дошкольников.

Цель: Обеспечивать условия для накопления и обобщения знаний об

окружающей действительности.

Задачи:

1. Способствовать вхождению ребенка в современный мир, приобщать к его

ценностям.

2.Формировать представления о ближайшем окружении, как частицы малой

Родины.

3.Способствовать проявлению положительных нравственных качеств к

объектам окружающей действительности.

БЛОК 4.

Изучение родной природы – средство патриотического воспитания

дошкольников.

Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных

ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное

отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного

края.

Задачи:

1.Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с

объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

2.Развивать познавательную активность в процессе исследовательской

5

деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

3. Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых

патриотизма.

БЛОК 5.

Страницы истории и культуры Южного Урала в системе патриотического

воспитания дошкольников.

Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой

Родины.

Задачи:

1.Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный

этап в познании родного края.

2. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому

прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в

прошлом и настоящем.

3.Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей

неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и

преумножать богатство своего родного края.

БЛОК 6.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой

Отечественной войне.

Задачи:

1.Создать условия для восприятия целостной картины войны.

2.Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе

изучения военной истории Отечества.

3.Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и

отважным.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному

усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они

живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только

содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и

длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к

конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и

обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли

Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая

тем самым связь с общественными событиями.



В раздел образования