Автор: Надежда Александровна Мохначёва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "ОЦ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"
Населённый пункт: челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Тема: Методические рекомендации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 11.03.2023
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
«Патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста»
.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольные годы жизни ребенка имеют решающее значение в
становлении его личности, поэтому важно правильно организовать
воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни,
продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его
социальной действительности. Им доступно чувство любви к родному
городу, родной природе, к своей малой Родине. А это и есть начало
патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе
целенаправленного воспитания.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника
есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые
усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. Очень важно
вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в
народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая
ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать
естественную среду для овладения языком родного народа, его народными
традициями, укладом жизни и таким образом формируя любовь к малой и
большой Родине.
Реализация данной работы предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с
окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального
восприятия. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может
стать основой формирования патриотизма. Чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Отбор содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию
проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом
познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников,
психологических особенностей данной возрастной категории (острота
восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать
и обобщать).
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
Образовательные:
1. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников
с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем.
2. Учить ориентироваться в природной среде обитания.
3. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции своей малой Родины.
2
Развивающие:
1. Средствами патриотического воспитания развивать интеллект ребенка,
формировать образно-наглядное мышление, творческие способности,
элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками. 2.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Развитие интереса к русским и кубанским традициям и промыслам.
4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
1. Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое
отношение к природе и людям, своему краю, стране.
2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, району, краю.
3. Воспитание уважения к труду.
4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками.
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
1.Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка.
2.Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация
воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем.
3. Обогащение содержательной деятельности путем включения
культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-
психологического и других компонентов.
Динамичность работы:
1. Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка.
2. Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных
институтов воспитания.
3. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры.
4. Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Средства обучения:
1. Специально подобранный материал.
2. Игрушки, карточки, книги, карты-путешествия, иллюстрации и др.
3.Звукозапись, видеозапись.
4.Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-
творческая игра.
3
5.Разучивание стихов, песен.
6. Инсценировка сказок, стихов, песен.
7. Игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.
Этапы построения занятий:
1. Организационный – нацелен на формирование у детей познавательного
интереса, связанного с новой областью знаний. Дети учатся выражать
свои интересы, свое настроение, понимать желание и потребности других
детей.
2. Практический – дети применяют на практике раннее полученные знания и
умения, приобретают новые.
3. Заключительный – целью является осмысление детьми полученных
знаний и умений, т.е осознание ими возможности использования
приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
1. Создание положительной познавательной мотивации детей.
2. Организацию внимания.
3.Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса
дошкольников.
4. Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по блокам,
включая занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность
детей, по некоторым темам — праздники.
БЛОК 1.
«Формирование знаний о семье в системе патриотического воспитания
детей».
Цель: Расширять область социально- нравственных чувств и отношений
детей.
Задачи:
1. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
2. Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.
3.Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых
мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и
привязанность к своей семье.
БЛОК 2.
4
«Изучение микросоциума в системе патриотического воспитания
дошкольников».
Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию
значимости трудовой деятельности взрослых.
Задачи:
1. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать
свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
2. Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей
действительности.
3. Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно,
понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему
детскому саду.
БЛОК 3.
Изучение социальной сферы в системе патриотического воспитания
дошкольников.
Цель: Обеспечивать условия для накопления и обобщения знаний об
окружающей действительности.
Задачи:
1. Способствовать вхождению ребенка в современный мир, приобщать к его
ценностям.
2.Формировать представления о ближайшем окружении, как частицы малой
Родины.
3.Способствовать проявлению положительных нравственных качеств к
объектам окружающей действительности.
БЛОК 4.
Изучение родной природы – средство патриотического воспитания
дошкольников.
Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных
ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного
края.
Задачи:
1.Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с
объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
2.Развивать познавательную активность в процессе исследовательской
5
деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.
3. Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых
патриотизма.
БЛОК 5.
Страницы истории и культуры Южного Урала в системе патриотического
воспитания дошкольников.
Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой
Родины.
Задачи:
1.Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный
этап в познании родного края.
2. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому
прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в
прошлом и настоящем.
3.Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей
неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и
преумножать богатство своего родного края.
БЛОК 6.
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой
Отечественной войне.
Задачи:
1.Создать условия для восприятия целостной картины войны.
2.Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе
изучения военной истории Отечества.
3.Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и
отважным.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они
живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к
конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и
обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли
Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая
тем самым связь с общественными событиями.