Автор: Перкова Александра Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №440
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Сенсорное развитие младших дошкольников
Тема: Использование сенсорных игр, игрушек, песен и стихов в развитии младших дошкольников
Дата публикации: 15.03.2023
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие младших дошкольников
Перкова Александра Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №440 г. Новосибирск
Ключевые слова: восприятие, младший дошкольный возраст,
пространственные представления, сенсорное развитие.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить.
В
раннем
детстве
восприятие
и
сенсорное
развитие
взаимосвязаны, благодаря функциям восприятия ребенок узнает предметный
мир, может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его
стороны. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит
ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те
сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость
для выполнения действий, где яркие признаки, отличают один предмет от
другого.
В младшем возрасте ребенок с удовольствием рассматривает картинки,
фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение
изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами.
Выполнение ребенком орудийных и соотносящих манипуляций создает
условия для освоения им перспективных действий, что помогает ребенку
воспринимать объекты и предметы более точным и правильным образом,
образность развивающих игрушек, сенсорных игр основана на данном
феномене.
Не
стоит
забывать
о
слуховом
восприятии:
песенки-действия
«Ладушки», «Сорока-ворона» и другие, детские музыкальные произведения с
действиями и т.д., в них малышей привлекают звуки и ритмы, призывая
повторить игру еще раз, мы развиваем через сенсорные функции речь у
воспитанников.
Работая с детьми первой младшей группы в МБДОУ №440 г.
Новосибирска, выделяю сенсорное развитие младших дошкольников, как
1
приоритетное направление. В своей профессиональной деятельности с
детьми младшего возраста считаю основными задачами:
-
развивать способность соотносить предметы по признакам при выборе
из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств;
-
выделять однородные предметы по одному или нескольким признакам;
-
формировать элементарные представления об основных свойствах
предмета: цвете, форме, величине, расположении в пространстве;
-
привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать
находить его в окружающей обстановке, выделять предметы с
заданными свойствами.
Важно побуждать младших детей к выполнению действий с игрушками
и. предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий. Собирая
пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки,
завязывая шнурки, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в
соответствии с признаками - цветом, формой, величиной у детей развивается
представления о пространстве.
Дети хорошо опознают окрашенные и контурные объекты, а также
объекты, раскрашенные в необычные цвета.
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления,
используют его в повседневной жизни: игры с песком, водой, природными
материалами и т.д.
Системная деятельность всех педагогов (музыканта, воспитателей,
психолога)
позволяет
решать
поставленные
задачи,
достигать
положительных результатов в образовании, воспитании и развитии детей.
Для дошкольного периода развитие сенсорной системы является
неотъемлемым критерием полноценного прохождения возрастного этапа, при
котором происходит формирование восприятия, ощущения, активизация
речевых основ, становление пространственных представлений у ребенка.
Когда ребенок научится не отвлекаться на посторонние раздражители,
быть спокойным и внимательным во время игры, он начнет понимать
2
последовательность действий, и он будет любить играть, именно основы
сенсорного развития откроют всю полноту окружающего социума для
растущих малышей.
3