Напоминание

Технология «Развивающий диалог» как основа развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Гостар Анна Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад № 129
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Технология «Развивающий диалог» как основа развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 17.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология «Развивающий диалог» как основа развития диалогической речи у детей старшего

дошкольного возраста.

«Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального

общения, средство высказывания и понимания» Л. С. Выготский

В двадцать первом веке, в веке цифровых технологий, мне, как воспитателю, особенно видно,

что многие дошкольники испытывают затруднения в общении с окружающими, испытывают

затруднения в формулировке вопросов, ответов.

Наблюдая за детьми в группе, я обратила внимание, что старшим дошкольникам сложно

поддерживать диалог на какую либо тему и развивать установившийся контакт. У детей

не сформировано умение выражать свои чувства словами: обида, горечь, радость, симпатия,

сопереживание и так далее.

Возник вопрос, как научить детей общаться друг с другом, со взрослыми, вдвоём, в подгруппе,

в группе.

Для себя я сделала вывод, что одним из наиболее эффективных методов научить детей общаться

друг с другом является формирование диалогической речи.

При поиске литературы по данном вопросу, мне на помощь пришло пособие для воспитателей;

вышедшее в рамках учебно- методического комплекта к программе «От рождения до школы».

Авторы пособия: Евгений Крашенинников, Ольга Холодова.

Технология «Развивающий диалог» - это нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка

в позицию думающего человека.

Что же такое «Развивающий диалог»?

Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной(противоречивой,

парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи.

Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить

детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном

общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники. Ребёнок и взрослый

находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого,

продуктивного, диалектического мышления.

Существуют несколько задач развивающего диалога:

Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы,

побуждения);

Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих

впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к

совместной деятельности;

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Давайте сравним, что происходит при не развивающем диалоге и развивающем диалоге:

При неразвивающем диалоге:

Ответ детей всегда однозначный и не терпит возражений.

Ответ всегда известен взрослому, и он проверяет, знают ли его дети.

Педагог сразу требует, чтобы все «думали самостоятельно» и не поощряет обмен суждениями

между детьми.

Часто дети отвечают быстро и хором, и это не потому, что они успевают подумать, а потому

что по интонации угадывают правильный ответ.

При развивающем диалоге:

Взрослый предлагает задачу, ответ которой неизвестен и интересен ему самому.

У задачи может быть несколько интересных ответов.

Взрослый призывает обсуждать проблемные ситуации вместе, потому что в группе может

рождаться разные интересные идеи.

Приветствуются возражения, и на них никто не обижается.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

1.

создание проблемных ситуаций;

2.

постановка проблемных вопросов;

3.

работа с правилами;

4.

круги доверия (работа в парах, мини группах)

Как сделать диалог развивающим?

Педагог предлагает проблемную ситуацию

С помощью открытых вопросов включает детей в активный мыслительный процесс

Старается задействовать каждого ребенка

Дети активно включаются в диалог:

Дети задают вопросы

Дети поддерживают беседу

Педагог не прерывает и не торопит детей

Детям интересно мнение других

Проявляют своё отношение к сказанному

Высказывают своё мнение

Педагог помогает ребенку сформулировать мысль и озвучить ее, чтобы дети поняли

Дети аргументируют своё мнение

Появляются суждения

Важно знать, что диалог не возникнет, если нет темы, которая действительно интересна ребенку и

заставляет его размышлять и говорить!

В своей работе я использовала необходимые правила:

Правила ведения диалога педагогом:

Вопросы продумывайте заранее

Не давайте готовых ответов

Не говорите фразу «Не правильно!»

Показывайте детям, что все их гипотезы интересны

Поддерживайте детскую инициативу

Принимайте на себя различные роли

Правила для детей при развивающем диалоге:

говорить по очереди (передавать мячик, клубочек)

слушать говорящего (а что сказал Дима)

не повторяться, любые идеи важны

отвечать на поставленный вопрос

объяснять, почему ты так считаешь

Вопросы в развивающем диалоге:

Субъективный (Что вы думаете об этом?)

Уточняющий (Верно ли?)

Почемучкин (Объясните, почему?)

Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)

Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Место развивающего диалога в повседневной деятельности группы:

во время утреннего круга (10-15 мин.)

элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах):

на занятии

в проектной деятельности

в свободной деятельности

в игре

на прогулке

на вечернем круге

Результаты применения технологии «Развивающий диалог» в моей группе:

У детей развились навыков общения, умение вести диалог со сверстниками

Стала более развита связная речь

Развилось умение формулировать свою мысль

Развилось умение соблюдать установленные нормы и правила

Дети стали эмоционально более раскрепощенными и уверенными в себе

Таким образом, я убедилась, что «Развивающий диалог» является одним из наиболее эффективных

технологий при работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалогической речи.



В раздел образования