Автор: Марина Ивановна Литвинова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 33
Населённый пункт: г.Ейск Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа "Хлеб всему голова".
Раздел: дошкольное образование
Беседа «Хлеб всему голова!»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Программное содержание:
Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать
представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах. Познакомить
детей с последовательностью изготовления хлеба, разнообразием
хлебобулочных и мучных изделий. Дать представление о профессиях,
связанных с изготовлением хлеба.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем
говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С
румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый
главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и
расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по
кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий,
душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный,
воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе
содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память,
улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто
знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи
получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить
очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать
урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это
за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной,
лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет
его?
Дети: Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать
сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами
укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето
созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с
вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и
индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто
работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по
специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые
беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы
комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие
желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и
индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется
мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с
закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные
машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и
мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в
круг.
Физкультминутка «Пекарь»
Булку, буханку,батон и баранку соединяем большой палецсо всеми
остальными пальцами руки.
Пекарь из теста испек спозаранку. лепим полукруглыми ладошками
тесто.
(Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще
пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия
называются по разному.
Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку.
Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл.
Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку,
французское название «батон».
Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с ..
папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно
из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово
от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет
главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая
печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли
буллами.
Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой
формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).
Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый
хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального
теста.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова.
Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы,
чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше
остатки собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой
долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное
богатство нашей страны и его нужно беречь.