Напоминание

создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


Автор: Аглямова Светлана Зайкатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№8 "Гвоздичка" г.Янаул
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН, ЯНАУЛ
Наименование материала: статья
Тема: создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Дата публикации: 12.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание предметно – развивающей среды в группах по

нравственно –

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать ее, стать подлинным патриотом.

С.Михалков.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек

ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в

дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее

будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В.А.

Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка,

учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в

ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой

душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь

надо воспитывать.

В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные

чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения,

социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное

отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться,

справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Патриотическое чувство

не возникает само по себе. Это результат

длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная

с самого раннего возраста,

который формируется под влиянием образа жизни,

воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей

семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с

окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Цель создания в группе предметно-пространственной развивающей среды по

патриотическому воспитанию:

- формирование у детей нравственно-патриотических чувств сопричастности к

окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,

любознательность;

Задачи:

˗

наполнение и обновление предметно - развивающей среды в группе по

патриотическому воспитанию;

˗

приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;

˗

формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

городу, стране;

˗

воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя

своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей

˗

формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о

столице России;

˗

воспитывать

гражданско-патриотические

чувства

через

изучение

государственной символики России;

˗

воспитание уважения к труду;

˗

побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны;

˗

формировать правовую культуру дошкольников;

˗

формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В

основе его лежит развитие нравственных чувств.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1.

Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и

информационного материала).

2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок,

с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей

детей, периода обучения).

3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также

убирать ненужные).

4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому

воспитанию в одной зоне).

5.

Принцип интеграции (возможность использования материала во время

образовательной деятельности в других областях).

Организация

предметно-пространственной

развивающей

среды

по

формированию нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО,

позволяет реализовать содержание адаптированной основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её

освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса,

любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной

комфортности. Также

способствует развитию речи, воображения, мышления,

расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка,

воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Правильно организованная развивающая среда в группах, создаваемая

педагогами детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе,

поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами

сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Направления,

которые

должны

реализовываться

систематически

и

планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Детский сад», «Родной город»,

«Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к

защитникам Отечества», «Страна, ее столица, символика», «Права и обязанности».

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных

возрастных группах имеют отличительные признаки, согласно с целями и задачами.

\

Рассмотрим

примерное

содержание

оформление

уголков

на

каждом

возрастном периоде.

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный

возраст

Содержание

уголка:

˗ альбомы:

«Моя

семья», «Наш детский

сад»,

«Мой

родной

город»;

˗ куклы

(мальчик

и

девочка)

в

национальном костюме;

˗ книги

с

русскими

народными

сказками,

потешками,

прибаутками

по

возрасту;

˗ русские

народные

игрушки;

˗ иллюстрации

с

изображением природы

по

временам

года,

животных наших лесов,

растительный мир;

˗ предметы

декоративно-

прикладного искусства

(вышитые

скатерти,

полотенца,

керамическая

утварь,

изделия

из

соломы,

бересты);

˗ альбомы

или

иллюстрации

с

изображением

народных

и

государственных

праздников.

-государственная

символика (флаг, герб,

гимн);

˗ портрет президента;

˗ альбомы:

«Моя

семья», «Наш детский

сад», «Я имею право»,

«Москва

столица

России»,

«Наша

армия», «Мой родной

город»;

˗ иллюстрации,

фотографии

с

изображением

народных

и

государственных

праздников;

˗ иллюстрации

с

изображением

животных наших лесов,

природы в разное время

года; растительный мир

России;

˗ куклы

(мальчик

и

девочка)

в

русском

национальном костюме;

˗ иллюстрации

и

альбомы

с

фотографиями

с

изображением

памятников

архитектуры,

современных

зданий

родного города;

˗ предметы

декоративно-

прикладного искусства

и быт;

˗ развивающие

и

дидактические игры;

˗ книги

с

русскими

˗ государственная

символика

(флаг,

герб,

текст

гимна)

России,

Республики

Башкортостан

и

Янаульского

района;

˗ портрет президента;

˗ карта

страны,

карта

республики, глобус;

˗ куклы

в

национальных

костюмах.

˗ альбомы

с

архитектурными

памятниками

России,

заповедниками;

˗ альбомы: «Моя семья», «Наш

детский сад», «Я имею право»,

«Москва – столица России»,

«Мой родной город», «День

Победы»,

«Столица

нашей

Родины»,

«Наша

армия

родная»,

«Я

помню!

Я

горжусь!»,

«Мои

права»,

«Народный календарь», и др.;

˗ иллюстрации

фотографии

с

изображением

народных

и

государственных

праздников,

памятников

архитектуры,

современных

зданий

родного

города, «Как жили люди на

Руси»;

˗ книги с русскими народными

сказками,

потешками,

прибаутками,

сказками

и

легендами Башкортостана;

˗ различная познавательная и

художественная литература;

˗ конвенция о правах ребенка (в

картинках);

˗ иллюстрации с изображением

природы

по

временам

года,

животных

наших

лесов,

растительный мир;

народными

сказками,

потешками,

прибаутками

по

возрасту;

˗ картотека

народных

подвижных игр.

˗ генеалогические древа детей.

Герб семьи;

˗ кассеты с записью сказок и

патриотических

песен,

познавательные видеофильмы и

презентации;

˗ предметы

декоративно-

прикладного искусства и быта;

˗ развивающие игры. Картотека

народных подвижных игр;

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

Воспитатели, планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию, могут

делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина -

Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д. Каждая тема изучается с

использованием бесед, видеопрезентаций, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед,

игр-инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке

ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более

сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми

проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются

русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в

народной музыке, сказке.

Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей

позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания,

толерантного отношения к людям других наций и народов. А правильно

организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию

нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.

Таким образом создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно

–патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста строится так, чтобы

дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого

ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная

предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для

организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития

каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда

не только развивающая и

развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный

мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к

новообразованиям определенного возраста.

Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей

позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания,

толерантного отношения к людям других наций и народов. А правильно

организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию

нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.



В раздел образования