Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Поисково – исследовательская деятельность детей в семье"
Раздел: дошкольное образование
Поисково – исследовательская деятельность
детей в семье
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с
окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем
многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны
осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях,
через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в
необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,
доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с
равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто
поддерживает познавательный интерес детей. Их стремление узнавать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность
предметов, явлений действительности.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету: «Умейте
открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию
поисково-исследовательской активности детей.
Чего нельзя делать:
• не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся
импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее
качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.-
ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности
ребенка. Это приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной
активностью, а также не умение его предвидеть последствия своих действий
часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением
правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается
положительными эмоциями ребенка, инициативностью и
изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо,
то это не проступок, а шалость.
Что нужно делать:
•
поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых
впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными
предметами и материалами. Поощрять экспериментирование с ними.
Формируя в детях мотив. Связанный с внутренними желаниями узнавать
новое .потому что это интересно и приятно. Помогать ему в этом своим
участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно
объясните, почему вы это запретили и помогите определить, что можно и как
можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка. Беседуйте с ним о
его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться
желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Расспросите о результатах деятельности. О том, как ребенок их достиг (он
приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о
мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью
поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной
собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия,
мышления. Если организовать взаимодействие между семьей ребенка и
дошкольным учреждением, то результаты работы окажутся эффективнее.
Однако, часто родители сталкиваются с проблемой: « Как же организовать
поисково – исследовательскую деятельность ребенка дома».
Предлагаем рекомендации, которые помогут родителям в
решении данной проблемы:
• Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях,
не обязательно создавать какие – либо специальные условия.
Например:
- В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами,
мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается?
Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку
ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять
характеристику предметов, развивать наблюдательность.
- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как
думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды?
Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а
потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем,
делать открытия и смелее экспериментировать.
- Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого
нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная
ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать
свои силы.
- Поливка цветов (Все ли растения надо одинаково поливать? Почему?
Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех
растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и
сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
- Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?
На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего
повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать
суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.