Напоминание

"Поисково – исследовательская деятельность детей в семье"


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Поисково – исследовательская деятельность детей в семье"
Дата публикации: 13.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Поисково – исследовательская деятельность

детей в семье

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с

окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем

многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного

взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны

осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях,

через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в

необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,

доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с

равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто

поддерживает познавательный интерес детей. Их стремление узнавать новое,

самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность

предметов, явлений действительности.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету: «Умейте

открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и

еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию

поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя делать:

• не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся

импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее

качество, как любознательность.

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.-

ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и

самостоятельность ребенка.

• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности

ребенка. Это приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

• Импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной

активностью, а также не умение его предвидеть последствия своих действий

часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением

правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается

положительными эмоциями ребенка, инициативностью и

изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо,

то это не проступок, а шалость.

Что нужно делать:

поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых

впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в

исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными

предметами и материалами. Поощрять экспериментирование с ними.

Формируя в детях мотив. Связанный с внутренними желаниями узнавать

новое .потому что это интересно и приятно. Помогать ему в этом своим

участием.

• Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно

объясните, почему вы это запретили и помогите определить, что можно и как

можно.

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша

положительная оценка для него важнее всего.

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка. Беседуйте с ним о

его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться

желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

Расспросите о результатах деятельности. О том, как ребенок их достиг (он

приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о

мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью

поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в

ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной

собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия,

мышления. Если организовать взаимодействие между семьей ребенка и

дошкольным учреждением, то результаты работы окажутся эффективнее.

Однако, часто родители сталкиваются с проблемой: « Как же организовать

поисково – исследовательскую деятельность ребенка дома».

Предлагаем рекомендации, которые помогут родителям в

решении данной проблемы:

• Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях,

не обязательно создавать какие – либо специальные условия.

Например:

- В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами,

мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается?

Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку

ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять

характеристику предметов, развивать наблюдательность.

- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как

думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды?

Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а

потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем,

делать открытия и смелее экспериментировать.

- Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого

нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная

ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать

свои силы.

- Поливка цветов (Все ли растения надо одинаково поливать? Почему?

Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех

растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и

сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

- Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?

На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего

повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать

суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.



В раздел образования