Напоминание

Мастер-класс: «Современные игровые технологии как эффективное средство формирования компетенций «4К» младших школьников»


Автор: Шкурова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14" имени Героя России Дмитрия Шектаева
Населённый пункт: п.Калья, г. Североуральск, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс: «Современные игровые технологии как эффективное средство формирования компетенций «4К» младших школьников»
Дата публикации: 18.03.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс: «Современные игровые технологии как эффективное

средство формирования компетенций «4К» младших школьников»

Шкурова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»

имени Героя России Дмитрия Шектаева (МАОУ «СОШ №14»)

п. Калья Североуральского городского округа

Упала с неба капля дождевая,

Всего минуту, может, прожила.

И, всё же, век короткий доживая,

Она травинку напоить смогла,

Да так, что та окрепла, осмелела

И в рост пошла

Как люди ходят в путь.

Вот так и мне суметь бы

Жизнью всей и делом

Пролиться каплей для кого-нибудь

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут

Татьяна Павловна, учитель начальных классов. Я рада приветствовать Вас на

мастер-классе. Тема нашей встречи звучит так: «Современные игровые

технологии как эффективное средство формирования компетенций «4К»

младших школьников».

Уважаемые участники мастер-класса, цель сегодняшнего мероприятия

показать возможности игровых технологий, как активной формы овладения

компетенциями «4К» обучающимися. Надеюсь, что представленный мною

опыт будет полезен и применим в работе. Хочется пожелать удовлетворения

от общения и совместной деятельности.

Чтобы настроиться на позитивную волну взаимопонимания, предлагаю

наше мероприятие начать со знакомства: вы называете своё имя и качество

характера на первую букву вашего имени: Татьяна – терпеливая, …

Родоначальником теории игры в педагогической науке считается К.Д.

Ушинский.

Педагогическая

игра

отличается

от

игр

вообще

чётко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом.

У вас на столах есть пазлы со словами из высказываний известных

людей. Соберите их, пожалуйста, и прочитайте. (Учителя собирают)

1 Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!

В.А.Сухомлинский

2 «Ребёнок должен играть, даже когда делает

серьёзное дело. Вся его жизнь – игра»

А.С. Макаренко

3 «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский

4 «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут

и который призваны изменить»

А.М. Горький

5 «Игра – это прекрасный метод развивающего обучения»

Л. Выготский

6 «Игра есть потребность детского организма, это учеба,

труд и серьезная форма воспитания»

Н. К. Крупская

7 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский.

8 Игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше

своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы

на голову выше самого себя».

Л.С. Выготский

Сегодня мы наблюдаем противоречие, сложившееся в современном

образовании: школы – из XIX века, учителя – из XX века, учащиеся – из XXI

века. Требования третьего обновлённого Стандарта,

предъявляемые к

воспитанию и образованию детей

таковы, что наряду с традиционным

понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность»

т.е. приближение образовательной деятельности к жизни. Переход от

накопления знаний к развитию личности считаю одним из ответов на вопрос:

как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем. Стараясь идти в

ногу со временем, проработала документы современных ФГОС. Выяснила,

что специалисты

от образования

выделили четыре

ключевых навыка

(критическое мышление, креативность,

коммуникация, кооперация),

которые необходимо сформировать в начальной школе. Традиционные

методы обучения недостаточны для формирования ключевых компетенций,

поэтому стала внедрять в свою практику инновационные технологии.

Из всего многообразия современных технологий мною выбраны шесть

(игровые;

информационные коммуникационные; развитие критического

мышления;

проектный

метод,

включающий

проблемное

обучение

и

исследовательскую

деятельность;

обучение

в

сотрудничестве;

здоровьесберегающие технологии). Игра, как технология проведения урока,

занимает прочное первое место. Представленные технологии использовала и

ранее

. Тогда в чём же их инновационность? В том, что, в

недряя их, приходится

осваивать новые способы организации урока, проектировать задания нового

типа, образовательную среду выстраивать таким образом, чтобы жизнь на

уроке приблизилась к подлинной. Мои ученики на уроке не пассивные

слушатели, а успешные исследователи.

Формирование

компетенции

критическое

мышление

покажу

на

примере фрагмента урока литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Представьте, что вы впервые прочитали эту сказку… И вот вопрос: «Хорошо

или плохо закончилась сказка?» Я прошу опираться на ваши первичные

впечатления. Каковы они?

- Кто считает, что сказка закончилась хорошо, прошу пересесть в команду

«Плюс!».

- Кто считает, что сказка закончилась плохо, прошу пересесть в команду

«Минус».

- Я предлагаю вам поработать с текстом сказки и ответить на вопрос.

Команда «Плюс» ответит на вопрос: «Какие блага обрела старуха, став

столбовой дворянкой?»

- А команда «Минус», ответит: «Какие проблемы обрела старуха, став

столбовой дворянкой?

- Пожалуйста, выслушаем команду «Плюс». Команду «Минус».

- Часто ли мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда к одной и той же

ситуации, одному и тому же человеку и его поступку, одному и тому же

событию можно отнестись по-разному?

- Я предлагаю вам осмыслить и оценить ситуации из разных областей нашей

жизни. Например, я считаю, что наказывать ребёнка за плохие поступки

надо, а подруга не согласна.

- Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка

- Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)

- Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до

читателя.

Пушкин симпатизирует старику, но осуждает его за чересчур мягкий

нрав. А старуху автор осуждает за жадность. В результате он оправляет

своих героев на перевоспитание, в знакомую убогую обстановку.

- Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?

- Да, действительно, сказка закончилась мудро.

А

сейчас

я

вам

коротко

расскажу

какой

приём

технологии

критического мышления можно использовать в игровой форме на всех этапах

уроков любого типа. Этот приём называется «Кубик Блума». По сути, это

игра в кубик, на гранях которого написаны слова.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань указывает на вопрос.

Но «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы

самого разного характера. И сейчас я это продемонстрирую.

Отгадайте загадку:

Что за девица такая

И грустна, и холодна.

С марта месяца ей жарко —

Слезы льёт ручьём она.

Не гуляет в поле вьюгой —

Прячется по переулочкам…

Не кружится над округой…

Кто, скажите мне -

Вспомните текст русской сказки Снегурочка.

Грань «Назови»

- Назовите главную героиню сказки.

Грань «Почему?»

- Почему это произведение относится к сказочному жанру?

Почему эта сказка народная?

Грань «Объясни»

Объясни, зачем народ сочиняет сказки?

Грань «Предложи»

Грань «Поделись»

Поделись своими чувствами, которые испытывал при чтении сказки?

(жалость, восторг, уважение, радости, печали)

Поделись народной мудростью, которая содержится в сказке, то есть тайнами

сказки.

Грань «Придумай»

Придумай рифму к слову сказка

Итак, продолжаем работу. Я хочу назвать ещё один игровой приём. Я не

могла о нём не вспомнить. Но вам придётся его отгадать: вы его хорошо

знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно

увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста

развивать системное и образное

мышление, аналитические способности,

вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный

словарный запас.

В этом приёме 8 букв, четвёртая буква к, первая –с. Правильно. Это

синквейн. Составьте Синквейн к слову Игра (можно объединиться в группы)

Игра

Интересная, увлекательная.

Веселит, радует, расслабляет.

Делает жизнь активнее.

Развлечение

Креативность

Сочинять стихи – легко!

- Как часто мы думаем, что гениями рождаются. И написать стихотворение

может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая

над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к

прекрасному, а может быть и стать творцом. Давайте отправимся в

поэтическую

мастерскую и

сами

попробуем сочинить

стихотворение

– буриме.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь

рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова,

подходящие по смыслу)

Предлагаю выбрать 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто

быстрее и лучше сочинит четверостишие? Можно в паре или в группе.

1 пара: ручка - штучка, знать – писать.

2 пара: год – поворот, удаётся – придётся

3 пара: раз – класс, похвалите - учитель

А теперь приступим к упражнению «АкрОнимы». Акроним – это

слово,

сформированное

из

первых

букв

определенной

фразы

или

предложения. В нем нужно определить слово, отражающее ВАЖНОСТЬ

нашего дела, или ЦЕННОСТИ школы. Данное упражнение покажет

значимость деятельности педагогов, отразит вложенные усилия учительского

труда, а также смысл их работы.

Сравните ваш ответ с возможным вариантом.

Доброжелательность

Единство

Творчество

Сотрудничество

Трудолюбие

Великодушие

Ответственность

Игра «Ералаш»

На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а

продолжение — справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в

результате чего получается бессмыслица.

Задача играющих — разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась

на своем месте.

Злой кабан сидел на ветке 1

Пароход томился в клетке 2

Соловей точил клыки З

дикобраз давал гудки 4

Кошка физику учила 5

Маша хвостик свой ловила 6

Буратино шил штаны 7

А портняжка ел блины 8

Еж накрыт к обеду был 9

Чиж усами шевелил 10

Рак летал под облаками 11

Стол гонялся за мышами 12

Чайник прыгал во дворе 13

Мальчик булькал на костре 14

(Ответ: правильный порядок — 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10, 9, 14, 13.)

Сейчас вашему вниманию представлю такое качество человека, как

«КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ».

В

качестве

основного

определения

коммуникабельность

рассматривается

как способность ученика задавать

вопросы

одноклассникам

и

отвечать

на

них.

Кроме

этого,

коммуникационные навыки позволяют в случае необходимости обращаться

за разъяснениями, а также разъяснять свои идеи и мысли.

Предлагаю ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец.

Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному

пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него,

согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей

груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте

ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не

грустите: он ещё прилетит к вам.

Внушить ребенку веру в себя - залог развития компетенции

КООПЕРАЦИЯ

Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать

каждому ребёнку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость

достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Формируется

навык совместной деятельности (кооперация)

- Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.

ПРИТЧА О ЛЯГУШКЕ, КОТОРАЯ ДОШЛА ДО ЦЕЛИ

Собрались несколько лягушек и разговорились.

— Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до

соседнего болота, там значительно лучше! — проквакала одна лягушка.

— А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд,

свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, — мечтательно проквакала

вторая лягушка.

— А вам-то что с этого? — огрызнулась большая жаба. — Всё равно вам

туда никогда не добраться!

— Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? — сказала

лягушка-мечтатель и добавила, — давайте докажем этой вредной жабе, что

мы сможем перебраться в горы!

— Давайте! Переберёмся в большой чистый пруд! — заквакали все лягушки

на разные голоса.

Так они все стали собираться в дорогу, но те, кто остался в болоте, в один

голос закричали:

— Куда вы, лягушки, это же невозможно! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше

сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Все, кого встречали лягушки

на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их

компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не

свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого

красивого пруда и поселилась в нём.

Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?

Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других.

Просто была глухая! Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала,

как её отговаривали, и поэтому она легко добралась до своей цели.

- В чём вы увидели смысл этой притчи?

Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих

взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют

ребёнка на неудачу.

Внушить ребенку веру в себя - залог развития компетенции КООПЕРАЦИЯ.

- Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

Моя педагогическая установка: «Разные = равные!»

Игровую технологию считаю самой актуальной при обучении и

воспитании детей с ОВЗ.

Неординарной

организации

учебной

деятельности

достигаю

посредством

применения

квест-технологии,

которая

способствует

формированию коммуникабельности. Образовательный процесс организую в

форме

обучающей

игры,

творческой,

познавательной

и

поисковой

деятельности детей. Примеры квест-проектов моих учеников: «Ладожское

озеро – дорога жизни», «По улицам Кальи пройдусь…» (к 70-летию посёлка),

«Уральская традиционная тряпичная кукла», эко-квест «Спасите Землю!»,

проект квест-игры «Экологический патруль».

Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети,

приходя в школу, уже свободно владеют компьютером. Использование ИКТ -

это почти обязательная часть современного урока. Уроки с использованием

ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют

возможность для саморазвития и учителя, и ученика.

Осуществляю оценку прогресса обучающихся в овладении «4К»

компетенциями в ходе выполнения специально подобранных заданий по

блокам.

Результат использования игровых технологий в моей практике:

способность задавать правильные вопросы, анализировать

и оценивать идеи

и

решения (критическое мышление) - уровень развития с 40% до 60%;

способность находить, придумывать

идеи и решения

(креативное мышление) с

35% до 50%;

способность выражать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме

(коммуникация) с 45% до 58%;

эффективное взаимодействие с другими людьми и работа в команде

(кооперация) с 40% до 60%.

Но, как и в любой технологии, есть свои плюсы и минусы.

Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!». Я буду называть

качества игровых технологий. Если я назову положительное качество –

хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;

- Подготовка требует больших затрат времени;

+ Является естественной формой труда ребенка;

- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

- Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий

способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы

обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у

детей

стремление

учиться,

формирует

основные

компетенции,

функциональную грамотность.

Вывод

Применение игровых технологий способствует успешной организации

учебной деятельности, вызывает у детей стремление учиться, формирует

компетенции «4К», функциональную грамотность

Учитель, помни!

Формируя ключевые компетенции ученика,

Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу.

Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей

мобильности, социальной адаптированности,

успешности.

Дети смогут стать Икарами,

Взмоют в небо беспредельное,

Если силами Учителя

Прочно будут крылья выращены.



В раздел образования