"Формирование эстетических компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа"
Автор: Неркаги Хасне Сюдывна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Панаевская школа-интернат" Населённый пункт: с.Панаевск, ЯНАО, Ямальский район Наименование материала: статья Тема: "Формирование эстетических компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования
Творческая мастерская из опыта работы.
По теме: «Формирование эстетических компетенций воспитанников в условиях
интерната семейного типа»
подготовила
воспитатель школы-интерната
Неркаги Хасне Сюдывна
с.Панаевск
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетических
компетенций
как
важнейшему
средству
формирования
отношения
к
действительности,
средству
нравственного
и
умственного
воспитания,
т.е.
как
средству
формирования
всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую
культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в
наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.
Существует множество определений понятия "эстетическая компетенция", но, рассмотрев
лишь
некоторые
из
них,
уже
можно
выделить
основные
положения,
говорящие
о
его
сущности.
Во-первых,
это
процесс
целенаправленного
воздействия.
Во-вторых,
это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать
ее.
В-третьих,
задача
эстетического
воспитания
-
формирование
эстетических
вкусов
и
идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному
творчеству и созданию прекрасного.
Эстетическая компетенция — понятие очень широкое. В него входит формирование
компетенций
эстетического
отношения
к
природе,
труду,
общественной
жизни,
быту,
искусству.
Однако
познание
искусства
настолько
многогранно
и
своеобразно,
что
оно
выделяется из общей системы эстетических компетенций, как особая его часть.
В
свою
очередь,
эстетические
компетенции
являются
частью
всестороннего
развития
воспитанников. Особенно тесна его связь с нравственными компетенциями.
В
процессе
формирования
эстетических
компетенций
воспитанников
в
условиях
интерната семейного типа,необходимо решить следующие задачи: систематически развивать
эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-
творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Для
формирования
эстетических
компетенций воспитанников
в
условиях
интерната
семейного
типа, имеет
воспитательное
значение
буквально
все:
убранство
помещения,
опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений -
все это либо привлекает воспитанников, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым
организовать для воспитанников красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся,
работают,
отдыхают,
а
в
том,
чтобы
вовлечь
всех
детей
в
активную
деятельность
по
созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой воспитанник
принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его
ревностным защитником ее и пропагандистом"
Уже с момента рождения дети неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному,
радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у детей
чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С
первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с
действительностью
искусство
становится
источником
их
радостных
переживаний.
В
процессе
формирования
эстетических
компетенций
у
них
происходит
переход
от
безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетические компетенции воспитанников, как уже отмечалось, начинается с момента его
рождения.
Эстетические компетенции воспитанников осуществляются разными путями: средствами
окружающей
действительности
(включая
внутрисемейное
воспитание)
и
системой
воспитательно-образовательного процесса школы.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него
является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует
большой
сенсорной
культуры.
Красота
воспринимается
воспитанниками в
младшем
школьном возрасте как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности
звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно
эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью
эстетических
чувств
является
бескорыстная
радость,
светлое
душевное
волнение,
возникающее от встречи с прекрасным. Педагог должен вести воспитанников от восприятия
красоты,
эмоционального
отклика
на
неё
к
пониманию,
формированию
эстетических
представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения
систематически,
ненавязчиво
пронизывать
жизнь воспитанников
красотой,
всячески
облагораживать его окружение. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает
удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в
быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание,
наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты
природы, труда, быта, одежды.
Эстетические
компетенции воспитанников в условиях интерната семейного типа,
осуществляются путем ознакомления воспитанников с эстетикой быта, с прекрасным в труде,
в
природе,
общественных
явлениях,
и
средствами
искусства.
Научить воспитанника
чувствовать
и
понимать
красоту
жизни
—
большая
и
трудная
задача,
которая
требует
длительной работы взрослых. Стены родного дома, вещи, окружающие воспитанников
,
обладают большой силой воздействия. Гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы
искусства,
общий
стиль
оформления
помещения
—
все
это,
воспринимаемое
зрением,
осязанием,
находит
отражение
в
памяти,
сознании
детей.
Разумеется,
мало
окружить
воспитанников красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить.
Поэтому мы
должны обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую
вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату. Всему этому надо
учить постепенно.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми воспитанник постоянно сталкивается,
также являются важным средством формирования эстетических компетенций в младшем
школьном возрасте в условиях интерната семейного типа.
Например, наблюдая вместе с
воспитанниками за работой помощника воспитателя, воспитатель подводит их к выводу, что
она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее
чистотой помещение становится красивым. И воспитанники сами постепенно привыкают
поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а
к старшей группе уже самостоятельно. Формируя
у воспитанников основы эстетического
вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Например, чтобы
цветок расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе,
создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги.
В младшем школьном возрасте мы приучаем воспитанников к эстетике внешнего вида в
сочетании с культурой поведения.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетических
компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа. А.С. Макаренко также
уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны
быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и
ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные
требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к
карандашу"
Об
эстетике
поведения,
или
культуре
поведения
много
говорил
В.А.
Сухомлинский.
В
культуру поведения он включает и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми,
а также общение в детском коллективе". В младшем школьном возрасте одной из средств
формирования эстетических компетенций воспитанников в условиях интерната семейного
типа является
подражание.
Оно
находит
широкое
отражение
в
игровой
деятельности
воспитанников — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Так же как и в игре, формирование эстетических компетенций воспитанников в условиях
интерната семейного типа проявляется и в других видах их художественной деятельности. В
рисунке, лепке, рассказе, песне воспитанник удовлетворяет свою потребность в действенном,
образном
выражении
своих
впечатлений.
И
здесь
сначала
рождается
замысел,
а
потом
средства претворения его в жизнь; воспитанник комбинируют свои впечатления, полученные
при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае воспитанник остается
таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое
отношение к нему.
Таким
образом,
в
младшем
школьном
возрасте
у
воспитанника
наблюдаются
ростки
творчества,
которые
проявляются
в
развитии
способности
к
созданию
замысла
и
его
реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче
мыслей, чувств, переживаний. Уже на этом этапе происходит развитие художественных
творческих способностей воспитанников.Так, осваивая те или иные навыки художественной
деятельности, воспитанник использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение
жизни семьи, интерната, своих сверстников.
Мощным средством формирования эстетических компетенций воспитанников в условиях
интерната семейного типа, служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается
ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь
человека. Мы раскрываем воспитанникам мир природы, помогаем им увидеть ее прелесть в
капле росы на траве, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти
слова, доступные сердцу ребенка. Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок
постоянно сталкивается, также являются важным средством формирования эстетических
компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа.
Слаженный
труд
строителей
вызывает
у
воспитанников
желание
создать
хорошую
постройку,
действовать
дружно,
быть
внимательными
друг
к
другу.
Экскурсии
при
правильной подготовке и проведении расширяют кругозор воспитанников, учат их видеть,
сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и
способностей.
В
процессе
целевых
наблюдений
и
экскурсий
мы
обращаем
внимание
воспитанников не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту
слаженного
труда,
преобразующего
природу,
на
благородство
взаимоотношений
между
людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-
настоящему
взволнует воспитанников,
обязательно
отразится
в
их
играх,
рисунках,
рассказах.
Улицы, здания, также способствуют формированию эстетических и нравственных
компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа. Знакомство с их красотой
и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания интерната, со своей
улицы.
Эти
впечатления воспитанники
отражают
в
строительных
играх.
Их
постройки
становятся все более сложными и красивыми. Многогранным и неисчерпаемым средством
формирования эстетических компетенций
воспитанников в условиях интерната семейного
типа является искусство. Оно знакомит воспитанников с жизнью всей страны, воспитывает
любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства
являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения.
Д л я воспитанников младшего
школьного
возраста
ведущей
формой
знакомства
с
эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Особое место в их жизни занимают сказки.
«Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык —
музыка».
Музыка
обостряет
эмоциональную
отзывчивость.
Она
необходима
ребенку.
«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом
был убежден В. А. Сухомлинский.
На праздниках разные виды искусства воздействуют на воспитанников в своеобразии и
единстве.
Праздники
оказывают
сильное
впечатление
на
младших
школьников,
надолго
сохраняются
в
их
памяти
и
служат
важным
средством
формирования
эстетических
компетенций.
Не
каждый
из
воспитанников
станет
музыкантом
или
художником,
но
у
каждого воспитанника можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать
эстетический
вкус,
музыкальный
слух,
элементарные
навыки
рисования.
Знакомство
с
красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует
развитию воображения и фантазии.
Так,
в
процессе
воспитания
и
обучения
осуществляются
задачи
эстетических
компетенций воспитанников в условиях интерната семейного типа.
Таким образом, формирование эстетических компетенций очень важно для всестороннего
развития воспитанников в условиях интерната семейного типа. Очень большую роль в
формировании эстетических компетенций воспитанников в условиях интерната семейного
типа, играет семья, интернат, школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать
такую атмосферу, чтобы у воспитанника как можно быстрее развивались такие эстетические
чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.
Исключительная роль в формировании эстетических компетенций воспитанников в условиях
интерната семейного типа, заключается в том, что именно в семье воспитанник получает
первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.
Если семья - стартовый этап воспитания, то интернат, и школа - второй и не менее важный
этап. В младшем школьном возрасте у воспитанников в условиях интерната семейного типа
формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические
занятия, которые проводятся в интернате и школе.
В
заключение
можно
сказать,
что
задача
эстетических
компетенций
воспитанников
в
условиях интерната семейного типа состоит в формировании творчески активной личности,
которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и многом
другом.