Автор: Карпова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 21 с/п "Детский сад "Дружная семейка" Населённый пункт: г. Новокуйбышевск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Кружок для младшей группы "Маленькие волшебники" Раздел: дошкольное образование
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и
тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит
человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый
чувствует истину красоты».
Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов,
развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета,
учит
познавать
красоту
природы,
мыслить
и
чувствовать,
воспитывает
чувство
доброты,
сопереживания
и
сочувствия
к
окружающим.
Занятия по аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Встреча
с
искусством
на
каждом
уровне,
обучение
детей
видению
прекрасного
в
жизни
и
искусстве,
активная
творческая
деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека,
обогащает его духовный мир.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и
мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это
связано
с
тем,
что
развитию
кисти
руки
принадлежит
важная
роль
в
формировании
головного
мозга,
его
познавательных
способностей,
становлению
речи.
Значит,
чтобы
развивался
ребенок
и
его
мозг,
необходимо
тренировать
руки.
«Источники
творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Наряду
с
общей
физической
развитостью
к
детям
дошкольного
возраста
предъявляется
одно
особенное
требование:
желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на
его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Создавая красивые работы своими руками по аппликации и пластилинографии, видя результат своей работы, дети испытывают
положительные эмоции. Работа с бумагой и пластилином даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и
художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя
самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного
изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
развитие речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации.
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Кружок рассчитан для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным
развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием
проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность
продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации
детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья,
уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый
ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и
пальчиковые
игры,
персонажи
(игрушки
и
куклы
из
различных
театров,
изображения
того
или
иного
персонажа,
который
обыгрывается).
Срок реализации кружка 9 месяцев
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления
окружающего мира.
И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а
движения пальцев дифференцируются.
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации.
Итогом в реализации кружка является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Литература:
1.
Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах /
А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия
развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).
2.
Лыкова И. А . Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации.
Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
3.
А . Н. Малышева; З.Н. Поварченкова . Занятия по аппликации в детском саду.
4.
Г . Н. Давыдова Пластилинография для малышей.
5.
А.В. Белошистая, О.Г. Жукова . Волшебный пластилин.
Тематический
план
занятий
кружка
«
Маленькие
волшебники
»
Сентябрь
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
3 –я
«Волшебный пластилин»
«Знакомство с аппликацией»
(1;8)
«Угощение для ежа»
Познакомить
детей
с
пластилином,
с
некоторыми приемами его использования:
раскатывание,
сгибание,
отщипывание,
сплющивание,
оттягивание
деталей
от
о б щ е й
ф о р м ы
ч е р е з
и г р о в о е
взаимодействие с материалом и сказочным
героем «Колобок».
Познакомить
детей
с
материалами
для
выполнения
аппликации.
Учить
детей
правильно
пользоваться
кистью,
клеем,
тряпочкой.
Вызвать
у
детей
интерес
к
данному виду продуктивной деятельности.
Учить детей наклеивать готовые формы,
Пластилин, Колобок.
Конверт в половину альбомного листа
с
цветной
бумагой
основных
и
дополнительных
цветов.
Кисточка,
клей,
клеенка,
тряпочка.
Поднос
с
готовыми
деталями.
Книжка
–
малышка.
Картина
с
изображением
зверей, игрушек.
4 - я
(1;9)
«Дорожка для ежика»Лепка.
различать
и
называть
основные
цвета:
красный, зеленый, желтый, черный. Учить
детей
пользоваться
кистью,
клеем,
клеенкой и тряпочкой.
Учить
детей
отщипывать
от
большего
куска
маленькие
комочки
пластилина,
катать
их
между
пальцами,
аккуратно
прилеплять равно по линии.
Образец. Лист картона желтого цвета
размером 15*20см. Поднос с готовыми
формами:
-
силуэт
ежика,
выполненный
из
бумаги коричневого и черного цвета
(трафарет 1);
-«яблоки» зеленого и красного цветов.
Черный
фломастер.
Клей,
кисть
к л е е в а я ,
к л е е н к а ,
т р я п о ч к а .
Приложение 1.
Н а р и с о в а н н а я
д о р о ж к а
н а
½
альбомного листа, пластилин, стеки на
каждого ребенка.
Октябрь
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
3 –я
4 - я
«Кап-кап дождик»
Рваная аппликация.
«Дождик» лепка
«Мой любимый дождик»
Пластилинография
Радуга, дуга
Учить
детей
отрывать
небольшие
кусочки
бумаги от большего, аккуратно приклеивать на
картон.
У ч и т ь ,
н а д а в л и в а ю щ и м
д в и ж е н и е м
указательного пальца размазывать пластилин на
картоне;
формировать
интерес
к
работе
с
пластилином; развивать мелкую моторику.
Учить
наклеивать
готовые
капельки-дождя,
т у ч к у .
Р а з в и в а т ь
ч у в с т в о
ц в е т а ,
композиционные умения.
Упражнять
детей
в
раскатывании
колбасок
разного
цвета
примерно
одной
толщины,
разной длины прямыми движениями обеих рук,
учить детей изображать дугообразную форму
радуги и порядок цвета в ней.
Образец.
Альбомный
лист
с
заранее
изображенной тучкой. Бумага синего или
голубого
цвета.
Клей,
с а л ф е т к и ,
клееночки. Музыка про дождик.
Образец.
½
картона
белого
цвета
с
изображенной на нем тучкой, капельки
дождя
изображенные
пунктирными
линиями. Пластилин синего цвета.
Образец. ½ Альбомного листа с заранее
изображенной тучкой. Бумага синего или
голубого
цвета.
Клей,
с а л ф е т к и ,
клееночки. Музыка про дождик.
Картинки
с
изображением
радуги.
½
листа плотного картона синего цвета с
изображением
солнышка,
облака
с
дождем, с контуром дуги. Пластилин с
цветами радуги, салфетки, стека.
Ноябрь
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
«Разноцветные
Знакомить детей с круглой формой. Упражнять в
Игрушка неваляшка. Образец. Цветной
2 –я
3 –я
4 - я
неваляшки»
(1; 17)
«Неваляшка» - лепка
«Осенние листочки»
«Осенний кустик»
различении
и
назывании
основных
цветов
(красный, желтый, зеленый, синий).
Продолжать знакомить детей с круглой формой.
Развивать сенсорное восприятие. Закрепить знание
детей о размерах кругов.
Аппликация
с
использованием
салфеток.
Учить
детей
аккуратно
отрывать
небольшие
кусочки
салфетки,
катать
их
между
пальцами,
аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
Пластилинография. Продолжать учить работать с
пластилином, отщипывать небольшие кусочки от
картон размером ½ Альбомного листа
(основа). Поднос с готовыми формами
для аппликации:
- Цветной круг диаметром 6 см (голова);
б е л ы й
к р у г
4 , 5
с м
с
з а р а н е е
нарисованными
глазами,
носиком,
ротиком
(личико);
цветной
круг
8см
(туловище);
2
цветных
круга
3
см
(ручки); 2 белых круга 2 см (пуговицы).
Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка.
Приложение 8.
И г р у ш к а
н е в а л я ш к а .
О б р а з е ц .
Неваляшка.
На
листе
изображение
неваляшки.
Для
каждого
ребенка
пластилин, стеки.
Нарисованные
на
½
листе
альбома
листочки
деревьев,
салфетки
желтого,
зеленого,
красного,
оранжевого
цвета,
клей, салфетки.Образцы листочков.
Изображение
кустика
коричневого
цвета
с
нарисованными
на
нем
целого куска, прижимать пальчиками.
веточками,
пластилин
к р а с н о го ,
желтого,
зеленого
цвета,
с т е к и ,
салфетки.
Декабрь
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
3 –я
«Снеговичок» (1; 24)
Мы его не купили, а из снега
слепили - лепка
«В лесу родилась елочка»
(1; 25)
Продолжать
учить
наклевать
готовые
формы,
дифференцируя
их
по
величине.
Закреплять
представления детей о белом цвете.
Учить лепить кружки трех размеров, располагать,
начиная с большего. Развивать мелкую моторику.
Упражнять
детей
в
умении
дифференцировать
предметы
по
величине
(Большой,
средний,
маленький).
Познакомить
детей
с
треугольной
формой.
Основа
из
синего
картона
15*20см.
Готовые
формы:
белые
круги
5см,
4см, 3см; «морковка». Гуашь белая.
Клей,
кисть
клеевая,
к л е е н ка ,
тряпочка, поднос. Приложение 14.
½
листа
плотного
картона
синего
цвета
с
изображением
снеговика.
Белый
пластилин.
Декоративные
элементы.
Образец.
Основа
белого
цвет а
15*20см.
Подно с
с
го т о в ы м и
геометрическими
формами:
зеленые
треугольники с основанием 9см, 7см
и 5см и высотой 4,5 см, 3,5см и 3см
соответственно; коричневый квадрат
4 - я
«Ёлочка красавица» - лепка
Развивать умение раскатывать комок пластилина
между ладонями прямыми движениями – шары,
как большие, так и маленькие, колбаску между
ладонями,
учить
соблюдать
порядок
на
своем
рабочем месте, развивать внимание, творческий
интерес,
мелкую
моторику;
во спитывать
аккуратность.
размером
1,5
81,5см.
Клей,
кисть
клеевая, клеенка, тряпочка.
½ плотного картона желтого цвета с
нарисованными
контурами
елочки,
пластилин зеленого, желтого, синего,
красного
цвета.
Д екоративные
элементы:
серпантин,
бле с т ки,
дождик елочный.
Январь
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
2 –я
"Домик для зайчика" -
лепка
Формировать
умение
скатывать
ку с оч к и
пластилина ладошками на дощечке. Продолжать
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
игровым
персонажам,
вызывать
сочувствие.
Воспитывать
умение
откликаться
на
игровую
ситуацию.
изображение
домика
зайчика,
игрушка
Зайчик.
Пластилин
коричневого
цвета,
картон для основы.
3 –я
4 - я
«Бедный зайчик заболел -
Ничего с утра не ел »
«Рождественские
колокольчики»
Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание
помочь
ему.
Учить
наклеивать
готовые
формы
(морковку, аккуратно пользоваться кистью, клеем,
салфеткой.
Аппликация
с
использованием
пластилина.
Учить
детей
отрывать
от
большего
куска
маленькие комочки пластилина, катать их между
пальцами,
затем
аккуратно
приклеивать
на
готовую форму.
Тарелочка на каждого ребенка, морковка.
С а л ф е т о ч к и ,
к л е й ,
к л е е н о ч к и .
Игрушечная тарелочка и зайчик.
Пластилин, основа с плотного картона с
наклеенной травкой.
Февраль
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
«Строим башню»
(1; 31)
«Пирамидка» - лепка
Закреплять представления детей о геометрической
форме
«квадрат».
Упражнять
в
различении
геометрических
фигур
по
цвету,
по
величине.
Продолжать воспитывать аккуратность при работе
с материалами для аппликации.
Закреплять
представления
детей
о
величине
предметов
(большой,
средний,
маленький).
Образец.½
альбомного
листа.
Цветные
квадраты со сторонами 5см, 4см, 3см, 2см
(на подносе). Клей, кисть клеевая, клеенка,
тряпочка. Приложение 20.
Игрушка пирамидка с тремя колечками. ½
листа плотного картона с нарисованной на
3 –я
4 - я
«Кораблик и маяк»
«Кораблик плывет по
волнам»
Упражнять в различении и назывании цвета, учить
соотносить по размеру.
Продолжать
учить
детей
создавать
композиции.
Аккуратно работать с клеем.
Продолжать
знакомить
с
пластилинографией.
Учить намазывать пластилин отрывая маленькие
комочки от целого куска и размазывать его по
поверхности.
нем пирамидкой. Пластилин трех цветов.
Заготовка
фона
и
кораблика.
Клей
на
каждого ребенка, салфетка, кленка.
Образец. Картон голубого цвета размером
½
а л ь б о м н о го
л и с т а .
Ко н т у р н о е
изображение
нане сено
на
к а р т о н .
Пластилин белого, синего, красного цвета.
Март
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
«Бусы для любимой
мамочки»
(1;23)
«Бусы» - лепка
Продолжать учить детей чередовать предметы
по
цвету,
форме,
величине.
Воспитывать
аккуратность
при
работе
с
материалами
для
аппликации.
Знакомить детей с соленым цветным тестом, как
нетрадиционным материалом для лепки.
Бусы разные по цвету, форме, величине. Белая
основа
размером
½
альбомного
листа
с
нарисованной
ниткой.
Поднос
с
готовыми
формами бусин (либо чередующиеся по цвету,
либо по форме: круг, овал). Клей, кисть клеевая,
клеенка, тряпочка. Приложение 13.
Соленое тесто разного цвета. Кукла. Образец
выполнения работы несколько вариантов.
3 –я
4 - я
«Мимоза»
«Цветочек»
З а к р е п л я т ь
п р и е м ы
л е п к и
и з
т е с т а :
раскатывание
круговыми
и
продольными
движениями,
придавливание,
загибание,
отщипывание.
Аппликация
из
комочков.
Учить
детей
скатывать салфетку в комочки и наклеивать ее,
создавая букет.
Закреплять
умение
лепить
знакомые
цветы,
применяя усвоенные раннее приёмы. Развивать
инициативу, самостоятельность.
Картон
½
альбомного
листа
с
наклеенными
листочками
мимозы.
Образец.
Салфетки
желтого цвета, клей.
Изображение
различных
цветов.
½
плотного
картона
зеленого
цвета.
Пластилин,
стеки,
салфеточки.
Апрель
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
«Веселый паровозик»
(коллективная
работа)
(1;40)
«Голубой вагон
бежит, качается»
З а к р е п л я т ь
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о
прямоугольнике
и
квадрате.
Упражнять
в
чередовании
предметов
по
цвету.
Воспитывать
умение работать в коллективе.
Продолжение
занятия
«Веселый
паровозик».
Учить сплющивать пластилин, придавая форму
Лист
ватмана
с
заранее
нарисованной
железной дорогой, паровозиком. Подносы с
готовыми формами: цветные прямоугольники
размером 10*14см (вагончики); квадраты из
белой бумаги со стороной 6см (окна); картина
с
мордочками
зверят.
Клей,
кисть
клеевая,
клеенка, тряпочка. Приложение 27.
Коллективная работа «Веселый паровозик».
Пластилин черного цвета.
3–я
4 - я
(коллективная
работа)
«Солнышко лучистое»
аппликация
«Солнышко
проснулось, деткам
улыбнулось» -
пластилинография
круга
Учить составлять изображение из готовых фигур:
одного
круга
и
нескольких
прямых
полосок.
Развивать творческое воображение. Воспитывать
аккуратность.
Воспитывать
у
детей
отзывчивость,
доброту,
умение
сочувствовать
персонажам.
Учить
передавать
образ
солнышка,
совершентсвуя
умения
детей
скатывать
кусочек
пластилина
между
ладонями,
придавая
ему
шарообразную
форму.
Заготовка
изображения
солнышка
бе з
лучиков,
лучики
отдельно
желтого
цвета,
клей, салфетки. Игрушка солнышко.
Плотный
картон
синего
цвета
с
силуэтами
птички, пчелки – размер ½ А4, пластилин
желтого,
красного,
оранжевого
цвета.
Персонажи
к
сказке
Сутеева
«Утренние
лучики»
Май
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
2 –я
«Корзина фруктов»
«Ягоды для
Мишутки» - лепка
Свободно
располагать
изображение
на
бумаге.
Закреплять правильные приёмы наклеивания.
Закреплять
умение
лепить
предметы
круглой
формы. Учить передавать в лепке впечатление от
окружающего.
Воспитывать
положительное
отношение к результатам своей деятельности
½ альбомного листа с изображенной на
нем корзинки, вырезанные фрукты, клей,
с а л ф е т к и ,
к л е е н о ч к и .
И г р у ш к а
медвежонка.
Игрушка
медвежонка.
Та р е л оч к а ,
пластилин.
3 –я
4 - я
«Зайчик»
Диагностика
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые
формы,
аккуратно
приклеивать
на
картон,
составляя фигуру зайчика.
½
альбомного
листа,
клей,
салфеточки,
клееночки,
вырезанные
детали
зайчика.
Игрушка зайки.