Напоминание

Кружок для младшей группы "Маленькие волшебники"


Автор: Карпова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 21 с/п "Детский сад "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кружок для младшей группы "Маленькие волшебники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д.Ушинский

Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения. Создавая красивые работы своими руками по аппликации и пластилинографии, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и пластилином даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы:
развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации; учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции; обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); развитие речевых навыков; развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия; Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов Формировать умение оценивать созданные изображения. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации.
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Кружок рассчитан для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации кружка 9 месяцев

Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом. Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации.
Итогом в реализации кружка является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.


Литература:
1.
Малышева, А. Н.
Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ). 2.
Лыкова И. А
. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 3.
А
.
Н. Малышева; З.Н. Поварченкова
. Занятия по аппликации в детском саду. 4.
Г
.
Н. Давыдова
Пластилинография для малышей. 5.
А.В. Белошистая, О.Г. Жукова
. Волшебный пластилин.
Тематический план занятий кружка « Маленькие волшебники » Сентябрь
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

3 –я

«Волшебный пластилин»

«Знакомство с аппликацией»

(1;8)

«Угощение для ежа»
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от о б щ е й ф о р м ы ч е р е з и г р о в о е взаимодействие с материалом и сказочным героем «Колобок». Познакомить детей с материалами для выполнения аппликации. Учить детей правильно пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Вызвать у детей интерес к данному виду продуктивной деятельности. Учить детей наклеивать готовые формы, Пластилин, Колобок. Конверт в половину альбомного листа с цветной бумагой основных и дополнительных цветов. Кисточка, клей, клеенка, тряпочка. Поднос с готовыми деталями. Книжка – малышка. Картина с изображением зверей, игрушек.

4 - я

(1;9)

«Дорожка для ежика»Лепка.
различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный. Учить детей пользоваться кистью, клеем, клеенкой и тряпочкой. Учить детей отщипывать от большего куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии. Образец. Лист картона желтого цвета размером 15*20см. Поднос с готовыми формами: - силуэт ежика, выполненный из бумаги коричневого и черного цвета (трафарет 1); -«яблоки» зеленого и красного цветов. Черный фломастер. Клей, кисть к л е е в а я , к л е е н к а , т р я п о ч к а . Приложение 1. Н а р и с о в а н н а я д о р о ж к а н а ½ альбомного листа, пластилин, стеки на каждого ребенка. Октябрь
Неделя

Тема

Цель

Оборудование


1-я

2 –я

3 –я

4 - я

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация.

«Дождик» лепка

«Мой любимый дождик»

Пластилинография

Радуга, дуга
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большего, аккуратно приклеивать на картон. У ч и т ь , н а д а в л и в а ю щ и м д в и ж е н и е м указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Учить наклеивать готовые капельки-дождя, т у ч к у . Р а з в и в а т ь ч у в с т в о ц в е т а , композиционные умения. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук, учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цвета в ней. Образец. Альбомный лист с заранее изображенной тучкой. Бумага синего или голубого цвета. Клей, с а л ф е т к и , клееночки. Музыка про дождик. Образец. ½ картона белого цвета с изображенной на нем тучкой, капельки дождя изображенные пунктирными линиями. Пластилин синего цвета. Образец. ½ Альбомного листа с заранее изображенной тучкой. Бумага синего или голубого цвета. Клей, с а л ф е т к и , клееночки. Музыка про дождик. Картинки с изображением радуги. ½ листа плотного картона синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги. Пластилин с цветами радуги, салфетки, стека. Ноябрь
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

«Разноцветные
Знакомить детей с круглой формой. Упражнять в Игрушка неваляшка. Образец. Цветной

2 –я

3 –я

4 - я

неваляшки»

(1; 17)

«Неваляшка» - лепка

«Осенние листочки»

«Осенний кустик»
различении и назывании основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Продолжать знакомить детей с круглой формой. Развивать сенсорное восприятие. Закрепить знание детей о размерах кругов. Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Пластилинография. Продолжать учить работать с пластилином, отщипывать небольшие кусочки от картон размером ½ Альбомного листа (основа). Поднос с готовыми формами для аппликации: - Цветной круг диаметром 6 см (голова); б е л ы й к р у г 4 , 5 с м с з а р а н е е нарисованными глазами, носиком, ротиком (личико); цветной круг 8см (туловище); 2 цветных круга 3 см (ручки); 2 белых круга 2 см (пуговицы). Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. Приложение 8. И г р у ш к а н е в а л я ш к а . О б р а з е ц . Неваляшка. На листе изображение неваляшки. Для каждого ребенка пластилин, стеки. Нарисованные на ½ листе альбома листочки деревьев, салфетки желтого, зеленого, красного, оранжевого цвета, клей, салфетки.Образцы листочков. Изображение кустика коричневого цвета с нарисованными на нем
целого куска, прижимать пальчиками. веточками, пластилин к р а с н о го , желтого, зеленого цвета, с т е к и , салфетки. Декабрь
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

3 –я

«Снеговичок» (1; 24)

Мы его не купили, а из снега

слепили - лепка

«В лесу родилась елочка»

(1; 25)
Продолжать учить наклевать готовые формы, дифференцируя их по величине. Закреплять представления детей о белом цвете. Учить лепить кружки трех размеров, располагать, начиная с большего. Развивать мелкую моторику. Упражнять детей в умении дифференцировать предметы по величине (Большой, средний, маленький). Познакомить детей с треугольной формой. Основа из синего картона 15*20см. Готовые формы: белые круги 5см, 4см, 3см; «морковка». Гуашь белая. Клей, кисть клеевая, к л е е н ка , тряпочка, поднос. Приложение 14. ½ листа плотного картона синего цвета с изображением снеговика. Белый пластилин. Декоративные элементы. Образец. Основа белого цвет а 15*20см. Подно с с го т о в ы м и геометрическими формами: зеленые треугольники с основанием 9см, 7см и 5см и высотой 4,5 см, 3,5см и 3см соответственно; коричневый квадрат

4 - я

«Ёлочка красавица» - лепка
Развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие, так и маленькие, колбаску между ладонями, учить соблюдать порядок на своем рабочем месте, развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; во спитывать аккуратность. размером 1,5 81,5см. Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. ½ плотного картона желтого цвета с нарисованными контурами елочки, пластилин зеленого, желтого, синего, красного цвета. Д екоративные элементы: серпантин, бле с т ки, дождик елочный. Январь
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

2 –я

"Домик для зайчика" -

лепка
Формировать умение скатывать ку с оч к и пластилина ладошками на дощечке. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. изображение домика зайчика, игрушка Зайчик. Пластилин коричневого цвета, картон для основы.

3 –я

4 - я

«Бедный зайчик заболел -

Ничего с утра не ел »

«Рождественские

колокольчики»
Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему. Учить наклеивать готовые формы (морковку, аккуратно пользоваться кистью, клеем, салфеткой.
Аппликация

с

использованием

пластилина.
Учить детей отрывать от большего куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Тарелочка на каждого ребенка, морковка. С а л ф е т о ч к и , к л е й , к л е е н о ч к и . Игрушечная тарелочка и зайчик. Пластилин, основа с плотного картона с наклеенной травкой. Февраль
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

«Строим башню»

(1; 31)

«Пирамидка» - лепка
Закреплять представления детей о геометрической форме «квадрат». Упражнять в различении геометрических фигур по цвету, по величине. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с материалами для аппликации. Закреплять представления детей о величине предметов (большой, средний, маленький). Образец.½ альбомного листа. Цветные квадраты со сторонами 5см, 4см, 3см, 2см (на подносе). Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. Приложение 20. Игрушка пирамидка с тремя колечками. ½ листа плотного картона с нарисованной на

3 –я

4 - я

«Кораблик и маяк»

«Кораблик плывет по

волнам»
Упражнять в различении и назывании цвета, учить соотносить по размеру. Продолжать учить детей создавать композиции. Аккуратно работать с клеем. Продолжать знакомить с пластилинографией. Учить намазывать пластилин отрывая маленькие комочки от целого куска и размазывать его по поверхности. нем пирамидкой. Пластилин трех цветов. Заготовка фона и кораблика. Клей на каждого ребенка, салфетка, кленка. Образец. Картон голубого цвета размером ½ а л ь б о м н о го л и с т а . Ко н т у р н о е изображение нане сено на к а р т о н . Пластилин белого, синего, красного цвета. Март
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

«Бусы для любимой

мамочки»

(1;23)

«Бусы» - лепка
Продолжать учить детей чередовать предметы по цвету, форме, величине. Воспитывать аккуратность при работе с материалами для аппликации. Знакомить детей с соленым цветным тестом, как нетрадиционным материалом для лепки. Бусы разные по цвету, форме, величине. Белая основа размером ½ альбомного листа с нарисованной ниткой. Поднос с готовыми формами бусин (либо чередующиеся по цвету, либо по форме: круг, овал). Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. Приложение 13. Соленое тесто разного цвета. Кукла. Образец выполнения работы несколько вариантов.

3 –я

4 - я

«Мимоза»

«Цветочек»
З а к р е п л я т ь п р и е м ы л е п к и и з т е с т а : раскатывание круговыми и продольными движениями, придавливание, загибание, отщипывание.
Аппликация

из

комочков.
Учить детей скатывать салфетку в комочки и наклеивать ее, создавая букет. Закреплять умение лепить знакомые цветы, применяя усвоенные раннее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность. Картон ½ альбомного листа с наклеенными листочками мимозы. Образец. Салфетки желтого цвета, клей. Изображение различных цветов. ½ плотного картона зеленого цвета. Пластилин, стеки, салфеточки. Апрель
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

«Веселый паровозик»

(коллективная

работа)

(1;40)

«Голубой вагон

бежит, качается»
З а к р е п л я т ь п р е д с т а в л е н и я д е т е й о прямоугольнике и квадрате. Упражнять в чередовании предметов по цвету. Воспитывать умение работать в коллективе. Продолжение занятия «Веселый паровозик». Учить сплющивать пластилин, придавая форму Лист ватмана с заранее нарисованной железной дорогой, паровозиком. Подносы с готовыми формами: цветные прямоугольники размером 10*14см (вагончики); квадраты из белой бумаги со стороной 6см (окна); картина с мордочками зверят. Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. Приложение 27. Коллективная работа «Веселый паровозик». Пластилин черного цвета.

3–я

4 - я

(коллективная

работа)

«Солнышко лучистое»

аппликация

«Солнышко

проснулось, деткам

улыбнулось» -

пластилинография
круга Учить составлять изображение из готовых фигур: одного круга и нескольких прямых полосок. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам. Учить передавать образ солнышка, совершентсвуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Заготовка изображения солнышка бе з лучиков, лучики отдельно желтого цвета, клей, салфетки. Игрушка солнышко. Плотный картон синего цвета с силуэтами птички, пчелки – размер ½ А4, пластилин желтого, красного, оранжевого цвета. Персонажи к сказке Сутеева «Утренние лучики» Май
Неделя

Тема

Цель

Оборудование

1-я

2 –я

«Корзина фруктов»

«Ягоды для

Мишутки» - лепка
Свободно располагать изображение на бумаге. Закреплять правильные приёмы наклеивания. Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке впечатление от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности ½ альбомного листа с изображенной на нем корзинки, вырезанные фрукты, клей, с а л ф е т к и , к л е е н о ч к и . И г р у ш к а медвежонка. Игрушка медвежонка. Та р е л оч к а , пластилин.

3 –я

4 - я

«Зайчик»

Диагностика
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру зайчика. ½ альбомного листа, клей, салфеточки, клееночки, вырезанные детали зайчика. Игрушка зайки.



В раздел образования