Автор: Иванова Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОБУ СОШ СП ДС с.Сальское Населённый пункт: село Сальское Наименование материала: методическая разработка Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ". Раздел: дошкольное образование
"Патриотическое воспитание в ДОУ".
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в МБДОУ.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к
своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные
образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для
этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо
учитывать следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
Национальная доктрина образования в РФ.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к
событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно
слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности
переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось
общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если
мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем
более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая
переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание
чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач
образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-
патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому
нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение
представлений о городе;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в
детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым
условием толерантного воспитания, и мы педагоги , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих
достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она
обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало
произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры
межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в
совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку
разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим
направлениям:
1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями
4.Работа с социумом. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным
городом, его историей 2. Знакомство с родным краем и Россией 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими
событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной
символикой города, республики, стран.
Методическое сопровождение.
1.
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Моя Республика», «Мой город»;
- в группах: педагогиподобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России»,
«Космос», «Улицами родного города» и др.;
- изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за
Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте»
и др.;
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ,
о России, о Российской армии и др.;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае,
той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем
познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих
событиях. Олимпиада войдет в историю– дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также
за свою республику. Проведение мероприятий способствует
Работа с кадрами.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является
совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример,
взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя
не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться
на личности воспитателя.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
В содержание ее входят следующие направления работы:
Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы
педагогов по патриотическому воспитанию;
Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике
Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов,
вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Работа с детьми
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным,
экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием .
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность
решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное
качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта
работа должна вестись во всех возрастныхгруппах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности
(своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения,
назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и
прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и
трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
1.
В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами
рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в
разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности:
творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования,
трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную
аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и
участок», и др.
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед
малышами, родителями, гостями),
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и
себя,
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых;
родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия),
- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей
положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и
др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей
города.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей . Мамы помогли помыть и
заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то
мама помогла сшить костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У детей
возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они
начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами:
- логопед - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и
красоту родного языка;
- музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;
- инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.
В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты
услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских
идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных
видах детской деятельности.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском
саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли;
государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний,
День города; День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, капустники
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также мордовской избы,
улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских конкурсах: конкурс чтецов «Алая
гвоздика», «День космонавтики», «Пасхальный звон», к 25-летию вывода войск из Афганистана», «Дорожный калейдоскоп»
и др.
Духовно-нравственное воспитание .
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души,
традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый
праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее
впечатление, свежее и полное жизни.»
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения
национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными
действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых
праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»;
весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его
взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с
важными датами, событиями в общественной жизни.
Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в Д/С
устраивает встречи с пожилыми людьми.
«День пожилого человека», «Как молоды мы были».
2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к
объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре
города.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, вывода войск из Афганистана с детьми старших и
подготовительной групп ходим к вечному огню, на аллею славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак
благодарности погибшим воинам.
Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и
медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы,
ветеранам Великой Отечественной войны;
После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но
и не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю– дети должны испытывать
гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Проведение мероприятий способствует
Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают
коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека,
формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля,
складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии
поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В
настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы
поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и
детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к
труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и
отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши
начинают ощущать себя членами семьи.
Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями
создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами
стараются вложить свою лепту.
Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и
предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».
Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее
оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.
В детском саду применяется метод семейных проектов . Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные
интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей
способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к
совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя
мама самая лучшая».
Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Ёлочка желаний», где дети каждый на своем новогоднем шарике
поделился своей мечтой.
А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей,
их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.
Работа с социумом
- осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества
(выставки работы наших детей, участие в конкурсах);
- Школа искусств
- ГИБД, воинская часть, МВД позволяет обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых этих
профессий
- Статистикой
- Музей
- Детская библиотека
- Домом культуры
- духовенством
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате
педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе,
символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет
проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных