Напоминание

Индивидуальный подход к адаптации детей к условиям ДОУ.


Автор: Ширчкова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Ковылкино
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Индивидуальный подход к адаптации детей к условиям ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Индивидуальный подход во время адаптации детей к условиям ДОУ.
Каждому, кто работает в ДОУ, известно, что поступление в детский сад – сложная пора для детей, так как это период адаптации к новым условиям. Дети очень часто тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешительное горе своего жизнерадостного ребенка. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем на сколько ребенок быстро привыкнет , адаптируется к новой обстановке. Общеизвестно, что степень адаптации ребенка в детском саду определяет его психическое и физическое здоровье. Новое помещение, игрушки, люди, правила жизни- это и эмоциональный и информационный стресс. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическое и на физическое здоровье детей. Нам воспитателем в это время надо приложить максимум внимания ,так как малыши в первые приходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер его зависит от нескольких факторов: - возраста, -состояния здоровья, развития ребенка, -от условий, обеспеченные ребенку после рождения, режим дня, питание, игры - от заболевания детей, -от психического климата в семье (установлено, что дети в семьях которых царит спокойная обстановка адаптируются легче). Принимая детей в группу, мы воспитатели, должны помнить, что каждый ребенок индивидуален, каждый ребенок требует от нас особого, личного подхода. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. надо помнить самим и объяснять родителям , что адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении эмоциональном состоянии ребенка нормализуются в течение полутора месяцев.
Тяжелая адаптация может протекать свыше полутора месяцев, а иногда в течение полугода. Из наблюдений видно, что каждый ребенок по своему реагирует на трудности адаптации, однако в их поведении есть и общие закономерности. У детей до трех лет тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями ( заторможенность, вялость, безучастность); этот период длиться по крайней мере несколько месяцев особенно у детей эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость раздражительность, капризность, упрямство и негативизм в полной мере выражаемые и дом, но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Такой процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Ближайшие два года я именно работала с детьми младших групп. В группе много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходилось проводить большую работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что при прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Из опыта работы можно отметить, что в поведении вновь принятых в группу детей ,можно наблюдать черты, свойственные детям раннего возраста. У детей, приученных к опрятности возможно недержание мочи и кала. Случаются и нервные нарушение: срыгивание, рвота, временное повышение температуры. С родителями таких детей проводились разъяснительные беседы и консультации. Детям было оказано максимум внимания, они привыкли и с удовольствием ходят в детский сад. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского « нельзя». Ребенок, у которых дома не тренируется способность тормозить свои желания , плохо усваивает и выполняет правила поведения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду. Чтобы помочь родителям и детям в период адаптации велась совместная работа со старшим воспитателем, медсестрой и специалистом по физическому воспитанию. В
родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья малышей. специально укрепляющая гимнастика, давались полезные советы. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъяснять как должны вести себя родные и близкие, и выяснять у них особенности характера и поведения ребенка. Что же должен знать воспитатель о будущем воспитаннике? -Преобладающее настроение ( бодрое, подавленное, неустойчивое) -Характер засыпания ( быстрый, медленный) -Длительность сна и его характер -Аппетит -Нежелательные привычки -Особенности поведения -Любимая игрушка, сказка -Как его ласково называют родители. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, плачущим. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе эмоциональный климат. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случаи отвлечь ребенка; использовать игры- забавы в качестве сюрпризного момента. Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким- то делом, обращаться за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит . Мы можем не тревожиться. он готов к новым изменениям в своей жизни. Все- таки следует подчеркнуть , что слаженная работа всех специалистов крайне важна, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Но ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. В заключении следует отметить , что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.


В раздел образования