Индивидуальный подход к адаптации детей к условиям ДОУ.
Автор: Ширчкова Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" комбинированного вида" Населённый пункт: г. Ковылкино Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: Индивидуальный подход к адаптации детей к условиям ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный подход во время адаптации детей к условиям ДОУ.
Каждому, кто работает в ДОУ, известно, что поступление в детский сад – сложная
пора для детей, так как это период адаптации к новым условиям.
Дети
очень
часто
тяжело
переносят
разлуку
с
мамой,
приходят
в
отчаяние,
оказавшись в незнакомой обстановке, окружении чужих людей. Тяжело и родителям,
которые видят неутешительное горе своего жизнерадостного ребенка.
Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента,
когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывают волнения. Как примут
малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет
ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем на сколько ребенок
быстро привыкнет , адаптируется к новой обстановке.
Общеизвестно,
что
степень
адаптации
ребенка
в
детском
саду
определяет
его
психическое и физическое здоровье. Новое помещение, игрушки, люди, правила
жизни- это и эмоциональный и информационный стресс. Эти волнения имеют перед
собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды
сказывается и на психическое и на физическое здоровье детей. Нам воспитателем в
это время надо приложить максимум внимания ,так как малыши в первые приходят из
достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. На эти
перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности
или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми,
беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе
прижимаются к маме или папе.
Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер
его зависит от нескольких факторов:
- возраста,
-состояния здоровья, развития ребенка,
-от условий, обеспеченные ребенку после рождения, режим дня, питание, игры
- от заболевания детей,
-от психического климата в семье (установлено, что дети в семьях которых царит
спокойная обстановка адаптируются легче).
Принимая детей в группу, мы воспитатели, должны помнить, что каждый ребенок
индивидуален, каждый ребенок требует от нас особого, личного подхода.
Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы.
надо помнить самим и объяснять родителям , что адаптацию различают по тяжести
течения: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении
эмоциональном состоянии
ребенка нормализуются в течение полутора месяцев.
Тяжелая адаптация может протекать свыше полутора месяцев, а иногда в течение
полугода.
Из
наблюдений
видно,
что
каждый
ребенок
по
своему
реагирует
на
трудности
адаптации, однако в их поведении есть и общие закономерности. У детей до трех лет
тяжело
переживающих
смену
обстановки,
невротическая
реакция
выражается
беспокойством, страхом и депрессивными состояниями ( заторможенность, вялость,
безучастность); этот период длиться по крайней мере несколько месяцев особенно у
детей эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут
преобладать повышенная возбудимость раздражительность, капризность, упрямство и
негативизм
в
полной
мере
выражаемые
и
дом,
но
уже
в
качестве
протеста
и
своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического
напряжения. Такой процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и
больше.
Ближайшие два года я именно работала с детьми младших групп. В группе много
сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных
не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя.
Поэтому приходилось проводить большую работу с родителями. И могу сделать
такой вывод, что при прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей
адаптируются быстрее. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в
детское
учреждение
зависит
и
течение
адаптационного
периода,
и
дальнейшее
развитие малыша.
Из опыта работы можно отметить, что в поведении вновь принятых в группу детей
,можно наблюдать черты, свойственные детям раннего возраста. У детей, приученных
к опрятности возможно недержание мочи и кала. Случаются и нервные нарушение:
срыгивание, рвота, временное повышение температуры. С родителями таких детей
проводились разъяснительные беседы и консультации. Детям было оказано максимум
внимания, они привыкли и с удовольствием ходят в детский сад.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко
прошел период адаптации, я
заранее с родителями вела беседы по подготовке их
детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о
том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы
облегчить адаптационный период. Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к
коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают
родительского
«
нельзя».
Ребенок,
у
которых
дома
не
тренируется
способность
тормозить
свои
желания
,
плохо
усваивает
и
выполняет
правила
поведения,
приучение к которым
начинается с первого дня пребывания его в детском саду.
Чтобы помочь родителям и детям в период адаптации велась совместная работа со
старшим воспитателем, медсестрой и специалистом по физическому воспитанию. В
родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья
малышей. специально укрепляющая гимнастика, давались полезные советы.
Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъяснять как
должны вести себя родные и близкие, и выяснять у них особенности характера и
поведения ребенка.
Что же должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?
-Преобладающее настроение ( бодрое, подавленное, неустойчивое)
-Характер засыпания ( быстрый, медленный)
-Длительность сна и его характер
-Аппетит
-Нежелательные привычки
-Особенности поведения
-Любимая игрушка, сказка
-Как его ласково называют родители.
К
детям
нужно
проявлять
индивидуальный
подход,
особенно
к
очень
чувствительным, замкнутым, плачущим.
Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы
их
родителей,
внимательным,
спокойным,
способным
обеспечить
группе
эмоциональный климат.
Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть
песенку, знать много потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случаи
отвлечь ребенка; использовать игры- забавы в качестве сюрпризного момента. Если
малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносит разлуку, может занять себя
каким- то делом, обращаться за помощью в случае необходимости, охотно выполняет
просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и
у него не пропадает аппетит . Мы можем
не тревожиться. он готов к новым
изменениям в своей жизни.
Все- таки следует подчеркнуть , что слаженная работа всех специалистов крайне
важна, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Но
ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
В заключении следует отметить , что выработка единых требований к поведению
ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие
облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.