Организация образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Анопова Анна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 234" Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Организация образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Организация образовательной деятельности по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В
современных
условиях
экологическое
воспитание
становится
неотъемлемой
частью
педагогического
процесса.
Привлечение
научно-
экологического потенциала позволяет переориентировать ознакомление детей
с природными объектами на экологическое воспитание и уже в дошкольном
возрасте начать формирование экологической культуры.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы
формирования личности человека, положительное отношение к природе, к
окружающим людям.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
является правильная организация развивающей среды. По мнению автора
программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой
деятельность воспитателя в
системе
экологического
образования
необходимо
проводить
с
учетом
возрастных
особенностей
детей
по
двум
направлениям:
формирование
экологических знаний и экологически правильного отношения к природным
объектам.
В нашем детском саду одним из направлений экологического воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
деятельность
на
опытно-
экспериментальном участке, который представляет собой теплицу.
Были поставлены следующие задачи деятельности в теплице:
- расширять имеющиеся и формировать новые знания и представления детей
об особенностях роста и развития овощных культур;
-
формировать
представления
о
зависимости
существования
растений
от
факторов
внешней
среды,
о
жизни
растений
в
специально
созданной
обстановке и о взаимосвязях внутри природных сообществ;
-
воспитание
умения
самостоятельно
выполнять
отдельные
трудовые
действия по уходу за растениями на основе понимания потребностей живой
природы.
Совместная деятельность взрослых и детей организуется в соответствии с
возрастными
и
программными
требованиями,
сезонными
изменениями
в
природе, в специально созданной обстановке.
Деятельность осуществляется по двум направлениям:
-экологические наблюдения и экспериментальная деятельность;
-трудовая деятельность.
В ходе совместной деятельности расширяются знания детей о растениях,
произрастающих в теплице, об их строении, формируются представления о
характеристиках растений на основе существенных признаков. Дети узнают,
как факторы окружающей среды ( свет, влага, тепло ), а так же деятельность
человека по уходу за растениями ( полив, рыхление, прополка ) влияют на
благоприятное развитие и урожайность посаженных культур овощей.
Помимо экологических знаний о растениях, активно развивается речь
детей за счет введения слов-названий растений, выращиваемых в теплице, их
отличительных
признаков.
Происходит
формирование
познавательного
интереса,
развитие
познавательных
способностей
в
процессе
изучения
особенностей роста и развития растений от момента прорастания семян и до
созревания
плодов.
Дети
знакомятся
с
насекомыми
опылителями
и
с
насекомыми,
обитающими
в
почве,
их
значении
в
жизни
растительных
объектов.
В ходе реализации второго направления деятельности в теплице дети
знакомятся
с
конкретными
трудовыми
действиями,
направленными
на
удовлетворение потребностей растений в благоприятном росте и развитии. В
процессе совместной деятельности дошкольники наблюдают за подготовкой
почвы
к
посеву
семян,
прополкой
сорняков,
рыхлением
почвы,
прореживанием растений.
Самостоятельно осуществляют полив растений,
участвуют в сборе урожая овощных культур по мере их созревания.
Опытно-экспериментальная часть деятельности представлена серией
элементарных опытов:
-посадка пророщенных и сухих семян гороха и бобов.
Реализуемые задачи: сформировать представления о разных способах
посадки
семян,
развивать
познавательный
интерес
путем
наблюдения
за
разной скоростью прорастания;
-влияние освещения на состояние и рост растений салата и укропа.
Реализуемые задачи: закрепить представления о состоянии растений и его
потребностей. Формировать познавательный интерес в процессе наблюдений
за
ростом
и
состоянием
растения
в
зависимости
от
интенсивности
освещения.
- состояние растений при различных условиях полива, влияния достаточного
количества влаги для развития плодов и повышения урожайности у огурцов и
кабачков.
Реализуемые
задачи:
продолжать
формировать
представления
о
необходимости
воды
для
благоприятного
роста
и
развития
растений,
созревания плодов. Дать знания о видоизменении внешнего вида растения и
плодов, опадания завязей при недостаточной степени полива.
-
влияние
прополки
сорняков
и
прореживания
культур
на
состояние
и
урожайность культур редиса, моркови.
Реализуемые задачи: продолжать формировать представления детей о
факторах,
влияющих
на
благоприятное
развитие
растений.
Дать
представления о сорной траве, ее негативном влиянии на развитие растений.
Формировать
представления
о
необходимости
прореживания
отдельных
видов овощных культур для получения более крупных корнеплодов.
В теплице нашего ОУ выращиваются следующие виды овощных культур:
огурцы,
томаты
нескольких
сортов,
горох,
фасоль,
баклажан,
капуста
кочанная
и
брокколи,
лук,
редис,
бобы,
салат,
укроп,
репа,
морковь,
картофель, свекла, перец, репа.
Весь собрали урожай,
Теперь в теплице пусто.
Зато будет на столе
Сочная капуста
Радостные эмоции испытывают дети в период сбора урожая, когда видят
результаты своего труда. Собранные овощи раздаются в группы в уголки
природы
для
дальнейшего
наблюдения
за
созреванием
(томаты,
перец).
Результаты
опытов
отражаются
детьми
в
дневниках
наблюдений.
Свои
впечатления дети отражают в продуктивных видах деятельности.