ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Автор: Зиганшина Альмира Завдатовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение-"СОШ №17" Населённый пункт: город Альметьевск, РеспубликаТатарстан Наименование материала: статья Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Раздел: среднее образование
Зиганшина Альмира Завдатовна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ – «СОШ №17» г. Альметьевск РТ
раб.ном. 45-60-03
45-60-02
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК
КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Воспитание
патриотизма
–
это
неустанная
работа
по
созданию
у
школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его
великим
свершениям
и
достойным
страницам
прошлого,
и
роль
русской
литературы в этом плане невозможно переоценить.
Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение
ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у
всех детей различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В
этом
плане
велика
и
значительна
роль
художественной
литературы
на
патриотические темы.
Патриотическая тема имеет давние богатые традиции, ведет начало от
героического
эпоса
народов,
от
замечательного
памятника
древнерусской
культуры « Слово о полку Игореве» и грузинской национальной поэмы «Витязь
в тигровой шкуре» Ш.Руставели, от «Полтавы» А.С. Пушкина и «Бородина»
М.Ю.Лермонтова,
«Тараса
Бульбы»
Н.В.Гоголя
и
«Войны
и
мира»
Л.Н.Толстого.
Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа,
подвиг
во
имя
Родины
рассматриваются
в
произведениях
художественной
литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.
В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными
государствами
представляет
собой
реальную
угрозу
всему
человечеству,
выражением
патриотического
чувства
становится
движение
сторонников
борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете.
В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому –
их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный
потенциал
лучших
произведений
современной
литературы,
посвященных
Великой Отечественной войне.
Какие проблемы волнуют сегодняшних школьников в художественной
литературе о войне? Каковы мотивы их обращения к произведениям о войне?
Приведу высказывание школьницы: « Много читаю о войне. Часто думаю о том,
что ждет нашу планету в будущем, и поэтому с интересом читаю наших и
зарубежных
фантастов.
Поразила
фантастическая
ситуация,
описанная
Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Это какая-то особенная, очень
жизненная фантастика, не для того, чтобы задуматься о настоящем». (Елфимова
Айгуль, 11 класс).
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников
непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться
не
на
отрицании
культуры
своей
страны
и
высмеивании
истории
своего
государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему
отношений
к
тем
или
иным
событиям.
Большими
потенциальными
возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для
воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой
цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Изучая «Житие Александра Невского» в 8 классе, ученики говорят о
бранных
подвигах
Александра
Невского
и
его
духовном
подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к
защите
мирного
созидательного
труда
русского
населения
–
вот
основной
вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слово о полку
Игореве».
Для учащихся огромный материал для патриотического и гражданского
воспитания представляют эпизоды военной истории России.
Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении
М.Ю.Лермонтова
«Бородино»
в
5
классе,
учащиеся
раскрывают
мысли
и
чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о
значении Бородинской битвы и роли простого народа, русском национальном
характере, о том, кто такие настоящие люди, какой ценой добывается слава
народа. На уроках беседуем о войне 1812 года и значении Бородинской битвы,
говорим о Лермонтове не только как о поэте, но и непосредственном участнике
битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос:
«Почему
чувства
участников
далеких
событий
1812
года
продолжают
волновать
нас
и
сейчас?
Почему
во
время
Великой
Отечественной
войны
защитники Москвы часто произносили слова : «Ребята! Не Москва ль за нами?»
Анализ
текста
хорошо
дополняют
слайды
репродукции
картин
Ф.Рубо
«Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.Герасимова и
слайды других авторов, подготовленные самими учащимися.
Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс) – это прославление боевого
товарищества,
осуждение
предательства.
Ученики
отмечают
героизм
и
самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную
землю, патриотический пафос повести. Подвиги Тараса и его сына Остапа
вызывает
у
учащихся
чувство
искреннего
восхищения
и
дает
конкретные
представления
о
таких
чертах
патриотизма,
как
беззаветная
преданность
Родине, отвага и храбрость в отстаивании ее чести и независимости. При
изучении этого произведения использую на уроке видеофрагменты фильма
«Тарас
Бульба»
в
качестве
иллюстрации
произведения,
сопоставления
фрагментов
художественного
текста
и
видеофрагмента.
Просмотр
эпизодов
сопровождается беседой по содержанию.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими
документами.
Например,
при
изучении
романа
А.С.Пушкина
«Капитанская
дочка». Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например,
сопоставление
предводителя
восстания
в
разных
произведениях:
образ
Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина «Пугачев».
Данная работа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, на основе
которых
формируются
определенные
убеждения
и
через
оценку
событий
формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка
позитивных гражданских свойств личности.
Судьба родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М.
Шолохова «Судьба человека». Учащиеся 9 класса выявляют такие качества, как
стойкость, преданность, дух товарищества, которые были издавна присущи
русскому
солдату.
Ярким
примером
такого
солдата
стал
Андрей
Соколов.
Лейтмотивом произведения являются слова героя: «… На то ты и мужчина, на
то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Чтение
и
анализ
завершается
просмотром
фильма,
который
дает
еще
раз
возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского
человека.
Анализируя
текст,
ученики
получают
задания
найти
факты
проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе;
разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как
бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности
ребенка к событиям далекого прошлого.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через
искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на
уроках
творческих
заданий:
нарисовать
иллюстрацию
к
историческому
событию,
составить
кроссворды,
озвучить
диалог
исторических
деятелей,
написать сценарий к фильму, устное рисование. Использование музыкальных
фрагментов,
элементов
театрализации
позволяет
создать
о собый
эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.
Применение ИКТ - технологий является результатом формирования более
эффективной
модели
обучения,
-
это
требование
времени,
позволяющее
разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит
от
творческой
личности
учителя,
от
его
умения
использовать
ИКТ,
направленное
на
формирование
и
развитие
информационной
культуры
учащихся.
Эффективное использование новейших педагогических технологий,
воспитательных
возможностей
форм
и
методов
преподавания
обеспечивает
воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими
собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности
патриотической направленности.
Литература:
1.
Гасанов
З.Т.
«Цель,
задачи
и
принципы
патриотического
воспитания
граждан». «Педагогика». – 2007г., №6;
2.
Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
3.
Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников.
Внеклассная и внешкольная работа по литературе». – Москва, 2002 г.
4.
Богданова
О.Ю.
Библиотека
учителя
русского
языка
и
литературы.
«Нравственное
воспитание
на
уроках
литературы».
–
Москва
«Просвещение», 2001 г.
5.
Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской
педагогики». «Педагоггика». – 2007г., № 1.