Систематизированный процесс принятия управленческих решений
Автор: Малицкая Анжелика Алексеевна Должность: заместитель заведующего Учебное заведение: МАДОУ "Малыш" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Систематизированный процесс принятия управленческих решений Раздел: дошкольное образование
статья «Систематизированный процесс принятия управленческих
решений»
составлена
заместителем заведующего МАДОУ «Малыш»
Малицкой Анжеликой Алексеевной
г. Ноябрьск, ЯНАО
Социально-экономические процессы, происходящие в российском обществе и
непосредственно
касающиеся
дошкольного
образования,
подталкивают
к
переосмыслению
и
совершенствованию
способов
управления
дошкольного
образовательного
учреждения.
На
сегодняшний
день
одной
из
основных
функций
управления является принятие решений.
Ни
один
человек,
взрослея,
не
может
не
познать
на
практике
процесса
принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать
решения, это умение развивается с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает
сотни, а на протяжении всей свой жизни – тысячи и тысячи решений. В дошкольном
учреждении при выработке управленческого решения руководитель стремиться к тому,
чтобы в нем принимали участие компетентные лица с различными точками зрения в
зависимости
от
обсуждаемой
проблемы:
представители
Управляющего
совета,
Наблюдательного совета, Совета родительской общественности, трудового коллектива
учреждения, профсоюзной организации и других социальных структур. Руководитель
должен терпеливо выслушивать мнения и предложения всех участвующих в обсуждении
лиц, не оказывать психологического давления в достижении коллегиальности правильного
решения.
После
проработки
и
оценки
альтернатив
наступает
самый
ответственный
момент – выбор наилучшего варианта, которому будет придано официальное значение.
После принятия решения необходимо организовать его исполнение, доведение решения до
сознания
участников
образовательного
процесса,
определить
степень
контроля
за
исполнением
принятых
решений. Руководитель
учреждения
не
может
принимать
необдуманных решений, должен быть компетентным.
Принятие решений - это систематизированный процесс.
Управленческое
решение
в
учреждении
представляет
собой
творческий
акт
субъекта
управления,
определяющий
программу
деятельности
коллектива
по
эффективному
разрешению
проблемы
на
основе
знания
объективных
законов
функционирования
управляемой
системы и анализа информации о её состоянии.
Процесс
принятия
решений
состоит
из
логически
упорядоченных
действий,
направленных на разрешение проблемной ситуации. Этот процесс можно структурировать
на отдельные этапы:
1 этап: Постановка задачи:
- выявление и описание проблемной ситуации;
- оценка располагаемого времени;
- определение ресурсов, необходимых для выработки решения.
2 этап: Подготовка решения:
- анализ проблемной ситуации;
- выработка предположений (гипотез);
- определение целей;
- выявление полного перечня альтернатив;
- выбор допустимых альтернатив;
- предварительный выбор лучшей альтернативы;
3 этап: Выбор решения:
- оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение;
- экспериментальная проверка альтернатив;
- выбор единственного решения.
Управленческое решение – это программа действий, определяющая основную
цель к которой должен стремиться руководитель. Решение принимается при наличии
проблемной ситуации, возникающей в учреждении, и на первое место здесь выходит
процедура
и
технология
выявления
проблем. Это своего рода диагностика исходного
состояния, которая должна определить ключевую проблему и затем наметить пути ее
решения.
Все
решения
можно
условно
разделить
на
перспективные
и
текущие.
Рассмотрим их более подробно:
1. Перспективные решения определяют пути развития дошкольного учреждения на
относительно
длительный
период.
К перспективным решениям
можно
отнести
нормативно-организационные
решения,
которые
связаны
с
регламентацией
всей
деятельности учреждения, носят постоянный характер, действуют длительное время и
меняются с изменением условий работы учреждения: программа развития дошкольного
учреждения,
подпрограммы,
направленные
на
развитие
инновационной
деятельности,
повышение квалификации педагогических работников ДОУ, сохранение и укрепление
здоровья
воспитанников;
муниципальное
задание,
образовательная
программа
дошкольного
образования
учреждения,
годовой
план
работы
ДОУ,
решения
педагогического совета, трудового коллектива и т.д.
2. Текущие решения направлены на достижение ближайших целей. К этой группе
относятся
оперативно-распорядительные
решения,
принимающиеся
при
наличии
каких-либо отклонений от нормы: локальные акты учреждения, распоряжения, приказы;
а
также
хозяйственно-распорядительные
решения,
касающиеся
финансовых
и
материальных
проблем; план
финансово
–
хозяйственной
деятельности,
смета;
планирование экспертно – аналитической деятельности, правила внутреннего трудового
распорядка,
циклограммы
основных
мероприятий
и
работы
руководящего
персонала
первого и второго уровня управления.
В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:
выявление проблем и определение цели. Каждое действие должно основываться на
знании обстановки;
четкое
изложение
сформулированной
цели
и
задач
решения,
условий
для
его
исполнения,
определение
роли
каждого
исполнителя.
В
итоге
появляется
письменное изложение основных позиций решения, которое может быть изменено;
доведение
до
сведения
исполнителей,
обнародование
решения,
мотивировка
в
необходимости его исполнения;
окончательная
устная
и
письменная
корректировка
решения,
придание
ему
официального значения посредством «перевода» в приказ, распоряжение и т. д.
Организация его исполнения и контроля за исполнением принятого решения.
Управленческое решение выполняет ряд функций: устанавливает цели и задачи решения
проблемы; определяет пути и средства, которые делают возможным решение проблемы;
определяет порядок реализации данного решения.
Все управленческие решения имеют закономерные черты: как должна быть решена
проблема.
Каждое
управленческое
решение
должно
включать
в
себя
конкретность,
последовательность, гибкость, ясность и строгость формы. Принимать решения нужно на
основе достоверной информации о проблеме и формулировки, отражающей сущность
проблемы.
Внедрив рациональное решение, руководитель его контролирует, соотнесение
реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными.
Исходя
из
вышесказанного
можно
сказать,
что
для
руководителя
в
учреждении принятие решений не является самоцелью. Основное - это прежде
всего,
выбор
альтернативы,
а
не
разрешение
определенной
управленческой
проблемы.
Для
разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, a определенная
последовательность
решений
и,
главное,
их
осуществление.
Поэтому
управленческое
решение – это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и
имеющего определенную структуру.