Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Автор: Беда Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОБУ Д/С №3 комбинированного вида ЛГО Населённый пункт: г. Лесозаводск, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Рекомендации родителям по подготовке детей к школе. Раздел: дошкольное образование
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе .
Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути:
каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако
не
все
дети,
переступившие
порог
школы,
психологически
являются
школьниками.
Большинство
первоклассников
успешно
овладевают
школьной
программой,
но
для
части
детей
радость
жизни
в
школе
омрачается
неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно
заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно
слушая
объяснения
учителя,
ребята
недостаточно
хорошо
и
полно
осмысливают
преподносимый
на
уроке
материал.
В
результате
учебная
“задолженность”
с
каждым
днём
становится
всё
больше
и
больше.
Не
справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к
учёбе.
Это
может
даже
стать
причиной
формирования
отрицательного
отношения к школе, нежелания учиться.
Поэтому процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего
развития ребенка и во многом зависит от внимательного к нему отношения
учителей и родителей.
Родители и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок
учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что
не для всех детей адаптация к школе проходит быстро и гладко. Нежелание
ходить
в
школу,
выполнять
домашние
задания,
утомляемость
ребенка,
нервные срывы, развитие невроза — довольно распространенные жалобы
родителей.
От
чего
же
зависит
длительность
и
степень
«болезненности»
адаптационного
периода?
Возможны
ли
заблаговременный
прогноз
трудностей
и
своевременная
помощь
со
стороны
родителей
и
учителей?
Переход от дошкольного детства к школьному — качественный скачок в
развитии ребенка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или
возрастом (полных 6 или 7 лет), а созреванием физиологических систем
организма, сформированностью определенных качеств психики и личности.
Однако не все дети, переступившие школьный порог, психологически
являются школьниками. В этом случае говорят о той или иной неготовности
их к школе.
Каковы
же
основные
виды
неготовности
и
связанные
с
ними
о с о б е н н о с т и
а д а п т а ц и и
к
ш к о л е ?
Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов:
образовательного уровня родителей, состава семьи (полная или неполная),
методов воспитания, состояния здоровья ребенка, особенностей его развития,
начиная с внутриутробного развития. Чем менее готовым приходит ребенок в
школу, тем длительнее и труднее для него период адаптации. Трудности при
адаптации к новым условиям, новым требованиям испытывают все дети. Это
проявляется в психологическом напряжении — эффект неопределенности,
связанный
с
совершенно
новой
жизнью
в
школе,
вызывает
тревогу
и
ощущение дискомфорта в напряжении физическом. Новый режим ломает
прежние
стереотипы
(снижение
двигательной
активности,
значительные
умственные нагрузки и т.п.). Если одни дети достаточно успешно и быстро
преодолевают возникшие трудности, то для других, менее готовых к школе,
эти нагрузки могут стать запредельными, привести к нарушению состояния
здоровья. Задача родителей и учителя помочь таким детям адаптироваться
наиболее безболезненно.
Для детей, не достигших школьной зрелости, запредельными станут в
первую очередь физические нагрузки. Наблюдая за такими детьми, учитель
замечает, как их работоспособность падает к концу урока, а к концу учебного
дня, учебной недели — накапливается утомление.
Готовность к школе условно можно представить в виде суммы трех
составляющих: готовности организма ребенка к систематическому обучению,
готовно сти
психиче ских
проце ссов
и
готовно сти
л и ч н о с т и .
Готовность
организма,
или
школьная
зрелость,
рассматривается
гигиенистами как уровень морфологического и функционального развития,
при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый
режим жизни не будут для ребенка чрезмерно обременительными.
Критерием
школьной
зрелости
ребенка
может
служить
его
работоспособность в течение учебного дня, учебной недели или обратный
п о к а з а т е л ь
—
у т о м л я е м о с т ь
р е б е н к а .
Готовность ребенка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем
сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти,
внимания,
речи.
Здесь
основными
критериями
готовности
выступают
произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям,
развернутая
речь,
использование
ребенком
сложноподчиненных
предложений.
Большое
значение
имеет
развитие
эмоционально-волевой
сферы:
способность
ребенка
соподчинять
мотивы,
управлять
своим
поведением.
Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для
овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного
усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребенка, т.е.
определенный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их
свойствах,
явлениях
живой
и
неживой
природы,
различных
сторонах
общественной жизни, моральных нормах поведения.
Третья составляющая готовности к школе, т.е. готовность личности,
прежде всего включает в себя желание ребенка стать школьником, выполнять
серьезную
деятельность,
учиться.
Появление
такого
желания
к
концу
дошкольного возраста связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое
положение
дошкольника
как
не
соответствующее
его
возросшим
возможностям,
перестает
удовлетворяться
тем
способом
приобщения
к
жизни взрослых, который дает ему игра.
Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает
для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к
которому
все
относятся
с
уважением.
Становясь
школьником,
ребенок
вступает
в
новую
систему
отношений,
обусловленных
его
положением
ученика.
Отношения
«ребенок—сверстники»
определяются
теперь
не
только
тем,
каков сверстник в игре, но и тем, как он учится, что о нем говорит учитель и
т.п.
Отношения
«ребенок—родители»
в
основном
теперь
строятся
по
результатам деятельности ребенка, его успехам или неуспехам в учении.
Сам ребенок начинает иначе относиться к себе, видеть себя в сравнении
с одноклассниками. Совершенно новыми выступают для него отношения с
учителем.
Неготовность личности ребенка к новой социальной ситуации развития
характеризуется
преобладанием
игровой
мотивации
поведения
и
деятельности над учебной, непониманием профессиональной роли учителя,
особенностей отношений с ним, специфичности учебных задач.
Важной
стороной
готовности
является
сформированность
качеств
личности, помогающих ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в
нем, включиться в общую деятельность. Не имея таких качеств, ребенок
работает
в
классе
только
в
том
случае,
если
учитель
обращается
непосредственно к нему. В остальное время он как бы отсутствует на уроке:
не может продолжить за своим соседом стихотворение, не слышит ответов
товарищей.
Неумение
ребенка
объективно
оценить
результат
своей
деятельности,
свое
поведение
и,
следовательно,
адекватно
отнестись
к
замечанию учителя, к отметке ведет к еще большим трудностям в адаптации
к школе. Закрепившееся негативное отношение к учебе, к школе может стать
препятствием на пути всего дальнейшего обучения.
Процесс адаптации ребенка к школе имеет большое значение для всего
его
дальнейшего
развития.
Как
он
пройдет
и
как
скажется
на
здоровье
ребенка — во многом зависит от внимательного отношения к нему и его
трудностям учителя и родителей.
С
началом
учебных
занятий
в
1-м
классе
выявляются
дети
с
недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. У
таких детей недостаточно развита «позиция школьника». Поэтому учитель
должен строить свои отношения с такими учащимися по типу «дошкольник»:
большую роль должно играть эмоциональное общение.
Необходимо
всемерно
поддерживать
хорошее
отношение
ребенка
к
школе,
учению.
В
этом
должны
большую
помощь
оказывать
родители,
постоянно расспрашивая таких детей о школьной жизни, при этом абсолютно
исключив порицания за школьные неудачи.
Нужно специально учить ребенка учиться: обращать на него внимание и
возвращать к выполнению задания, если он отвлекся, давать специальное
задание на осознание способа действия, формировать самоконтроль: учить
проверять,
находить
собственные
ошибки,
поощрять
лю бые
самоисправления, даже если из-за них в тетрадях возникает грязь.
Пока
самоконтроль
недостаточно
сформирован,
нужен
повышенный
к о н т р о л ь
с о
с т о р о н ы
п е д а г о г а .
В
особую
группу
следует
выделить
детей,
требующих
особого
и н д и в и д у а л ь н о г о
п о д х о д а ,
э т о
д е т и
—
л е в ш и .
Сам
процесс
переучивания
для
леворукого
ребенка
связан
с
большими
трудностями, которые особенно выражены в первый год обучения в школе,
т.е.
в
период
значительной
нагрузки
на
двигательный
анализатор
при
выполнении дифференцированных моторных навыков. В психике ребенка
могут
появиться
ранее
не
свойственные
ему
особенности:
повышенная
утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, головные
боли, ухудшение ночного сна, учащаются капризность, раздражительность,
вспыльчивость.
Нередко родители, а иногда и учителя считают основными показателями
готовности к школе знакомство ребенка с буквами, умение читать и считать,
знание
стихов
и
песенок.
Психолого-педагогические
исследования
показывают, что подобные знания мало влияют на успешность обучения. Их
отсутствие не требует какой-либо специальной индивидуальной работы с
ребенком, так как оно предусмотрено программой и методикой обучения.
Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:
• Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в
течение тридцати минут.
• Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений,
используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
• Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
• Изменять существительные по числам.
• Считать до десяти и обратно.
• Решать простые задачи на сложение и вычитание.
• Читать по слогам.
• Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
• Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.
Ваш
ребенок
ходит
в
садик
или
в
подготовительную
группу.
Вы
помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь
помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые
ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при
общении
с
окружающими,
из
книг,
телевидения.
Помогайте
ему
устанавливать
логическую
связь
между
предметами,
чтобы
он
знал
как
можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.
Обратите внимание на:
Образование множественного числа от существительных единственного
числа. Ухо – уши, яйцо - яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных.
Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета.
Какой? - Зеленый.
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять
кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике…
Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под
кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит
улицу. Девочка к дому подходит.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец - огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая?
Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто?
Трубочист.
Особое внимание уделите словообразованию, формированию
грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально,
отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком
акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки.
Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в
речь ребенка.
Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в
магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша
заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» - переспрашиваете
вы. «Красная», - отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как
она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать,
одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?»
«Железный», - следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по
чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот
большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно,
грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное:
проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических
упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка
предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-
ласкательных слов.
Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного
времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на
разговор, на обсуждение.
Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а
ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего
обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая
его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру
на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и
сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно
употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?
Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите,
натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте
его говорить правильно.
О ч е н ь
п о л е з н о з а п о м и н а т ь
п р е д м е т ы ,
и х
к о л и ч е с т в о ,
взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и
окружающей
обстановки.
Учите
его
сравнивать
различные
предметы
и
явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять
д в а
п о ч т и
од и н а ко в ы х
р и с у н к а ,
с
ц е л ь ю
н а й т и
о т л и ч и я .
При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он
начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует
свою
речь.
И
вы
старайтесь
говорить
с
малышом
развернутыми
предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как
можно
больше
признаков
предмета.
Вспомните,
как
грустно
выглядят
взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в
наших руках!