Авторы: Немчинова Анна Ивановна, Анна Ивановна Немчинова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 19
Населённый пункт: г Верхняя Пышма, поселок Кедровое
Наименование материала: "Земля - наш общий дом"
Тема: познавательно - творческий проект
Раздел: дошкольное образование
Название проекта: «Земля - наш общий дом».
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения: апрель.
Цель проекта:
Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности
за все живое на Земле.
Задачи:
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям,
животным;
-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической
деятельности и в быту;
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-доставить детям радость от участия совместном труде;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;
Актуальность: Планета Земля – наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Человек не может без
природы, в ней всё необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живёт на земле, должен заботливо и
бережно относиться к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. К этому надо приучать детей с
раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе,
формируются основы экологического сознания.
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому нужно
формировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению
различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников - прежде всего нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека
к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности
любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, нужно достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и
природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе,
наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом,
безнравственны.
Необходимо убеждать детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому
должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому
нужно привлекать каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для
постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Задача педагога совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в
отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети :
формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о
необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых
существ;
с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог: осуществляет инновационную деятельность, повышает свой профессиональный уровень;
в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы; познавательной литературой, оборудованием для
экспериментирования, дидактическими играми; самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей
планете;
Подготовка к проекту:
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с темой проекта.
- Информационный материал для родителей.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Тематические беседы.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Выполнение проекта
17.04.2023-21.04.2023
«Общесадовский проект «Земля – наш общий дом» (22 апреля – Всемирный день Земли)»
1.Познавательно-исследовательская
деятельность (мир природы)
Тема: «Взаимосвязь и взаимодействие в
природе»
Цель: развить у детей понимание того, что
планета Земля – наш общий дом, в котором
живут звери, птицы, рыбы, а человек лишь
часть природы, что на жизнь и здоровье влияет
чистота нашей планеты. (Авдеева Н.Н.
«Безопасность», стр. 70).
2.Познавательно-исследовательская
деятельность (математика)
Тема: «Первые весенние цветы».
Цель: учить правильно использовать
количественные числительные, умение
сравнивать множества, уравнивать неравные
группы предметов, формировать временные
представления. (Нищева Н.В. Развитие
математических навыков, стр. 146)
1.Коммуникативная деятельность
Тема: «Описание внешнего вида животных».
Цель: продолжать учить составлять описание
предметов; упражнять в образовании форм
глагола хотеть, закреплять правильное
произношение звука л.
(О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи
для детей 3-5 лет», с. 162).
1.Изобразительная деятельность.
(аппликация)
Тема: «Мир вокруг нас. Рыбки в водице».
Цель: закреплять знания детей о море и его
обитателях, учит составлять гармоничные
образы рыб, учить вырезать круги и овалы
из квадратов и прямоугольников, развивать
комбинаторские способности и
композиционные умения. (Леонова Н.Н.
Художественно – эстетическое развитие,
стр.173)
2. Изобразительная деятельность.
(рисование)
Тема: коллективное нетрадиционное
рисование
«Земля – наш общий дом!».
Цель: обратить внимание на разнообразие
ландшафта земли, учить детей создавать
образ Земли в определенном состоянии,
используя различные средства
выразительности, способствовать
стремлению сделать что-нибудь хорошее
для нашей Матушки Земли, как основы
всего живого, знакомить с нетрадиционной
техникой рисования. (приложение к РП).
АПРЕЛЬ
«Общесадовский проект «Земля – наш общий дом» (22 апреля – Всемирный день Земли)»
17.04.2023-21.04.2023
Артикуляционная гимнастика № 29
Пальчиковая гимнастика № 93
Дыхательная гимнастика № 14
Гимнастика после сна № 15
Физкультминутка № 50
Зрительная гимнастика № 14
Понедельник (17.04.)
Совместная деятельность:
- Беседа: «Вода наша помощница»
Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы
– воде и ее свойствах.
(Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с
окружающим миром», стр.182).
- Трудовые поручения: убираем вымытые игрушки по
местам.
- Д/и «Вода – это хорошо или плохо?»
Цель: упражнять в определении положительных и
отрицательных свойств воды, активизировать речь.
(Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с
окружающим миром», стр.195).
- Разработка памятки «Как беречь воду»
- Инструкция по технике безопасности № 28 «Если на
участок пришел незнакомый человек»
Самостоятельная деятельность:
игры в развивающих центрах.
Карточка № 11.
Совместная деятельность:
- Игра – имитация «Дождь».
Цель: учить детей понимать и оценивать природные явления, их
влияние на эмоциональное состояние человека, передавать свое
эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях
(Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 138).
- Чтение сказки «Мойдодыр»
Цель: формировать у детей эмоциональное восприятие и
понимание содержания сюжета, вызывать желание запоминать и
выразительно воспроизводить четверостишие. (Сказки.
К.Чуковский).
- Опыт «Прозрачная вода».
Цель: выявит свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет
вес). (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр. 11).
-С/р игра «Эковолонтеры. Чистим ручей.»
Индивидуальная работа:
Конструирование/лепка
Самостоятельная деятельность:
строительные игры.
Вторник (18.04.)
Совместная деятельность:
Карточка № 12.
Совместная деятельность:
- Беседа «Воздух»
Цель: воспитывать интерес к явлениям неживой природы,
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и
внутри нас; расширять знания о воздухе. (приложение к РП)
- Заучивание стих-я Андреева-Доглядная М. «Воздух»
Цель: учить детей выразительно рассказывать стих-е,
передавать свое настроение; работать над выразительностью
речи, учить подбирать интонацию, громкость и тембр голоса
в соответствии с содержанием стих-я (Приложение к РП №4)
Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
- Подвижная игра «Ветер и листья»
Цель: продолжать учить проговаривать слова и выполнять
движения согласно тексту.
(Картотека прогулок. Октябрь. Карточка №2)
- Воспитание КГН: «Питание»
Цель: закреплять умение правильно пользоваться столовыми
приборами во время еды, по окончании класть их на край
тарелки, а не на стол. (Приложение к РП №7).
Самостоятельная деятельность: изобразительная
деятельность
(Рисуем вместе с детьми «Берегите Воздух!!!»)
- Опыт «Воздух работает».
Цель: дать представление о том, что воздух может двигать
предметы. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр.
15).
- Д/и по математике «Веселая арифметика».
Цель: учить соотносить число с количеством.
(игротека)
- Д/и «Какой ветер дует?»
Цель: упражнять в определении основных свойств ветра,
активизировать речь, развивать наблюдательность. (Карпухина
Н.А. «Конспекты занятий знакомство с окружающим миром»,
стр.194).
- Этюд «Дует ветер»
Цель: учить детей понимать и оценивать силу ветра, развитие
артикуляционного аппарата. (Шипицына Л.М. «Азбука общения»,
стр. 136).
Индивидуальная работа
(ФЦКМ)
Самостоятельная деятельность:
С/р игры.
Среда (19.04.)
Совместная деятельность:
Карточка № 13.
Совместная деятельность:
- Беседа «Насекомые»
Цель: закрепить представление о насекомых, учить выделять
их главные признаки. (Воронкевич О.А. «Добро пожаловать
в экологию», стр.89)
- Коммуникативная игра «Дрозд»
Цель: развивать моторные функции, учить
взаимодействовать с напарником, воспитывать внимательное
отношение к речи товарищей. (Полякевич Ю.В.
«Формирование коммуникативных навыков», стр. 120)
- Речевые / словесные игры по рекомендации учителя –
логопеда
Самостоятельная деятельность:
в книжном уголке.
- Игра – драматизация «Маша обедает».
Цель: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к
животным, желание ухаживать за ними, дать основы общения
людей с животными. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр.
142).
- С/р игра «Ветеринарная больница».
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, дать детям
представления о полетах в космос.
(Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» с.33)
- Д/и «Кто где живет?»
Цель: различать где живут разные животные, насекомые и птицы.
(Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 153).
Индивидуальная работа:
Математика/ «Сказки фиолетового леса»
Самостоятельная деятельность:
игры в физкультурном уголке.
Четверг (20.04.)
Совместная деятельность:
Карточка № 14.
Совместная деятельность:
- «Как узнать растение: дерево, куст, траву».
Цель: обобщить представления о типичной морфологии
растений, закрепить умение различать и называть части
растений, формировать представление о потребностях
растений и их пользе». (Воронкевич О.В. «Добро пожаловать
в экологию», стр. 107).
- Хороводная игра «По солнышку».
Цель: учить детей действовать согласно заданию,
приобщение к миру музыки. (Шипицана Л.М. «Азбука
общения», стр. 137).
Индивидуальная работа:
Музыка
Самостоятельная деятельность:
игры в театральном уголке.
- Чтение стихотворения Серова Е. «Подснежники».
Цель: познакомить детей с произведениями; побуждать к
запоминанию названий цветов, увеличение словарного запаса и
развитие воображения. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр.
166).
- Игры с палочками Кюизенера.
Цель: учить конструировать из палочек по образцу, развивать
умение сравнивать палочки по длине, ориентироваться в
пространстве, оперируя понятиями левый/правый. (настольные
игры).
- С/р игра «Сказка - сон».
Цель: учить примерять на себя роли, действовать согласно
сценария. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 164).
- Игра – имитация «Лес шумит».
Цель: учить детей понимать и оценивать природные явления,
действовать по заданию, развивать произношение шипящих
звуков. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 139).
Индивидуальная работа:
Рисование / аппликация
Самостоятельная деятельность
игры в речевом уголке
Пятница (21.04.)
Совместная деятельность:
Карточка № 15.
Совместная деятельность:
- Беседа «Почва-живая земля».
Цель: познакомить детей с составом земли и ее свойствами,
дать определение понятию плодородие. (приложение к РП).
- Минутка этикета «Письмо о радуге»
Цель: формировать представления о передачи различных
чувств в письме, формирование навыков грамотного
общения. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 361).
- Д/и «Шнуровки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, зрительное
восприятие (настольные игры).
Индивидуальная работа:
Повторение стихов, потешек, считалок
- Трудовой десант и фотовыставка «Очистим планету от
мусора».
Самостоятельная деятельность:
настольно-печатные игры.
- Минутка безопасности
Беседа: «Будем беречь и охранять природу»
Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать
представление о том, какие действия вредят природе, а какие
способствуют ее восстановлению.
(Авдеева Н. Н. «Безопасность». стр. 73)
- Бытовой труд: наведение порядка в группе.
Цель: формировать у детей осознанное отношение к порядку,
стремление его поддерживать, учить собирать игрушки после игр и
убирать их на места.
Индивидуальная работа:
Речевое развитие
Самостоятельная деятельность:
С/р игры.
Художественно – эстетическое развитие
Опыты «Прозрачная вода».
Игры.
Трудовая деятельность
Наблюдение, составление рассказа.
Заключение.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в
сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные
формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам
живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к
творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение,
мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях
желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства
в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной
развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Литература.
1.
Авдеева Н. Н. «Безопасность».
2.
Шипицына Л.М. «Азбука общения»
3.
Воронкевич О.В. «Добро пожаловать в экологию»
4.
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
5.
Полякевич Ю.В. «Формирование коммуникативных навыков»
6.
Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с окружающим миром»
7.
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность».