Напоминание

познавательно - творческий проект


Авторы: Немчинова Анна Ивановна, Анна Ивановна Немчинова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 19
Населённый пункт: г Верхняя Пышма, поселок Кедровое
Наименование материала: "Земля - наш общий дом"
Тема: познавательно - творческий проект
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название проекта: «Земля - наш общий дом».

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Период выполнения: апрель.

Цель проекта:

Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности

за все живое на Земле.

Задачи:

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям,

животным;

-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической

деятельности и в быту;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

-доставить детям радость от участия совместном труде;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;

Актуальность: Планета Земля – наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Человек не может без

природы, в ней всё необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живёт на земле, должен заботливо и

бережно относиться к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. К этому надо приучать детей с

раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе,

формируются основы экологического сознания.

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому нужно

формировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению

различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников - прежде всего нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека

к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности

любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, нужно достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и

природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе,

наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом,

безнравственны.

Необходимо убеждать детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому

должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,

сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому

нужно привлекать каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для

постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Задача педагога совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в

отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети :

формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о

необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых

существ;

с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

в ходе проекта педагог: осуществляет инновационную деятельность, повышает свой профессиональный уровень;

в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы; познавательной литературой, оборудованием для

экспериментирования, дидактическими играми; самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей

планете;

Подготовка к проекту:

- Подобрать методическую литературу по теме.

- Подобрать художественную литературу для чтения детям.

- Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с темой проекта.

- Информационный материал для родителей.

- Составить перспективный план мероприятий.

- Тематические беседы.

- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

Выполнение проекта

17.04.2023-21.04.2023

«Общесадовский проект «Земля – наш общий дом» (22 апреля – Всемирный день Земли)»

1.Познавательно-исследовательская

деятельность (мир природы)

Тема: «Взаимосвязь и взаимодействие в

природе»

Цель: развить у детей понимание того, что

планета Земля – наш общий дом, в котором

живут звери, птицы, рыбы, а человек лишь

часть природы, что на жизнь и здоровье влияет

чистота нашей планеты. (Авдеева Н.Н.

«Безопасность», стр. 70).

2.Познавательно-исследовательская

деятельность (математика)

Тема: «Первые весенние цветы».

Цель: учить правильно использовать

количественные числительные, умение

сравнивать множества, уравнивать неравные

группы предметов, формировать временные

представления. (Нищева Н.В. Развитие

математических навыков, стр. 146)

1.Коммуникативная деятельность

Тема: «Описание внешнего вида животных».

Цель: продолжать учить составлять описание

предметов; упражнять в образовании форм

глагола хотеть, закреплять правильное

произношение звука л.

(О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи

для детей 3-5 лет», с. 162).

1.Изобразительная деятельность.

(аппликация)

Тема: «Мир вокруг нас. Рыбки в водице».

Цель: закреплять знания детей о море и его

обитателях, учит составлять гармоничные

образы рыб, учить вырезать круги и овалы

из квадратов и прямоугольников, развивать

комбинаторские способности и

композиционные умения. (Леонова Н.Н.

Художественно – эстетическое развитие,

стр.173)

2. Изобразительная деятельность.

(рисование)

Тема: коллективное нетрадиционное

рисование

«Земля – наш общий дом!».

Цель: обратить внимание на разнообразие

ландшафта земли, учить детей создавать

образ Земли в определенном состоянии,

используя различные средства

выразительности, способствовать

стремлению сделать что-нибудь хорошее

для нашей Матушки Земли, как основы

всего живого, знакомить с нетрадиционной

техникой рисования. (приложение к РП).

АПРЕЛЬ

«Общесадовский проект «Земля – наш общий дом» (22 апреля – Всемирный день Земли)»

17.04.2023-21.04.2023

Артикуляционная гимнастика № 29

Пальчиковая гимнастика № 93

Дыхательная гимнастика № 14

Гимнастика после сна № 15

Физкультминутка № 50

Зрительная гимнастика № 14

Понедельник (17.04.)

Совместная деятельность:

- Беседа: «Вода наша помощница»

Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы

– воде и ее свойствах.

(Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с

окружающим миром», стр.182).

- Трудовые поручения: убираем вымытые игрушки по

местам.

- Д/и «Вода – это хорошо или плохо?»

Цель: упражнять в определении положительных и

отрицательных свойств воды, активизировать речь.

(Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с

окружающим миром», стр.195).

- Разработка памятки «Как беречь воду»

- Инструкция по технике безопасности № 28 «Если на

участок пришел незнакомый человек»

Самостоятельная деятельность:

игры в развивающих центрах.

Карточка № 11.

Совместная деятельность:

- Игра – имитация «Дождь».

Цель: учить детей понимать и оценивать природные явления, их

влияние на эмоциональное состояние человека, передавать свое

эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях

(Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 138).

- Чтение сказки «Мойдодыр»

Цель: формировать у детей эмоциональное восприятие и

понимание содержания сюжета, вызывать желание запоминать и

выразительно воспроизводить четверостишие. (Сказки.

К.Чуковский).

- Опыт «Прозрачная вода».

Цель: выявит свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет

вес). (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр. 11).

-С/р игра «Эковолонтеры. Чистим ручей.»

Индивидуальная работа:

Конструирование/лепка

Самостоятельная деятельность:

строительные игры.

Вторник (18.04.)

Совместная деятельность:

Карточка № 12.

Совместная деятельность:

- Беседа «Воздух»

Цель: воспитывать интерес к явлениям неживой природы,

подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и

внутри нас; расширять знания о воздухе. (приложение к РП)

- Заучивание стих-я Андреева-Доглядная М. «Воздух»

Цель: учить детей выразительно рассказывать стих-е,

передавать свое настроение; работать над выразительностью

речи, учить подбирать интонацию, громкость и тембр голоса

в соответствии с содержанием стих-я (Приложение к РП №4)

Воздух — это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

- Подвижная игра «Ветер и листья»

Цель: продолжать учить проговаривать слова и выполнять

движения согласно тексту.

(Картотека прогулок. Октябрь. Карточка №2)

- Воспитание КГН: «Питание»

Цель: закреплять умение правильно пользоваться столовыми

приборами во время еды, по окончании класть их на край

тарелки, а не на стол. (Приложение к РП №7).

Самостоятельная деятельность: изобразительная

деятельность

(Рисуем вместе с детьми «Берегите Воздух!!!»)

- Опыт «Воздух работает».

Цель: дать представление о том, что воздух может двигать

предметы. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр.

15).

- Д/и по математике «Веселая арифметика».

Цель: учить соотносить число с количеством.

(игротека)

- Д/и «Какой ветер дует?»

Цель: упражнять в определении основных свойств ветра,

активизировать речь, развивать наблюдательность. (Карпухина

Н.А. «Конспекты занятий знакомство с окружающим миром»,

стр.194).

- Этюд «Дует ветер»

Цель: учить детей понимать и оценивать силу ветра, развитие

артикуляционного аппарата. (Шипицына Л.М. «Азбука общения»,

стр. 136).

Индивидуальная работа

(ФЦКМ)

Самостоятельная деятельность:

С/р игры.

Среда (19.04.)

Совместная деятельность:

Карточка № 13.

Совместная деятельность:

- Беседа «Насекомые»

Цель: закрепить представление о насекомых, учить выделять

их главные признаки. (Воронкевич О.А. «Добро пожаловать

в экологию», стр.89)

- Коммуникативная игра «Дрозд»

Цель: развивать моторные функции, учить

взаимодействовать с напарником, воспитывать внимательное

отношение к речи товарищей. (Полякевич Ю.В.

«Формирование коммуникативных навыков», стр. 120)

- Речевые / словесные игры по рекомендации учителя –

логопеда

Самостоятельная деятельность:

в книжном уголке.

- Игра – драматизация «Маша обедает».

Цель: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к

животным, желание ухаживать за ними, дать основы общения

людей с животными. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр.

142).

- С/р игра «Ветеринарная больница».

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, дать детям

представления о полетах в космос.

(Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» с.33)

- Д/и «Кто где живет?»

Цель: различать где живут разные животные, насекомые и птицы.

(Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 153).

Индивидуальная работа:

Математика/ «Сказки фиолетового леса»

Самостоятельная деятельность:

игры в физкультурном уголке.

Четверг (20.04.)

Совместная деятельность:

Карточка № 14.

Совместная деятельность:

- «Как узнать растение: дерево, куст, траву».

Цель: обобщить представления о типичной морфологии

растений, закрепить умение различать и называть части

растений, формировать представление о потребностях

растений и их пользе». (Воронкевич О.В. «Добро пожаловать

в экологию», стр. 107).

- Хороводная игра «По солнышку».

Цель: учить детей действовать согласно заданию,

приобщение к миру музыки. (Шипицана Л.М. «Азбука

общения», стр. 137).

Индивидуальная работа:

Музыка

Самостоятельная деятельность:

игры в театральном уголке.

- Чтение стихотворения Серова Е. «Подснежники».

Цель: познакомить детей с произведениями; побуждать к

запоминанию названий цветов, увеличение словарного запаса и

развитие воображения. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр.

166).

- Игры с палочками Кюизенера.

Цель: учить конструировать из палочек по образцу, развивать

умение сравнивать палочки по длине, ориентироваться в

пространстве, оперируя понятиями левый/правый. (настольные

игры).

- С/р игра «Сказка - сон».

Цель: учить примерять на себя роли, действовать согласно

сценария. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 164).

- Игра – имитация «Лес шумит».

Цель: учить детей понимать и оценивать природные явления,

действовать по заданию, развивать произношение шипящих

звуков. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 139).

Индивидуальная работа:

Рисование / аппликация

Самостоятельная деятельность

игры в речевом уголке

Пятница (21.04.)

Совместная деятельность:

Карточка № 15.

Совместная деятельность:

- Беседа «Почва-живая земля».

Цель: познакомить детей с составом земли и ее свойствами,

дать определение понятию плодородие. (приложение к РП).

- Минутка этикета «Письмо о радуге»

Цель: формировать представления о передачи различных

чувств в письме, формирование навыков грамотного

общения. (Шипицына Л.М. «Азбука общения», стр. 361).

- Д/и «Шнуровки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, зрительное

восприятие (настольные игры).

Индивидуальная работа:

Повторение стихов, потешек, считалок

- Трудовой десант и фотовыставка «Очистим планету от

мусора».

Самостоятельная деятельность:

настольно-печатные игры.

- Минутка безопасности

Беседа: «Будем беречь и охранять природу»

Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать

представление о том, какие действия вредят природе, а какие

способствуют ее восстановлению.

(Авдеева Н. Н. «Безопасность». стр. 73)

- Бытовой труд: наведение порядка в группе.

Цель: формировать у детей осознанное отношение к порядку,

стремление его поддерживать, учить собирать игрушки после игр и

убирать их на места.

Индивидуальная работа:

Речевое развитие

Самостоятельная деятельность:

С/р игры.

Художественно – эстетическое развитие

Опыты «Прозрачная вода».

Игры.

Трудовая деятельность

Наблюдение, составление рассказа.

Заключение.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в

сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные

формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам

живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к

творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение,

мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях

желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства

в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной

развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

Литература.

1.

Авдеева Н. Н. «Безопасность».

2.

Шипицына Л.М. «Азбука общения»

3.

Воронкевич О.В. «Добро пожаловать в экологию»

4.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

5.

Полякевич Ю.В. «Формирование коммуникативных навыков»

6.

Карпухина Н.А. «Конспекты занятий знакомство с окружающим миром»

7.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность».



В раздел образования