Напоминание

Экологическая викторина для 5 класса


Автор: Лапшина Ольга Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №38
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: конспект
Тема: Экологическая викторина для 5 класса
Раздел: среднее образование





Назад





Экологическая викторина

«Планета Земля - мы за тебя в ответе»

5 класс

Цель викторины:
1. Воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение к природе, совершаемые поступки по отношению к ней. 2. Повышение познавательного интереса детей. Закрепление и расширение знаний о природе планеты Земля. 3. Воспитание нового поколения жителей Земли, главная цель которых, сохранить планету "здоровой".
Оборудование:
1. Плакат: глобус Земли обнимают руки людей. 2. Эмблемы команд. 2. Карандаши, фломастеры. 3. Грамоты для награждения.
Жюри викторины:
педагоги дополнительного образования, родители.
Подготовка к викторине:
выполнение домашнего задания; разучивание стихов; чтение энциклопедических книг: "Почемучка", Эрудит, "Все обо всем"; изготовление эмблем команды (они должны носить экологический характер); оформление экологических газет. Вступление Есть просто храм, Есть храм науки. А еще есть природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй ее святынь. -
Природа- чудесна, богата, полна тайн. Она дает человеку несметные богатства,

а взамен требует бережного, нежного отношения к себе. Всюду кипит жизнь- под

водой,

в воздухе, на земле. Наша викторина посвящена экологическим проблемам

нашей зеленой планеты ЗЕМЛЯ!
I. Представление команд. 1. Каждая команда представляет своё название ,свою эмблему. («Ручеёк» и «Листопад».)
2. Экологическую газету "Что мы хотим сказать..."
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!» А. Максимова II. Викторина "Узнай это растение"
Ведущий .
Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.
Ведущий .
Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух.) А какие выражения вы знаете, в которых используется название этого растения? («Пристал, как репейник», «Вот лопух!»)
Ведущий .
Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим пучком корней, прижало к земле свои листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Назовите это растение. (Подорожник.) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов.)
Ведущий .
. Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на листьях и стеблях есть стрекательные волоски. Каждый волосок - маленький шприц, наполненный жгучей жидкостью. Вы узнали? (Крапива.) Правильно, крапива. Как ни странно, есть за что людям благодарить ее. Много вкусных и полезных блюд можно приготовить из молодой крапивы. Ведь в ее листьях находится в 2 раза больше витамина С, чем в черной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечение. Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы - крапивница.
Ведущий 1.
Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства растения были хорошо известны врачам уже при Петре I. Растет на болотах, лугах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, лесах, на опушках. Одно из ее
основных лечебных свойств - успокаивающее действие на нервную систему. Помогает она и при болезнях сердца. В аптеках продается и в виде настойки. (Валериана.)
Дополнительный вопрос каждой команде:
1. Дерево, цветы которого, помогают в лечении простуды? /Липа/ 2. Растение одна сторона которого теплая, нежная, вторая холодная, оно может излечить нас от кашля? /Мать -и- Мачеха/ 3. Вы, находясь долго в движении, натерли ногу. Как растение может снять боль? /Подорожник/ 1. Какое растение может укрепить волосы? / Крапива, корень лопуха/ 2. Какое растение, как веник, очищает наш организм? /Чистотел/ 3. Какие растения помогут нам в походе заварить вкусный чай? /липа, лесная малина, смородина, земляника/ III. "Знатоки природы"
А теперь - викторина по литературным произведениям и мультфильмам. Ее герои -

животные и растения.

1- команда:
1. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? (С. Маршак «Кошкин дом».) 2. Какой кот постоянно носит очки? (Кот Базилио, А. Толстой «Буратино») 3. Каких котов знают все американские дети? ( Тома из мультсериала «Том и Джерри»; кота Гарфилда из мультсериала «Гарфилд и его друзья».)
2- команда:
1. Какое речное животное пропагандировал Дуремар? (Медицинскую пиявку.) 2. Какие насекомые не захотели поделиться с Винни-Пухом своим продуктом? (Пчелы) 3. Какое растение способно исполнять желания? (Цветик-семицветик из рассказа В. Катаева.) IV . Криптограммы
- Перепрыгивая через слоги, собери слова в пословицу. Объясните как вы её

понимаете.
" Не ремудноворедебисруть - норемудтирасвыть. /народная мудрость/ Сел и даво–ныродератб и расест.
/пословица V. Кроссворд. 1. Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. 2. Буря, вихрь возникающие на суше. 3. Уменьшенная модель Земли. 4. Уничтожение отходов жизнедеятельности и производства. 5. Ураган, буря, вихрь возникшие в океане. 6. Определённая территория ( лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений. 7. Уменьшенное изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. 6 5 4 1 7 3 2 VI. Экологические ребусы. Каждая команда получает по 4 ребуса. За отведенное время ребята должны отгадать слова и представить их жюри/ стрекоза стриж Евразия

VII."Конкурс загадок –" Зелёный хоровод"

- Как обойтись нам без загадок, в них столько мудрости людей!

Чтоб мысли привести в порядок, вы отгадайте их скорей!
У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если на опушке, Ветви - только на макушке (сосна) Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год (Ель) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дерево)
Давайте, ребята, сохранять красоту

природы. Беречь леса, реки, птиц,

зверей!
1 чтец Наша планета Земля, Очень щедра и богата, Горы, леса и поля Дом наш родимый, ребята! 2 чтец Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду её никому не дадим! 3 чтец Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей! Украсим всю Землю садами, цветами! Такая планета нужна нам с вами! Людмила Савчук
VIII. Подведение итогов.

Жюри объявляет результаты игры.

Награждение.
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза) Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (Пух тополя) У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если на опушке, Ветви - только на макушке (сосна) Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина
Лапшина Ольга Павловна-учитель географии МАОУ СОШ №38 Тюмень


В раздел образования