Автор: Лапшина Ольга Павловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МАОУ СОШ №38 Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: конспект Тема: Экологическая викторина для 5 класса Раздел: среднее образование
Цель викторины:
1.
Воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение
к природе, совершаемые поступки по отношению к ней.
2. Повышение познавательного интереса детей. Закрепление и расширение знаний о
природе планеты Земля.
3. Воспитание нового поколения жителей Земли, главная
цель которых, сохранить
планету "здоровой".
Оборудование:
1. Плакат: глобус Земли обнимают руки людей.
2. Эмблемы команд.
2. Карандаши, фломастеры.
3. Грамоты для награждения.
Жюри викторины:
педагоги дополнительного образования, родители.
Подготовка к викторине:
выполнение домашнего задания; разучивание стихов;
чтение энциклопедических книг: "Почемучка", Эрудит, "Все обо всем"; изготовление
эмблем команды (они должны носить экологический характер); оформление
экологических газет.
Вступление
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
- Природа- чудесна, богата, полна тайн. Она дает человеку несметные богатства,
а взамен требует бережного, нежного отношения к себе. Всюду кипит жизнь- под
водой,
в воздухе, на земле. Наша викторина посвящена экологическим проблемам
нашей зеленой планеты ЗЕМЛЯ!
I. Представление команд.
1. Каждая команда представляет своё название ,свою эмблему. («Ручеёк» и «Листопад».)
2. Экологическую газету "Что мы хотим сказать..."
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
А.
Максимова
II. Викторина "Узнай это растение"
Ведущий . Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорняками. А
ведь многие из них являются лекарственными.
Ведущий . Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и корзинки
плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за
одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких
шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в
парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух.) А какие
выражения вы знаете, в которых используется название этого растения? («Пристал, как
репейник», «Вот лопух!»)
Ведущий . Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится
вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим пучком корней, прижало к земле
свои листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс.
семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно
вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых».
Назовите это растение. (Подорожник.) Как его используют люди? (Для обработки ран,
порезов.)
Ведущий . . Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу
стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на
листьях и стеблях есть стрекательные волоски. Каждый волосок - маленький шприц,
наполненный жгучей жидкостью. Вы узнали? (Крапива.) Правильно, крапива. Как ни
странно, есть за что людям благодарить ее. Много вкусных и полезных блюд можно
приготовить из молодой крапивы. Ведь в ее листьях находится в 2 раза больше витамина
С, чем в черной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечение.
Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы - крапивница.
Ведущий 1. Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные
свойства растения были хорошо известны врачам уже при Петре I. Растет на болотах,
лугах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, лесах, на опушках. Одно из ее
основных лечебных свойств - успокаивающее действие на нервную систему. Помогает она
и при болезнях сердца. В аптеках продается и в виде настойки. (Валериана.)
Дополнительный вопрос каждой команде:
1. Дерево, цветы которого, помогают в лечении простуды? /Липа/
2.
Растение
одна сторона
которого
теплая, нежная, вторая
холодная, оно может
излечить нас от кашля? /Мать -и- Мачеха/
3. Вы, находясь долго в движении, натерли ногу. Как растение может снять боль?
/Подорожник/
1. Какое растение может укрепить волосы? / Крапива, корень лопуха/
2. Какое растение, как веник, очищает наш организм? /Чистотел/
3. Какие растения помогут нам в походе заварить вкусный чай? /липа, лесная малина,
смородина, земляника/
III. "Знатоки природы"
А теперь - викторина по литературным произведениям и мультфильмам. Ее герои -
животные и растения.
1- команда:
1. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования
жилища? (С. Маршак «Кошкин дом».)
2. Какой кот постоянно носит очки? (Кот Базилио, А. Толстой «Буратино»)
3. Каких котов знают все американские дети? ( Тома из мультсериала «Том и Джерри»;
кота Гарфилда из мультсериала «Гарфилд и его друзья».)
2- команда:
1. Какое речное животное пропагандировал Дуремар? (Медицинскую пиявку.)
2. Какие насекомые не захотели поделиться с Винни-Пухом своим продуктом? (Пчелы)
3. Какое растение способно исполнять желания? (Цветик-семицветик из рассказа В.
Катаева.)
IV . Криптограммы
- Перепрыгивая через слоги, собери слова в пословицу. Объясните как вы её
понимаете.
" Не ремудноворедебисруть - норемудтирасвыть.
/народная мудрость/
Сел и даво–ныродератб и расест.
/пословица
V. Кроссворд.
1.
Наука
о
взаимодействиях
живых
организмов
и
их
сообществ
между
собой
и
окружающей средой.
2. Буря, вихрь возникающие на суше.
3. Уменьшенная модель Земли.
4. Уничтожение отходов жизнедеятельности и производства.
5. Ураган, буря, вихрь возникшие в океане.
6. Определённая территория ( лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом,
на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней
редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
7. Уменьшенное изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с
условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.
6
5
4
1
7
3
2
VI. Экологические
ребусы.
Каждая
команда
получает по 4
ребуса. За
отведенное время ребята должны отгадать слова и представить их жюри/
стрекоза
стриж
Евразия
VII."Конкурс загадок –" Зелёный хоровод"
- Как обойтись нам без загадок, в них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок, вы отгадайте их скорей!
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Ель)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Давайте, ребята, сохранять красоту
природы. Беречь леса, реки, птиц,
зверей!
1 чтец
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
2 чтец
Давайте будем беречь планету,
другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
3 чтец
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами!
Такая планета нужна нам с вами!
Людмила Савчук
VIII. Подведение итогов.
Жюри объявляет результаты игры.
Награждение.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Летом снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух тополя)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист
дрожит? (Осина
Лапшина Ольга Павловна-учитель географии
МАОУ СОШ №38 Тюмень