Автор: Ходжаева Нодира Абдукахаровна
Должность: старший преподаватель кафедры государственного языка и обществоведения
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Населённый пункт: город Худжанд, Согдийский область
Наименование материала: статья
Тема: Ахмад Дониш – реформатор и просветитель
Раздел: высшее образование
Ахмад Дониш – реформатор и просветитель
Ходжаева Нодира Абдукахаровна, ст. преподаватель Худжандской
политехнический институт Таджикского
технического университета имени академика М.С. Осими
Одним из самых добродетельных потомков Бухарского Шарифа
XIX века является Ахмад Махдум Дониш по прозвищу Ахмади Калла
(«Головастый» так назвали его не только из-за крупной головы, но и из-за
незаурядного ума). Он родился в городе Старая Бухара, в семье небогатого
муллы по имени Насир. Он получил начальное образование в частной
домашней школе для девочек у матери, а также учился в школе Корана.
Однако он быстро оставил корианскую школу и продолжил обучение в
медресе с 14 лет. В медресе, помимо религиозных наук, он изучает
естественные науки, математику, астрологию, философию, историю, и
литературу
преимущественно
самостоятельно,
опираясь
на
труды
восточных ученых.
Ахмад
Дониш
с
детства
обладал
красивым
почерком
и
незаурядным
талантом
в
рисовании
и
живописи.
Он
научился
каллиграфии у своей матери, которая также хорошо знала таджикско-
персидскую поэзию.
С помощью своей матери он очень красиво рисовал арабские буквы
в молодом возрасте и, наконец, стал искусным художником. Во время
учебы в медресе он еще больше отточил этот талант.
После окончания медресе он был принят на работу архитектором и
живописцем при эмирском дворе по рекомендации одного из своих
учителей. Однако из-за отсутствия государственных строительных работ
Ахмад Дониш в основном занимался написанием брошюр и официальных
судебных документов. Все это давало ему возможность, с одной стороны,
еще больше совершенствовать свои навыки каллиграфии и живописи, а с
другой стороны, пользоваться богатой библиотекой двора, еще глубже
изучать различные науки самостоятельно.
В результате, еще во времена правления эмира Насруллы он стал
одним из самых образованных членов двора.
Ахмад Дониш впервые побывал в России в 1857-1858 годах (по
просьбе эмира Насруллы) в качестве секретаря эмирского посольства,
второй раз в 1869-1870 годах и третий раз в 1874-1875 годах.
В ходе этих поездок он как можно ближе познакомился с
политической, экономической и особенно культурной жизнью центра
Российской империи, города Петербурга.
Все это, наряду с влиянием
персидско-таджикской классической литературы, сыграло важную роль в
формировании просветительских идей Ахмада Дониша.
В 1870-1873 годах А. Дониш написал диссертацию, в которой изложил
свои взгляды на справедливость и систему управления государством и
обществом. Позднее автор дал ей название «Рисола дар назми тамаддун ва
таъовун» («Трактат о порядке цивилизации и взаимопомощи»).
По
сути,
этот
тезис
считается
программой
серьезного
реформирования системы управления и социальных устоев Бухарского
эмирата. Именно с этой целью диссертация была представлена эмиру
Музаффархану.
А.
Дониш
в
этой
диссертации
рассматривает
процедуры
министерства и совещательного собрания (парламента), необходимые для
управления страной. По его мнению, право эмира, как абсолютного
правителя, должно быть ограничено на основании закона (Конституции).
Кроме того, в диссертации он подробно разъяснил структуру и права
министерств, порядок и положение военных сил, права и чины эмира,
взаимоотношения государственных деятелей с народом.
Также в ней подчеркивается, что царь должен быть одним из самых
знающих людей и всегда должен быть на службе у народа, в одной стране
справедливый король и исполнитель не может быть повстанцем, потому
что такой чиновник действует под его покровительством.
Согласно А. Донишу царь может быть справедливым, если он соблюдает
для себя десять условий. Или он сам говорит в седьмом условии:
праведный царь «не забывает об опасности правительства и провинции.
И он должен точно знать, что должность правительства – это инструмент,
(который) можно использовать для счастья и процветания этого мира и
потустороннего. А страдания и вечный позор сделали это возможным».
В девятом условии он сказал: «…самый благословенный из подданных тот,
чьи подданные счастливы, а самый несчастный тот, чьи подданные
несчастливы». В общем, таких рекомендаций в проекте полно.
Эмир Музаффархан за такие смелые предложения А. Дониша не
только не принял их, но удалил от двора и назначил казием отдаленного
района эмирата сначала в Гузаре, а затем в Нахрпае. После этого А.
Дониш был полностью отстранен от государственных дел и придворной
службы.
Писатель начал писать свой шедевр «Навадир-уль-вакоеъ» («Новые
события») примерно в 1875 году. Он вернулся в Бухару в 1885 году, только
после смерти эмира Музаффархана и воцарения молодого эмира - Абдул
Ахад-хана, и милостью нового эмира был назначен на некоторое время
библиотекарем
бухарского
медресе
Джафар-Ходжи.
Все
это
дало
писателю возможность в течение 15 лет закончить свой шедевр и
распространить его среди своих поклонников и единомышленников.
А.
Дониш
в
«Навадир-уль-вакоеъ»,
как
свидетеля
времени,
высказывается о социальных пороках, неравенстве и несправедливости
феодального общества Бухары, отсталости культурной жизни, стесненном
способе обучения в школах и медресе, ненавистном образе представителей
правящих классов эмира, которые проявляли большую жестокость по
отношению к народу. Невежество и резко критиковал беспечность
религиозных и административных деятелей того периода и т. д. В эту
работу самим автором в качестве одной из частей была включена
упомянутая выше диссертация - "Трактат о поэзии цивилизации и
компенсации".
Надо
признать,
что
появление
«Навадир-уль-вакоеъ»
было
воспринято
с
большим
удовлетворением
ведущей
интеллигенцией
Бухары. Это быстро стало их лицевой книгой.
По
этой
причине
влияние
этого
шедевра
на
интеллектуалов
уникально. Не исключался и сам писатель из круга интеллигенции
Бухары.
Он всегда собирает вокруг себя несколько ученых и талантливых
студентов и рассказывает о нынешней коррупции и способах выхода из
нее.
Наконец, А. Дониш всей своей деятельностью, т. е. распространением
своих идей посредством бесед, а также написанием своих бесценных
произведений, заложил основу для возникновения и формирования
направления или нового направления образования в условиях Бухары.
Просвещение, это общественно-политическое, литературное и культурное
движение, пробудившее интеллигенцию от невежества старой феодальной
эпохи и позвавшее ее к новой эпохе, времени торжества науки, практики и
справедливости.
Сторонники
этого
направления
(или
самонаправления)
хотели
устранить дефекты определенного общественного устройства и изменить
его
традиции,
образ
жизни
и
политику,
продвигая
идеи
добра,
справедливости, науки и образования.
Мысли Ахмади Дониша были полностью сосредоточены на этой цели. По
этой причине он считается одним из руководителей образовательного
процесса не только в Бухаре, но и в Средней Азии.
Работа автора не ограничивалась этой областью. Позднее, то есть в
начале 20 века, она стала причиной пробуждения относительно большой
группы интеллигенции и студенчества и, наконец, стало одним из
источников формирования модернистского движения.
Список использованной литературы:
1.
Ҳодизода Р. Аҳмади Дониш, Душ., 1976;
2.
Аҳмади Дониш. Осори баргузида. Душанбе: Ирфон, 1976. – 372 с.
3.
Аҳмади Дониш. Наводир –ул- вақоеъ. Китоби 1. –Душанбе: Дониш,
1988. -286 с.
4.
Маъсумӣ Н. Забон ва услуби Аҳмади Дониш. Душанбе, 1976, 74 саҳ.
5.
Ахмад Дониш. «Путешествие из Бухары в Петербург». – Сталинабад,
Избранное, 1960.
6.
Аҳмад Дониш «Наводир- ул-вақоеъ». – Т.: Фан, 1964.
7.
Ахмад
Дониш.
«История
Мангитской
династии».
Перевод,
предисловие и примечания Н.А.Наджафовой. –Душанбе: Дониш,
1967.