Напоминание

Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине Конституционное право зарубежных стран


Автор: Фомина Мария Геннадиевна
Должность: доцент кафедры
Учебное заведение: РАНХиГС при Призеденте РФ
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине Конституционное право зарубежных стран
Раздел: высшее образование





Назад





Методические

рекомендации

для

преподавателей,

ведущих

практические (семинарские) занятия по дисциплине «Конституционное

право зарубежных стран»

Тема 1. Понятие, система и источники конституционного права

зарубежных стран.
Начиная изучать курс конституционного (государственного) права зарубежных стран, надо иметь в виду, что в науке давно ведутся споры о целесообразности применения терминов “конституционное право” или “государственное право”. Высказываются разные точки зрения и выдвигаются достойные аргументы в защиту каждой из них. Попытайтесь проанализировать различные трактовки и современное видение проблемы. Хотелось бы, чтобы студенты определили предпочтения и объяснили свою точку зрения. Говоря о конституционном (государственном) праве как о системе правовых норм, прежде всего необходимо уяснить, какая сфера общественных отношений составляет здесь объект правового регулирования и какие из этих отношений подлежат обязательному регулированию, образуя непременный предмет конституционного (государственного) права. Он отличается рядом особенностей, которые выделяют его в системе права. Определяя их, обратите внимание, в частности, на метод правового регулирования. Важным моментом в теории является определение системы конституционного права зарубежных стран. Системность демонстрируется во взаимодействии ее элементов, характеризующих обособленность и логичность внутреннего строения конституционного права. Определите эти элементы, и укажите их взаимосвязь и значение. Изучая конституционно-правовые нормы, следует помнить, что они отличаются некоторыми особенностями, которые важно уяснить (в том числе по ст руктуре). Попробуйте со ст авить классификацию н о рм конституционного (государственного) права на опыте зарубежных стран с указанием критерия, который кладется в основание классификации. Желательно, чтобы многообразие норм конституционного (государственного) права зарубежных стран было подтверждено предметно, на основании анализа текстов конституций. Попробуйте изложить систему конституционного права схематично, определив ее основные элементы. Приведите примеры этих структурных единиц, используя тексты конституций зарубежных стран. Конституционно-правовые отношения имеют определенный круг субъектов. Важно очертить этот круг участников правоотношений и проанализировать, как конституции регламентируют их правосубъектность. Следует обратить внимание на возможные объекты конституционно- правовых отношений и характеристику их содержания. В последнее время в отечественной науке конституционного права активно разрабатывается проблематика конституционной (конституционно-
правовой) ответственности. Надо сориентироваться в этой проблематике и увидеть отличия этой ответственности от других видов юридической ответственности. Термин “источники права” в теории может употребляться как в материальном, так и в юридическом смысле. Определяя систему правовых актов, которые служат источниками конституционного (государственного) права зарубежных стран, необходимо различать их виды и иерархию в каждой стране, иметь в виду, что подчас одним и тем же наименованием в разных странах определяются нормативные акты различного характера. Следует также иметь в виду возможность признания в качестве источника права юридического (судебного, административного, парламентского) прецедента и правового обычая, а также доктрины. Обратите внимание на особенности источников конституционного (государственного) права в странах с неписаной и смешанной конституцией, в странах, где существенную роль играет религия. Не забудьте и о договорных источниках конституционного (государственного) права. Конституционное (государственное) право зарубежных стран развивается и изменяется, как и вся правовая система в целом Определяя основные тенденции его развития, следует пояснить, что к тенденциям относятся не все возможные и имеющиеся варианты развития, а лишь преобладающие, более всего проявляющиеся. Недостаточно лишь назвать саму тенденцию: надо привести доказательства ее существования. Очевидно, что понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран как системы правовых норм вполне самостоятельно и отличается от понятия науки конституционного (государственного) права зарубежных стран. Нужно видеть место этой науки в общей системе науки конституционного права, входящей, в свою очередь, в систему юридических и общественных наук. Для каждой науки характерен свой предмет изучения и свои методы изучения. Важно уяснить, каков предмет науки конституционного (государственного) права зарубежных стран, каковы присущие ей методы изучения, ее цели и задачи. Обратить внимание следует на особое значение в науке конституционного (государственного) права. зарубежных стран сравнительно-правового (компаративного) метода исследования. Необходимо ориентироваться в характерной для зарубежной конституционно-правовой науки множественности школ, их крупнейших представителей, знать имена, а лучше - научные труды отечественных авторов по проблемам конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное (государственное) право зарубежных стран входит в учебные программы юридических вузов. Следует охарактеризовать конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебную дисциплину, ее структуру и значение. Особое внимание надо уделить влиянию конституционного (государственного) права зарубежных стран на теорию и практику отечественного конституционного строительства.

Тема 2. Конституции зарубежных стран.
В науке используются понятия юридической и фактической, реальной и фиктивной конституции. Определите их соотношение, обратив внимание на возможную зависимость от политического режима государства. Важно иметь в виду, что сущность конституции различается в юридическом и социально- политическом смысле. Характеризуя социально-политическую сущность конституции, следует разобраться в различных трактовках и современном видении проблемы. Не следует отождествлять социально- политическую сущность конституции и ее социальные функции. Обратите внимание на различие этих понятий. Постарайтесь четко определить виды функций, охарактеризовав каждую из них. Лучше, если эта характеристика будет проиллюстрирована на примерах. Один из важнейших элементов теории конституции – предмет конституционного регулирования. Необходимо уметь выявлять пределы, объем и содержание конституционного регулирования, общие и специфические черты в различных странах, а также эволюцию конституционно регулируемых общественных отношений в связи с изменениями в экономической, политической, социальной жизни общества, научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и т.д. Постарайтесь определить различия в механизме конституционного регулирования, способах его реализации. Следует уяснить действие конституций во времени, пространстве и по кругу лиц, понимать, что означает непосредственное их действие. Проанализировав конституционные тексты, подтвердите свои выводы примерами. Необходимо уяснить понятие формы и структуры конституции. Приведите примеры различных по форме конституций. Что касается структуры конституции, то речь идет о ее составных элементах. Попробуйте сравнить структуру различных конституций, выделяя ее составные элементы, определить значение преамбулы, роль дополнительных, переходных, заключительных положений конституции. Проанализируйте различные способы принятия конституции, обращая внимание на современные тенденции конституционного развития. Изучая способы изменения конституции, подумайте о причинах внесения таких изменений, а также о процедуре конституционного пересмотра и ограничении возможных изменений. Определите способы отмены конституции и приведите примеры. В науке конституционного права высказываются различные точки зрения о соотношении терминов “контроль” и “надзор”. Обратите внимание на причины, обусловливающие необходимость суще ствован и я конституционного контроля как отдельного института, а также его теоретическое обоснование (органическая теория, институциональная теория, естественно- правовая теория). Определите свой взгляд на эту проблему и попробуйте аргументировать его. Проанализируйте тексты конституций на предмет объектов конституционного контроля, его видов. Сравните по этим параметрам, например, конституции России и Германии.
Важным моментом является вопрос о конституционности новых норм, включаемых в текст конституции в результате ее изменения. Здесь следует вспомнить о проблеме «надконституционных норм», т.е. норм, не подлежащих пересмотру. Необходимо проанализировать виды конституционного контроля по различным основаниям, уяснить их суть и применение в разных странах. Определяя органы, осуществляющие судебный конституционный контроль, целесообразно выделить американскую и европейскую системы права (США, Япония, с одной стороны, Германия, Италия, Франция – с другой). Сравнив системы конституционного контроля в этих странах, попробуйте определить общие и особенные черты, присущие каждой из них.
Тема 3. Конституционно-правовые основы общественного строя

зарубежных стран.
Динамика общественного развития характеризуется сменой систем исторически сложившихся общественных отношений. Демонстрирует эти изменения и закономерности движения общественный строй. Следует отметить, что в конституционном (государственном) праве зарубежных стран выделяются как общие, так и различные черты общественного строя разных государств. Отметим, что конституции зарубежных стран регламентируют не все общественные отношения, составляющие общественный строй, а лишь наиболее значимые, которые и составляют институт конституционного (государственного) права зарубежных стран “основы общественного строя”, который, правда, не всегда прямо обозначен в конституционных текстах. Определяя общественный строй, целесообразно вычленить его элементы, или подсистемы. Условное их выделение предполагает их взаимосвязь и взаимодействие. Основные принципы правового регулирования такого взаимодействия выводят нас на конституционное право. Среди конституционно-правовых институтов, относящихся к экономической системе общества, нужно прежде всего выделить правовое регулирование собственности. Следует разграничивать понятия “собственность”, “имущество”, “достояние”. Характеризуя публичную и частную собственность, обратите внимание, в каких формах выступают оба типа собственности, в чем заключается социальная функция собственности. Подумайте о возможности органа публичной власти или должностного лица выступать в гражданском обороте в качестве законного представителя частного собственника. Для выявления влияния политического режима на определенных этапах исторического развития на динамику экономических отношений попробуйте сравнить их регламентацию конституциями стран с различными политическими режимами, например КНР и ФРГ. При характеристике регулирования государственных финансов рекомендуется обратиться к нормам Конституций КНР и Японии, что позволит наиболее ярко отразить различие. Следует также обратить внимание на принципы экономической деятельности, зафиксированные в текстах высших законов государств, их особенности в странах с различными политическими режимами (конституции Италии, Испании, Бразилии, КНР). Важно различать
такие понятия, как “приватизация”, “планирование”, “национализация”, “монополизация”, “муниципализация”, “социализация”, ориентируясь в различиях их конституционно-правового регулирования. Целесообразно о б р а т и т ь в н и м а н и е н а ко н с т и т у ц и о н н у ю р е г л а м е н т а ц и ю частнохозяйственной инициативы и запрещение частных монополий. При характеристике социальных отношений важно иметь в виду, что они не тождественны понятию классовой структуры общества. Обычно к социальным относят отношения между трудом и капиталом, межэтнические и межнациональные отношения, отношения, складывающиеся на основе брака и в семье, и некоторые другие. Обратите внимание на особенности конституционного регулирования этих отношений в демократических и социалистических государствах. Специфична регламентация межклассовых отношений в части разрешения конфликтов между работниками (трудящимися) и предпринимателями (ст. 28, 37 Конституции Испании). Необходимо иметь в виду, что в конституционном праве зарубежных стран понятия “нация”, “национальность” означают политическую, а не этническую общность (ФРГ, Испания). При характеристике конституционно-правового регулирования вопросов, касающихся брака и семьи, особое внимание рекомендуется обратить на Конституцию Китая, которая содержит нормы, обязывающие супругов “осуществлять планирование рождаемости” (ч. 2 ст. 49). Интересны в этой связи положения конституций Японии, Мексики, Италии и других государств. Попробуйте определить современные тенденции в конституционно- правовом регулировании семейно-брачных отношений в зарубежных странах. Одной из остро встающих проблем перед государствами, пожалуй, всего мира можно назвать проблему сохранения окружающей среды и рационального природопользования. Надо отметить, что практически все конституции, принятые в 80-х — 90-х гг. прошлого века, так или иначе говорят об этих проблемах. Проанализируйте, в каких формах осуществляется конституционное регулирование государственной политики в области экологии (конституции Испании, ФРГ и др.). Тесно связаны с вышеназванными проблемами социальные задачи государства в области здравоохранения и социального обеспечения. Интересны положения в этом контексте норм конституций Бразилии, КНР. Государственная политика в области социального обеспечения осуществляется в различных формах. Конституции зарубежных стран по-разному это регламентируют, особенно обратите внимание на конституции Франции, Хорватии и Словении, почувствуйте различие в этом отношении между странами с давно существующей рыночной экономикой и странами, переживающими посттоталитарный переходный период. Определите особенности принципов конституционной политики в области социальных отношений в социалистических государствах. Немаловажное значение имеют в обществе духовно-культурные отношения. Следует проанализировать нормы конституций, формулирующие
принципы в области образования, науки и культуры, религии. Следует разобраться в соотношении понятий религии, вероисповедания, религиозной общины и церкви в современном конституционном праве. Некоторые специфические моменты можно найти в конституциях Испании и Кубы. Обратите внимание, как регулируются проблемы религии в конституциях Болгарии, Греции и Турции. Сравните современное конституционно-правовое регулирование образования при демократических (ФРГ) и тоталитарных режимах (КНР). Наиболее подробно конституционное (государственное) право зарубежных стран регулирует элементы политической системы общества. Необходимо определить соотношение и взаимосвязь конституционного права и политики. Целесообразно отметить, что содержание и пределы институционализации политической системы на современном этапе в конституционном (государственном) праве зарубежных стран различны. Следует разобраться в конституционных институтах политической системы и порядке их функционирования. Определите конституционно-правовые институты, регулирующие политический процесс и его стадии. Подумайте о соотношении понятия «политический процесс» и «юридический процесс», а также о видах политического процесса, приобретающего характер юридического процесса. Важные характеристики политических отношений - политическая и правовая культура. Надо уяснить их взаимосвязь и влияние на конституционно-правовое регулирование общественных отношений, прежде всего на реализацию конституционно-правовых норм. Раскрывая механизм осуществления политической власти, важно обозначить понятие и значение политического режима в установлении определенного порядка политических отношений. Целесообразно иметь в виду, что в научной литературе предлагаются различные варианты классификации политических режимов. Студент вправе придерживаться любой точки зрения, однако должен аргументировать свои предпочтения. Изучив особые черты каждого типа, попробуйте определить характер политического режима на основе анализа текстов некоторых конституций зарубежных стран. Проследите его отражение в конституционно-правовых институтах и влияние на изменение конституции. Кроме того, целесообразно уяснить взаимосвязь политического режима с формой правления, политико- территориальным устройством и отражение ее в конституционном (государственном) праве зарубежных стран. Заслуживает особого изучения специфика политических режимов в социалистических странах и странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Тема

4.

Конституционно-правовой

статус

политических

институтов зарубежных стран.
Центральное место в политической системе занимает государство. Надо объяснить, почему. Существует множество толкований понятия “государство”. Важно выделить значение этого термина как конституционно-
правового института с учетом специфики иностранного права, где данное понятие подчас приобретает своеобразный смысл, не присущий русскому термину. Анализируя тексты конституций, проследите основные направления регламентации статуса государства как субъекта конституционно-правовых отношений. Прежде всего обратите внимание на характеристики государства, содержащиеся в текстах конституций.Они различны, однако можно выделить общие тенденции (ст. 1 Конституции Испании, ст. 1 Конституции Франции, ст. 20 Основного закона Германии). Объясните смысл и значение содержащихся в конституционных нормах характеристик государства: демократическое, социальное, правовое, светское. Осознавая роль государства как гаранта общественного мира, необходимо отметить выполнение этого назначения посредством функций, которых выделяется в теории несколько. Характеризуя их, студенты должны обратить внимание, что на разных этапах формирования и деятельности зарубежных государств возможно усиление одних функций и ослабление других. Следует представлять себе тенденции их развития, например прямое формулирование социальной функции в послевоенных конституциях и конституциях последнего времени (Греция, Португалия, Испания, Польша, Швейцария). Целесообразно сравнить функции государства в демократических, социалистических странах и странах так называемого третьего мира (в последних, например, ярко выражено преобладание политических функций). Обратите внимание на конституционные нормы, определяющие принципы внутренней и внешней политики государства. Определите значение и роль конституционной регламентации этих вопросов (ст. 3 Конституции Бразилии, ст. 9 Конституции Японии, ст. 24 — 26 Основного закона ФРГ). Анализ конституционного законодательства предполагает выявление основного рычага функционирования государственного механизма в условиях демократии - принципа разделения властей. Прежде всего представляется важным проследить эволюцию самой идеи принципа разделения властей, восходящей еще к Аристотелю, до современных трактовок и подходов к его пониманию. Следует уяснить значение этого принципа в практике государственного строительства, выделив при этом роль разделения властей с организационной и политической точки зрения. Очень важно помнить, что данный принцип демонстрирует структурно- функциональную определенность каждого из высших органов государственной власти. Степень такой определенности зависит от формально-юридического статуса и от фактического соотношения и рассредоточения компетенции различных государственных органов. Однако было бы неверно завершить определение принципа разделения властей здесь. Необходимо раскрыть систему “сдержек и противовесов”, назначение которой в реальном взаимном уравновешивании всех ветвей власти. Компетенция каждого органа конституционно регламентируется так, что ни одна из трех властей не сможет подчинить себе другие, т.е. устанавливается
правовая гарантия предотвращения одностороннего подхода к решению государственных проблем, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма, исключения произвола при осуществлении публичной власти. Однако следует учесть, что в социалистических и ряде развивающихся стран государственный механизм действует на основе иного принципа – “единства власти”. Сравните эти два принципа, определите их отличия. Попробуйте соотнести понятия “народный суверенитет” и “представительное правление” с понятием “разделение властей”. Студенты должны уметь анализировать конституционные гарантии реализации принципа разделения властей. Рекомендуется действовать следующим образом: выберите страну, проанализируйте текст ее конституции, определяя, как в нем регулируется разделение властей, а затем проверьте себя, называя “сдержку” со стороны одной ветви власти и “противовес” - со стороны другой ветви. Примером жесткого разделения властей служит Конституция США. Надо помнить, что принцип разделения властей подразумевает определенную компетенцию государственных органов (кстати, надо четко себе представлять, что такое компетенция и из каких элементов она складывается). Поэтому серьезно следует подойти к а на лизу конституционно-правового статуса различных органов государства в системе разделения властей. Прежде всего необходимо определить понятие правового статуса государственного органа, его элементы и признаки, отличающие его от государственного учреждения и тем более от публичной корпорации. Попробуйте дать характеристику конституционно-правового статуса любого государственного органа любого государства. Обратите внимание на понятия «представительное правление» и « учредительная власть». Объясните применение к некоторым странам термина «факультативные органы учредительной власти». Анализируя конституционную регламентацию государства как института конституционного права, следует различать понятия “государственный механизм” и “государственный аппарат”. Надо учесть, что конституции мало говорят о государственном аппарате. Тем не менее его роль достаточно велика в реализации функций государства, компетенции государственных органов (разд. 2 Конституции Италии, часть VIII Конституции Японии, часть VIII Конституции Испании). Вопрос о роли вооруженных сил в системе государственных органов обычно вызывает затруднения. Следует внимательно ознакомиться с текстами конституций, чтобы определить основные принципы конституционно-правового статуса вооруженных сил. Особое внимание следует обратить на принцип деполитизации, его конституционно-правовые формы выражения (ст. 8 Конституции Испании, ст. 9 Конституции Японии). Учтите особенности государств с различными политическими режимами. Регламентация на конституционном уровне права граждан на объединение образует правовую предпосылку существования объединений граждан, выражающих политическую волю своих членов к овладению
государственной властью и ее удержанию и использованию. Политические партии являются одним из самых важных элементов политической системы демократического государства. Для уяснения конституционно-правового статуса политических партий следует определить, чем они отличаются от других общественных объединений, включая и те, которые преследуют определенные политические цели. Для этого следует проанализировать сущность политических партий, их функции и задачи. Попробуйте определить соотношение названия партии с ее политикой и социальной базой и привести примеры этих соотношений. При характеристике партий следует различать проце ссы конституционализации и законодательной институционализации, определять стадии последней. Обратите внимание, что институционализация политических партий выражается в принятии специальных законов, регламентирующих статус партий и их взаимоотношения с государством (германский Закон о партиях 1967 г., ныне действующий в редакции 1994 г. с последующими изменениями). Различия и зачастую противоречия интересов социальных групп и слоев общества обусловливают многопартийность как естественное и необходимое состояние политической системы общества. П ол и т и ч е с к и й п л ю р а л и зм п р оя вл я е т с я гл а в н ы м о б р а з ом в многопартийности. Определите виды партийных систем и соотнесите их с принципом политического плюрализма. Следует учесть особенности партий и партийных систем в социалистических странах (Конституция Кубы, Конституция КНР). Попробуйте найти различия между политической партией и политическим движением. Неоднозначность общества, меняющиеся интересы людей обусловливают также наличие множества неполитических общественных объединений, прежде всего социально-экономических и социально- культурных, имеющих некоммерческий характер. Характеризуя их конституционную и законодательную институционализацию, уделите внимание чертам, отличающим такие объединения от политических партий. Конкретнее всего конституции регламентируют правовой статус профсоюзов (ст. 39 Конституции Италии, ст. 23 Конституции Греции, ст. 28 Конституции Японии и др.). Некоторые особенности правового статуса общественных объединений содержат конституции Болгарии, Габона, Египта, Ирана и др. Попробуйте определить причины этого. Важно обратить внимание на роль предпринимательских союзов, их связи с государственным аппаратом и политическими партиями, особенности конституционного регулирования их статуса (ст. 7 Конституции Испании, ст. 49 Конституции Болгарии). Целесообразно проанализировать современную тенденцию возрастания роли социально-политических движений (против войны, за расовое равноправие за сохранение окружающей среды и т.д.). Иногда такие движения приводят к возникновению новых политических партий (например, “зеленых”). Особое место среди неполитических общественных объединений
занимают такие социально-профессиональные объединения, членство в которых является обязательным и которые выполняют некоторые публичные или даже публично-властные функции. Подумайте над тем, как определить их правовую природу. Религиозные общины представляют собой неполитические общественные объединения, и их влияние на политическую жизнь страны зависит прежде всего от уровня развития демократии, который, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития. Анализируя тексты конституций ряда стран, приведите примеры конституционализации религии, религиозных общин и церкви. Обратите внимание на тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью при авторитарных и тоталитарных режимах. В большинстве же стран религия объявляется частным делом человека. Приведите примеры конституционной регламентации таких взаимоотношений. Попробуйте определить взаимосвязи церкви с государством, политическими партиями, а также влияние ее на светские общественные объединения (профсоюзы, например). Информированность общества - один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Особая роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Для уяснения значения СМИ в политическом процессе прежде всего следует обозначить понятие СМИ, определить их задачи и функции. СМИ обладают различными способами воздействия на общественное сознание. Определяя их, следует учесть особенности участия СМИ в избирательных и других политических кампаниях. Попробуйте оценить и аргументировать истинность условного определения СМИ как “четвертой ветви власти”. Продумайте вопрос о конституционных и законодательных гарантиях независимости СМИ (конституции Бразилии, Португалии, Швеции). Продемонстрируйте, используя текст конституций и специального законодательства о СМИ, взаимоотношения СМИ и государства, определите формы государственного контроля над их деятельностью. При характеристике конституционно- правового статуса СМИ следует обратить внимание на регламентацию ответственности за нарушение законодательства о СМИ. Следует различать понятия “диффамация” и “клевета” (французский Закон о свободе печати), уяснить установленные в некоторых странах ограничения для СМИ в отношении освещения дея тельно сти государственных органов, участвующих в судебной и квазисудебной деятельности. Приведите примеры государственных санкций в отношении СМИ за нарушения, связанные со свободой печати (гл. 9 шведского Акта о свободе печати, ст. 20 Конституции Испании, ст. 21 Конституции Италии, ст. 14 Конституции Греции и др.). Необходимым условием подготовки этой темы я вл я е т с я характеристика конституционно-правового статуса журналиста. Определите права и обязанности журналиста, а также его ответственность за злоупотребление ими. Приведите примеры.
Студенты должны ориентироваться в т аком и н с т и т у т е конституционного (государственного) права зарубежных стран, как опросы общественного мнения. Следует уяснить понятие, выделить функции и определить роль опроса в политических отношениях. Целесообразно учесть, что правовая регламентация этого института носит достаточно общий характер и, как правило, эти нормы находятся в составе положений о свободе распространения информации и о выборах и референдумах.
Тема 5. Основы правового положения личности в зарубежных

странах.
Для уяснения материала по этой теме необходимо разобраться в понятийном аппарате. Прежде всего следует определить понятие, структуру и место этого института в системе основных институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран. Попробуйте соотнести понятия “правовой статус” и “конституционный статус”. Определите основные элементы конституционного статуса человека и гражданина и оцените их значение. Далее следует остановиться на понятии “права человека” и соотнести их с понятием “права гражданина”, учитывая, что последнее определяется юридической связью индивида и государства. Представляется, что можно даже говорить о некотором родовом характере “прав человека” по отношению к “правам гражданина”, ибо “права человека” включают и “права иностранного гражданина”, и “права лица без гражданства”, и “права гражданина” Важно уяснить разницу в уровне правового оформления принадлежащих субъекту прав, свобод и обязанностей. Характерно, что различия между ними проводятся и в самих текстах конституций, которые целесообразно проанализировать. Соотношение этих категорий зачастую зависит от выбора, производимого конкретными составителями конституций, и в известной мере субъективно. Определите, какие характеристики используются законодателем в этих случаях. Затем следует обратить внимание на соотношение понятий “право” и “свобода”. В чисто юридическом смысле различия здесь провести достаточно сложно, но в науке конституционного права высказываются различные точки зрения, в которых студентам надо ориентироваться. В текстах конституций попробуйте найти примеры негативного и позитивного формулирования прав и свобод. Конституционный статус характеризуется не только наличием прав и свобод. Важный его элемент образуют конституционные обязанности. Целесообразно подчеркнуть обязанности, которые предусматриваются многими конституциями зарубежных стран, и обязанности, которые выделяются лишь некоторыми из них, обратив внимание на эволюцию развития и исторический опыт таких стран. Необходимо представлять себе, существует ли взаимообусловленность прав и свобод, с одной стороны, и обязанностей, - с другой. Кроме того, надо рассмотреть варианты классификации прав, свобод и обязанностей. Проанализируйте изменение перечня прав, свобод и обязанностей на различных этапах конституционного развития и
государственного строительства зарубежных стран. Уяснение темы предполагает оценку роли и з н ач е н и я провозглашенного многими конституциями принципа равенства прав, свобод и обязанностей, означающего равенство людей в принадлежащих им правах и свободах и обеспечение его государством и обществом независимо от существующих различий между ними. Выявите гарантии равноправия, установленные конституциями зарубежных стран (Основной закон для Германии и др.). С этих позиций проанализируйте сущность таких явлений, как трайбализм, апартеид, сегрегация и т.п. Уясните разницу между дискриминацией и так называемой позитивной дискриминацией. Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей предполагает установление на конституционном уровне ряда их ограничений, без которых, пожалуй, невозможно обеспечение норма льного функционирования жизни общества и государства. Следует осмыслить необходимость указания таких ограничений именно в конституции, а не в текущем законодательстве. Обратите внимание на формы конституционных ограничений, их формулировки, на пределы и основные положения содержания (Основной закон для Германии, Конституция Республики Хорватии и др.). Особо рассмотрите ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения и при других чрезвычайных обстоятельствах. Подумайте, не противоречит ли установление ограничений прав и свобод в конституциях зарубежных стран принципу их неотъемлемости. Формальное закрепление прав и свобод в конституции не всегда означает реальное наделение ими субъектов конституционно-правовых отношений. Необходимы гарантии. Студенты должны уметь выделять виды гарантий, оценивать их значение и эффективность, определять порядок их осуществления (конституции Испании, Италии, Болгарии и др.). Следует учесть при этом различие гарантий существующих и только провозглашенных, декларированных. Обратите внимание на различия в закреплении и осуществлении гарантий в демократических и социалистических конституциях. Один из важнейших институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран — гражданство. Здесь также следует внимательно отнестись к понятийному аппарату. Надо ориентироваться в различиях понятий “гражданство”, “подданство”, “иностранец”, “лицо без гражданства”, “гражданин”, “аполид”, “апатрид”, “бипат рид”, “безгражданство”, “многогражданство”, “право на гражданство” и др. Особую сложность при изучении темы представляют вопросы об основаниях приобретения и прекращения гражданства. Оговорим, что для уяснения этого вопроса следует изучить не только конституции, но и специальное законодательство о гражданстве, так как основания возникновения и прекращения гражданства определяются, как правило, им. На территории государства могут находиться и проживать не только граждане этого государства, но и иностранцы. Следует обратить внимание на
определяемый конституциями зарубежных стран объем прав и свобод иностранцев, предоставляемый им режим пребывания (конституции Мексики, Испании, Болгарии). С этой проблемой связаны такие институты конституционного права, как предоставление убежища, экспатриация, высылка из страны, экстрадиция иностранному государству. Надо свободно владеть всей этой терминологией. Определите перечень прав, свобод и обязанностей, характеризуемых соответственно как личные (гражданские), политические, а также экономические, социальные и культурные. Оцените с точки зрения полноты этого перечня конституции изучаемых стран. Сопоставьте конституционные гарантии и ограничения прав и свобод в этих странах. Для подтверждения качественной подготовки по теме сравните формулировки некоторых конституций по основным видам прав и свобод и определите свои предпочтения.
Тема

6.

Избирательное

право,

избирательные

системы

зарубежных стран
Характерным признаком демократии является участие граждан в управлении делами государства. Такое участие возможно реализовать через конституционное право выбирать своих представителей либо решать государственные вопросы всенародным голосованием. Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов. В зависимости от положенного в основу критерия определите виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа. Противоположен выборам институт отзыва, присущий обычно (но не обязательно) императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата представительным органом, в котором состоит выборное лицо. Для изучения этих институтов студентам следует обратиться к специальному законодательству (например, к Закону о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей КНР, Федеральному закону о выборах в Бундестаг ФРГ.). Понятие “избирательное право” имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право. Необходимо уяснить понятие избирательных цензов, их назначение и ценность в различных странах. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и неизбираемость. Успешнее всего уяснить эти моменты можно, обратившись к
законодательству о выборах, скажем к французскому Избирательному кодексу. Важное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум. Уместна была бы ваша личная оценка этого института. При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, студент обозначит понятия “плюральный вотум”, “кумулятивный вотум”. Необходимо разобраться с понятием «веса» голоса. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся странах, осмыслить их причины (куриальные выборы, квоты для представительства определенных социальных групп). Студенты должны различать прямые и косвенные выборы, привести примеры их применения в различных странах. Важны различия между понятиями «избиратель» и «выборщик», определение значения термина «электорат». Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах. Студент должен различать стадии избирательного процесса. Обозначив их, проще выявить его общие закономерности, а затем и особенности различных этапов в разных странах. Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Поэтому более детально проработать эти моменты рекомендуется с первоисточником в руках. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и на принципы образования избирательных округов. Во многих странах это достаточно подробно регламентируется конституциями и специальными законами о выборах (примером может служить германский Федеральный закон о выборах в Бундестаг). Следует различать одномандатные и многомандатные округа, территориальный и производственный принципы представительства. Изучающим курс предлагается определить свою точку зрения относительно возможных нарушений норм представительства при нарезке избирательных округов, целей и форм “избирательной географии” (“избирательной геометрии”, “джерримэндеринга”). Необходимо различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом, и определять их полномочия. Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Было бы верным обратить внимание на выдвижение кандидатов посредством' первичных выборов (праймериз), а также на некоторые требования, предъявляемые к кандидатам, в том числе имущественного характера
(избирательный залог). Характеризуя избирательный процесс, целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной кампании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Продемонстрировать это можно на примерах специального законодательства государств (например, гл. V Избирательного кодекса во Франции). Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран. Надо различать способы голосования на избирательных участках, ознакомиться с различным законодательным регулированием этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важна возможность вынесения решения о недействительности выборов, их нерезультативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования. Следует иметь в виду, что на случай возникновения избирательно- правового спора между участниками избирательного проце сс а, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их разрешения, а также предусматривает ответственность за нарушение избирательного права (Испания, Франция). Обычно для студентов сложность вызывает вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все же свести к минимуму ее недостатки. Характеризуя мажоритарную избирательную систему, следует отталкиваться от основного ее принципа - принципа большинства. Для более легкого усвоения материала, рекомендуется использовать числовые примеры. Это помогает разобраться в проблеме даже с чисто математической стороны. Обратите внимание, что законодатель обычно уточняет, что является точкой отсчета большинства (прежде всего, абсолютного). Кроме того, следует учесть, что при использовании каждой разновидности мажоритарной системы наблюдаются как положительные моменты, так и отрицательные. Надо знать способы преодоления нерезультативности рассматриваемой системы. Предполагается, что студенты смогут привести примеры стран, где используется тот или иной вид мажоритарной системы. Важно разбираться в так называемых полупропорциональных (предпропорциональных) системах. Следует попытаться понять, почему они т ак называют ся и в ч ем их назнач ение. Опред елит е с у т ь предпропорциональных избирательных систем (ограниченный вотум и др.) Зачастую студенты путаются в определениях системы единственного непередаваемого голоса и системы единственного передаваемого голоса, которая большинством из теоретиков отно сит ся вс е-т аки к пропорциональной избирательной системе.
Характеризуя систему пропорционального представительства, прежде всего определите, между чем и чем должна быть установлена (соблюдена) пропорция. Обратите внимание на то, в каких округах может использоваться пропорциональная избирательная система в отличие от мажоритарной. Пропорциональная система так же не безгрешна, как и другие. Поэтому в зарубежных странах определяются различные способы ее корректировки, которые также надо уяснить. Очень важно уметь раскрывать способы распределения мандатов внутри партийных списков. Надо разбираться в таких понятиях, как “связанные” и “свободные” списки, “преференциальное голосование”, “панаширование” и др. Целесообразно проанализировать практику установления законодательством ряда зарубежных стран специальных избирательных систем. Необходимо обратить внимание на смешанные избирательные системы. Следует различать избирательные системы с доминированием пропорционального представительства (пропорционально- мажоритарные), с доминированием мажоритарной системы (мажоритарно- пропорциональная) и уравновешенные смешанные системы. Попробуйте проанализировать достоинства и недостатки различных избирательных систем и определиться в своем предпочтении. Надо уметь решать задачи на распределение мандатов по пропорциональной системе при произвольно выбранных числе мандатов, числе партий и числе полученных ими голосов. Референдум имеет определенные отличительные черты от процедуры выборов. Представляется важным проанализировать этот институт непосредственной демократии, его преимущество перед представительной демократией и недостаток по сравнению с ней. Подумайте о соотношении непосредственной и представительной демократии, об их месте в механизме народовластия. Особенно следует учесть конституционные нормы и нормы других законодательных актов о референдуме (конституции Швейцарии, Италии, Испании, австрийский Федеральный закон о народном голосовании). Студенты должны выделять виды референдума, определять стадии его проведения. Важно различать и соотносить такие понятия, как “референдум”, “плебисцит”, “всенародное голосование”, “всенародный опрос”, выделять возможные общие и различные черты. Необходимо представлять себе правовые последствия референдума, определять целесообразность его использования при принятии государственных и самоуправленческих решений.
Тема 7. Формы государства в зарубежных странах
Прежде всего следует иметь в виду, что в зарубежных странах категория “форма правления” достаточно конкретна. В основе классификации форм правления лежит порядок замещения должности главы государства. Однако любая классификационная система относительна, и в одном государстве некоторые признаки различных основных форм правления могут сочетаться. Наибольший интерес представляют разновидности основных форм правления.
Надо четко различать понятия “государственный режим” и “политический режим”. При изучении монархии необходимо понять ее характерные черты, учесть историческое развитие, выявить особенные признаки ее разновидностей. Предполагается, что студенты обратят внимание на возможность существования выборной монархии и отметят ее отличия от республики с пожизненным президентством. Наиболее распространенная форма монархии в современном мире – парламентарная (Япония, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Дания, Нидерланды и др.). Следует обратить особое внимание на порядок престолонаследия, взаимоотношения главы государства с правительством и парламентом. Надо уделить внимание институту контрасигнатуры,, вытекающему из принципа “король не может быть неправ”. Студенты должны уметь выявлять государственные режимы, характерные для монархии, определять различия между ними. Переходя к изучению следующей формы правления – республики, следует начать с понятия. Представляется важным обратить внимание, что некоторые государства сразу определялись как республики (Швейцария), а часть государств приходили к республике через неоднократную реставрацию монархии (Франция). Существуют в мире и республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Особый интерес представляют советские республики, отличающиеся своеобразным государственным режимом. Изучая разновидности республики, постарайтесь обнаружить те сущностные черты, которые определяют характер отношений между законодательной и исполнительной властью. Уяснив характерные черты дуалистической монархии, вы найдете некоторые сходные черты и в дуалистических (президентских) республиках (США, многие страны Латинской Америки и др.). Самое главное – конституционные гарантии реализации принципа разделения властей, системы “сдержек и противовесов”. Важно, чтобы студенты ориентировались в текстах конституций и могли демонстрировать на их основе понимание взаимоотношений между главой государства, законодательной и исполнительной властью и связи этих взаимоотношений с партийной системой. Необходимо выявить сходство и различие между парламентарной республикой и парламентарной монархией. Различия существуют в статусе главы государства. Изучая тексты конституций и определяя взаимоотношения органов власти, следует помнить, что в этих странах «слабый» глава государства. Уясните для себя, какие государственные режимы возможны при этих формах правления. Сочетание признаков президентской и парламентарной республик имеет в теории название “смешанной (полупрезидентской) республики”. Возможны различные варианты такого сочетания. Очень важно студенту при рассмотрении конкретной страны с такой формой правления определить на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие – от
парламентарной республики и по возможности установить, какие преобладают на практике в конкретной стране. Надо иметь в виду, что иногда конституционная характеристика формы правления с научной точки зрения бывает неточна (ч. 1 ст. 1 Конституции Болгарии, ч. 1 ст. 2 Конституции Казахстана). Для того чтобы проверить, насколько успешно вы овладели знаниями по данной теме, попробуйте проанализировать тексты конституций некоторых стран и определить хотя бы форму правления. Чтобы выявить государственный режим, необходимо прочесть специальную литературу о данной стране или получить соответствующее представление из регулярного чтения прессы. Вначале следует уяснить понятия “территория государства”, “территориальное устройство”, “государственное у с т р о й с т во ” , “территориальное деление государства”, “политико-территориальное устройство”, “политико-территориальное деление”, “политико- административное устройство”, “политико-административное деление территории”, “административно-территориальное деление”, понять, чем один термин отличается от другого. Попробуйте выявить отличительные признаки политико-территориальных и административно-территориальных единиц. Определите понятие и виды административных округов. Некоторую сложность у студентов вызывает понятие территориальной автономии. Следует учесть, что по объему выделяются обычно государственная и местная автономия. Выявите соотношение этих видов автономии и приведите примеры. Необходимо выяснить понятие и специфические признаки федеративного и унитарного государства. Попробуйте их найти в текстах конституций. Следует разобраться в .конституционных основах централизации и децентрализации, симметрии и асим м ет рии территориального устройства. Определите уровень демократичности централизованного и децентрализованного, федеративного и унитарного государства. Проанализируйте современные тенденции в развитии политико- административного деления (укрупнение низовых единиц, регионализация и др.) При определении федерализма следует обратить внимание на существующие трактовки его обоснования как наиболее предпочтительной системы организации управления. Используя термины “федеральный”, “федеративный”, “союзный”, попробуйте выделить их общие и отличительные признаки, определите случаи верного их использования. Определите возможные способы изменения состава федерации. Попробуйте подтвердить это конституционно (Конституция США,
германский Основной закон, Конституция Италии). Существенно важен для характеристики федераций анализ конституционно-правового статуса субъектов федераций. Мировая практика знает множество федеративных объединений, субъекты которых обладают различным правовым статусом и объемом полномочий. Проанализируйте государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство. Продемонстрируйте эти признаки на основе анализа текстов конституций. Разграничение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами суть один из основных моментов федеративного устройства. Студенты должны выделять несколько моделей конституционно-правового распределения компетенции. Выявите существо американской, германской, индийской и австрийской моделей регламентации компетенции. Определите свои предпочтения. Обратите внимание на термин «презумпция компетенции штатов». Отметим, что для разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами, как правило, конституционно устанавливаются необходимые процедуры. Следует уяснить понятие и правовой режим федеральных территорий, статус зависимых территорий (владений). Необходимо разобраться в организации государственной власти субъектов федерации и иных государственно-автономных образований. Уясните статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов таких территориальных единиц. В местных территориальных единицах может осуществляться как местное управление, так и местное самоуправление. Важно определить различие этих понятий. Целесообразно выделить системы демократической организации на местах - англо-американскую и европейскую и определить характерные для каждой из них функции местного самоуправления. Студенты должны усвоить формы контроля центральной власти за деятельностью местных органов. Проанализируйте некоторые конкретные модели соотношения местного управления и самоуправления. Найдите элементы этих систем в текстах конституций зарубежных стран (конституции Польши, Болгарии, Италии). Нужно уяснить также понятие конфедерации. Определите отличительные признаки конфедерации, отделяющие ее от унитарного и федеративного государств. Проконтролируйте качество изучения материала составлением сравнительной характеристики по данному предмету России и двух-трех зарубежных стран, выявите общие и различные черты.
Тема 8. Конституционно-правовой статус главы государства по

конституциям зарубежных стран.
Начать следует с определения исполнительной власти и соотношения этого понятия с понятиями “административная власть”, “государственное управление” и “исполнительно-распорядительная деятельность”. Необходимо
отметить, что конституции зарубежных стран отводят различное место главе государства в системе разделения властей, в том числе по отношению к исполнительной власти. Обратите внимание на соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти при различных формах правления. Определяя институт главы государства, надо различать его юридические формы, юридический и фактический статус. Целесообразно обратиться непосредственно к текстам конституций стран с различными формами института главы государства. Попробуйте использовать такие характеристики, как “сильный президент”, “слабый президент”, “спящие прерогативы монарха”, “король царствует, но не правит” и т.п. Определите специфические функции и полномочия главы государства. При внимательном анализе этого института нельзя не заметить определенные сходные и различные черты статуса главы государства при парламентарных формах правления. Попробуйте выявить их, взяв за основу конституции этих стран. Характеризуя статус монарха, следует выделять порядок престолонаследия, основания установления регентства, особый титул и государственные регалии. Важно помнить о существовании выборных монархий (Малайзия, ОАЭ). Анализируя статус президента, сравните порядок его избрания в президентских, смешанных и парламентарных республиках. Обратите внимание на особенности формы и статуса главы государства в советских республиках. Характерными чертами статуса президента являются его привилегии, полномочия, ответственность и порядок его замещения. Целесообразно ознакомиться со вспомогательными органами и учреждениями при главе государства. Для закрепления изученного материала составьте сравнительную характеристику (схему, таблицу) взаимоотношений главы государства с законодательной, исполнительной и судебной властью при различных формах правления. Сравните конституционный статус главы государства, имеющего демократический или недемократический режим, со статусом Президента Российской Федерации.
Тема 9. Законодательная власть: парламент
Прежде всего следует обратить внимание на понятие “парламент” и сферу его применения на современном этапе. Попробуйте выделить отличия современного парламента от сословно-представительных учреждений, существовавших ранее в зарубежных странах. Обратите внимание на то, как зарубежные государства определяют этот орган в текстах своих конституций. Студент должен быть в состоянии охарактеризовать представительный характер парламента, выделив некоторые принципы концепции народного (национального) представительства. Обратите внимание на значение верхних палат парламента как органов, главным образом, территориального представительства, а также на существующие в конституционном праве зарубежных стран исключения. Специфичны социалистическая концепция
народного представительства и ее отражение в государственном праве социалистических стран, что также представляет интерес при оценке значения парламентов (конституции КНР, Кубы, КНДР, Вьетнама). В зависимости от объема конституционной компетенции парламента следует различать ее виды. Выберите некоторые конституции зарубежных стран и попробуйте определить, к какому виду относятся предусмотренные ими парламенты с точки зрения объема их компетенции. Анализируя законодательную компетенцию парламента, следует иметь в виду именно принятие законов. Обратите внимание на выделение понятия закона в формальном и материальном смысле в текстах самих конституций (ст. 70, 76 Конституции Италии, ст. 34, 38 Конституции Франции). Уясните разницу между понятиями «закон» и «законодательный акт». Необходимо определять значение понятий “функции парламента” и “полномочия парламента”, разбираться, с помощью каких полномочий реализуются определенные функции парламента. Важным представляется анализ различных полномочий парламента. Следует ориентироваться в вопро с ах д е л е г и р о в а н н о го законодательства, определить возможные здесь функции парламента, анализировать нормы конституций, регламентирующие осуществление такого законодательства (конституции Испании, Италии, Германии, Франции). Также необходимо проанализировать правовое оформление замещения парламентов, его основания и назначения. Обратите внимание на судебные полномочия парламента. Студенты часто путают процедуру импичмента (парламентского преследования) с другими полномочиями, например, как ни странно, с вынесением вотума недоверия правительству.. Некоторыми особенностями в регламентации судебных полномочий парламента обладают законодательства США и Франции. Студенты должны характеризовать парламентское право, определять его место в системе конституционного права или права вообще. Структура парламента и организация его палат имеют важное значение. Обычно студенты считают достаточным определить, одно- или двухпалатный парламент существует в конкретном государстве. Этогомало. Следует уяснить способы формирования палат, возможную взаимосвязь структуры парламента с формой правления, политико-территориальным устройством и политическим режимом государства. Важно выявить взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. Студенты должны разбираться в двухпалатной системе парламента и оценивать ее значение. Целесообразно обратить внимание на такой способ разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью, как роспуск парламента или его нижней палаты, и определить его значение в конституционном праве. Следует разобраться в системах организации руководства парламентами и их палатами, осознавать, почему в двухпалатных парламентах чаще всего отсутствует должность председателя парламента.
В связи со структурой парламентов надо помнить о различного рода вспомогательных их органах и учреждениях, уметь оценивать их роль и характеризовать черты, отличающие их от других органов. Очень серьезный институт конституционного права зарубежных стран - статус парламентария. Прежде всего целесообразно определить это понятие. Надо иметь в виду, что исходным моментом является характер мандата парламентария. Поможет вам в этом анализ конституций (конституции КНР, Франции, Германии), а также регламентов палат. Определите основные права и обязанности члена парламента, а также меры ответственности за нарушения дисциплины. Обратите внимание на такие гарантии статуса парламентария, как иммунитет и индемнитет, имеющий два значения. В ряде стран существуют в этом отношении некоторые особенности. Особый подход к таким гарантиям статуса члена парламента несет в себе социалистическая доктрина. Студентам следует ориентироваться во взаимоотношениях между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят, сформировать свое мнение по вопросу неформального воздействия групп давления на парламентариев. Надо иметь в виду, что многие вопросы, относящиеся к организации и деятельности парламентов и статусу парламентариев, регулируются не только конституциями. Поэтому внимательно следует проанализировать регламенты палат и другие нормативные акты (например, Закон о правовых отношениях членов Германского бундестага). Учитывая, что на современном этапе парламент в ряде зарубежных стран считается действующим в сессионном порядке, важно иметь в виду инициаторов созыва сессий парламента и субъектов права их созыва. Необходимо, чтобы студенты различали принципы дисконтинуитета и континуитета (США, Индия). Весьма важна характеристика парламентских процедур. Значение имеют различия между сессией и заседанием, различие процедур на пленарных заседаниях палат и в комитетах, способы голосования, приемы сокращения парламентских дебатов. Попробуйте проанализировать и сравнить конституционно-правовое регулирование процедуры заседаний парламентов в выбранных двух зарубежных странах. Очень важен законодательный процесс. К сожалению, студенты не очень четко различают законодательный процесс и законотворческий процесс, который является более широким и неюридическим понятием. Надо уметь определять стадии законодательного процесса и оценивать их значение. Конституции зарубежных стран по-разному регламентируют законодательный процесс, но достаточно конкретно. Проследите на примерах отдельных конституций путь законопроекта от первой до последней стадии. Выявите особенности законодательного процесса некоторых стран (“чрезвычайное законодательное положение” в Германии, “челнок”” во Франции). Установите, с какого момента законопроект становится законом; в разных странах этот момент различен. Затруднения часто вызывает соотношение понятий “народная инициатива” и “гражданская инициатива”.
Определите понятия, отличия, значение и конституционное оформление этих институтов (конституции Италии, Германии). Определите роль нескольких чтений при обсуждении законопроектов в парламенте, различие содержания понятия «чтение» в Германии и Франции. Обратите внимание на последний этап законодательного процесса - санкционирование, промульгацию и опубликование закона. Каждый из этих терминов несет в себе определенную смысловую нагрузку. Проследите, как конституции зарубежных стран называют эту стадию законодательного процесса. Необходимо учесть особенности порядка принятия конституционных (дополняющих), органических, финансовых законов, законов о ратификации и денонсации международных договоров. Определяя иные специальные парламентские процедуры, следует отличать выборы от назначений, оценивать контрольные процедуры парламентов, ориентироваться в формах контроля парламентов над правительством. Обратить внимание следует на различия в терминах и понятиях, на выявление соотношения между ними. Например, попробуйте выявить отличия запроса парламентариев от вопроса правительству, вотума недоверия от отказа в доверии, а также определить соотношение понятий подотчетности, подчиненности и ответственности, охарактеризовать интерпелляцию и последствия ее применения, проанализировать институт парламентских расследований. Вопрос политической ответственности правительства перед парламентом тесно связан с формой правления государства. Обратите внимание на формы этой ответственности, в частности на “конструктивный” вотум недоверия в Германии, предотвращающий во зм ожны й правительственный кризис в стране. Проанализируйте понятие и значение резолюции порицания, порядок ее применения. Политическую ответственность следует отличать от уголовной, административной, дисциплинарной ответственности должностных лиц. Надо четко понимать, что основанием последних трех видов ответственности является правонарушение. Целесообразно выделить три основные модели соответствующих парламентских процедур. Проанализируйте их по текстам конституций США, Франции, Германии и определите свои предпочтения. Изучив материал о вспомогательном аппарате парламента, следует усвоить его понятие, назначение, структуру и функции. Необходимо определять виды помощников парламентариев и отличать статус помощников члена парламента от его консультантов. Обратите внимание на характеристику различных органов, учреждений и должностных лиц при парламентах, определите их роль в функционировании парламентов. Для того чтобы проверить, насколько вы овладели материалом данной главы, попробуйте схематично изложить вопросы структуры парламентов и их взаимоотношений с другими органами государственной власти.

Те ма

1 0 .

Ко н с т и ту ц и о н н о - п р а вово й

с т атус

о р г а н о в

исполнительной власти.
Изучение материала о правительстве надо начать с определения понятия правительства, приняв во внимание, что конституции разных стран различно его называют. Различен и его политический и партийный состав. Определяя место правительства как органа исполнительной власти при различных формах правления, выявите взаимосвязи и взаимоотношения этого органа с главой государства, парламентом, судебными органами. При этом следует иметь в виду особенности этих взаимосвязей при различных формах правления. Обратите внимание на специфику США и других президентских республик в этом контексте. Уясните значение термина “кабинет” и определите его соотношение с термином “правительство”. При изучении конституций зарубежных стран явно выделяются различные модели формирования правительства. Проанализируйте причины такого положения вещей. Проследите, как и что именно высшие законы государств называют компетенцией правительства и как определяют его ответственность. Обратите внимание на состав правительства, различный статус министров, государственных секретарей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти специальной компетенции. Представляется интересным сравнение правительственных и депутатских привилегий и иммунитетов, осуществление принципа несовместимости в зависимости от формы правления (Германия, Соединенное Королевство, Франция, США). Особое значение имеет статус главы правительства. Конституции содержат различные наименования этого института и по-разному определяют его правовое положение. Достаточно подробно регламентируют порядок выбора и назначения первого министра Основной закон для Германии (ст. 63), Конституция Французской Республики (ст. 21), Конституция Японии (ст. 67) и ряд других. Анализируя статус премьер-министра и правительства, важно помнить об их ответственности, различая политическую и чисто юридическую ответственность. Соотнесите ответственность правительства и ответственность главы государства, выявите общее и различия между ними. Обратите внимание на особенности США, Франции, Польши. Обычно вызывает затруднения у студентов вопрос о публичной администрации. Прежде всего, следует уяснить различные значения этого термина. Затем определить виды и принципы комплектования публичной администрации. Проанализируйте ее законодательное оформление, обратившись к правовым нормам шведской Формы правления (гл. 11), Конституции Словении (ст. 122), Конституции Мексики (ст. 90 - 93) и др.
Тема

11.

Основы

Конституционного

права

Соединеннго

королевства Великобритании и Северной Ирландии
Именно с этой темы целесообразно начинать изучение со студентами
Особенной части данного курса. Здесь, и прежде всего в Англии, еще с XI - XIII вв. начали формироваться многочисленные правовые институты, на основе которых на протяжении веков постепенно сложились и общий принцип господства права (Rule of Law), и основные конституционные принципы и нормы других современных цивилизованных правовых, демократических, социальных и светских государств, и многочисленные положения международного права. Такие идеи и принципы, известные студентам из Общей части данного курса, распространялись в бывших британских владениях, в других странах, развивались в учениях либералов (нередко англоманов), в их жизни и праве, в борьбе народов, приобретая все более эволюционный и компромиссный характер вопреки сопротивлению экстремистов консервативного или революционного толка.
Тема 12. Основы Конституционного права США
Надо уточнить некоторые ходячие представления о Конституции США. Прежде всего это не такая уж «новая» демократия, которой якобы чуть больше 200 лет. До 1776 г., когда были приняты первые конституции штатов (бывших колоний Великобритании) и их совместная Декларация независимости, на их территории действовало британское конституционное право (на некоторых частях территории – законы других стран). Поэтому конституционное право на этих территориях уже знало и права человека, и местное самоуправление, и британскую систему источников права и многое другое, продолжая развивать британскую систему господства права.
Тема

13.

Основы

Конституционного

права

Французской

Республики
При характеристике конституционного права Франции надо иметь в виду прежде всего так называемый конституционный блок, который включает не только текст действующей Конституции 1958 г., но и ряд других источников права. Поскольку в последнее время в текст Конституции внесен ряд важных изменений, лучше всего пользоваться ее переводом, который содержится в 5-м издании сборника «Конституции зарубежных государств» (М.: Волтерс Клувер, 2006).


В раздел образования