Напоминание

"Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность."


Автор: Кремнева Оксана Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №2"
Населённый пункт: г.Прокопьевск, Кемеровская область -Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность."
Раздел: полное образование





Назад




Интеграция школьных предметов естественнонаучного и

гуманитарного циклов: необходимость и возможность.

О.А.Кремнева, город Прокопьевск, Кемеровская область-Кузбасс

В настоящее время в соответствии с современными требованиями

к человеку в системе социальных, профессиональных и прочих

взаимоотношений развития личности - приоритетное направление

образования. Это стимулирует поиск новых подходов к выбору и

структурированию содержания образования. Идет интенсивный поиск

его нового направления, основные черты которого - целостность и

направленность

на

удовлетворение

интересов.

Однако

дифференцированное изучение предметов не дает полной картины мира

и не имеет практикоориентированной направленности на применение

полученных знаний в жизни и на практике. Поэтому в современном

видении образования процесс дифференциации предметов неразрывно

связан с процессом интеграции, и предметы естественно-научного

цикла не исключение. [1, 6]

Традиционная система обучения поощряла разделение предметных

областей

знания

на

естественно-математические,

технические,

гуманитарные, однако необходимость полноценного образования и

поток новой информации в разных областях знаний делает интеграцию

в

области

естественно-научной

предметной

области

просто

необходимой.

Согласно классификации, принятой в соответствии с современной

тенденцией развития образовательных технологий, интегрированный

урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», а

именно, предметного обучения в естественной органической связи с

жизнью.

В педагогической литературе последнего десятилетия отчетливо

прослеживается стремление к определению содержания и структуры

естественнонаучного образования с учетом интегрированных курсов.

Данная возможность вполне реальна и в связи с тем, что педагог имеет

возможность разрабатывать рабочие программы, внося изменения по

своему усмотрению, не противоречащие примерной программе.

Кроме того, педагогами отмечается, что осуществление интеграции

предметов

естественного

цикла

на

основе

системного

подхода,

межпредметных

связей

и

дидактического

синтеза

способствует

формированию у выпускников школы целостной естественнонаучной

картины мира.[2,7]

Являясь учителем географии, считаю, что уроки географии - один из

самых благодатных при планировании интегрированных уроков. Более

того, некоторые темы подразумевают неразрывную связь предметов не

только

естественно-научного

цикла,

но

и

математических,

и

гуманитарных наук.

Наибольшее количество точек соприкосновения, конечно,

характерно для географии и биологии. Так, в седьмом классе

(программа «География», опубликованная в сборнике «Программы

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII

вида»

1

при изучении природных зон возможно более подробное

знакомство с растительным миром России. Материал восьмого класса

при интеграции позволяет расширить границы географических знаний

при погружении в животный мир планеты.

Особое место в интеграции предметов естественнонаучного цикла

имеет экология. В коррекционной школе она не изучается отдельным

предметом, но присутствует на всех уроках географии и биологии. Она

не только помогает расширить знания учащихся, но и способствует

развитию интереса к применению этих знаний на практике. Так на

интегрированных практических занятиях на пришкольном участке

учащиеся имеют возможность определить механический состав почвы и

её структуру, закрепить знания о строение цветковых растений,

экспериментально выявить условия для произрастания тех или иных

растений.

Интересная

взаимосвязь

прослеживается

между

географией

и

математикой. На уроках учащиеся закрепляют навык работы с

линейкой, делают измерения и математические расчеты - все это делает

интегрированные

математико-географические

уроки

не

только

реальностью, но и необходимостью. Интегрированные уроки возможны

по таким темам как «План и масштаб», «Горы», «Рельеф». Такие уроки

могут проводиться в самых разнообразных формах – от путешествия до

лаборатории.

Так как география изучает природу Земли, в частности, России,

неотъемлемой

частью

ее

может

быть

интегрированный

курс

литературы.

Благодатная

и

прекрасная

природа

нашей

страны

настраивает на лирический лад и раскрасит урок эмоциональными

красками. Проведение таких уроков возможно при изучении любого

региона России, так, изучение Урала возможно через произведения П.П.

Бажова (цикл «Малахитовая шкатулка»). Знакомиться с Кузбассом

можно глазами коренных народов нашего края через шорские и

телеутские произведения: сказки, рассказы, стихи.

Бытует мнение, что обучение развитию речи учащихся должно

происходить на уроках русского языка и литературы. На уроках

1 Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст]: В 2-х сб.

СБ.1/Под ред. В.В. Воронковой.-М.:ВЛАДОС, 2012,224с.-с. 66-91

географии есть реальная возможность научить составлению рассказу-

описанию,

обогатить

словарный

запас

учащихся,

обучить

монологической и диалогической речи. Так, при изучении темы

«Население России» (7 класс) можно предложить составить диалог

между жителями разных районов России, а на уроках в 9 классе при

изучении стран мира, предложить учащимся попробовать себя в роли

экскурсовода по стране и рассказать о достопримечательностях.

Не менее важными и интересными могут быть интегрированные

уроки географии и истории, в частности, при изучении таких тем, как

«Открытие Америки», «Границы России»» и др.

Знакомство с географическими названиями, различными

географическими

терминами

делает

возможным

проведение

интегрированных уроков географии и русского языка. Такие уроки

можно провести по темам «Имена существительные на географической

карте», «Машиностроение. Написание сложных имен существительных

и прилагательных» и пр.

Традиционными

становятся

уроки

географии-изобразительного

искусства, и даже географии – технологии и географии – музыки.

Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как позволяют

рассмотреть объект изучения с разных сторон, применить имеющиеся

знания из других предметных областей, использовать эти знания на

практике.

Хочется отметить, что применение на интегрированных уроках

различных

форм,

методов

и

технологий

помогает

реализовать

здоровьесберегающий подход в обучении. Уроки становятся более

насыщенными и пробуждают интерес к предмету, дают возможность

реализоваться всем учащимся не зависимо от их способностей,

развивают творческие способности, а значит, снимают напряженность,

придают уверенность в себе и вызывают желание заниматься не только

учебной, но исследовательской деятельностью.

Литература.

1.Образование в изменяющемся мире. [Текст]// Гуманистический

потенциал естественнонаучного образования: сб. науч. трудов каф. теории и

методики естественнонаучного образования СПГУПМ / под ред.

И. Ю.

Алексашиной. – СПб, 1996. - с.4-13

2. Петренко, Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение [Текст]/

Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение – 2002. - №5.- с.7-8



В раздел образования